Материалы к уроку «СПП с различными видами связи. Однородное подчинение». 11 класс.
методическая разработка (русский язык, 11 класс) на тему
Урок проводился с использованием элементов:
- технологии рефлективного управления учебной деятельностью школьника;
- модульной технологии (наличие законченного блока информации, целевой программы действий, рекомендаций и приложений в письменном виде; часть времени учащиеся работают самостоятельно , осуществляя самоконтроль, таким образом создается зона ближайшего развития).
Почему на этом уроке дети не стоят у доски? «Кому ума не доставало» списать с доски? Метод «закрытой доски» значительно повышает активность мыслительной деятельности. Задача учителя – не отнимать у тех, кто забыл, возможность припомнить то, что знали (тренировка памяти). Ученики сами ищут теоретическое обоснование написанию – таким образом мы тренируем мышление, устанавливаем логические связи между теорией и практикой.
Движущей силой на уроке становится проблема, точнее, противоречие, в которое вступают старые, ранее полученные, и новые знания.
Исправление чьих-то речевых и грамматических ошибок тоже стимулирует интерес к учебному материалу, ведь интереснее переделывать и пересочинять, чем просто переписывать. Таким образом, ученикам истина не преподносится – ученик учится ее находить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp_s_razlichymi_vidami_svyazi_11_russkiy.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы к уроку «СПП с различными видами связи. Однородное подчинение». 11 класс.
Пусть тот, кто не знает, попробует узнать и обратиться
к тем, кто знает.
В процессе работы над учебными элементами перед учащимися были поставлены следующие цели:
1.Образовательные:
- продолжить формирование ЗУН по теме «Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными» на репродуктивном и частично исследовательском уровне;
- продолжить формирование навыков исследовательской работы, обобщения и систематизации знаний, полученных на уроках
- формировать умение определять значения, способы и последовательность присоединения придаточных к главному;
- формировать умение составлять схемы предложений с последовательным, параллельным и однородным подчинением;
- формировать умение правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложений;
- уделить особое внимание пунктуации в предложениях с однородным подчинением союзом (сложные случаи пунктуации, не изучаемые в 9 классе).
2. Воспитательные:
- формировать уважительное отношение к культуре страны, ее языку и литературе;
- продолжить воспитание культуры учебного труда, чувства ответственности, умения добиваться поставленной цели.
3.Развивающие:
- развитие памяти, мышления и культуры речи;
- развитие у учащихся двигательной сферы (развитие моторики мелких мышц при оформлении работ);
- развитие самостоятельности как черты личности;
- продолжить работу по формированию у учащихся навыков редактирования написанного ими текста:
- стимулировать у учащихся интерес к изучению предметов гуманитарного цикла.
Ход урока.
- Сообщение темы и целей урока.
- Частичная проверка домашнего задания с последующей самопроверкой и рефлексией (з.1).
- Актуализация субъектного опыта учащихся с согласованием его с целями урока (з.2).
- Постановка проблемы и ее решение на общетеоретическом уровне и оценка наличия необходимых знаний для решения проблемы. (См. приложение)
- На основе наблюдений, выводов из практической работы, предложенной учителем, учащиеся знакомятся с особенностями СПП с однородным подчинением и сложными случаями постановки знаков препинания, не изучавшимися ранее.
- Финальная часть – выполнение упражнения, к которому нет «ключа».
К уроку « СПП с различными видами связи».
1. Определите вид орфограмм, вставьте буквы. Задание выполняется на бумажном носителе.
1.В каком ряду пропущена одна и та же буква?
- Бе..вкусный, ра...жалобить, не…добровать.
- Пр...смотреться, пр...дорожный, пр…вращение.
- Не..сознанный, д…срочный, вз...рваться.
- Под...езд, в...ющийся, с...емка.
2.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- Пр...сесть, пр...клеен, пр...драссудки.
- Не…гибаемый, бе…шовный, во...гордиться.
- П...черк, с...трудник, не...глядный.
- За..грать, без…скусный, пред..стория
3.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- Не…хватный, пр..дедушка, в..здвигнуть.
- Пр..ображенный, пр...ставка, пр....мудрый.
- Обе...цветить, ра..ческа, не…гибаемый.
- Роз….ск, пред…юльский, пост...мпрессионизм.
4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- Непр…одолимый, пр..влекательный, пр...вязать.
- И..гиб, ра..бросать, не…держанный.
- Вз..ойти, нед...едание, пере…смысленный.
- Под..тожить, без…дейный, вз...мать.
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- Бе…церемонный, и..здавна, не...дешний.
- Пр…городный, пр....вычка, пр...зывать.
- Пред...ставленный, д....брести, пр...славянский.
- В...юга, в...езжать, под…емный.
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- Без..мянный, воз..меть, на...грыш.
- Б...вредный, ра…пробовать, и...подтишка.
- Раз....ем, в...едливый, необ...ятный.
- Пр...мудрый, непр…ятность, пр…стегнуть.
Проверьте себя, используя приложение № 1. Посчитайте количество ошибок. Если они отсутствуют, поставьте себе 5 баллов, если допущено 1-2 ошибки - 4. Если допущено большее количество ошибок, - 0 баллов. В этом случае по окончании урока обратитесь к учителю за дополнительной консультацией.
2 . Прочтите предложение. Определите способ связи в подчеркнутых словосочетаниях.
Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.
3.Перепишите предложения, исправив грамматические ошибки. Задание выполняется в тетради.
Горькое раздумье Лермонтова о судьбе поколения, ему современного, стало содержанием романа «Герой нашего времени». Читая это произведение, становится видно, что это тема была для автора важнейшей. Познакомившись с романом, перед моим внутренним взором встали автор и его герои, которых я начал воспринимать как живых людей. Меня охватило возмущение, узнав о том, как много бед и страданий принес людям лермонтовский Печорин. Герой романа - человек, постоянно гоняющийся за жизнью, и которого постоянно терзают внутренние противоречия.
- В том случае, если возникнут затруднения, обратитесь к приложению №2.
- В чем особенность предложений, которые у вас получились?
- Подчеркните основы, определите способ связи, постройте схемы.
- Если у вас возникнут затруднения, вы можете обратиться к соответствующим таблицам.
4. Проведите наблюдение над последним предложением и заполните карточку «Однородные придаточные».
Подготовьтесь к устному ответу. (Карточка дана в приложении, заполняется ручкой).
5. Прочтите предложения, подчеркните основы, составьте схемы с указанием знаков препинания. Объясните особенности постановки знаков препинания, используя приложение. Задание выполняется на бумажном носителе.
1. Печорин презирает свет отлично понимая что в нем не ценятся ни ум ни знания и что там господствует «самолюбивая посредственность».
2. Мне интересна лермонтовская манера повествования когда между читателем и героем нет посредника когда рассказ о событиях ведет герой и все дано сквозь призму его восприятия.
3. Я им объяснил что я офицер еду в действующий отряд по казенной надобности и стал требовать казенную квартиру.
4. Гибель Вулича должна была окончательно убедить Печорина в том что предчувствие его верно и в том что предопределение вершит свой суд.
5. Эти азиатские курки часто осекаются если дурно сделаны или не довольно крепко прижмешь пальцем.
6. Верно ли было его решение или он в очередной раз ошибся я не знаю.
7. Он вспомнил как будучи ребенком повторял за матерью слова молитвы как она твердила ему об ангеле охраняющем душу человеческую как она рассказывала ему о звездах — очах божьих ангелов о слезах небожителей, проливаемых ими о грехах наших.
6. Выполните упражнения и сдайте на проверку тетрадь и бумажный носитель.
Найдите СПП с однородным подчинением и укажите их номера.
1. (1) Моей певунье казалось не более восемнадцати лет. (2) Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно. (3) Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то
неопределенное, но такова сила предубеждений: правильный нос свел меня с
ума; я вообразил, что нашел Гетеву Миньону, это причудливое создание его
немецкого воображения...
2. (1)Поручик Тенгинского пехотного полка Лермонтов ехал на Кавказ, в ссылку, в крепость Грозную...
(3) Разливы задерживали Лермонтова. (4)Приходилось дожидаться паромов, а иной раз, если паром был поломан или ветер разводил на разливе волну, даже останавливаться на день-два в каком-нибудь захолустном городке.
(5)Лермонтов равнодушно слушал жалобы проезжающих на высокую воду и дрянные отечественные дороги. (6)Он был рад задержкам. (7)Куда было скакать сломя голову? (8)Под чеченскую пулю?
3. (1)Что делать, он не знал. (2)Неужели смириться? (3)Жизнь взяла его в такую ловушку, что он не в силах был вырваться. (4)Внезапная мысль, что его может спасти только всеобщая любовь, что он должен отдать себя под защиту народа, мелькнула в его сознании. (5)Но он тотчас прогнал ее и засмеялся. (6) Глупец! (7)Что он сделал для того, чтобы заслужить всенародное признание? (8)Путь к великому назначению поэта так бесконечно труден и долог – ему не дойти!
4. (1)Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.
(2)Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.
(3)Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом. (4)Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, где их никто не замечает и мало кто находит: серебряный пень в лунную ночь, звон воздуха, небо, похожее на старинную морскую карту. (6)Он может придумать множество удивительных рассказов.
(7)Примерно такое же состояние испытывал сейчас Лермонтов. (8)Он был спокоен и счастлив... (9) Он был счастлив своими мыслями, их силой, широтой, своими замыслами, всепроникающим присутствием поэзии.
(К.Г.Паустовский «Разливы рек»)
Домашнее задание.
Индивидуальная часть:
1. для тех, кто допустил ошибки в правописании приставок на З-С
РТГ № 194(3 часть);
2.для тех, кто допустил ошибки в правописании Ъ и Ь РТГ № 190 (4 ч);
3. для тех, кто допустил ошибки в правописании приставок ПРЕ-ПРИ (РТГ №218частьЗ);
4. для тех, кто допустил ошибки в правописании И_Ы после приставок на согласную (РТГ №190 1 часть).
Общая часть:
1 .Аналогично карточке №3 составить текст, в котором рассказывается о параллельном и последовательно подчинении. (на выбор)
2.РТГ № 45 (1, 4, 5,6,7,9). Придумать и записать СПП с однородными придаточными, где можно поставить тире иди точку с запятой.
Приложение к заданию №1.
. Определить вид орфограмм, вставить буквы.
1.В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1)БеЗвкусный, ра.Зжалобить, неСдобровать.
2)ПрИ.смотреться, прИдорожный, прЕвращение.
3)НеОсознанный, дОсрочный, взОрваться.
4)ПодЪезд, вЬющийся, сЪемка.
2.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)ПрИ.сесть, прИклеен, прЕдрассудки.
2)НеСгибаемый, беСшовный, воЗгордиться.
3)П.Очерк, с.Отрудник, не.О.глядный.
4)ЗаИ.грать, безЫскусный, предЫстория
3.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)НеОхватный, прАдедушка, в.Оздвигнуть.
2)ПрЕображенный, прИставка, прЕмудрый.
3)ОбеСцветить, раСческа, неСгибаемый.
4)РозЫск, предЫюльский, постИмимпрессионизм
4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)НепрЕодолимый, прИвлекательный, прИвязать.
2)ИЗгиб, раЗбросать, неСдержанный.
3)ВзОйти, нед.О.едание, переОсмысленный.
4)ПодЫтожить, безЫдейный, взИмать.
5.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)БеСцеремонный, иЗдавна, не.Сдешний.
2)ПрИгородный, прИвычка, прИзывать.
3)ПредОставленный, д.Обрести, прАславянский.
4)ВЬюга, вЪезжать, подЪемный.
5.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)БезЫмянный, возЫметь, наИгрыш.
2)БеЗвредный, раСпробовать, и.Сподтишка.
3) РазЪем, вЪедливый, необЪятный.
4)ПрЕмудрый, непрИятность, прИстегнуть.
2 . Ответы к заданию 2.
В своей поэзии – согласование;
перелистывая томики - управление;
его души – примыкание.
Приложение к заданию №3.
1.Помни о том, что деепричастие - это особая форма глагола, обозначающая
добавочное действие при основном глаголе.
Деепричастие — особая форма глагола, которая характеризует действие, обозначенное глаголом-сказуемым. Смотрел (как?) улыбаясь, бежал (как?) задыхаясь . Это неизменяемая форма глагола, поэтому не имеет окончания: молча, глядя, бегая и т.д.
Признаки глагола у деепричастий:
1) Вид (совершенный и несовершенный): играя вальс, сыграв
вальс.
- Возвратность и невозвратность: признавая, признаваясь.
- Способность иметь при себе зависимые слова, образовывая
словосочетания типа: «деепричастие + существительное»: сидя на стуле, «деепричастие + наречие»: улыбаясь весело.
Признаки наречия у деепричастия:
- Не изменяется.
- В предложении зависит от глагола-сказуемого: бежит подпрыгивая; шёл сгорбившись.
- В предложении является обстоятельством.
2. Действие, обозначаемое деепричастием (деепричастным оборотом), является добавочным при основном действии и относится, как правило, к подлежащему данного предложения. Сравните: Возвращаясь домой, я вспомнил о своем обещании позвонить бабушка (Я возвращался домой и вспомнил о своем обещании позвонить бабушке.) Если же производитель действия, обозначенного глаголом, и производитель действия, обозначенного деепричастием, не совпадают, употребление деепричастного оборота стилистически ошибочно: Возвращаясь домой, мне стало грустно. — Правильно будет: Когда я возвращался домой, мне стало грустно
2.Если обнаружена ошибка, связанная с употреблением в речи деепричастия или
деепричастного оборота, попытайся перестроить предложение, заменив д.об. на
соответствующее придаточное обстоятельственное.
З.Если обнаружено использование в качестве однородных структур придаточного
предложения и определения, выраженного причастным оборотом, замени
причастный оборот на соответствующее придаточное определительное.
4. Если в тексте имеются речевые повторы, устрани их.
К заданию №4
Однородные придаточные:
1. относятся к..............................
слову в главном предложении (либо к
2. отвечают на........................................................вопрос.
3. являются придаточными.......................................типа.
4. могут присоединяться к главному предложению как..................
так и........................союзами и союзными словами.
5. связаны между собой..............................................связью с
............................или без.
6. могут находиться..............................главного предложения, ..
главным или...................................... его.
К заданию №5. (на отдельном листе – остается у учащегося)
Теоретические сведения.
1. В СПП с несколькими придаточными запятой отделяется каждое предложение.
2. Не отделяются запятой однородные придаточные предложения, связанные неповторяющимися соединительными или разделительными словами.
3. Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, соединенными повторяющимися сочинительными союзами, как и между любыми однородными членами.
4. Если первый из повторяющихся союзов стоит перед первым придаточным, то запятой перед ними не ставится.
5. Союз «ли.. .или», связывающий однородные придаточные, приравнивается к повторяющемуся. ( Не путайте с однородными членами: здесь запятая НЕ СТАВИТСЯ. Был ли он там или не был,)
6. Иногда в предложениях с однородными придаточными может не быть второго подчинительного союза. Однако знаки препинания в этом случае остаются те же.
7. Точка с запятой может ставиться между однородными придаточными, если они значительно распространены или осложнены и имеют внутри себя запятые и другие знаки препинания.
8. Между главным и придаточными ставится тире, если однородные придаточные изъяснительные предшествуют главному, а в главном может быть слово «это», «вот», «такой» и т.п. и главное предложение может иметь обобщающий характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие...
Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать ра...
Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с различными видами связи"
Цель урока: создать условия для развития критического мышления посредством активного включения учащихся в познавательный процесс через систематизацию и обобщение знаний о сложных предложениях с р...
Обобщение изученного по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Контрольная работа № 4 по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Урок-практикум. Составление схем сложных предложений с различными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной. 9 класс
Урок-практикум. Составление схем сложных предложений с различными видами связи 9 класс...
Конспект урока русского языка в 9м классе: "Сложные предложения с различными видами связи".
quot;Сложные предложения с различными видами связи"....