Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок сопровождается презентацией, помогает осмыслитьспецифику причастного оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prich.oborot.docx | 22.71 КБ |
test.docx | 17.38 КБ |
znaki_prepinaniya_pri_prichastnom_oborote.ppt | 541 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК: Русский язык
Класс: 6-а
ТЕМА УРОКА: Знаки препинания при причастном обороте.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
осмысление специфики причастного оборота и употребления его в речи, усвоение правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков взаимо и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ:
развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения составлять алгоритм мыслительных операций, познавательного интереса, умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
ЗНАТЬ: - что такое причастный оборот;
УМЕТЬ: - различать определяемое слово и зависимые от причастия слова;
- находить причастный оборот в предложениях;
-конструировать предложения с причастным оборотом;
-ставить знаки препинания при причастном обороте.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Компьютер, проектор.
На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки, карандаши, карточки
СТРУКТУРА УРОКА:
- Мобилизующий этап.
- Этап формулирования темы урока и целей урока.
- Актуализация знаний по теме.
- Закрепление материала.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Итоги урока, рефлексия.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:
Устный и письменный.
Фронтальный, индивидуальный.
Итоговый самоконтроль по теме.
ХОД УРОКА:
Мобилизующий этап (Целеполагание).
Учитель:
- Работа с причастным оборотом – что может быть проще! Почему же так много людей не замечают его в предложении? Докажем, что мы не из их числа.
Запишем тему нашего урока: « Знаки препинания при причастном обороте».
Этап формулирования темы урока и целей урока
-Чтобы доказать, что мы не будем в числе тех людей, которые «боятся» причастных оборотов, определим цели урока по опорным словам:
Осмыслить
Усвоить
Научиться
Ученики:
Осмыслить, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота);
как употребляются предложения с причастным оборотом в речи.
Усвоить, как выделяется на письме причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
Научиться находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
- Актуализация знаний по теме.
- Синтаксическая минутка.
Серебрился выпавший утром снег.
Выделите грамматическую основу, выпишите словосочетания, составьте схему предложения. Почему в предложении нет знаков препинания?
Можно ли перестроить предложение, чтобы были другие знаки препинания?
Серебрился снег, выпавший утром.
Снег, выпавший утром, серебрился.
-Какой вывод можно сделать?
( Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятая не ставится…)
Промежуточная рефлексия:
-Оцените свои знания по теме на этом этапе работы.
- Закрепление изученного.
- Конструирование предложений.
А) Коллективный разбор.
Ветер пролетал над полями, поднимал снежный вихрь.
Ветер, пролетавший над полями, поднимал снежный вихрь.
Б) Самостоятельная работа с проверкой.
Иней выпал на рассвете, хрупко лежал на земле и долго не таял.
Иней, выпавший на рассвете, хрупко лежал на земле и долго не таял.
Дорога к станции взвивалась по тропинке и спускалась в сырые ложбинки.
Дорога к станции, взвивавшаяся по тропинке, спускалась в сырые ложбинки.
-Какой вывод можно сделать?
(Предложение с однородными сказуемыми можно заменить предложением с причастным оборотом).
Промежуточная рефлексия:
-Оцените свои знания по теме на этом этапе работы.
- «КОРРЕКТОР»
Объясните допущенные учеником ошибки и исправьте их.
- Подгоняемая лодка неслась по реке ветром. (Подгоняемая ветром лодка неслась по реке).
- Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах. (Пастух, заночевавший в горах, увидел наш костёр).
- Затянувшее тучами небо повисло над просекой. (Затянувшееся тучами небо повисло над просекой).
- Море, плескавшее тихо у берега, сверкало фосфорическим блеском. (Море, плескавшееся тихо у берега, сверкало фосфорическим блеском)
-Какой вывод можно сделать?
(Чтобы не допускать грамматических ошибок, нужно правильно согласовать причастие с определяемым словом).
- Графический диктант.
Задача - указать на схеме, перед определяемым словом или после него находится причастный оборот.
- Кругом лежит сверкающий на солнце снег.
- Дремлют посеребрённые инеем деревья.
- Прижались к земле кусты, запорошенные снегом.
- Молчит уснувший надолго лес.
- Мать, не отходившая от сына, заплакала.
- Воздух, ещё не ставший знойным, приятно освежает.
- За окном, освещённым лунным светом, серебрилось поле.
- Дувший с моря ветер усиливался.
Взаимопроверка, подсчёт баллов.
-Какой вывод можно сделать?
( Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятая не ставится…)
Промежуточная рефлексия:
-Оцените свои знания по теме на этом этапе работы.
ФИЗМИНУТКА.
- Составление текста по картине и заданному шаблону.
Зимняя ночь.
- Вечер. Небо замерло в ожидании рассвета. Деревья красуются в тишине. Луна отражается в реке. Река мирно дремлет, но ещё не замёрзла.
Зимняя ночь.
- Вечер. Небо, ярко пылающее на западе, замерло в ожидании
рассвета. Деревья, посеребрённые инеем, красуются в тишине.
Скромно улыбающаяся луна отражается в реке, мирно дремлющей,
но ещё не замёрзшей.
- Тест. Самопроверка
- Домашняя работа. Параграф 34, 36, №410 или выписать из художественной литературы 3-4 предложения
- Итог урока, рефлексия.
- Реализовали ли мы цели урока?
Учащиеся заканчивают фразы, подводящие итоги урока:
- Я научился…
- Я запомнил…
- Я рад, что …
- Теперь я …
Рефлексия.
Чтобы оценить эмоциональное состояние на уроке, учащиеся поднимают карточку того цвета, который соответствует подходящему утверждению.
Предварительный просмотр:
Тест. Вариант 1.
А 1. Какое слово является причастием?
- детальный 3) могучий
- тонущий 4) зелёный
А 2. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?
- собравший урожай 3) заглянувший в окно
- убежавшее молоко 4) читающий текст
А 3. В каком словосочетании причастие является главным словом?
- проснувшийся ветерок 3) заросшая тропинка
- опустевшие поля 4) гонимые ветром
А 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На песчаной косе(1) усеянной рыбьей чешуёй (2) возвышался шалаш (3) сделанный из прутьев ивы (4) коры и рогож.
- 2, 3, 4 3) 1, 2, 3
- 1, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
В 1. Из данного предложения выпишите причастия.
Колеблющийся полёт бабочки над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.
Тест. Вариант 2.
А 1. Какое слово является причастием?
1) дельный 3) улыбающийся
2) тоненький 4) вкусный
А 2. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?
- созревший урожай 3) заглянувший в дверь
- убежавшее далеко 4) изучающий историю
А 3. В каком словосочетании причастие является главным словом?
- кружащийся ветерок 3) забытая книга
- заросшая кустарником 4) облака бегущие
А 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Со всех сторон высятся неприступные скалы (1) обвешанные зелёным плющом (2) жёлтые обрывы (3) исчерченные промоинами (4) а внизу Арагва тянется серебряной нитью.
- 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 3
- 1, 3, 4 4) 2, 3, 4
В 1. Из данного предложения выпишите причастия.
Над широко расстилающимся полем виднеются парящие в небе ястребы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Серебрился выпавший утром снег. Серебрился снег, выпавший утром Снег, выпавший утром, серебрился.
Ветер пролетал над полями, поднимал снежный вихрь. Иней выпал на рассвете, хрупко лежал на земле и долго не таял. Дорога к станции взвивалась по тропинке, спускалась в сырые ложбинки.
Ветер, пролетавший над полями, поднимал снежный вихрь. Иней, выпавший на рассвете, хрупко лежал на земле и долго не таял. Дорога к станции, взвивавшаяся по тропинке, спускалась в сырые ложбинки.
Зимняя ночь. Вечер. Небо замерло в ожидании рассвета. Деревья красуются в тишине. Луна отражается в реке. Река мирно дремлет, но ещё не замёрзла.
Зимняя ночь. Вечер. Небо, ярко пылающее на западе, замерло в ожидании рассвета. Деревья, посеребрённые инеем, красуются в тишине. Скромно улыбающаяся луна отражается в реке, мирно дремлющей, но ещё не замёрзшей.
Какова роль причастий в речи? Помогает передать одновременно и признак , что делает описание более ярким и точным, и действие , что позволяет передать динамичность.
ТЕСТ ВАРИАНТ 1 А1 - 2 А2 – 2 А3 – 4 А4 – 4 В1 колеблющийся зеленеющей ВАРИАНТ 2 А1 – 3 А2 – 1 А3 – 2 А4 – 1 В1 расстилающимся парящие
Подгоняемая ветром лодка неслась по реке. Пастух, заночевавший в горах, увидел наш костёр. Море, плескавшееся тихо у берега, сверкало фосфорическим блеском. Затянувшееся тучами небо повисло над просекой.
Домашнее задание Упр.410 или 3-4 предложения из художественной литературы.
Я научился… Я запомнил… Я рад, что… Теперь я…
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Знаки препинания при причастном обороте"
Использование данной презентации на уроке позволит: углубить и закрепить представление о причастном обороте; находить причастный оборот в предложении; уточнить роль причастного оборота в пр...
Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....
Технологическая карта урока русского языка. "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением"
Предмет: русский языкКласс: 5Учитель: Лопатина Лилия АнатольевнаТема: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»Тип урока: урок усвоения новых знаний Учебник: Базовый учебник...
Проект урока русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Проект урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Презентация к уроку в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...
Урок русского языка "Обращение. Знаки препинания при обращении" 7 класс
Материал можно использовать на уроке русского языка в 7 классе при реализации АООП О УО вариант 9.1...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".Тип урока-модульный урок открытия новых знаний....