Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Пиховкина Лариса Владимировна

Урок сопровождается презентацией,  помогает осмыслитьспецифику  причастного  оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prich.oborot.docx22.71 КБ
Файл test.docx17.38 КБ
Office presentation icon znaki_prepinaniya_pri_prichastnom_oborote.ppt541 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК: Русский язык

Класс: 6-а

ТЕМА   УРОКА: Знаки препинания при причастном обороте.

 ТИП  УРОКА:    комбинированный.

ЦЕЛИ  УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

осмысление специфики  причастного  оборота и употребления его в речи, усвоение правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков взаимо  и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ:

развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения составлять алгоритм мыслительных операций, познавательного интереса, умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

 ЗНАТЬ:  - что такое причастный оборот;

УМЕТЬ: - различать определяемое слово и зависимые от причастия слова;

- находить причастный оборот в предложениях;

-конструировать предложения с причастным оборотом;

-ставить знаки препинания при причастном обороте.

ОБОРУДОВАНИЕ  УРОКА:

Компьютер, проектор.

На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки,  карандаши, карточки

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Мобилизующий этап.
  2. Этап формулирования темы урока и целей урока.
  3. Актуализация знаний по теме.
  4.  Закрепление материала.
  5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  6. Итоги  урока, рефлексия.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ  УРОКЕ:

Устный и письменный.

Фронтальный, индивидуальный.

Итоговый самоконтроль по теме.

ХОД  УРОКА:

Мобилизующий этап (Целеполагание).

Учитель:

- Работа с  причастным  оборотом – что может быть проще! Почему же так много людей не замечают его в предложении? Докажем, что мы не из их числа.

Запишем тему нашего  урока: « Знаки препинания при причастном обороте».

Этап формулирования темы  урока  и целей  урока

-Чтобы доказать, что мы не будем в числе тех людей, которые «боятся»  причастных  оборотов, определим цели  урока  по опорным словам:

Осмыслить

Усвоить

Научиться

Ученики:

Осмыслить, что такое  причастный  оборот (смысловой блок  причастного  оборота);

как употребляются предложения с  причастным  оборотом в речи.

Усвоить, как выделяется на письме  причастный  оборот (смысловой блок  причастного  оборота).

Научиться находить и выделять  причастный  оборот (смысловой блок  причастного  оборота).

  1. Актуализация знаний по теме.
  1. Синтаксическая минутка.

Серебрился выпавший утром снег.

Выделите грамматическую основу, выпишите словосочетания, составьте схему предложения. Почему в предложении нет знаков препинания?

Можно ли перестроить предложение, чтобы были другие знаки препинания?

Серебрился снег, выпавший утром.

Снег, выпавший утром, серебрился.

-Какой вывод можно сделать?

( Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятая не ставится…)

 Промежуточная рефлексия:

-Оцените свои знания по теме на этом этапе работы.

  1.  Закрепление изученного.

  1. Конструирование предложений.

А)   Коллективный разбор.

Ветер пролетал над полями, поднимал снежный вихрь.

Ветер, пролетавший над полями, поднимал снежный вихрь.

Б)  Самостоятельная работа с проверкой.

Иней выпал на рассвете, хрупко лежал на земле и долго не таял.

Иней, выпавший на рассвете, хрупко лежал на земле и долго не таял.

Дорога к станции взвивалась по тропинке и спускалась в сырые ложбинки.

Дорога к станции, взвивавшаяся по тропинке, спускалась в сырые ложбинки.

-Какой вывод можно сделать?

(Предложение с однородными сказуемыми можно заменить  предложением с причастным оборотом).

Промежуточная рефлексия:

-Оцените свои знания по теме на этом этапе работы.

  1. «КОРРЕКТОР»

Объясните допущенные учеником ошибки и исправьте их.

  1. Подгоняемая лодка неслась по реке ветром.  (Подгоняемая ветром лодка неслась по реке).
  2. Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах. (Пастух, заночевавший в горах,  увидел наш костёр).

  1. Затянувшее тучами небо повисло над просекой.  (Затянувшееся тучами небо повисло над просекой).  

  1. Море, плескавшее тихо у берега, сверкало фосфорическим блеском. (Море, плескавшееся тихо у берега, сверкало фосфорическим блеском)

-Какой вывод можно сделать?

(Чтобы не допускать грамматических ошибок, нужно правильно согласовать причастие с определяемым словом).

  1. Графический диктант.

Задача - указать на схеме, перед определяемым словом  или после него находится причастный оборот.

  1. Кругом лежит сверкающий на солнце снег.
  2. Дремлют посеребрённые инеем деревья.
  3. Прижались к земле кусты, запорошенные снегом.
  4. Молчит уснувший надолго лес.
  5. Мать, не отходившая от сына, заплакала.
  6. Воздух, ещё не ставший знойным, приятно освежает.
  7. За окном, освещённым лунным светом, серебрилось поле.
  8. Дувший с моря ветер усиливался.

Взаимопроверка, подсчёт баллов.

-Какой вывод можно сделать?

( Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятая не ставится…) 

Промежуточная рефлексия:

-Оцените свои знания по теме на этом этапе работы.

ФИЗМИНУТКА.

  1. Составление текста по картине и заданному шаблону.

Зимняя ночь.

  1. Вечер. Небо замерло в ожидании рассвета.  Деревья красуются в тишине.  Луна отражается в реке. Река мирно дремлет, но ещё не замёрзла.

Зимняя ночь.

  1. Вечер. Небо, ярко пылающее на западе, замерло в ожидании  

     рассвета.  Деревья, посеребрённые инеем, красуются в тишине.

           Скромно улыбающаяся луна отражается в реке, мирно дремлющей,    

            но ещё не замёрзшей.

  1. Тест.  Самопроверка

  1. Домашняя работа.  Параграф 34, 36, №410 или  выписать из художественной литературы 3-4 предложения

  1. Итог  урока,  рефлексия.

- Реализовали ли мы цели урока?

Учащиеся заканчивают фразы, подводящие итоги урока:

- Я научился…

- Я запомнил…

- Я рад, что …

- Теперь я …

Рефлексия.

Чтобы оценить эмоциональное состояние на уроке, учащиеся поднимают карточку того цвета, который соответствует подходящему утверждению.



Предварительный просмотр:

Тест. Вариант 1.

А 1. Какое слово является причастием?

  1. детальный        3) могучий
  2. тонущий           4) зелёный  

           

А 2. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?

  1. собравший урожай    3) заглянувший в окно
  2. убежавшее молоко     4) читающий текст

А 3.  В каком словосочетании причастие является главным словом?

  1. проснувшийся ветерок  3) заросшая тропинка
  2. опустевшие поля            4)  гонимые ветром

А 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На песчаной косе(1) усеянной рыбьей чешуёй (2) возвышался шалаш (3) сделанный из прутьев ивы (4) коры и рогож.

  1. 2, 3, 4                            3) 1, 2, 3
  2. 1, 3, 4                            4) 1, 2, 3, 4

В 1. Из данного предложения выпишите причастия.

Колеблющийся  полёт бабочки над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.

Тест. Вариант 2.

А 1. Какое слово является причастием?

1)  дельный             3) улыбающийся

2)  тоненький           4) вкусный

           

А 2. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?

  1. созревший урожай    3) заглянувший в дверь
  2. убежавшее далеко     4) изучающий историю

А 3.  В каком словосочетании причастие является главным словом?

  1. кружащийся  ветерок        3) забытая  книга
  2. заросшая кустарником      4) облака  бегущие

А 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Со всех сторон высятся неприступные скалы (1) обвешанные зелёным плющом (2) жёлтые обрывы (3) исчерченные промоинами (4) а внизу Арагва тянется серебряной нитью.

  1. 1, 2, 3, 4                                 3) 1, 2, 3
  2. 1, 3, 4                                     4) 2, 3, 4

В 1. Из данного предложения выпишите причастия.

Над широко расстилающимся полем виднеются парящие в небе ястребы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаки препинания при причастном обороте ЗНАТЬ: - что такое причастный оборот; УМЕТЬ: - различать определяемое слово и зависимые от причастия слова; - находить причастный оборот в предложениях; -конструировать предложения с причастным оборотом; -ставить знаки препинания при причастном обороте.

Слайд 3

Серебрился выпавший утром снег. Серебрился снег, выпавший утром Снег, выпавший утром, серебрился.

Слайд 4

Ветер пролетал над полями, поднимал снежный вихрь. Иней выпал на рассвете, хрупко лежал на земле и долго не таял. Дорога к станции взвивалась по тропинке, спускалась в сырые ложбинки.

Слайд 5

Ветер, пролетавший над полями, поднимал снежный вихрь. Иней, выпавший на рассвете, хрупко лежал на земле и долго не таял. Дорога к станции, взвивавшаяся по тропинке, спускалась в сырые ложбинки.

Слайд 8

Зимняя ночь. Вечер. Небо замерло в ожидании рассвета. Деревья красуются в тишине. Луна отражается в реке. Река мирно дремлет, но ещё не замёрзла.

Слайд 9

Зимняя ночь. Вечер. Небо, ярко пылающее на западе, замерло в ожидании рассвета. Деревья, посеребрённые инеем, красуются в тишине. Скромно улыбающаяся луна отражается в реке, мирно дремлющей, но ещё не замёрзшей.

Слайд 10

Какова роль причастий в речи? Помогает передать одновременно и признак , что делает описание более ярким и точным, и действие , что позволяет передать динамичность.

Слайд 11

ТЕСТ ВАРИАНТ 1 А1 - 2 А2 – 2 А3 – 4 А4 – 4 В1 колеблющийся зеленеющей ВАРИАНТ 2 А1 – 3 А2 – 1 А3 – 2 А4 – 1 В1 расстилающимся парящие

Слайд 12

Подгоняемая ветром лодка неслась по реке. Пастух, заночевавший в горах, увидел наш костёр. Море, плескавшееся тихо у берега, сверкало фосфорическим блеском. Затянувшееся тучами небо повисло над просекой.

Слайд 13

Домашнее задание Упр.410 или 3-4 предложения из художественной литературы.

Слайд 14

Я научился… Я запомнил… Я рад, что… Теперь я…

Слайд 15

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Знаки препинания при причастном обороте"

Использование данной презентации на уроке позволит: углубить и закрепить представление о причастном обороте;  находить причастный оборот в предложении; уточнить роль причастного оборота в пр...

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

Технологическая карта урока русского языка. "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением"

Предмет: русский языкКласс: 5Учитель: Лопатина Лилия АнатольевнаТема: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»Тип урока: урок усвоения новых знаний Учебник: Базовый учебник...

Проект урока русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Проект урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Презентация к уроку в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...

Урок русского языка "Обращение. Знаки препинания при обращении" 7 класс

Материал можно использовать на уроке русского языка в 7 классе при реализации АООП О УО вариант  9.1...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания  при причастном обороте".Тип урока-модульный урок открытия новых знаний....