Урок в 5 классе "Словообразование. Морфемный разбор"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Соломина Ольга Владимировна

Комбинированный урок с применением групповых и дифференцированных технологий.

Цели:

  1. Совершенствовать навыки морфемного разбора слова.
  2. Формировать умение использовать частичный и полный морфемный анализ.
  3. Развитие быстроты реакции, мышления, памяти, внимания.
  4. Воспитание интереса к изучению русского языка через использование занимательного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovoobrazovanie_otkrytyy_urok.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс. Русский язык. Учебник М.М.Разумовской.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР.

Комбинированный урок с применением групповых и дифференцированных технологий.

Цели:

  1. Совершенствовать навыки морфемного разбора слова.
  2. Формировать умение использовать частичный и полный морфемный анализ.
  3. Развитие быстроты реакции, мышления, памяти, внимания.
  4. Воспитание интереса к изучению русского языка через использование занимательного материала.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Мобилизация внимания. Определение цели и задач урока.

Слово учителя. Цель нашего урока – научиться правильно выполнять морфемный разбор слова. Для этого нам нужно будет решить несколько задач: научиться выделять в слове разные морфемы, определять часть речи, придумывать слова по схемам, собирать слова из разных морфем.

  1. Проверка домашнего задания (отгадываем кроссворд по основным понятиям темы).

Экран.

II. Опрос:

  1. На какие две части делятся изменяемые слова? (Основа и окончание)
  2. Какую неизменяемую часть речи вы знаете? (Наречие)
  3. Что вы можете сказать об окончании наречий? (Их нет, потому что это неизменяемая часть речи)
  4. Таким образом, с чего мы должны начать морфемный разбор? (С определения части речи)
  5. Почему морфему называют значимой частью слова? (Потому что каждая морфема имеет свое значение).

III.  Объяснение нового материала. Порядок морфемного разбора.

Запись в тетрадях: число, классная работа, тема урока.

Работа с учебником. Чтение вслух порядка разбора и образца.

IV. Закрепление. Работа по группам.

1) Слово учителя.

Итак, вчера при выполнении морфемного разбора простейших слов вы допустили ошибки, и мы разделились на группы в зависимости от той морфемы, в которой эти ошибки были допущены.

1 группа – ошибки в определении корня, 2 – приставки, 3 – суффикса, 4 – окончания. Есть ребята, безошибочно выполнившие разбор. Это наши эксперты, и они будут помогать работать каждой группе.

? Как вы думаете, зачем мы разделились? (Чтобы не делать ошибок)

2) Каждая группа получает задание на листочках.

1 задание: найти в словах «свою» морфему, выделить ее, определить значение, придумать и записать еще по 2 примера слов с этой морфемой.

2 задание: морфологическая шарада, у каждой группы – своя. Ответ записать, морфемный разбор полученного слова.

3 задание: составить слова по данным схемам.

Проверка каждого задания сразу после выполнения, в результате 1 и 2  – полученные слова на экране, 3 – на слух, по очереди.

3) Доска.

Играли ли вы в детстве в кубики? Я разбросала вам кубики с морфемами. В этих кубиках зашифрована фраза, высказывание К.Г. Паустовского. Для удобства она разобрана на 2 части. Соберите кубики, начав с корней. Найдите подходящий к корню суффикс, а потом окончание. Какая группа быстрее?

Проверка.

? Как называется высказывание, воспроизведенное точно, дословно? (Цитата)

Давайте запишем эту цитату, оформив ее как прямую речь (один ученик на доске).

V. Контроль.

А теперь пришло время проверить, чему вы научились сегодня, работая в группах.

Давайте еще раз повторим порядок разбора (по одному человеку из каждой группы).

Работаем в тетрадях на оценку, у вас 5 минут.

Экран: выполните морфемный разбор.

Сдаем тетради.

VI. Подведение итогов: отметки, запись и обсуждение домашнего задания: выучить порядок разбора, пересказ текста с. 95.

Задания для групп

1. Повиснуть, перетерли, бестолковый, немного.

  1. найти в словах «свою» морфему, выделить ее, определить значение, придумать и записать еще по 2 примера слов с этой морфемой.

2.  Шарады.

  1. ответ записать, выполнить морфемный разбор полученного слова.

1 группа – «Приставка»

Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.
 (Рассказчик)

2 группа – «Корень»

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
 (Оценка)

3 группа – «Суффикс»

Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый,
Приставку - в слове выписать,
Корень – в слове преподносить.
 (Выносливый)

4 группа – «Окончание»

Корень тот же, что и в слове именной,
Один суффикс, как в слове дружина,
Другой – как в слове высотник. 
(Именинник)

3. Схемы.

  1. Придумать и записать по одному слову к каждой схеме. Выполнить морфемный разбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфемный разбор слова (конспект урока русского языка)

Урок русского языка проводился в 5 классе....

Урок русского языка в 5 классе "Морфемный разбор слов. Закрепление знаний по теме "Морфемика".

Данный урок реализуется в рамках учебника "Русский язык. 5 класс". Авторы-составители Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская....

Конспект урока в 5 классе на тему: "Морфемный разбор слова"

Данный материал разработан как урок обобщения и систематизации изученного по теме "Морфемика" в 5 классе....

Урок русского языка в 5 классе Урок-путешествие МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД Тема: морфемика, морфемный разбор слова.

Урок-обобщение по теме "Морфемика". Для закрепления изученного материала используется материал загадок и стихотворений о грибах. На уроке одновременно повторяются орфографические и пунктуационны...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

Конспект урока по теме " Морфемный разбор слова" 5 класс

Данный урок является завершающим в теме "Морфемика". Можно использовать и для повторения этой темы как в конце 5 класса, так и в начале 6....