Конспект урока в 5 классе на тему: "Морфемный разбор слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Данный материал разработан как урок обобщения и систематизации изученного по теме "Морфемика" в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_5_klass_morfemnyy_razbor_slova.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОК РУССКО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА»
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Цели урока:
Образовательная:
- Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемный разбор слова», проверить усвоение понятий «однокоренные слова, форма слова, значимые части слова» (приставка, корень, суффикс, окончание);
- Проверить умения учащихся различать однокоренные слова и формы слова;
- Контролировать навык определения состава слова;
Воспитательная:
- Формирование навыков контроля и самоконтроля;
- Активизация познавательной деятельности;
Развивающая:
- Развитие умения применять свои знания в нестандартных ситуациях;
- Развитие умения сравнивать, обобщать
Принципы обучения.
- Систематичности и последовательности обучения.
- Доступности (опора на знания учащихся).
- Научности.
Оборудование: мультимедийная аппаратура, карточки личного учета; учебник русского языка. 5 класс/ Под ред. Ладыженской.
План урока
- Постановка цели урока и мотивация к учебной деятельности учащихся (орг. момент)
- Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме «Морфемика». Лингвистический диктант.
- Повторение и анализ морфем.
- Обобщение и систематизация морфемного разбора слова.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме «Морфемика». Лингвистический диктант.
- Раздел лингвистики, изучающий состав (строение) слова (морфемика)
- Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных лов (корень)
- Часть слова, которая служит для образования формы слова (окончание)
- Часть изменяемого слова без окончания (основа)
- Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов (приставка)
- Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов (суффикс)
III. Повторение и анализ морфем.
А теперь интересная справка: в турецком языке слова очень длинные. Турок берет совсем короткое слово – корень – и надстраивает его. Бывает так, что слова растут и становятся длиннее, чем в таком сравнительно простом примере:
Сэв – любовь
Сэвмек – любить
Сэвмемек – не любить
Сэвдермек – заставлять любить
Сэвдермемек – не заставлять любить
В турецком языке новые «кусочки» привлекаются друг к дружке только в конце слова, так что у него вырастает длинный «хвост». Конечно, некоторые русские слова в начале или в конце надставлены. Например, метилпропенилендигидрокинаннаменилакрилическая кислота.
Задания (по вариантам на карточках):
- найдите окончания в словах. Докажите:
1в.: территория, путешествие, читал
2в.: препятствие, артиллерия, горел
- выделите основу:
1в.: шкаф, стена, окно, пашня, кисти
2в.: краска, деревья, стул, красивый, погода
- найти «третье лишнее»: пот, потолок, потливый; море, морщины, морской; боль, больница, большой; водить, вода, подводник.
Физминутка
Посмотрите вправо-влево,
Руки сжали у груди,
А теперь их отведи,
Дотянись до потолка,
Сбрось усталость всю с себя!
IV. Обобщение и систематизация морфемного разбора слова. В каком порядке проводится морфемный разбор слова?
Задание 1: сделайте морфемный анализ слов: БЕЗВОДНЫЙ, ПРОВОДНИК
Задание 2: из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:
Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.
Игра «Составь слово»
ИЗНОСИТЬ - приставка
ПРИБЕЖАТЬ - корень
КРИЧИШЬ – окончание
Ответ: ИЗБЕЖИШЬ
- Какие слова называются однокоренными?
- Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
Задание 3: найдите однокоренные слова: рыбный, рыба, порыбачить, рыбак, рыбные, о рыбе, рыболовная
V Подведение итогов урока.
Ответим на вопрос «Какова схема морфемного разбора?»
VI. Домашнее задание: подготовиться к словарному диктанту по упражнению 417.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.
Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии с ФГОС....
Урок в 5 классе по теме "Морфемный разбор слова"
Технологическая карта урока....
Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфемный разбор слова"
На уроке ученики знакомятся с порядком морфемного разбора слова, повторяют определение морфемы, частей слова. Ученики выполняют различные задания на закрепление: разбор слов, задание на внимательность...
презентация и конспект урока 5 класс. " Прямое и переносное значение слов"
Данный конспект представляет собой технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Дается презентация, в которой используется суперфизминутка....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Морфемный и словообразовательный разбор"
Конспект урока посвящен теме "Морфемный и словообразоватлеьный разбор". Тема изучается в рамках повторения материала за 6 класс. Цели урока: повторить, что такое морфемы, какие морфемы сущес...
Презентация к уроку русского языка по теме "Морфемный разбор слова"
Презентация к уроку русского языка по теме "Морфемный разбор слова"...