Конспект урока по теме " Морфемный разбор слова" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок является завершающим в теме "Морфемика". Можно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_morfemnyy_razbor_slova_5_klass.docx | 40.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок « Морфемный разбор слова»
Цель урока: Закрепить понятие о порядке морфемного разбора;развивать навыки устного и письменного морфемного разбора ; научить проводить морфемный разбор слова; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.
Тип урока : Комбинированный урок
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Задачи: научиться выделять в слове разные морфемы, определять часть речи, придумывать слова по схемам, собирать слова из разных морфем, отработать устный разбор слов, воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать связь между морфемикой и орфографией; проводить морфемный анализ слова, морфемный разбор; применять полученные знания и умения на практике.
I. Организационый момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Актуализация знаний.
- Что такое морфема?
-Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
- С помощью каких морфем образуются новые слова? Приведите примеры.
- Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? Приведите примеры.
III. Работа по теме урока.
1. Разберите по составу слова устно: трактористы, привозим, вносишь, сварщик, синеватая (даль), парашютистка, и письменно : (в) сарафанчике,уходит, щерстяным (шарфом) , тихая, безлунная (ночь). К какой части речи относятся данные слова.
Образец рассуждения:
Сварщик - сварщика. В слове нулевое окончание. Основа – сварщик – указывает , что имя существительное стоит в Им.п. ед.ч. Суффикс –чик-, он обозначает лиц по роду занятий. В слове есть приставка с-. Она имеет значение сближения, соединения, скрепления чего-либо.
Сварщик –варить , сварка, сваривать. Корень –вар -.
Комментарий
Детям необходимо напомнить, что корень в слове определяем в последнюю очередь. После выделения основы определяем суффикс и приставку, подбираем однокоренные слова с другими суффиксами и приставками, чтобы яснее выделить корень.
2. Тестовое задание
В каком слове не корня с чередующимися согласными ?
1)газета 2) снеговик 3) бегу 4) редкость
3.Придумать и записать по два слова к каждой схеме. Выполнить морфемный разбор. Схемы записаны на доске.
IV . Закрепление изученного материала.
Выпишите из любого литературного произведения ( учебник литературы) существительное, прилагательное, глагол и произведите их морфемный разбор.( Самостоятельное выполнение с последующей проверкой).
V. Занимательная лингвистика.
а) от глагола ОБГОВОРИТЬ –приставку, от ДУМАТЬ – корень, от глагола ЧИТАТЬ – суффикс , от глагола ПЕТЬ –окончание.
(ОБДУМАТЬ)
б) от прилагательного ПРЕДУТРЕННИЙ –приставку, от глагола ПОГОВОРИТЬ – тоже приставку, от слова СЛАГАЕМОЕ –корень, от глагола РЕШАТЬ – глагольный суффикс, от глагола ПИСАЛ- суффикс прошедшего времени, от СОБИРАЛА –окончание.
( предполагала)
2. Кроссворд
Ключевое слово: Раздел науки о языке, в котором изучаются наименьшие значимые части слова.
- Окончание – значимая часть слова, которая образует … слова.
- Окончание, не выраженное звуками.
- Часть речи, которая не имеет окончания.
- Суффикс, стоящий после окончания.
- Замена одних звуков другими в одной и той же части слова.
- Наименьшая значимая часть слова.
- Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
- Главная значимая часть слова.
- Часть изменяемого слова без окончания.
2.
Рефлексия.
1. Что нового узнали на уроке?
2. Расскажите о порядке морфемного разбора слова.
2. Какие части слов могут иметь разный звуковой состав?
4.Приведите примеры чередований при образовании слов.
5. Могут ли чередоваться звонкие и глухие согласные в одной морфеме? Если могут, приведите примеры.
(Звонкие и глухие согласные могут чередоваться: в снегу – снег, бегу-бег)
Домашнее задание
1. Пар.81.
2. Упр. 416 – устный и письменный разбор слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 5 классе на тему: "Морфемный разбор слова"
Данный материал разработан как урок обобщения и систематизации изученного по теме "Морфемика" в 5 классе....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.
Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии с ФГОС....
Урок в 5 классе по теме "Морфемный разбор слова"
Технологическая карта урока....
Урок по теме «Морфемный разбор слова» (5-й класс)
Разработка урока...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: Морфемный разбор
Что такое морфемика?Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает морфемный состав слова.Что такое корень?Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение,...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфемный разбор слова"
На уроке ученики знакомятся с порядком морфемного разбора слова, повторяют определение морфемы, частей слова. Ученики выполняют различные задания на закрепление: разбор слов, задание на внимательность...
Цифровой диктант по теме "Морфемный разбор слова". 7 класс
Включает в себя материал для диктанта и слайд для самопроверки....