Урок по теме «Морфемный разбор слова» (5-й класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Номинация: «Разработка урока»
Урок по теме «Морфемный разбор слова» (5-й класс)
Задачи урока:
актуализация опорных знаний и умений, сформированных при изучении
состава слова
Задачи урока:
1. Расширить и углубить знания о морфемном разборе слова
2. Научить выделять наименьшие значимые части слова, соблюдать
порядок разбора;
3. Воспитать у учащихся бережное отношение к природе
Тип урока:
Комбинированный , с использованием технологии дифференцированного
и индивидуального , здоровьесберегающего подхода к обучению
учащихся
Методы обучения:
Наблюдение над языковыми фактами, слово учителя, частично –поисковый,
интерактивный
Формы обучения:
Групповая, коллективная, индивидуальная
Оборудование урока:
- опережающее задание по Толковому словарю;
-учебник русского языка, 5 класс под редакцией Т. А. Ладыженской
-индивидуальный и в группах раздаточный материал
-презентация на тему «Человек и природа»
Эпиграф к уроку.
В природу шагу не ступит
Чтоб тотчас, так ли сяк,
Ей чем – нибудь не заплатить,
За этот самый шаг.
А. Т. Твардовский
Запись на доске.
Знать: как произвести морфемный разбор слова
Уметь: выделять наименьшие значимые части слова
Ход урока
1 Организационный момент
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Приветствие настраива
ет на мотивацию обуче
ния
Учащиеся : Здравствуйте!
Учитель: Я желаю Вам сегодня
Много любви целебной
И творческих удач.
Учитель:
Сегодня рассмотрим тему урока, хотите знать какую?
Учащиеся:
Хотим.
Учитель:
Расшифруйте запись на доске, и вы узнаете тему урока. Использована игра «Расшиф
руй слово»
Цель: мотивация учения
(Морфемныйразборслова)
Учитель:
Правильно. Сегодня мы узнаем, как произвести морфемный разбор слова,
Научимся выделять наименьшие значимые части слова.
2 Актуализация прежних знаний
- Взаимоопрос по наименьшим значимым частям слова. Цель: закрепить знания,
выявить пробелы, система
тизировать знания, само
контроль знаний
- Индивидуальная работа у доски.
- Работа по учебнику. *80, стр163, сообщить о порядке Цель: умение работать с
книгой, добывать знания
самостоятельно
морфемного разбора слов
- Игра «Собери слово» (Консультант группы сообщает тему Группа учащихся выпол
няет задание, сообщает
тему высказывания на
уроке.
Учащиеся отвечают на
вопрос: «Почему эта
проблема сейчас акту
альна?
высказывания «Человек и природа»
Учитель:
Тему высказывания определили правильно.
- Проверка домашнего задания. Определяется лексическое значение слова
«природа», приводятся высказывания о бережном отношении к природе.
- Проверка работы по карточке у доски.
Карточка №1
Расставить знаки препинания, объяснить правописание пропущенных орфограмм.
…храна пр…роды св…тое дело кажд…го ч…ловека
- Работа по тексту А. Аладышева «Веселая Маричка» Цель: повторить сведения
о тексте: признаки текста,
владение приёмами оза
главливания текста
Задание: определить, почему это текст, его стиль, тип речи.
- учитель читает текст:
Зимним днем я с другом шел по дорожке городского парка. Был сильный мороз. По дорожке мы заметили синичку.
Поймать её не стоило труда. Я посадил синичку за сероватый отворот пальто и принёс домой. В тепле она
оживилась, освоилась с новой обстановкой. Так прижилась у нас в доме эта птица. За весёлый и общительный нрав мы
её назвали Маричкой..
Стоило ей насытиться, как она начинала озорничать. Её жертвой был котенок Васька. Только он растянется в
тёплом местечке возле русской печки, прикроет глаза, Маричка тут как тут. Прыгает перед носом, дразнит.
Вскоре пришла весна, и упорхнула на волю Маричка.
- Беседа с учащимися по содержанию текста по вопросам:
.Какое впечатление на вас произвел текст?
.Почему Маричка стала весёлой и общительной?
- Работа на основе текста.
= Объяснительный диктант. Цель: объяснить правописа
ние трудных орфограмм,
морфемный разбор слов
Зимним утром я с другом шёл по дорожке городского парка .(разбор слов под цифрой 2 : дорожке, городского)
Был сильный мороз. На дорожке мы заметили синичку. (разбор слов под цифрой 2 : мороз, заметили, синичку)
= Комментированное письмо. Цель: комментирование
правописания безударных
гласных, морфемный разбор
Я посадил её за шиворот сероватого пальто и принёс домой. (разбор слов под цифрой 2: сероватого, принёс)
= Работа в парах по группам.
Текст распечатан. Цель: Цель: мотивация
Учения.
Представитель из группы
выполняет задание на доске
Задание №1.
Выписать из второго абзаца текста «Весёлая Маричка» слова, соответствующие схеме разбора
по группам: 1-я группа, 2-я группа, 3-я группа
= Физкультминутка Цель: использование здоровье-
сберегающей технологии с целью
ликвидации усталости уч+=== ==
= Продолжение работы на основе текста.
Коллективная работа. Цель: мотивация учения.
Учащиеся комментиру
ют выполненные зада
ния
Задание №2
Выписать слово, в котором есть уменьшительно – ласкательный суффикс.
Задание №3
Найти в тексте сложное предложение, списать его, объяснить знаки препинания, составить его схему, произвести
Морфемный разбор слов: «пришла», «упорхнула».
= Домашнее задание (дифференцированное)
1. Параграф 89, стр. 163
2. Составить 3-5 предложений на тему «Природа и человек»
3. Написать сочинение – миниатюру на тему «Охрана природы—святое дело каждого»
= Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Отгадайте шараду: Учащимся предлагается
грамматическая шарада
«Собери слово».
Цель : развитие мышления
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне.
Суффикс мой в «тетрадке».
Вся же в дневнике я и в «тетрадке».
= Заключительное слово учителя. Чтение эпиграфа,
определение главной мысли текста
. К чему нас обязывает тема высказывания на уроке? Что нового вы узнали по теме урока?
Чебакина Л.С.
Учитель русского языка и литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Фонетический разбор слова"
Конспект урока по теме "Фонетический разбор слова"...
Морфемный разбор слова в 5 классе (порядок и образец)
Морфемный разбор слова в 5 классе (порядок и образец) можно использовать на уроке русского языка в 5 классе, для оформления стенда, в качестве "Памятки для учащихся"....
Конспект урока по теме "Синтаксический разбор простого предложения" 5 класс.
Урок систематизации и обобщения знаний с использованием мультимедийных технологий и применением педтехнологии «Пила-1» (работа в группах)....
Конспект урока по теме " Морфемный разбор слова" 5 класс
Данный урок является завершающим в теме "Морфемика". Можно использовать и для повторения этой темы как в конце 5 класса, так и в начале 6....
Конспект урока "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения", 9 класс
Конспект урока русского языка по теме "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения", 9 класс...
Презентация к уроку "Морфемный и словообразовательный разбор слова" 6 класс
Презентация к уроку обобщение материала по теме "Словообразование" 6 класс по УМК Ладыженской...
Урок по теме "Синтаксический разбор простого предложения". 5 класс
Урок разработан в соответствии с ФГОС....