Урок по теме «Морфемный разбор слова» (5-й класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5klass.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

             

Номинация: «Разработка урока»

Урок по теме  «Морфемный разбор слова» (5-й класс)

Задачи урока: 

 актуализация опорных знаний и умений, сформированных при изучении

  состава слова 

Задачи урока: 

  1. Расширить и углубить знания о морфемном разборе  слова

  2. Научить выделять наименьшие значимые части слова, соблюдать

    порядок разбора;

  3. Воспитать у учащихся бережное отношение к природе

Тип урока: 

 Комбинированный , с использованием технологии дифференцированного

  и индивидуального ,  здоровьесберегающего подхода к обучению

 учащихся

Методы обучения:

 Наблюдение над языковыми фактами, слово учителя, частично –поисковый,

 интерактивный

Формы обучения:   

 Групповая, коллективная, индивидуальная

Оборудование урока:

 - опережающее задание по Толковому словарю;

 -учебник русского языка, 5 класс под редакцией Т. А. Ладыженской

                                                 

  -индивидуальный и  в группах раздаточный материал

                                                 

 -презентация на тему «Человек и природа»

Эпиграф к уроку. 

 В природу шагу не ступит

Чтоб тотчас, так ли сяк,

 Ей чем – нибудь не заплатить,

 За этот самый шаг.

                       А. Т. Твардовский

Запись на доске.

Знать: как произвести морфемный разбор слова

Уметь: выделять наименьшие значимые части слова

                                              Ход урока

1 Организационный момент

Учитель:   

Здравствуйте, ребята!                                                                              Приветствие настраива

                                                                                                                                                                                                                 ет на мотивацию обуче

                                                                                                                                                                                                                ния

Учащиеся :  Здравствуйте!

Учитель:     Я желаю Вам сегодня

                        Много любви целебной

                         И творческих удач.

Учитель:

Сегодня рассмотрим тему урока, хотите знать какую?

Учащиеся:

Хотим.

Учитель:

Расшифруйте запись на доске, и вы узнаете тему урока.                   Использована игра «Расшиф

                                                                                                                                                                                                              руй слово»  

                                                                                                                                                                                                             Цель: мотивация учения    

(Морфемныйразборслова)

Учитель:

Правильно. Сегодня мы узнаем, как произвести морфемный разбор слова,

Научимся выделять наименьшие значимые части слова.

2  Актуализация прежних знаний

   - Взаимоопрос по наименьшим значимым частям слова.               Цель: закрепить знания,

                                                                                                                                                                                                               выявить пробелы, система

                                                                                                                                                                                                                тизировать знания, само

                                                                                                                                                                                                                 контроль знаний

                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                           

   - Индивидуальная работа у доски.

   - Работа по учебнику. *80, стр163, сообщить о порядке                Цель: умение работать с

                                                                                                                                                                                                           книгой, добывать знания

                                                                                                                                                                                                          самостоятельно

                                                                                                                                                                                                             

      морфемного разбора слов

     

    - Игра «Собери слово» (Консультант группы сообщает тему       Группа учащихся выпол

                                                                                                                                                                                                                  няет задание, сообщает

                                                                                                                                                                                                                  тему высказывания на

                                                                                                                                                                                                                   уроке.

                                                                                                                                                                                                                   Учащиеся отвечают на

                                                                                                                                                                                                                   вопрос: «Почему эта

                                                                                                                                                                                                                   проблема сейчас акту

                                                                                                                                                                                                                   альна?

       высказывания  «Человек и природа»

             

Учитель:

Тему высказывания определили правильно.

- Проверка домашнего задания. Определяется лексическое значение слова

   «природа», приводятся высказывания о бережном отношении к природе.

- Проверка работы по  карточке у доски.

                                             Карточка №1

                      Расставить знаки препинания, объяснить правописание пропущенных орфограмм.

                            …храна пр…роды св…тое дело кажд…го ч…ловека

- Работа по тексту А. Аладышева «Веселая Маричка»                                 Цель: повторить сведения

                                                                                                                                                                                                                 о тексте: признаки текста,

                                                                                                                                                                                                                   владение приёмами оза

                                                                                                                                                                                                                   главливания текста

                                                                                                                                                                                                             

 Задание:  определить, почему это текст, его стиль, тип речи.

 - учитель читает текст:

       Зимним днем я с другом шел по дорожке городского парка. Был сильный мороз. По дорожке мы заметили синичку.

         Поймать её не стоило труда. Я посадил синичку за сероватый отворот пальто и принёс домой. В тепле она

оживилась, освоилась с новой обстановкой. Так прижилась у нас в доме эта птица. За весёлый и общительный нрав мы

её назвали  Маричкой..

           Стоило ей насытиться, как она начинала озорничать. Её жертвой был котенок Васька. Только он растянется в

тёплом местечке возле русской печки, прикроет глаза, Маричка тут как тут. Прыгает перед носом, дразнит.

           Вскоре пришла весна, и упорхнула на волю Маричка.

- Беседа с учащимися по содержанию текста по вопросам:

   .Какое впечатление на вас произвел текст?

    .Почему Маричка стала весёлой и общительной?

- Работа на основе текста.

  = Объяснительный диктант.                                                                                                            Цель: объяснить правописа

                                                                                                                                                                                                             ние трудных орфограмм,

                                                                                                                                                                                                              морфемный разбор слов        

                                                                                                                                                                                                                     

Зимним утром я с другом шёл по дорожке городского парка .(разбор слов под цифрой 2 : дорожке, городского)

Был  сильный мороз. На дорожке мы заметили синичку.  (разбор слов под цифрой 2 : мороз, заметили, синичку)

= Комментированное письмо.                                                                                                         Цель: комментирование

                                                                                                                                                                                                            правописания безударных

                                                                                                                                                                                                           гласных, морфемный разбор

Я посадил её за шиворот сероватого пальто и принёс домой. (разбор слов под цифрой 2: сероватого, принёс)

= Работа в парах по группам.

Текст распечатан.                                                                                                                                              Цель:    Цель: мотивация

                                                                                                                                                                                                            Учения.

                                                                                                                                                                                                            Представитель из группы

                                                                                                                                                                                                           выполняет задание на доске

Задание  №1.                                                                                                                                                                                        

Выписать из второго абзаца текста «Весёлая Маричка» слова, соответствующие схеме разбора

по группам: 1-я группа,     2-я группа,   3-я группа

= Физкультминутка                                                                                                                    Цель: использование здоровье-

                                                                                                                                                                                     сберегающей технологии с целью

                                                                                                                                                                                      ликвидации усталости уч+===   ==

= Продолжение работы на основе текста.

  Коллективная работа.                                                                                                                                      Цель:  мотивация учения.

                                                                                                                                                                                                                    Учащиеся комментиру

                                                                                                                                                                                                                    ют выполненные зада

                                                                                                                                                                                                                    ния

Задание №2

  Выписать слово, в котором есть уменьшительно – ласкательный суффикс.

Задание №3

Найти в тексте сложное предложение,  списать его, объяснить знаки препинания, составить его схему, произвести

Морфемный разбор слов: «пришла», «упорхнула».

= Домашнее задание (дифференцированное)

     1. Параграф 89, стр. 163

     2. Составить 3-5 предложений на тему «Природа и человек»

     3. Написать сочинение – миниатюру на тему «Охрана природы—святое дело каждого»

= Подведение итогов урока. Выставление оценок.

   Отгадайте шараду:                                                                                                                                               Учащимся предлагается

                                                                                                                                                                                                                    грамматическая шарада

                                                                                                                                                                                                                     «Собери слово».

                                                                                                                                                                                                             Цель : развитие мышления

                         

                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                     

Корень мой находится в «цене»,

 В «очерке» найди приставку мне.

Суффикс мой в «тетрадке».

Вся же  в дневнике я и  в «тетрадке».

= Заключительное слово учителя.                                                                     Чтение эпиграфа,

                                                                                                                                                                                        определение главной мысли текста

. К чему нас обязывает тема высказывания на уроке? Что нового вы узнали по теме урока?

                                     

                                                                                                                      Чебакина Л.С.

                                                                         Учитель русского  языка и литературы

                                                                         МБОУ СОШ № 28  г.Новошахтинска

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                           

         

     

                           

                                       

                                                     

                                       

                   

                                           

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Фонетический разбор слова"

Конспект урока по теме "Фонетический разбор слова"...

Морфемный разбор слова в 5 классе (порядок и образец)

Морфемный разбор слова в 5 классе (порядок и образец) можно использовать на уроке русского языка в 5 классе, для оформления стенда, в качестве "Памятки для учащихся"....

Конспект урока по теме "Синтаксический разбор простого предложения" 5 класс.

Урок систематизации и обобщения знаний с использованием мультимедийных технологий и применением педтехнологии «Пила-1»  (работа в группах)....

Конспект урока по теме " Морфемный разбор слова" 5 класс

Данный урок является завершающим в теме "Морфемика". Можно использовать и для повторения этой темы как в конце 5 класса, так и в начале 6....

Конспект урока "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения", 9 класс

Конспект урока русского языка по теме "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения", 9 класс...

Презентация к уроку "Морфемный и словообразовательный разбор слова" 6 класс

Презентация к уроку обобщение материала по теме "Словообразование" 6 класс по УМК Ладыженской...