Разработки уроков в 5 классе.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Разработки уроков в 5 классе . Презентации , печатный варианты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass._razrabotki_urokov.zip | 987.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое текст
ТЕКСТ – это группа предложений, объединённых в целое общей темой и основной мыслью. Предложения в тексте расположены в определённой последовательности и связаны между собой по смыслу, грамматически и с помощью языковых средств выразительности. Предложения могут объединяться в абзацы (параграфы, главы и т.д.). Текст имеет заголовок.
ТЕМА – это то, о чём говорится в тексте. Тема текста часто отражается в его заголовке.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
Выражая мысль, автор чаще всего движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть одной общей темы называют ПОДТЕМОЙ ИЛИ МИКРОТЕМОЙ.
Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется АБЗАЦЕМ. Каждый абзац на письме выделяют красной строкой.
Связь предложений в тексте
Мысль, высказанная в предложении, получает своё развитие в тексте. Как это происходит?
Учёные сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться вперёд, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд.
Так же строится и текст. Мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, - повторяем какую-то часть предыдущего предложения и делаем шаг вперёд – добавляем новую информацию, нужную для развития мысли.
Повторяющаяся часть предложения – это «ДАННОЕ», а информация, которую мы к ней добавили, - «НОВОЕ».
«НОВОЕ» в предложении содержит основное сообщение. «НОВОЕ» выделяется логическим ударением. В спокойной монологической речи «НОВОЕ» обычно находится в конце предложения.
Цепная связь предложений в тексте
Бобровый заповедник
Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.
1. Смысловая связь предложений. Как эта связь развивается? Я задаю вопросы по содержанию каждого предложения, а вы на них отвечайте. Следите, как я буду формулировать вопросы, от чего «отталкиваться».
1. Что есть под городом Воронежем? 2. Кто там (в заповеднике) живёт? 3. Что они (бобры) делают?
Как видим, в этом тексте по смыслу связаны соседние предложения: то, что в первом предложении было новым (ваш ответ на вопрос), в следующем становится данным, известным. Отталкиваясь от этого данного, известного, мы задаём очередной вопрос. Такую связь предложений в тексте называют ЦЕПНОЙ.
Д1 – Н1 Д2 – Н2 Д3 – Н3
2. Грамматическая связь предложений (порядок предложений в тексте; порядок слов в предложении; время глаголов-сказуемых; интонация)
Параллельная связь предложений в тексте
Весна в лесу.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
1. Смысловая связь предложений. В каком предложении выражена основная мысль всего текста? (в 1-ом). Какие предложения убеждают нас в том, что весна в лесу радостна, шумна? (2-е и 3-е) … что весна в лесу пахуча? (4-е)
Значит, в данном тексте все предложения, начиная со 2-го, связаны с 1-ым: они развёртывают, конкретизируют его смысл. Такую связь предложений в тексте называют ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ.
{ 1-е предложение }
{ 2-е предложение } { 3-е предложение } { 4-е предложение }
1-е предложение в тексте с параллельной связью внутренне скрепляет все предложения в единое целое. Если его исключить, текст превратится в набор предложений.
2. Грамматическая связь предложений (порядок предложений в тексте; порядок слов в предложении; время глаголов-сказуемых; интонация). В текстах с параллельной связью к эти грамматическим средствам добавляется ещё одно – порядок главных членов предложения: обычно во всех предложениях текста он одинаков.
Сравнить: Утро .
Утро было свежее, чистое. Лёгкий ветерок шевелил ярко-зелёные листья деревьев. Белые облачка бродили в голубом небе.
В цирке.
Огромное здание цирка наполнялось народом. (парал) Ребята уселись на свои места и стали рассматривать необычную декорацию на арене. (парал)
Вот торжественно зазвенели литавры, послышалась звонкая барабанная дробь. (парал) Бурной овацией встретили зрители дрессировщика с медведя-ми. (цепная) Медведи ходили по канату, качались на качелях, катались на велосипедах. (парал) Потом выступали собачки. (цепная) Они прыгали, играли в футбол. (цепная) А самая храбрая чёрная собачка прыгнула с парашютом из-под купола цирка. (парал)
Ещё выступали жонглёры, они работали чётко. (парл) А самым послед-ним номером был «Шар смелости». (парал) Отважные мотоциклисты под куполом цирка с большой скоростью мчались внутри громадного шара. (цепная) С каждым кругом скорость возрастала. (парал)
На этом представление кончилось, и было так жалко уходить из цирка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева
Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...
Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"
Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...
Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»
ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период. (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...