Разработки уроков в 5 классе.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Балякина Елена Владимировна

Разработки уроков в 5 классе . Презентации , печатный варианты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 5_klass._razrabotki_urokov.zip987.59 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое текст

        ТЕКСТ – это группа предложений, объединённых в целое общей темой и основной мыслью. Предложения в тексте расположены в определённой последовательности и связаны между собой по смыслу, грамматически и с помощью языковых средств выразительности. Предложения могут объединяться в абзацы (параграфы, главы и т.д.). Текст имеет заголовок.

        ТЕМА  – это то, о чём говорится в тексте. Тема текста часто отражается в его заголовке.

        ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

        Выражая мысль, автор чаще всего движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть одной общей темы называют ПОДТЕМОЙ  ИЛИ  МИКРОТЕМОЙ.

         Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется  АБЗАЦЕМ. Каждый абзац на письме выделяют красной строкой.

Связь предложений в тексте

        Мысль, высказанная в предложении, получает своё развитие в тексте. Как это происходит?

        Учёные сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться вперёд, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд.

        Так же строится и текст. Мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, - повторяем какую-то часть предыдущего предложения и делаем шаг вперёд – добавляем новую информацию, нужную для развития мысли.

        Повторяющаяся часть предложения – это «ДАННОЕ», а информация, которую мы к ней добавили, - «НОВОЕ».

        «НОВОЕ» в предложении содержит основное сообщение. «НОВОЕ» выделяется логическим ударением. В спокойной монологической речи «НОВОЕ» обычно находится в конце предложения.

Цепная связь предложений в тексте

Бобровый заповедник

        Под городом Воронежем есть  бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

        1. Смысловая связь предложений.  Как эта связь развивается? Я задаю вопросы по содержанию каждого предложения, а вы на них отвечайте. Следите, как я буду формулировать вопросы, от чего «отталкиваться».

1. Что есть под городом Воронежем?  2. Кто там (в заповеднике) живёт?  3. Что они (бобры) делают?

        Как видим, в этом тексте по смыслу связаны соседние предложения: то, что в первом предложении было новым (ваш ответ на вопрос), в следующем становится данным, известным. Отталкиваясь от этого данного, известного, мы задаём очередной вопрос. Такую связь предложений в тексте называют ЦЕПНОЙ.

         Д1 – Н1        Д2 – Н2                 Д3 – Н3

        2. Грамматическая связь предложений  (порядок предложений в тексте; порядок слов в предложении; время глаголов-сказуемых; интонация)

Параллельная связь предложений в тексте

Весна в лесу.

        Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под  деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

        1. Смысловая связь предложений. В каком предложении выражена основная мысль всего текста? (в 1-ом). Какие предложения убеждают нас в том, что весна в лесу радостна, шумна? (2-е и 3-е) … что весна в лесу пахуча? (4-е)

        Значит, в данном тексте все предложения, начиная со 2-го, связаны с 1-ым: они развёртывают, конкретизируют его смысл.  Такую связь предложений в тексте называют ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ.

{ 1-е предложение }        

        

                { 2-е предложение }   { 3-е предложение }    { 4-е предложение }

        1-е предложение в тексте с параллельной связью внутренне скрепляет все предложения в единое целое. Если его исключить, текст превратится в набор предложений.

                   2. Грамматическая связь предложений  (порядок предложений в тексте; порядок слов в предложении; время глаголов-сказуемых; интонация). В текстах с параллельной связью к эти грамматическим средствам добавляется ещё одно – порядок главных членов предложения: обычно во всех предложениях текста он одинаков.

Сравнить:         Утро .

        Утро было свежее, чистое. Лёгкий ветерок шевелил ярко-зелёные листья деревьев. Белые облачка бродили в голубом небе.

В цирке.

        Огромное здание цирка наполнялось народом. (парал)  Ребята уселись на свои места и стали рассматривать необычную декорацию на арене. (парал)

        Вот торжественно зазвенели литавры, послышалась звонкая барабанная дробь. (парал) Бурной овацией встретили зрители дрессировщика с медведя-ми. (цепная)  Медведи ходили по канату, качались на качелях, катались на велосипедах. (парал)  Потом выступали собачки. (цепная)  Они прыгали, играли в футбол. (цепная)  А самая храбрая чёрная собачка прыгнула с парашютом из-под купола цирка. (парал)

        Ещё выступали жонглёры, они работали чётко. (парл)  А самым послед-ним номером был «Шар смелости». (парал)  Отважные мотоциклисты под куполом цирка с большой скоростью мчались внутри громадного шара. (цепная)  С каждым кругом скорость возрастала. (парал)

        На этом представление кончилось, и было так жалко уходить из цирка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...