Программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс Т.А Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова - 170 часов
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему
Программа и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rus.yaz_._7_kl_2_var.docx | 94.09 КБ |
Предварительный просмотр:
7 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение).
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширения круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление и коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
МЕСТО ПРЕДМЕТА
На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
Введение – 1 час.
Повторение изученного в 5-6 классах – 15 часов.
Морфология и орфография. Культура речи – 138 часов.
Причастие – 31 час.
Деепричастие – 12 часов.
Наречие – 35 часов.
Категория состояния – 7 часов.
Служебные части речи – 1 час.
Предлог – 12 часов.
Союз – 16 часов.
Частица – 20 часов.
Междометие – 4 часа.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах – 16 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОКОНЧАНИЮ 7 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5-7 классах;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
- признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
- функционально-смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-7 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- различать изученные стили речи;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения (изучающее.ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости;
- создавать тексты изученных стилей и жанров;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочёты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля самостоятельной работы | Домашнее задание | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | ||||||||||||||||||||
1 | 2.09 | Русский язык как равивающееся явление | Урок изуче- ния нового материала | Содержание УМК. Русский язык – один из славянских языков. Русский язык как развивающееся явление. Учебное исследование. | Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нём; основные изменения, происходившие в языке с течением времени. | Развёрнутый ответ на вопрос о путях развития русского языка | №4, стр.5 | |||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (15 часов) | ||||||||||||||||||||
2 | 2.09 | Синтаксис и пунктуация | Комбини-рованный урок | Синтаксис и пунктуация. Словосоче- тание. Состав словосочетания. Глав- ное и зависимое слово в с/с. Предложение. Виды пр-ний по цели высказывания. Состав пр-ний. Грамматическая основа. Второстепенные члены. Знаки препинания в простых и сложных пр-ниях. Синтаксический разбор пр-ний и с/с. Составление пр-ний по схемам. Учебное исследование. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: определять состав с/с и пр-ний; находить главное и зависимое слово в с/с, грамматическую основу пр-ний; распознавать однородные члены; подбирать синонимичные синтаксические конструкции к данным; расставлять знаки препинания в простых и сложных пр-ниях; выполнять синтаксический разбор с/с и пр-ний. | Словарно-орфогра- фическая работа | $ 1, №9 | |||||||||||||
3 4 | 3.03 4.03 | Синтаксис и пунктуация | Уроки- практикумы | Практическая работа, тест | $ 2, №11 | |||||||||||||||
5 | 4.09 | Лексика и фразеология | Комбиниро- ванный урок | Лексика и фразеология. Лексическое значение слов. Синонимы, омонимы, антонимы. Фразеологизмы. Толковые словари. Учебное исследование. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: определять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы, омонимы, антонимы и находить их в тексте; находить фразеологизмы в речи; работать с толковыми словарями; исправлять речевые ошибки и недочёты | Словарный диктант | $ 3, №16 | |||||||||||||
6 | 8.09 | Фонетика и орфография | Комбиниро- ванный урок | Фонетика и орфография. Фонетичес- кий состав слов. Орфограмма- буква. Звуковое значение букв. Работа с таблицами «Безударные гласные в корне слова», «Гласные после шипящих в разных частях слова». Учебное исследование. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах; признаки орфограмм-букв. Уметь: определять звуковое значение букв; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять фонетический разбор слов. | Объяснительный диктант | $ 4, №19 | |||||||||||||
7 | 9.09 | Фонетика и орфография | Урок- практикум | Практическая работа | $ 4, №21 | |||||||||||||||
8 | 9.09 | Словообразование и орфография | Комбиниро- ванный урок | Словообразование и орфография. Состав слова. Морфемный и словообраз. разборы. Однокорен. слова и слова с омонимич. корнями. Орфограммы в разных частях слов. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; подбирать однокоренные слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически | Словарно- орфографическая работа | $ 5, №24 | |||||||||||||
9 | 10.09 | Словообразование и орфография | Урок- практикум | Практическая работа | задание на карточке | |||||||||||||||
10 | 11.09 | Морфология и орфография | Комбиниро- ванный урок | Морфология и орфография. Морфологические признаки частей речи. Морфологический разбор: существительное, прилагательное, глагол, местоимение. Учебное исследование | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: распознавать изученные части речи и определять их морфологические признаки; выполнять морфологический разбор слов; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически. | Комплексный анализ текста | $ 5, №27 | |||||||||||||
11 12 | 15.09 16.09 | Морфология и орфография | Уроки- практикумы | Практическая работа, предупре- дительный диктант | задание на карточке | |||||||||||||||
13 | 16.09 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамма- тическим заданием | ||||||||||||||
14 | 17.09 | Анализ контроль- ного диктанта | Урок корре- кции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | $ 6, № 30 | |||||||||||||
15 | 18.09 | Текст | Р.Р. | Текст. Абзац. Средства связи предложений в тексте. Типы речи и их признаки | Знать: понятия текст, абзац; типы речи и их признаки. Уметь: выразительно читать текст и озаглавливать его в соответствии с основной темой и идеей; определять, к какому типу речи относится текст; членить текст на абзацы; определять средства связи предложений в тексте | Комплексный анализ текста | $ 7, № 46 | |||||||||||||
16 | 22.09 | Стили литератур- ного языка | Р.Р. | Стиль речи (художественный, разго- ворный, научный, деловой) | Знать: стили речи и их признаки Уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю речи по их характерным признакам | Текущий контроль | $ 8, №51 | |||||||||||||
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (138 часов) | ||||||||||||||||||||
Причастие (31 час) | ||||||||||||||||||||
17 | 23.09 | Причастие как часть речи | Урок изучения нового материала | Морфология. Причастие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор глаголов и прилагательных. | Знать: понятие причастие; общее граммати- ческое значение, морфологические и синтакси- ческие признаки причастий; признаки глагола и прилагательного у причастий. Уметь: распознавать причастия, отличать их от глаголов и прилагательных; определять морфологические признаки и синтаксическую роль причастий; выполнять морфологический разбор глагола и прилагательного | Рассказ на лингви- стическую тему | задание в тетради $ 9 | |||||||||||||
18 | 23.09 | Публицисти-ческий стиль | Р.Р. | Публицистика. Публицистический стиль речи. Воздействие на публику –основная задача публицистического стиля | Знать: признаки публицистического стиля речи, его языковые особенности. Уметь: распознавать тексты публицистического стиля по характерным признакам и составлять их самостоятельно | Комплексный анализ текста | $ 10, №62 | |||||||||||||
19 | 24.09 | Склонение причастий и правописа- ние гласных в падежных окончаниях причастий | Урок изучения нового материала | Склонение причастий. Условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Употребление причастий в речи. Грамматические разборы. | Знать: условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Уметь: склонять причастия; правильно писать безударные падежные окончания причастий; грамотно употреблять причастия в речи | Текущий контроль, словарный диктант | $ 11, №65 | |||||||||||||
20 | 25.09 | Причастный оборот | Урок изучения нового материала | Причастный оборот. Место причаст- ного оборота по отношению к определяемому слову | Знать: понятия причастный оборот, определя- емое слово. Уметь: распознавать причастные обороты в пр- ниях; определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; устанавли- вать связь причастия с определяемым и зависи- мым словом; находить границы причастных оборотов и обозначать их графически | Индивидуальная работа с раздаточ- ным материалом | $ 12, № 70 | |||||||||||||
21 | 29.09 | Выделение при- частного оборота запятыми | Урок изучения нового материала | Причастный оборот. Место причаст- ного оборота по отношению к опре- деляемому слову. Пунктуация в предложениях с причастным оборо- том. Орфоэпические нормы. Синтак- сический разбор пр-ний. Конструи- рование пр-ний с причастными обо- ротами | Знать: правила пунктуации в пр-ниях с причаст- ным оборотом. Уметь: выделять причастные обороты запятыми, выразительно читать и реконструировать пр-ния с причастными оборотами; выполнять синтаксический разбор пр-ний | Объяснительный диктант | $ 12, №74 | |||||||||||||
22 | 30.09 | Описание внешности человека | Р.Р. | Описание как тип речи. Описание внешности человека. Словесный портрет. Элементы внешней характеристики человека (лицо, фигура, одежда, жесты) | Знать: особенности описания как тип речи; понятие словесный портрет; элементы внешней характеристики человека; роль описания внешности в художественном пр-нии. Уметь: устно и письменно составлять развёрну- тое описание знакомого человека | Сочинение-миниатюра | $ 13, №80 | |||||||||||||
23 | 30.09 | Действительные и страдательные причастия | Урок изучения нового материала | Действительные и страдательные причастия. Значение и употребление действительных и страдательных причастий | Знать: понятия действительные/страдатель- ные причастия. Уметь: различать действительные и страдательные причастия и правильно употреблять их в речи | Работа с дидакти- ческим материалом | $ 14, №84 | |||||||||||||
24 | 1.10 | Краткие и полные страдательные причастия | Урок изучения нового материала | Страдательные причастия. Полная и краткая форма страдательных причастий. Изменение и синтаксическая роль кратких страдательных причастий. Орфоэпические нормы | Знать: понятия полные/краткие страдатель- ные причастия; особенности изменения кратких страдательных причастий; нормы произношения полных и кратких страдательных причастий. Уметь: различать полные и краткие страдательные причастия; определять синтаксическую роль кратких страдательных причастий | Объяснительный диктант | $ 15, №86 | |||||||||||||
25 | 2.10 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действит. причастий наст.времени | Урок изучения нового материала | Действительные причастия настоя- щего времени. Образование действ. причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Знать: способы образования действительных причастий настоящего времени; правило право- писания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Уметь: распознавать и образовывать действи- тельные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Словарный диктант | $ 16, № 91 | |||||||||||||
26 | 6.10 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действит. причастий наст.времени | Урок закреп ления знаний | Индивидуальные задания | $ 16, № 94 | |||||||||||||||
27 28 | 7.10 | Изложение | Р.Р. | Тема, основная мысль и план текста. Ключевые слова (причастия), передающие основную мысль текста. Изложение с изменением лица рассказчика | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; находить в тексте ключевые слова (причастия), которые передают его основную мысль; писать изложение с изменением лица рассказчика | Изложение | $ 17, №100 | |||||||||||||
29 | 8.10 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдател. причастий наст.времени | Урок изучения нового материала | Страдательные причастия настоящего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Знать: способы образования страдательных причастий настоящего времени; правило право- писания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Уметь: распознавать и образовывать страда- тельные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; заменять действительные причастия страдательными и наоборот | Словарно-орфогра- фическая работа | $ 18, №103 | |||||||||||||
30 | 9.10 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдател. причастий наст. времени | Урок-практикум | Тест | $ 18, №105 | |||||||||||||||
31 | 13.10 | Страдательные причастия прошедшего времени | Урок изучения нового материала | Страдательные причастия прошедшего времени. Образование страдательных причастий прошедш. времени. Употребление причастий в речи. Закрепление правила правописания н и нн в прилаг-ых. Учебное исследование | Знать: способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Уметь: распознавать и образовывать страда- тельные причастия настоящего времени; правильно писать суффиксы причастий; предупреждать ошибки в употреблении причастий | Объяснительный диктант | $ 19, №109 | |||||||||||||
32 | 14.10 | Гласные перед Н в полных и кратких страдател. причастиях | Урок изучения нового материала | Правописание гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени | Знать: условия выбора гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь: образовывать полные и краткие страда- тельные причастия прошедшего времени; использовать способ выбора гласных перед Н в суффиксах полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени | Словарно-орфогра- фическая работа | $ 20, №113 | |||||||||||||
33 | 14.10 | Одна и две буквы Н в суффиксах страд. причастий прошед. времени. Одна буква Н в отглагольных прилагател. | Урок изучения нового материала | Способы различения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. Устный рассказ на лингвистическую тему | Знать: условия написания одной и двух букв Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Уметь: различать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; использовать алгоритм написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Объяснительный диктант | $ 21, №115 | |||||||||||||
34 | 15.10 | Одна и две буквы Н в суффиксах страд. причастий прошед. времени. Одна буква Н в отглагольных прилагател. | Урок-практикум | Практическая работа | $ 21, №118 | |||||||||||||||
35 | 16.10 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательн. причастий и в кратких отглагольных прилагател. | Урок изучения нового материала | Краткие прилагательные, образованные путём перехода причастий в прилагательные. Правописание Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | Знать: условия написания одной и двух букв Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и в кратких отглагольных прилагательных. Уметь: различать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; использовать алгоритм написания Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких отглагольных прилагательных | Тест | $ 22, №124 | |||||||||||||
36 37 | 21.10 | Выборочное изложение (художест- венное описание литератур. героя) | Р.Р. | Текст. Стиль и тип речи. Авторская лексика. Портрет литературного героя. План и заголовок к тексту | Уметь: писать выборочное изложение, сохраняя стиль и тип речи и выдерживая текст в рамках одной тематики | Изложение | $ 22, №130 | |||||||||||||
38 | 20.10 | Морфологический разбор причастия | Урок изучения нового материала | Морфологические и синтаксические признаки причастия. Порядок морфологического разбора причастия | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор причастий | Комплексный анализ текста | $ 23, №131 | |||||||||||||
39 | 22.10 | Слитное и раздельное написание НЕ с причас- тиями | Урок изучения нового материала | Виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием НЕ. Условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Причастный оборот. Учебное исследование. | Знать: условия слитного и раздельного написа- ния НЕ с причастиями. Уметь: различать частицу НЕ и приставку НЕ-; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями | Объяснительный диктант | $ 24, №134 | |||||||||||||
40 | 23.10 | Слитное и раздельное написание НЕ с причас- тиями | Урок-практикум | Тест | $ 24, №137 | |||||||||||||||
41 | 5.10 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд. прич. прош.вр. | Урок изучения нового материала | Правило правописания гласных Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Учебное исследование | Знать: Правило правописания гласных Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически | Объяснительный диктант | $ 25, №140 | |||||||||||||
42 43 | 11.11 | Сочинение по личным наблюдени- ям «Вы с ним знакомы» | Р.Р. | Описание внешности человека. Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: подбирать и систематизировать матери- алы к сочинению по личным наблюдениям; писать сочинение, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики | Сочинение | $ 25, №145, 146 | |||||||||||||
44 | 6.11 | Повторение и обобщение изученного о причастии | Урок-практикум | Причастие. Морфологические и син- таксические признаки причастий. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Пун- ктуация в пр-ниях с причастным оборотом. Правописание причастий. Причастия в устной речи. Морфоло- гический разбор причастий | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять на практике правила правописания и произношения причастий; расставлять знаки препинания в пр-ниях с причастным оборотом; выделять причастный оборот графически; выполнять морфологический разбор причастий | Тест | контрольные вопросы стр.72 | |||||||||||||
45 | 10.11 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Граммати- ческие разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания к нему | Диктант с грамматическим заданием | ||||||||||||||
46 | 12.11 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Уметь: выполнять работу над ошибками, допу- щенными в контрольном диктанте и граммати- ческом задании к нему | Работа над ошибками | ||||||||||||||
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (12 часов) | ||||||||||||||||||||
47 | 13.11 | Деепричастие как часть речи | Урок изучения нового материала | Деепричастие. Основное и добавоч- ное действие. Общее грамматичес- кое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Употребление деепричастий | Знать: понятие деепричастие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия; признаки глагола и наречия у деепричастия. Уметь: разграничивать основное и добавочное действие; распознавать деепричастия и опреде- лять, к какому слову в пр-нии они относятся; определять морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий; исправлять ошибки, связанные с употреблением деепричастий | Словарный диктант | $ 26, №161 | |||||||||||||
48 | 17.11 | Деепричаст. оборот. Запятые при деепричаст- ном обороте | Урок изучения нового материала | Деепричастный оборот. Выделение деепричастных оборотов и одиноч- ных деепричастий на письме запятыми. Деепричастный оборот как член пр-ния. Конструирование предложений с деепричастными оборотами | Знать: понятие деепричастный оборот. Уметь: распознавать деепричастные обороты и одиночные деепричастия и выделять их на письме запятыми; производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями; подчёркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения | Комплексный анализ текста | $ 27, №162 | |||||||||||||
49 | 18.11 | Деепричаст. оборот. Запятые при деепричаст- ном обороте | Урок-практикум | Тест | $ 27, №166 | |||||||||||||||
50 | 18.11 | Раздельное написание НЕ с деепри- частиями | Урок изучения нового материала | Правило правописания НЕ с деепричастиями. НЕ с разными частями речи | Знать: правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь: распознавать и графически обозначать условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи | Объяснительный диктант | $ 28, №172 | |||||||||||||
51 | 19.11 | Деепричастия совершенного несовершен. вида | Урок изучения нового материала | Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Гласные перед суффиксами –В и –ВШ деепричастий совершенного вида. Учебное исследование | Знать: способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; условия выбора гласных перед суффиксами –В и –ВШ деепричастий совершенного вида. Уметь: распознавать и образовывать деепри- частия совершенного и несовершенного вида | Словарно- орфографическая работа | $ 29, №175 | |||||||||||||
52 | 20.11 | Морфологический разбор деепричастия | Урок изучения нового материала | Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Порядок морфологического разбора деепри- частия. Учебное исследование. | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор деепричастий | Комплексный анализ текста | $ 31, №180 | |||||||||||||
53 54 | 24.11 26.11 | Повторение и обобщение изученного о деепричастии | Уроки повто рения и обобщения знаний | Деепричастие. Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастии и деепричастном обороте. Правописание деепричастий. Деепричастия в устной речи. Морфологический разбор деепричастий | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять правила произношения и правописания деепричастий; расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами; подчёркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения; выполнять морфологический разбор деепричастий | Тест, объяснительный диктант | $ 31, №188 | |||||||||||||
55 56 | 25.11 | Рассказ на основе картины С.А. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц | Р.Р. | Рассказ. Композиция рассказа. Твор- ческая история картины «Вратарь». Репродукция картины. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочи- нения. | Знать: жанровые особенности и композицию рассказа; творческую историю создания картины «Вратарь» (кратко). Уметь: писать сочинение-рассказ на основе кар- тины от имени одного из действующих лиц, соб- людая определённый стиль речи и композицию | Сочинение | $ 30, №187 | |||||||||||||
57 58 | 27.11 1.12 | Повторение и обобщение изученного о деепричастии | Урок повто- рения и обобщен. знаний | Деепричастие. Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастии и деепричастном обороте. Правописание деепричастий. Деепричастия в устной речи. Морфологический разбор деепричастий | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять правила произношения и правописания деепричастий; расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами; подчёркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения; выполнять морфологический разбор деепричастий | Предупредител. диктант | $ 31, №193 | |||||||||||||
59 | 2.12 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с граммати- ческим заданием | ||||||||||||||
60 | 3.12 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Уметь: выполнять работу над ошибками, допу- щенными в контрольном диктанте и граммати- ческом задании к нему | Работа над ошибками | ||||||||||||||
НАРЕЧИЕ (35 часов) | ||||||||||||||||||||
61 | 2.12 | Наречие как часть речи | Урок изучения нового материала | Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий | Знать: понятие наречие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий. Уметь: распознавать наречия среди других частей речи и определять их синтаксическую роль | Комплексный анализ текста | $ 32, №197 | |||||||||||||
62 | 4.12 | Смысловые группы наречий | Урок изучения нового материала | Обстоятельственные и определительные наречия, их значения. Конструирование предложений с наречиями. Учебное исследование | Знать: смысловые группы наречий. Уметь: правильно ставить вопрос к наречиям и определять, к какой смысловой группе они относятся | Словарный диктант | $ 33, №202 | |||||||||||||
63 | 8.12 | Смысловые группы наречий | Урок закреплен. знаний | Распределительный диктант | $ 33, №204 | |||||||||||||||
64 | 10.12 | Степени сравнения наречий | Урок изучения нового материала | Сравнительная и превосходная сте- пень сравнения наречий, способы их образования. Простая и составная форма сравнительной степени сравнения наречий. Синтаксическая роль наречий в сравнительной степени. Учебное исследование. | Знать: понятия сравнительная/превосходная степень сравнения наречий; способы образования степеней сравнения наречий. Уметь: распознавать наречия в форме сравнит. и превосх. степени и определять их синтаксич. роль; отличать сравн. степень наречий от сравн. степени прилагательных | Текущий контроль | $ 34, №215 | |||||||||||||
65 | 11.12 | Морфологический разбор наречия | Урок изучения нового материала | Морфологические и синтаксические признаки наречий. Порядок морфо- логического разбора наречий | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор наречий | Комплексный анализ текста | $ 35, №216 | |||||||||||||
66 67 | 9.12 | Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» | Р.Р. | Рассуждение как тип речи. Композиция рассуждения. Доказательства. Языковой материал для рассуждения | Знать: особенности рассуждения как типа речи; композицию рассуждения. Уметь: самостоятельно писать сочинение- рассуждение на заданную тему; доказывать свою точку зрения | Сочинение | $ 35, №217 | |||||||||||||
68 | 15.12 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е | Урок изучения нового материала | Правописание НЕ с разными частями речи. Условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –О и –Е. Грамматические разборы. Устное высказывание на лингвистическую тему. | Знать: условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –О и –Е. Уметь: правильно писать НЕ с разными частями речи, обосновывая и графически обозначая выбор слитного и раздельного написания | Объяснительный диктант | $ 36, №220 | |||||||||||||
69 | 16.12 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е | Урок- практикум | Тест | $ 36, №223 | |||||||||||||||
70 | 16.12 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицател. наречий | Урок изучения нового материала | Отрицательные наречия. Способы образования отрицательных наре- чий. Правописание гласных Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи | Знать: способы образования отрицательных наречий. Правила правописания гласных Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически | Творческий диктант | $ 37, №229 | |||||||||||||
71 | 17.12 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий | Урок- практикум | Тест | $ 37, №231 | |||||||||||||||
72 | 18.12 | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е | Урок изучения нового материала | Правописание одной и двух букв Н в наречиях на –О и –Е. Различение наречий, кратких прилагательных и кратких причастий. Учебное исследование | Знать: правило правописания одной и двух букв Н в наречиях на –О и –Е. Уметь: определять, от какого прилагательного образовано наречие и сколько букв Н в нём нужно писать; графически обозначать изученную орфограмму; различать наречия, краткие прилагательные и краткие причастия | Объяснительный диктант | $ 38, №234 | |||||||||||||
73 | 22.12 | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е | Урок- практикум | Тест | $ 38, №236 | |||||||||||||||
74 75 | 24.12 25.12 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | Урок изучения нового материала | Условия выбора гласных О и Е после шипящих на конце наречий. Гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончании в разных частях речи | Знать: условия выбора гласных О и Е после шипящих на конце наречий. Уметь: применять правила правописания гласных после шипящих в корне, суффиксе и окончании в разных частях речи и обозначать данные орфограммы графически | Творческий диктант | $ 40, №243 | |||||||||||||
76 | 12.01 | Буквы О и А на конце наречий | Урок изучения нового материала | Образование наречий. Условия выбора гласных О и А на конце наречий. Орфоэпические нормы. | Знать: условия выбора гласных О и А на конце наречий. Уметь: определять способ образования наречий пользоваться алгоритмом выбора гласных О и А на конце наречий и обозначать данную орфограмму графически | Работа с дидакти- ческим материалом | $ 41, №246 | |||||||||||||
77 78 | 23.12 | Изложение с элементами сочинения | Р.Р. | Тема, основная мысль и план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; находить в тексте слова, выражающие отношение автора к персо- нажам; писать изложение близко к тексту; выполнять творческое задание к тексту | Изложение с элементами сочинения | $ 41, №248 | |||||||||||||
79 | 13.01 | Дефис между частями слова в наре- чиях | Урок изучения нового материала | Способы образования наречий. Ус- ловия написания дефиса между час- тями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прилагательные и местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование пр-ний с наречиями. Учебное исследование | Знать: Условия написания дефиса между час- тями слова в наречиях. Уметь: определять способ образования наречий, распознавать условия написания дефиса между частями слова в наречиях; различать наречия и омонимичные им местоимения и прилагательные | Объяснительный диктант | $ 42, №251 | |||||||||||||
80 81 | 13.01 14.01 | Дефис между частями слова в наречиях | Уроки закре пления знаний | Способы образования наречий. Ус- ловия написания дефиса между час- тями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прилагательные и местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование пр-ний с наречиями. Учебное исследование | Знать: Условия написания дефиса между час- тями слова в наречиях. Уметь: определять способ образования наречий распознавать условия написания дефиса между частями слова в наречиях; различать наречия и омонимичные им местоимения и прилагательные | Распределительный диктант, тест | $ 42, №254 | |||||||||||||
82 | 15.01 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образован-ных от сущ-х и количеств. числительных | Урок изучения нового материала | Способы образования наречий. Ус- ловия слитного и раздельного напи- сания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Наречия и омоними- чные им слова других частей речи. Орфоэпические нормы. | Знать: Условия слитного и раздельного напи- сания наречий, образованных от сущ-ных и количественных числительных. Уметь: определять способы образования наречий; распознавать условия слитного и раз- дельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных, и обозначать данную орфограмму графически; различать наречия и омонимичные им слова других частей речи. | Словарный диктант | $ 43, №259 | |||||||||||||
83 | 19.01 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образован- ных от сущ-х и количеств. числительных | Урок-прак- тикум | Текст | $ 43, №262 | |||||||||||||||
84 | 21.01 | Мягкий знак после шипящих | Урок изучения нового материала | Орфограммы, связанные с правопи- санием Ь после шипящих на конце слова. Правописание Ь после шипя- щих на конце наречий | Знать: правило правописания Ь после шипя- щих на конце наречий. Уметь: распознавать условия написания Ь после шипящих на конце слов разных частей речи и обозначать данную орфограмму | Объяснительный диктант | $ 44, №265 | |||||||||||||
85 86 | 20.01 | Описание действий человека | Р.Р. | Описание как тип речи. Композиция рассуждения. Доказательства. Языковой материал для рассуждения | Знать: особенности описания как типа речи; композицию описания. Уметь: самостоятельно писать сочинение- описание на заданную тему; доказывать свою точку зрения | Сочинение | ||||||||||||||
87 88 89 | 22.01 26.01 26.01 | Повторение и обобщение изученного о наречии | Комбиниро- ванные уроки | Морфологические и синтаксические признаки наречий. Правописание и произношение наречий. Морфоло- гический разбор наречий | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор наречий | Тест | контрольные вопросы, стр.123 | |||||||||||||
90 | 27.01 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с граммати- ческим заданием | ||||||||||||||
91 | 28.01 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Уметь: выполнять работу над ошибками, допу- щенными в контрольном диктанте и граммати- ческом задании к нему | Работа над ошибками | ||||||||||||||
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (7 часов) | ||||||||||||||||||||
92 | 29.01 | Категория состояния как часть речи | Урок изучения нового материала | Категория состояния. Общее грам- матическое значение, морфологиче- ский признак и синтаксическая роль категории состояния. Употребление слов категории состояния в художе- ственных текстах. Сходство и разли- чия наречия и категории состояния | Знать: понятие категория состояния; общее грамматическое значение, морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Уметь: распознавать слова категории состояния, отличать их от наречий; подчёркивать слова категории состояния как члены предложения | Комплексный анализ текста | $ 45, №275 | |||||||||||||
93 | 2.02 | Категория состояния как часть речи | Урок-прак- тикум | Самостоятельная работа | $ 45, №278 | |||||||||||||||
94 | 4.02 | Морфологический разбор категории состояния | Урок изучения нового материала | Морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Порядок морфологичес- кого разбора категории состояния. Морфологический разбор наречий. Различение слов категории состоя- ния, наречий и кратких прилагатель- ных. Конструирование сложных предложений со словами категории состояния. Учебное исследование | Уметь: различать слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные; выполнять морфологический разбор слов категории состояния, наречий; составлять сложные предложения со словами категории состояния | Комплексный анализ текста | $ 46, №280 | |||||||||||||
95 96 | 3.02 | Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля») | Р.Р. | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особен- ности текста. Приёмы сжатия текста | Уметь: определить тему и основную мысль текста, составлять его план, писать сжатое изложение, выдерживая текст в авторском стиле и в рамках заданной темы | Изложение | $ 46, №281 | |||||||||||||
97 | 5.02 | Повторение и обобщение изученного о категории состояния | Урок-прак- тикум | Категория состояния. Общее грам- матическое значение, морфологиче- ский признак и синтаксическая роль категории состояния. Правописание слов категории состояния. Морфологический разбор слов кате- гории состояния. Учебное исследо- вание | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор слов кате- гории состояния | Тест | задание на карточке | |||||||||||||
98 | 9.02 | Сочинение на лингвистическую тему | Р.Р. | Категория состояния. Материал к сочинению на лингвистическую тему | Уметь: писать сочинение на лингвистическую тему; доказывать свою точку зрения | Сочинение | написать сочинение | |||||||||||||
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1 час) | ||||||||||||||||||||
99 | 10.02 | Самостоятельные и служебные части речи | Урок изучения нового материала | Самостоятельные и служебные части речи. Различия в значении и употреблении самостоятельных и служебных частей речи. Роль служебных частей речи | Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи | Текущий контроль | $ 47, №284 | |||||||||||||
ПРЕДЛОГ (12 часов) | ||||||||||||||||||||
100 | 10.02 | Предлог как часть речи | Урок изучения нового материала | Служебные части речи. Предлог. Морфологические признаки предлога. Роль предлогов в с/с и пр-ниях. Предлоги и омонимичные приставки Раздельное написание предлогов со словами. Выражение различных смысловых отношений с помощью предлогов | Знать: понятие предлог; морфологические признаки предлога; роль предлогов в с/с и пр-ниях. Уметь: распознавать предлоги; различать предлоги и омонимичные приставки; писать предлоги с другими словами раздельно; определять, какие смысловые отношения выражают предлоги | Комплексный анализ текста | $ 48, №287 | |||||||||||||
101 | 11.02 | Употребление предлогов | Урок изучения нового материала | Многозначные предлоги. Употребление предлогов в речи. Морфологические и лексические нормы русского языка. Раздельное написание предлогов со словами. Конструирование предложений | Уметь: определять, какие смысловые отноше- ния выражают предлоги; употреблять предлоги в устной и письменной речи в соответствии с нормами русского языка; писать предлоги с другими словами раздельно; составлять пр-ния и с/с с использованием различных предлогов | Словарный диктант | $ 49, №292 | |||||||||||||
102 | 12.02 | Непроизводн. и производные предлоги | Урок изучения нового материала | Производные/непроизводные пред- логи. Образование непроизводных предлогов. Употребление производ- ных и непроизводных предлогов. Приёмы различения предлогов и омонимичных частей речи | Знать: понятия производные/непроизводные предлоги. Уметь: распознавать производные и непроизводные предлоги; отличать производн. предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять предлоги в речи | Комплексный анализ текста | $ 50, №299 | |||||||||||||
103 | 25.02 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | Урок изучения нового материала | Простые и составные предлоги. Порядок морфологического разбора предлогов. Учебное исследование | Знать: понятия простые/составные предлоги; порядок морфологического разбора предлога. Уметь: различать простые и составные предлоги выполнять морфологический разбор предлогов. | Самостоятельная работа | $ 51, №303 | |||||||||||||
104 105 | 24.02 | Репортаж на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу | Р.Р. | Творческая история картины «Детс- кая спортивная школа». Жанровые особенности репортажа. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочи- нения | Знать: жанровые особенности репортажа; творческую историю картины «Детская спортивная школа». Уметь: писать сочинение-репортаж, выдержи- вая текст в одном стиле и в рамках одной тематики | Сочинение | $ 52, №307 | |||||||||||||
106 | 26.02 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Урок изучения нового материала | Правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Производные предлоги и омоними- чные части речи. Речевые и грамма- тические ошибки в употреблении предлогов | Знать: правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь: разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги, предупреждать речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов | Объяснительный диктант | $ 53, №309 | |||||||||||||
107 108 | 26.02 2.03 | Слитное и раздельное написание произ. предлогов | Урок-прак- тикум | Тест, комплексный анализ текста | $ 53, №310 | |||||||||||||||
109 110 | 3.03 3.03 | Повторение и обобщение изученного о предлоге | Уроки повто рения и обо бщения знаний | Предлог. Морфологические призна- ки предлогов. Роль предлогов в с/с и пр-ниях. Правописание и употребление предлогов. Морфологический разбор предлогов. Учебное исследование. Лингвистические игры | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять правила правописания и употребления предлогов; выполнять морфологический разбор предлогов | Объяснительный диктант, творческий диктант | задание в тетради | |||||||||||||
111 | 4.03 | Контр. дикт. по теме «Предлог» | Урок контро ля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с граммати- ческим заданием | ||||||||||||||
112 | 5.03 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Уметь: выполнять работу над ошибками, допу- щенными в контрольном диктанте и граммати- ческом задании к нему | Работа над ошибками | ||||||||||||||
СОЮЗ (16 часов) | ||||||||||||||||||||
113 | 10.03 | Союз как часть речи | Урок изучения нового материала | Союз. Морфологические признаки союза. Функции союзов. Союзы и предлоги. Союзные конструкции в речевой практике. Запятые между частями сложных пр-ний | Знать: понятие союз; морфологические призна-ки союза; функции союзов. Уметь: распознавать союзы, отличать их от предлогов; пользоваться разными союзными конструкциями в речевой практике; расставлять знаки препинания в сложных предложениях | Словарный диктант | $ 54, №316 | |||||||||||||
114 | 10.03 | Простые и состав- ные союзы | Урок изучения нового материала | Простые и составные союзы. Запятые между частями сложных предложений | Знать: понятия простые/составные союзы. Уметь: различать простые и составные союзы; расставлять знаки препинания в сложных пр-иях | Комплексный анализ текста | $ 55, №319 | |||||||||||||
115 | 11.03 | Союзы сочинитель ные и подчините- льные. Запятая между простыми пр-ниями в союз- ном сложном предложении | Урок изучения нового материала | Сочинительные и подчинительные союзы в синтаксических конструк- циях разного вида. Сложное пр-ние. Запятые перед союзами в сложных предложениях | Знать: понятия сочинительные и подчинитель-ные союзы; функции сочинительных и подчинительных союзов в синтаксических конструкциях разного вида. Уметь: различать сочинительные и подчинительные союзы; расставлять знаки пре- пинания в сложных предложениях | Текущий контроль | $ 56, №322 | |||||||||||||
116 | 11.03 | Союзы сочинитель ные и подчините- льные. Запятая между простыми пр-ниями в союз- ном сложном предложении | Урок- практикум | Комплексный анализ текста | $ 56, задание на карточке | |||||||||||||||
117 | 12.03 | Сочинительные союзы | Урок изучения нового материала | Сочинительные союзы, их функции. Группы сочинительных союзов по значению. Сочинительные союзы, употреблённые для связи частей целого текста | Знать: группы сочинительных союзов по значению; их функции. Уметь: определять роль сочинительных союзов в пр-ниях; употреблять сочинительные союзы для связи частей целого текста | Выборочный диктант | $ 58, №328 | |||||||||||||
118 | 16.03 | Роль сочинитель- ного союза И в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии | Урок изучения нового материала | Сочинительный союз И в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии, знаки препинания в них. Синтаксический разбор пр-ний. Конструирование пр-ний по схемам | Уметь: расставлять знаки препинания в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии; определять роль сочинительных союзов в них; выполнять синтаксический разбор пр-ний; конструировать предложения по схемам | Комплексный анализ текста | $ 58, №330 | |||||||||||||
119 | 18.03 | Сочинительные союзы | Урок- практикум | Сочинительные союзы, их роль в пр- нии. Группы сочинительных союзов по значению. Запятые в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии | Знать: группы сочинительных союзов по значению; их функции. Уметь: определять роль сочинительных союзов в пр-ниях; расставлять знаки препинания в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии | Тест | $ 58, №334 | |||||||||||||
120 | 19.03 | Подчинительные союзы. Морфоло- гический разбор союза | Урок изучения нового материала | Подчинительные союзы, их роль в пр-нии и тексте. Группы подчините- льных союзов по значению. Запятые в СПП. Порядок морфологического разбора союза. Конструирование СПП по схемам | Знать: группы подчинительных союзов по значению, их функции; порядок морфологичес- кого разбора союза. Уметь: расставлять знаки препинания в СПП, определять роль подчинительных союзов в них; выполнять морфологический разбор союзов; конструировать пр-ния по схемам | Словарно- орфографическая работа | $ 59, №339 | |||||||||||||
121 122 | 17.03 17.03 | Сочинение-рассуждение | Р.Р. | Рассуждение. Композиция рассуждения. Доказательства в текс- те-рассуждении. Языковой материал для сочинения | Уметь: писать сочинение-рассуждение на заданную тему; доказывать свою точку зрения | Сочинение | $ 58, №335 | |||||||||||||
123 | 30.03 | Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы | Урок изучения нового материала | Правописание союзов также, тоже, зато, чтобы. Различение союзов также, тоже, зато, чтобы и омони- мичных наречий и местоимений с частицами. Учебное исследование | Знать: правило слитного написания союзов также, тоже, зато, чтобы. Уметь: отличать союзы от омонимичных наречий и местоимений с частицами и правильно их писать. | Объяснительный диктант | $ 61, №346 | |||||||||||||
124 | 1.04 | Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы | Урок- практикум | Тест | $ 61, №349 | |||||||||||||||
125 | 2.04 | Повторение и обобщение изученного о союзе | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Морфологические признаки и функции союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописа- ние и употребление союзов. Морфо логический разбор союзов. Знаки препинания в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: правильно писать союзы; отличать союзы от омонимичных частей речи; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных пр-ниях | Предупредител. диктант | контрольные вопросы стр.165 | |||||||||||||
126 127 | 7.04 7.04 | Зачёт по теме «Союз» | Урок контро ля знаний | Союз. Морфологические признаки союзов. Правописание союзов | Знать: теоретический материал по теме «Союз» | Зачёт | задание в тетради | |||||||||||||
128 129 | 31.03 31.03 | Контрольное изложение | Урок контро ля знаний | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | ||||||||||||||
130 | 6.04 | Анализ контрольного изложения | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном изложении | Уметь: выполнять работу над ошибками, допу- щенными в контрольном изложении | Работа над ошибками | $ 61, №356 | |||||||||||||
ЧАСТИЦА (20 часов) | ||||||||||||||||||||
131 | 8.04 | Частица как часть речи | Урок изучения нового материала | Частица. Функции частиц. Разряды частиц. Грамматические разборы | Знать: понятие частица; функции частиц, разряды частиц. Уметь: распознавать частицы и определять их роль; различать формообразующие и смысловые частицы | Текущий контроль | $ 62, №359 | |||||||||||||
132 | 9.04 | Формообразующие частицы | Урок изучения нового материала | Формообразующие частицы, их фун- кции. Различение частиц и омони- мичных частей речи. Грамматичес- кие разборы. Лингвистические игры | Знать: понятие формообразующие частицы; функции формообразующих частиц. Уметь: распознавать формообразующие частицы и определять их роль; различать частицы и омонимичные части речи | Словарный диктант | $ 63, №362 | |||||||||||||
133 | 13.04 | Смысловые частицы | Урок изучения нового материала | Смысловые частицы, их функция. Богатство оттенков значения смысло вых частиц. Многообразие способов выражения отношения к действите- льности с помощью частиц. Употребление смысловых частиц в разных стилях речи. Учебное исследование | Знать: понятие смысловые частицы. Уметь: распознавать смысловые частицы и определять, какой оттенок значения они выра- жают; употреблять частицы в устной и письмен- ной речи | Объяснительный диктант | $ 64, №187 | |||||||||||||
134 135 | 14.04 14.04 | Смысловые частицы | Уроки зак- репления знаний | Выборочный диктант, тест | $ 64, №366 | |||||||||||||||
136 | 15.04 | Раздельное и дефисное написание частиц | Урок изучения нового материала | Правила раздельного и дефисного написания частиц. Состав слова. Раз- личение частиц и омонимичных частей речи | Знать: правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; определять состав слов | Комплексный анализ текста | $ 65, №381 | |||||||||||||
137 | 16.04 | Морфологический разбор частицы | Урок изучения нового материала | Общее значение и разряды частиц. Порядок морфологического разбора частицы | Уметь: выполнять устный и письменный мор- фологический разбор частиц | Комплексный анализ текста | $ 66, №384 | |||||||||||||
138 | 20.04 | Отрицательные частицы НЕ и НИ | Урок изучения нового материала | Отрицательные частицы, их функции Употребление частиц НЕ и НИ. Слит- ное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Конструирование предложений с отрицательными частицами | Знать: функции отрицательных частиц; правила употребления частиц НЕ и НИ; условия слитного и раздельного написания НЕ и НИ с разными частями речи. Уметь: различать и правильно употреблять отрицательные частицы; определять роль отрицательных частиц | Комплексный анализ текста | $ 67, №356 | |||||||||||||
139 | 21.04 | Отрицательные частицы НЕ и НИ | Урок- практикум | Тест | $ 67, №386 | |||||||||||||||
140 | 21.04 | Различение НЕ и НИ | Урок изучения нового материала | Работа с дидактическим материалом | $ 67, №388 | |||||||||||||||
141 | 22.04 | Различение НЕ и НИ | Урок- практикум | Объяснительный диктант | $ 67, №3392 | |||||||||||||||
142 | 23.04 | Различение частицы НЕ и приставки НЕ- | Урок изучения нового материала | Частица НЕ и приставка НЕ-. Условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи | Знать: условия слитного и раздельного написа- ния НЕ с разными частями речи. Уметь: различать частицу НЕ и приставку НЕ- | Комплексный анализ текста | $ 68, №394 | |||||||||||||
143 | 27.04 | Различение частицы НЕ и приставки НЕ- | Уроки- практикумы | Тест, сжатое изложение | $ 68, №398 | |||||||||||||||
144 | 29.04 | Частица НИ, приставка НИ- союз НИ - НИ | Урок изучения нового материала | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ. Условия слитного и раздель- ного написания НИ с разными частя- ми речи. Учебное исследование. Конструирование предложений | Знать: условия слитного и раздельного написания НИ с разными частями речи. Уметь: различать частицу НИ, приставку НИ-, союз НИ-НИ | Комплексный анализ текста | $ 69, №404 | |||||||||||||
145 | 30.04 | Частица НИ, приставка НИ- союз НИ - НИ | Урок- практикум | Тест | $ 69, №406 | |||||||||||||||
146 | 5.05 | Повторение и обобщение изученного о частице | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Частица. Общее значение и разряды частиц. Стилистические возможнос- ти частиц. Правописание частиц. Морфологический разбор частиц. Учебное исследование | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять правила правописания час- тиц; употреблять частицы в устной и письменной речи; выполнять морфологический разбор частиц | Объяснительный диктант | контрольные вопросы стр.187 | |||||||||||||
147 148 | 28.04 28.04 | Контрольное изложение | Урок контро ля знаний | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | ||||||||||||||
149 | 4.05 | Анализ контрольного изложения | Урок коррекции знаний | Тема изложения. План изложения. Материалы к изложению | Уметь: выполнять работу над ошибками, допу- щенными в контрольном изложении | |||||||||||||||
150 | 5.05 | Рассказ на основе жизненного опыта (устный или пись- менный) | Р.Р. | Жанровые особенности рассказа. Стиль и тип речи. Материал для сочинения | Знать: жанровые особенности рассказа. Уметь: самостоятельно составлять рассказ на основе жизненного опыта | (устное или письменное) Сочинение-рассказ | $ 69, №413 | |||||||||||||
МЕЖДОМЕТИЕ (4 часа) | ||||||||||||||||||||
151 | 6.05 | Междометие как часть речи | Урок изучения нового материала | Междометие. Производные и непро изводные междометия. Употребле- ние междометий в значении других частей речи. Использование междо- метий в устной речи и в художест- венных произведениях | Знать: понятие междометие. Уметь: отличать междометия от других частей речи; различать производные и непроизводные междометия | Комплексный анализ текста | $ 70, №416 | |||||||||||||
152 | 7.05 | Дефис в междометиях | Урок изучения нового материала | Дефис в междометиях. Употребление дефиса в разных частях речи | Уметь: распознавать условия употребления дефиса в разных частях речи | Словарно- орфографическая работа | $ 71, №421 | |||||||||||||
153 | 11.05 | Знаки препинания при междометиях | Урок изучения нового материала | Знаки препинания в пр-ниях с меж- дометиями. Конструирование пред- ложений с междометиями. Учебное исследование | Уметь: конструировать пр-ния с междометиями и расставлять в них знаки препинания | Объяснительный диктант | $ 71, №419 | |||||||||||||
154 | 13.05 | Знаки препинания при междометиях | Урок- практикум | Тест | $ 71 задание в тетради | |||||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (16 часов) | ||||||||||||||||||||
155 | 14.05 | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Русский язык. Разделы науки о русском языке. Текст. Виды текстов. Стили речи | Знать: разделы науки о русском языке, предмет их изучения; понятие текст; виды тестов, их признаки; стили речи, их признаки. Уметь: определять принадлежность текста к определённому стилю и типу речи; самостоятельно создавать тексты на зад. тему | Сочинение-миниа- тюра | $ 72, задание на карточке | |||||||||||||
156 157 | 12.05 12.05 | Контрольное сочинение | Уроки контроля знаний | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | Сочинение | ||||||||||||||
158 | 18.05 | Анализ контроль- ного сочинения | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в кон- трольном сочинении | Уметь: выполнять работу над ошибками, допу- щенными в контрольном сочинении | Работа над ошибками | $ 73, №423 | |||||||||||||
159 | 19.05 | Фонетика. Графика | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Фонетический разбор | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах. Уметь: писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять фонетический разбор слов | Текущий контроль | $ 74, №431 | |||||||||||||
160 | 19.05 | Лексика и фразеология | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Лексика. Словарное богатство языка Лексическое значение слов. Группы слов по значению и сфере употреб- ления. Толковые словари. Фразеоло гия. Стили речи | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: определять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы и антонимы; определять стили речи; работать со словарями | Тест | $ 75, №434 | |||||||||||||
161 | 20.05 | Морфемика. Словообразование | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Морфемика. Словообразование. Части слова. Способы образования слов. Орфограммы в разных частях слов. Морфемный и словообразова- тельный разбор слов | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов | Тест | $ 76, №436 | |||||||||||||
162 | 21.05 | Морфология | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Морфология. Часть речи, их морфо- логические и синтаксические приз- наки. Орфограммы в разных частях речи. Морфологический разбор слов Стилистическая принадлежность частей речи | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах. Уметь: распознавать части речи; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор слов | Тест | $ 77, №442 | |||||||||||||
163 164 | 25.05 26.05 | Синтаксис и пунктуация | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Синтаксис и пунктуация. Словосоче- тание. Простые и сложные пр-ния, знаки препинания в них. Синтакси- ческий разбор пр-ний | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: расставлять зн.преп. в простых /сложных пр-ниях; выполнять синтакс. разбор с/с и пр-ний | Объяснительный диктант, тест | $ 77, №446 | |||||||||||||
165 166 | 26.05 | Орфография и пунктуация | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Орфография. Пунктуация. Части речи Учебное исследование | Уметь: применять на практике правила орфог- рафии и пунктуации, изученные в 5-7 классах | Предупредительный диктант, тест | $ 78, №451 | |||||||||||||
167 | 27.05 | Защита исследова- тельских проектов | Урок-конфе ренция | Учебный исследовательский проект. Презентационные материалы. Доклад | Уметь: представлять учебный исследователь- ский проект, сопровождая выступление презен- тационными материалами; отвечать на вопросы по теме учебного исследования | Доклад по теме учебного исследо- вания | опережающее задание | |||||||||||||
168 | 28.05 | Итоговый контрольный диктант | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Граммати- ческие разборы | Уметь: самостоятельно писать текст под дик- товку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамма- тическим заданием | ||||||||||||||
169 | 29.05 | Анализ итогового диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании | Уметь: выполнять работу над ошибками, допу- щенными в контрольном диктанте и граммати- ческом задании к нему | Работа над ошибками | ||||||||||||||
170 | 29.05 | Итоговый тест за курс 7 класса | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамма- тика | Знать: теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 7 классе. Уметь: применять на практике полученные зна-ния, умения и навыки | Тест |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / Сост. Н.В. Егорова. М.: ВАКО, 2010.
Для учителя
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Комиссарова Л.Ю. Обучение русскому языку в 7 классе: Методические рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 2010.
3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Дидактические материалы. М.: Просвещение, 2010.
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 7 класс. М.: ВАКО, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Английский язык" для профессий НПО технического профиля,1 и 2 курсы,156 часов.
КТП составлено на основе рабочей программы....
Планирование Русский язык. 5 класс. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский, 2014 г., 204 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(по учебнику «Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов,...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса к учебнику Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А. и др. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса к учебнику Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А. и др. составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...
Календарно-тематическое планирование "5класс Русский язык(по учебнику Т.Ладыженской)
Для учителей-филологов основной школы...