Русский язык 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Кузьмина Елена Александровна

Рабочая программа (УМК С.И. Львовой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_6_klass.docx58.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                

Рабочая программа по  русскому языку

для 6  класса

на 2012/2013 учебный год

Санкт-Петербург  

2012г

Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Задача курса направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система, принципы преподнесения теоретических сведений, богатый иллюстративный материал нацелены на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать) и умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).

• Цель инновационных преобразований в школе: формирование у учащихся общественно значимых способностей и системы ценностей, направленной на утверждение собственной успешности и конкурентоспособности, через укрепление духовно-нравственного потенциала.

Миссия ОУ:

• Миссия школы состоит в воспитании и развитии активной, инновационно мыслящей личности через вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности, в которых они раскрывают свои творческие возможности и максимально полно реализуют свои потребности и интересы.

Реализация поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:

- освоение Государственного образовательного стандарта;

- обеспечение нормативно-правовой базы муниципального общеобразовательного учреждения;

- создание условий для развития научно-методического обеспечения (сопровождения) образовательного процесса в условиях развивающей образовательной среды;

- распространение инновационного педагогического опыта;

- развитие информационного обеспечения управленческой и педагогической деятельности:

- сохранение стабильного кадрового потенциала и создание условий для профессионального и личностного роста педагогов школы;

- реализация здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих программ, объединяющих всех участников образовательного процесса;

- обеспечение развития материально-технических и финансовых условий образовательного процесса;

- расширение совместных позитивных целей взаимодействия «гимназия - семья», повышение личной ответственности за ход и характер взаимодействия его участников, ориентация на сотрудничество;

- развитие социального партнерства, межведомственного сотрудничества;

- организация дистанционного обучения.

Каждый учитель и школа в целом должны четко понимать результат своей деятельности. Выделение в качестве результата некоторой совокупности признаков обученности ребенка в современных условиях недостаточно, так как необходим широкий разноплановый критерий, который мог бы отразить как содержание образовательного заказа родителей, общества, государства, так и цели, смыслы педагогической деятельности.

Целесообразно использовать в качестве основных принципов развития образовательного процесса:

Принцип субъектности – быть  субъектом - значит быть инициатором собственной активности.

Принцип свободы выбора – признание  права каждого ребенка на индивидуальный выбор и соответственно отказа взрослому на жесткий прогноз в отношении жизнедеятельности ребенка.

Принцип неповторимости - готовность принять ребенка как другого человека, наделенного своими особыми, присущими ему качествами и имеющего индивидуальный потенциал развития.

Принцип продуктивности - признание критерием качества педагогической деятельности индивидуального образовательного приращения ученика. складывающихся из внутренних и внешних образовательных продуктов.

Концепция программы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 11 классов С.И. Львовой (Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И.Львова]. – 2-е изд., перераб., - М.: Мнемозина, 2008.), которая рассчитана на 210 часов, полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК.

Данная рабочая программа рассчитана на 210 часа (6 часов в неделю).

Обоснованность

При составлении программы были учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса, изложенные в таких документах, как «Методическое письмо о преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в связи с переходом на федеральный базисный учебный план года», «Анализ результатов единого государственного экзамена в Ленинградской области», методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании русского языка в средней школе».

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны — интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

В связи с этим рабочая программа направлена на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысление его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает формирование системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

В 6 классе продолжается освоение основных видов речевой деятельности: способность осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей, аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различных типов, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.

Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от обучающегося не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения, поэтому в 6 классе также уделяется внимание развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы.

Рабочая программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это, прежде всего в выделении дополнительного материала, являющегося необязательным для усвоения всеми обучающимися.

При обучении русскому языку в 6 классе продолжается совершенствование общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые базируются на речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих результативную коммуникацию: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее содержания и адекватности поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной целью (ознакомительное чтение — с целью определения основного содержания текста; изучающее — с целью полного понимания информации; просмотровое — с целью первичного ознакомления с представленной в тексте информацией; поисковое — с целью извлечения искомой информации и др.); оценка и редактирование текста; следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Таким образом, в процессе изучения русского языка совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (умение сравнивать и сопоставлять, анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, оценивать и классифицировать), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка;

формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенции, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Цели и задачи

Основная общеобразовательная школа должна сформировать у обучающихся базовый уровень владения русским языком, необходимый и достаточный для общения в жизненно важных ситуациях, и вместе с тем заложить основы для последующего его развития и совершенствования.

В соответствии с этим цели курса русского языка в 6 классе состоят в следующем:

- обеспечить лингвистическое образование, необходимое каждому выпускнику как база для последующего развития и совершенствования, для обучения и профессиональной деятельности;

- формировать у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, научить общению в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;

-воспитывать бережное отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

- обеспечить повторение определенного круга знаний из фонетики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, необходимых для успешной сдачи экзамена в новой форме;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи, т.е. формировать прочные умения и навыки во всех видах речевой деятельности

- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 11 классов С.И. Львовой, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Программа рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю).

Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей. Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.

Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Учебник Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 3-х частях. 7-е издание, стереотипное. – М:  Мнемозина, 2011

Учебник входит в состав УМК по русскому языку для 6-го класса общеобразовательной школы (под редакцией С. И. Львовой). Отличительные его особенности – ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами.

Учебник построен так, что каждый урок русского языка становится уроком развития речи. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку.

Основные принципы отбора материала

Программа составлена с учётом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.

Предполагаемые результаты

В результате изучения русского языка в 6 классе обучающийся должен овладеть:

Речевая деятельность.

Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию] и формулировать основную мысль аудируемого текста; выделять структурные части исходного текста, составлять простой и сложный план.

Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать тексты лингвистического содержания; уместно использовать разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее, в зависимости от коммуникативной задачи; дифференцировать важную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; :самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.

Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выбочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.

Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей речи; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синонимической конструкции.

Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текст, определять вид связи (цепная, параллельная) и средства СВЯЗИ предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности и стилю речи.

Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов;

составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки, давать комментарии к словообразовательному гнезду, объяснять смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфем.

Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; под бирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;

пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.

Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфо логические признаки слова при решении задач правописания.

Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основанного принципа русской орфографии (единообразное написание м орфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемами поморфемного письма.

Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Учебно-методический комплекс

Учебник

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.

Литература для учащихся

  1. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения.
  2. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
  3. Быстрова Е. А., Окунева А. П., Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.
  4. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. — М., 2001.
  5. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка.- 3-е изд. – М., 1994.
  6. Журавлев А П. Звук и смысл. — М., 1991.
  7. Журавлев А. П., Павлюк Н. А. Язык и компьютер. — М., 1989
  8. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
  9. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
  10. Костомаров В. Г. Жизнь языка. — М., 1994.
  11. Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.
  12. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
  13. Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
  14. Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М.,2004.
  15. Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
  16. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.
  17. Люстрова 3. Н; Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. — М., 1987.
  18. Матвеева Н. П. Свидетели истории народа: Наследие пращуров. — М., 1993.
  19. Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.
  20. Мокиенко В. М. Почему так говорят? — Л., 2003.
  21. Откупщиков Ю. Н. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М., 1986.
  22. Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — М., 1981.
  23. Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М.,1985.
  24. Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка.— 2-е изд., испр. ~ М., 1998.
  25. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.
  26. Скорлуповская  Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико- грамматическими формами. — М., 2000.
  27. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.
  28. Шанский Н. М. Занимательный русский язык. В 2 ч. — М.,1996. Школьные словари русского языка
  29. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка:

Происхождение слов. — М., 1997.

  1. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
  2. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. — М., 1984.

Для учителя

  1. Антонова Е.С. Тайны текста. — М., 2001.
  2. Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.
  3. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. — М., 1976.
  4. Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Б. А. Быстровой. — М., 2004.
  5. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.
  6. Васильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя. 2-е издание. – М: Мнемозина, 2010
  7. Глебова Е. Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе.— Горький, 1986.
  8. Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.
  9. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
  10. Капинос В. И., Сергеева Н. Н.,  Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 классы. — 2-е изд. — М., 1994.
  11. Капинос В. И; Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Изложения:тексты с лингвистическим анализом. — М., 1994.
  12. Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
  13. Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—9 классы. — М.,1989.
  14. Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.
  15. Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
  16. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. — М.,2000.
  17. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
  18. Львова С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996 (и другие издания).
  19. Львова С. И. Язык в речевом общении. — М., 1991.
  20. Любичева Е. В. Уроки развития речи. — СПб., 2002.
  21. Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы.- СПб.,2002.
  22. Мещеряков В. Н. и др. Основы школьного речеведения. Ч. 1—2. — М.— Тольятти, 2004.
  23. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. — М., 2000.
  24. Пузанкова Е. Н. Проблемы развития языковой способности учащихся при обучении русскому языку. — М., 1996.
  25. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М.,1996.
  26. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000.
  27. Черепанова Л. В. Аудирование: теория и практика обучения. — Чита, 2000

Средства обучения

  1.  учебники и учебные пособия;
  2. проектор;
  3. интерактивная доска;
  4. программно-прикладные средства ( «1С. Русский язык. Морфология. Орфография», «1С. Русский язык. Привет, причастие!», «Уроки Кирилла и Мефодия». 5 – 6 класс,  «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов, Мультимедийное приложение к учебнику. 6 класс. Русский язык под редакцией М.М.Разумовской)
  5. электронные образовательные ресурсы:
  1. Грамота Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»:  http://www.gramota.ru
  2. Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала: http://language.edu.ru
  3. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка: http://yamal.org/ook/
  4. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН: http://rusgram.narod.ru
  5. Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник: http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/
  6. Система дистанционного обучения «Веди» - Русский язык: http://vedi.aesc.msu.ru

Календарно-тематический план

тема

ИКТ

1  триместр

Введение (3 урока)

Родной язык. Понятие о родном языке. Роль слова в жизни человека. Формулы речевого этикета

Функциональные разновидности языка. Речевая ситуация. Разговорная речь. Книжные стили речи. Функциональные стили речи

Функциональные разновидности языка. Письменная и устная формы разновидностей языка. Знакомство с образцами различных стилей речи

Русская орфография как система правил (15 уроков: к.р. – 1 урок, р.р. – 2 урока)

Правописание корней. Безударные гласные корня. Слова с непроверяемыми орфограммами. Правописание согласных в корнях. Непроизносимые согласные.

Мультимедийное приложение к учебнику. 6 класс. Русский язык под редакцией М.М.Разумовской

Правописание корней. Корни с чередованиями –раст-//-ращ-//-рос-, -кас-//-кос-, -лаг-//-лож- (повторение). Изучение написания корней –зар-//-зор-, -гар-//-гор-. Чередование –е-//-и-

Мультимедийное приложение к учебнику. 6 класс. Русский язык под редакцией М.М.Разумовской

Правописание корней. Ы//И после приставок. Корни-омофоны

Правописание приставок. Приставка, ее роль. Основные правила написания приставок. Не изменяемые приставки. Приставки на з-с

Мультимедийное приложение к учебнику. 6 класс. Русский язык под редакцией М.М.Разумовской

Правописание приставок. Приставки при-, пре-. Значение приставки.

Иноязычные приставки.

Правописание суффиксов. Значение суффикса.  Суффиксы –ек/ -ик-, чик/щик

«1С. Русский язык. Морфология. Орфография»

Правописание суффиксов. Суффиксы –к- и –ск- прилагательных. Суффиксы глаголов несовершенного вида –ыва-(-ива-) и –ова-(-ева-)

«1С. Русский язык. Морфология. Орфография»

Правописание окончаний. Алгоритм правильного написания окончания. Грамматическое значение окончания.

«Фраза»

Р.р  Изложение по упр. 90 «Береза» (по данному плану).

Р. р  Изложение по упр. 90 «Береза»

Употребление букв ё (е) – о после шипящих и ц

«1С. Русский язык. Морфология. Орфография»

Употребление Ь и Ъ

Слитные, раздельные и дефисные написания. Правописание НЕ с глаголами и существительными.

«Фраза»

Контрольная работа №1 (контрольный диктант с языковым анализом)

Анализ диктанта. Работа над ошибками

Синтаксис и пунктуация  (20 уроков: к.р. – 1 урок, р.р. – 2 урока)

Словосочетание как единица синтаксиса

Предложение как единица синтаксиса. Виды предложений. Синтаксическая характеристика предложений.

Предложение как единица синтаксиса. Члены  предложения.

Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения.

Второстепенные члены предложения

Р.р Изложение по упр. 127 «Заячьи лапы»(по самостоятельно составленному плану)

Р.р Изложение по упр. 127 «Заячьи лапы»

Простое осложненное предложение. Конструкции, осложняющие предложение. Однородные члены предложения. Обобщающие слова.

Предложения с обращением.  Этикет и обращение. Эпистолярный жанр. Риторическое обращение (обращение-олицетворение).

«Фраза»

Предложения с вводными словами. Значения вводных слов. Этикетные вводные слова.

«Фраза»

Предложения с сравнительным оборотом. Фразеологические обороты.

«Фраза»

Сложное предложение и его виды. Сложносочиненные предложения.  Сочинительные союзы. Сложносочиненное предложение, одна из частей которого – односоставное предложение.

Сложное предложение и его виды. Сложноподчиненное предложение. Подчинительные союзы.

Презентация

Сложное предложение и его виды. Сложноподчиненное предложение. Подчинительные союзы.

Предложения с прямой речью. Преобразование косвенной речи в прямую.

Диалог. Интервью как разновидность диалога. Речевой этикет начала и завершения беседы.

Пунктуация как система правил. Знаки препинания в простом предложении.  Пунктуационный разбор.

Презентация

Знаки препинания в сложном предложении и предложении с прямой речью. Пунктуационный разбор.

Контрольная работа №2 ( диктант с языковым анализом текста)

Анализ диктанта.

Текстоведение  (22 урока: к.р. – 1 урок,  р.р. – 2 урока)

Текст как единое целое. Основные признаки текста. Тема и основная мысль текста. Абзац. Микротема.

Презентация

Композиция текста.

Простой и сложный план текста

Простой и сложный план текста. Составление планов к предложенным текстам. Подготовка высказывания на основе предложенного плана.

Презентация

Связь предложений в тексте. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте. Последовательная связь (цепная). Языковые средства последовательной связи: лексический повтор, местоимения, однокоренные слова, описательные обороты, синонимы.

Презентация

Связь предложений в тексте. Параллельная связь предложений. Структура предложений, связанных параллельной связью.

Связь предложений в тексте. Сочетание в тексте последовательной и параллельной связей.  Связь между абзацами.

Смысловая связь предложений в тексте. Смысловые отношения.

Текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).

Лексический повтор как средство связи предложений в тексте.

Использование лексического повтора как средства связи предложений в тексте

Повествование как тип речи

Презентация

Повествование с элементами описания и рассуждения

Повествование как тип речи. Рассказ

Описание как тип речи. Виды описания

Презентация

Виды описания

Виды описания

Требования к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста. Редактирование

Требования к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста. Редактирование

Обобщение и систематизация изученного

Зачетная работа

Р.р Подготовка к сочинению по картине В. Серова «Девочка с персиками»

Презентация

Р.р Подготовка к сочинению по картине В. Серова «Девочка с персиками»

Имя существительное (17 уроков: к.р. – 1 урок)

Морфология как раздел лингвистики

«1С. Русский язык. Морфология. Орфография»

Имя существительное как часть речи

«1С. Русский язык. Морфология. Орфография»

Имя существительное как часть речи

Словообразование имен существительных. Способы образования

Образование имен существительных путем сложения

Образование имен существительных путем сложения

Слитное и дефисное написание сложных имен существительных

«Фраза»

Слитное и дефисное написание сложных имен существительных

Правильное употребление имен существительных. Языковые нормы. Правила произношения существительных

Правила изменения имен существительных и использования их в речи

2 триместр

Имя существительное в словосочетании и предложении

Презентация

Роль имен существительных в словосочетании

Имя существительное в тексте. Стилистическая роль имен существительных

Имя существительное в тексте. Стилистическая роль имен существительных

Обобщение и систематизация изученного

Презентация

Контрольная работа №3 (зачет по теме «Имя существительное»)

Анализ  контрольной работы

Имя прилагательное (18  уроков: к.р. – 1 урок, р.р. – 1 урок)

Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки речевая роль имени прилагательного

Грамматические признаки речевая роль имени прилагательного

Презентация

Словообразование имен прилагательных. Основные способы образования имен прилагательных

Основные способы образования имен прилагательных

Р.р. Подготовка к сочинению по картине Г.Г.Мясоедова «Косцы»

Презентация

Правописание букв н-нн в именах прилагательных, образованных от существительных

«1С. Русский язык. Морфология. Орфография»

Правописание букв н-нн в именах прилагательных, образованных от существительных

Мультимедийное приложение к учебнику. 6 класс. Русский язык под редакцией М.М.Разумовской

Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных

«1С. Русский язык. Морфология. Орфография»

Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных

Мультимедийное приложение к учебнику. 6 класс. Русский язык под редакцией М.М.Разумовской

Слитное и раздельное написание НЕ  с именами существительными и прилагательными

«Фраза»

Слитное и раздельное написание НЕ  с именами существительными и прилагательными

Мультимедийное приложение к учебнику. 6 класс. Русский язык под редакцией М.М.Разумовской

Правильное произношение имен прилагательных. Грамматические нормы

Лексические нормы употребления имен прилагательных

Презентация

Синтаксическая роль имени  прилагательного

Синтаксическая роль имени  прилагательного

Роль имен  прилагательных  в тексте

Выразительные возможности имени  прилагательного

Повторение и систематизация изученного

Контрольная работа №4 (диктант с грамматическим заданием)

Анализ  контрольной работы

Глагол (15 уроков: р.р. – 3 урока)

Морфологические признаки глагола.

Постоянные морфологические признаки глагола.

«1С. Русский язык. Морфология. Орфография»

Постоянные морфологические признаки глагола.

Презентация

Непостоянные морфологические признаки глагола.

Непостоянные морфологические признаки глагола.

Основные способы  образования глаголов

Подведение итогов работы в 1 полугодии

Нормы произношения глаголов. Нормы управления

Лексические нормы  употребления глаголов

Глагол в словосочетании и предложении

Презентация

Р.р. Изложение

Р.р. Изложение

Роль глагола в художественном тексте

Роль глагола в текстах разных стилей

Проверочный тест

Деепричастие и причастие как особая форма глагола

Презентация

Деепричастие и причастие как особая форма глагола

Р.р. Подготовка к сочинению по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Презентация

Деепричастие (11 уроков: к.р. – 1 урок)

Деепричастие как  особая форма глагола

Деепричастие как  особая форма глагола

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Правописание  НЕ с деепричастиями

«Фраза»

Правильное употребление деепричастий

Правильное употребление деепричастий

Контрольная работа №5 (диктант с грамматическим заданием)

 Анализ контрольной работы

Причастие (26 уроков: к.р – 1 урок, р.р. – 1 урок)

Морфологические признаки причастия

«1С. Русский язык. Привет, причастие!»

Морфологические признаки причастия

Роль причастия в художественном описании

Правописание безударных окончаний причастий

«1С. Русский язык. Привет, причастие!»

Общие и отличительные признаки причастий и деепричастий

Понятие о причастном  обороте. Знаки препинания

«1С. Русский язык. Привет, причастие!»

Причастный оборот. Знаки препинания

«Фраза»

Причастный оборот. Знаки препинания

Действительные и страдательные причастия. Деление причастий на группы

«1С. Русский язык. Привет, причастие!»

Образование действительных и страдательных причастий

Образование действительных и страдательных причастий

«1С. Русский язык. Привет, причастие!»

Образование действительных и страдательных причастий

«1С. Русский язык. Привет, причастие!»

Правописание суффиксов причастий

3 триместр

Использование глагола и его особых форм в худ. текстах

Полные и краткие формы страдательных причастий. Правописание Н и НН в причастиях

«1С. Русский язык. Привет, причастие!»

Полные и краткие формы страдательных причастий. Правописание Н и НН в причастиях

«Фраза»

Полные и краткие формы страдательных причастий. Правописание Н и НН в причастиях

Мультимедийное приложение к учебнику. 6 класс. Русский язык под редакцией М.М.Разумовской

Р.р. Подготовка к сочинению по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Нормы произношения причастий. Грамматические нормы

Нормы употребления причастий

Презентация

Синтаксическая роль деепричастий и причастий

Изобразительно-выразительная роль деепричастия и причастия

Изобразительно-выразительная роль деепричастия и причастия

Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол и его формы»

Контрольная работа № 6 (диктант с грамматическим заданием)

Анализ контрольной работы

Имя числительное (19 уроков: к.р. – 1 урок)

Имя числительное как часть  речи

«1С. Русский язык. Морфология. Орфография»

Разряды имен числительных. Имена числительные количественные и порядковые

«1С. Русский язык. Морфология. Орфография»

Разряды имен числительных. Непостоянные морфологические признаки имен числительных

«1С. Русский язык. Морфология. Орфография»

Написание Ь в количественных числительных

«Фраза»

Правописание числительных

Мультимедийное приложение к учебнику. 6 класс. Русский язык под редакцией М.М.Разумовской

Склонение количественных числительных (от 5 до 30, от 50 до 80)

Презентация

Склонение количественных числительных (40, 90, 100; 200, 300, 400, оканчивающихся на –сот)

Презентация

Склонение количественных числительных (40, 90, 100; 200, 300, 400, оканчивающихся на –сот)

Склонение собирательных числительных

Склонение дробных числительных

Склонение составных количественных числительных

Склонение  порядковых числительных

Нормы произношения и изменения имен числительных

Нормы изменения имен числительных. Лексические нормы

Имя числительное в словосочетании и предложении

Имя числительное в текстах  делового и научного стилей

Презентация

Обобщение по теме «Имя числительное»

Контрольная работа №7

Анализ контрольной работы

Местоимение (24 урока: к.р. – 1 урок)

Местоимение как часть  речи

«1С. Русский язык. Морфология. Орфография»

Общее значение местоимений и употребление их в речи

Презентация

Разряд как постоянный признак  местоимений

Презентация

Личные местоимения. Склонение

Личные местоимения как средство связи предложений в тексте

Возвратное местоимение

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Вопросительно-относительные местоимения

Неопределенные местоимения

Неопределенные местоимения. Использование в речи

Отрицательные местоимения

Отрицательные местоимения. Правописание

«1С. Русский язык. Морфология. Орфография»

Указательные местоимения

Определительные местоимения

Определительные местоимения

Правильное употребление местоимений

Местоимение в словосочетании и предложении

Презентация

Местоимение в словосочетании и предложении

Местоимение как средство связи предложений в тексте

Повторение и обобщение по теме «Местоимение»

Повторение и обобщение по теме «Местоимение»

Контрольная работа №8  (зачет)

Анализ контрольной работы

Повторение изученного в 6-м классе (15 уроков: к.р. – 1 урок)

Языковые признаки слова

Презентация

Языковые признаки слова

Разделы орфографии. Основной принцип русской орфографии (гласные и согласные в корне, приставки, Ъ и Ь)

Основной принцип русской орфографии. Ь после шипящих

«Фраза»

Основной принцип русской орфографии. Слитные, дефисные и раздельные написания

«Фраза»

Знаки препинания внутри предложения. Простое осложненное предложение

Презентация

Знаки препинания внутри предложения. Простое осложненное предложение

Орфографический и пунктуационный анализ текста. Виды грамматического разбора

Контрольная работа № 9 (годовая; диктант с языковым разбором)

Анализ контрольной работы . Подведение итогов.

Текстоведческий анализ

Текстоведческий анализ

Текстоведческий анализ

Текстоведческий анализ

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...