Обобщающий урок по теме "Имя числительное". 6-й класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний
Тип урока: космическое путешествие.
Цели и задачи:
- повторение и систематизация знаний об имени числительном как части речи;
- закрепление орфографических правил, проверка их усвоенности;
- воспитание любознательности и сообразительности.
! В приложении - схема ракеты для заполнения. (В предпросмотре она не отображается)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 22.06 КБ |
приложение | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме "Имя числительное". 6-й класс.
Тип урока: космическое путешествие.
Цели и задачи:
- повторение и систематизация знаний об имени числительном как части речи;
- закрепление орфографических правил, проверка их усвоенности;
- воспитание любознательности и сообразительности.
Оборудование:
- мультимедийная доска
- презентация
- раздаточный материал: листочки с текстом, рисунок ракеты для каждого учащегося, мини-тест для домашнего выполнения.
Ход урока:
- Организационный момент. Слово учителя:
- Таинственное звездное небо издавна манило к себе людей . из седой древности доходят до нас сказочные поэтические предания о космосе, фантастические проекты и смелые замыслы о путешествиях за пределы Земли. Постепенно сказка становилась былью. Сначала в небо понялись воздушные шары, затем полетели самолеты и, наконец, стартовали космические корабли. Но путь человека к звездам был нелегким, он был подвластен лишь людям, сильным телом и душой. Надеюсь, что таковыми являетесь и вы, ребята. Поэтому смело приглашаю вас совершить космическое путешествие к спутнику Земли – Луне. Итог путешествия зависит от знаний, сообразительности, грамотности каждого из вас. Это путешествие поможет нам обобщить знания об изученной нами части речи – числительном, и подготовиться к написанию контрольной работы. Итак, в путь!
- Перед взлетом.
- Чтобы полет был удачным, мы должны снарядить нашу ракету, положить в нее все имеющиеся у нас знания об имени числительном.
(Учащиеся заполняют ракету (см. приложение), отвечая на теоретические вопросы, приводят примеры).
- Дайте определение имени числительному.
- На какие две группы делятся имена числительные?
- Сколько разрядов у количественных числительных?
- Чем отличаются простые числительные от составных?
- Ракета заполнена. Конечно же, нам нужно дать ей название. (варианты учащихся).
- Теперь мы должны записать сведения о каждом космонавте. Ответьте на каждый вопрос развернуто. Числительные запишите словами.
- Когда ты родился? Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься?
(Я родился двадцать восьмого июня тысяча девятьсот девяносто первого года. Мне двенадцать лет. Я учусь в шестом классе.)
- В полете.
- Записывая данные о себе вы изменили числительные по падежам. Все ли числительные обладают этой способностью? (Да).
- А вот изменяться по родам и числам умеет только одна группа числительных. Какая? (Порядковые).
- Какие два количественных числительных тоже имеют эти категории? (Один- изменяется по родам и числам; два – по числам).
- Молодцы! Теперь все корабли разделятся на 2 группы – первого и второго варианта и выполнят разные задания. Первому варианту необходимо изменить по падежам словосочетание шестьсот семьдесят пятая звезда, а второму – двести восемьдесят четыре планеты.
- Словосочетание с каким составным числительным склонял 1 вариант? (порядковое).
- А второй? (количественное).
- По разному ли склоняются порядковые и количественные составняе числительные? (при склонении количественных составных числительных изменяются все слова, а при склонении порядкового только последнее слово).
- С окончаниями какой части речи совпадают окончания порядковых числительных? (Прилагательного. Как и прилагательные, порядковые числительные изменяются по падежам, родам и числам. Некоторые ученые называют их «порядковыми прилагательными»).
4. Повторение орфограммы «Мягкий знак на конце и в середине числительных».
- Внимание всем космонавтам! Вам необходимо сообщить в Центр управления, как проходит полет. Для этого нужно составить код.
Кодовый диктант: учитель диктует ряд числительных. Ребята должны определить, в каких из них мягкий знак пишется на конце, а в каких – в середине. Если на конце – пишут букву к, если в середине – с, если мягкий знак отсутствует – ставят прочерк. Буквы и прочерки записывают в строчку – в результате получается некий код).
- Пять, девятьсот, одиннадцать, девять, шестьдесят, девяносто, девятнадцать, семь, двести тысяч, пятьсот.
(к с к к с – к к – с)
5. На Луне. Работа с текстом.
- Вот мы и добрались до Луны. Давайте познакомимся с этим необыкновенным объектом, так не похожим не нашу Землю.
Луна.
Луна не имеет (о/а)тмосферы, поэтому небо здесь не лазурно(голубое), а угольно(черное). На нем ярко сияют немигающие звезды и осл…пительно сверкает Солнце. Сутки на Луне в 29, 5 раза длиннее земных. Температура днем поднимае(тся/ться) до + 130°С, а ночью опускается до - 170 °С.
Луна совершенно сухая. Там нет морей и океанов, рек и озер, нет облаков.
Луна - мир абсолютного безмолвия.
- Определите тему текста.
- Определите стиль и тип текста.
- Озаглавьте текст.
- Найдите числительные. Определите их разряд.
- Найдите прилагательное в сравнительной степени.
(Пока класс выполняет эти задания, один ученик объясняет орфограммы из текста у доски).
6. Творческое задание. Развитие речи.
- А теперь давайте пофантазируем и представим, что каждый из нас открыл новую планету. Опишите ее, используя имена числительные.
(Можно предложить вопросы:
- Какая по счету от Солнца ваша планета?
- Сколько у нее спутников?
- Сколько длятся сутки?
- Какова температура на планете?
- Сколько морей, рек, гор, видов животных?
- Сколько составляет население планеты?)
7. Шифровка из ЦУПа.
- Ребята, для возвращения домой вам нужно расшифровать код, пришедший из Центра управления полетами.
Смор1а, элек3чка, 100л, ви3на, о5, 40а, 7я.
8. Возвращение домой.
- Экипажи всех кораблей провели полет отлично. Посадку разрешаю и желаю новых открытий!
Д.з. Ответить на вопросы теста.
Предварительный просмотр:
Имя числительное – это_____________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________
| Тест Задание 1. Найдите “третье лишнее”: 1. Семьдесят. 1. Шестичасовой. Задание 2. В каком числительном Ь пишется в конце слова? 1. Где мои 17 лет!? Задание 3. В названии какого произведения есть собирательное числительное? 1. “Тысяча и одна ночь” Задание 4. Вычеркните слова, с которыми собирательным числительным “дружить” запрещено. 1. Двое (певицы, котята, джинсы, ребята). Задание 5. Вставьте пропущенные буквы. В каком слове пишется буква о? 1.Об…ими сестрами 2.об…ими руками 3.об…ими девочками 4.об…ими ботинками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для обобщающего урока по теме "Числительное"
Обычно я провожу урок обобщения по разным частям речи в 5-7 классах в форме игры-путешествия по станциям. Данные задания помогут уч-ся вспомнить практически все о числительном....
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Технологическая карта урока по теме "Числительные" в 3 классе
план-конспект урока в 3 классе по теме "Числительные"...
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока "Разряды имен числительных" в 6 классе.
Технолгическая карта урока с игровой технологией....
Конспект обобщающего урока по русскому языку в 6 классе на тему "Имя числительное"
Тип: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме. Цели:Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции, контроль и ...
Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме «Имя числительное»
Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме «Имя числительное»...