Обобщающий урок по теме "Имя числительное". 6-й класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Белая Дарья Сергеевна

Урок обобщения и систематизации знаний

Тип урока: космическое путешествие.

Цели и задачи:

- повторение и систематизация знаний об имени числительном как части речи;

- закрепление орфографических правил, проверка их усвоенности;

- воспитание любознательности и сообразительности.

 

! В приложении - схема ракеты для заполнения. (В предпросмотре она не отображается)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока22.06 КБ
Файл приложение18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Имя числительное". 6-й класс.

Тип урока: космическое путешествие.

Цели и задачи:

- повторение и систематизация знаний об имени числительном как части речи;

- закрепление орфографических правил, проверка их усвоенности;

- воспитание любознательности и сообразительности.

Оборудование:

  1. мультимедийная доска
  2. презентация
  3. раздаточный материал: листочки с текстом, рисунок ракеты для каждого учащегося, мини-тест для домашнего выполнения.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Слово учителя:

- Таинственное звездное небо издавна манило к себе людей . из седой древности доходят до нас сказочные поэтические предания о космосе, фантастические проекты и смелые замыслы о путешествиях за пределы Земли. Постепенно сказка становилась былью. Сначала в небо понялись воздушные шары, затем полетели самолеты и, наконец, стартовали космические корабли. Но путь человека к звездам был нелегким, он был подвластен лишь людям, сильным телом и душой. Надеюсь, что таковыми являетесь и вы, ребята. Поэтому смело приглашаю вас совершить космическое путешествие к спутнику Земли – Луне. Итог путешествия зависит от знаний, сообразительности, грамотности каждого из вас. Это путешествие поможет нам обобщить знания об изученной нами части речи – числительном, и подготовиться к написанию контрольной работы. Итак, в путь!

  1. Перед взлетом.

- Чтобы полет был удачным, мы должны снарядить нашу ракету, положить в нее все имеющиеся у нас знания об имени числительном.

(Учащиеся заполняют ракету (см. приложение), отвечая на теоретические вопросы, приводят примеры).

- Дайте определение имени числительному.

- На какие две группы делятся имена числительные?

- Сколько разрядов у количественных числительных?

- Чем отличаются простые числительные от составных?

- Ракета заполнена. Конечно же, нам нужно дать ей название. (варианты учащихся).

- Теперь мы должны записать сведения о каждом космонавте. Ответьте на каждый вопрос развернуто. Числительные запишите словами.

- Когда ты родился? Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься?

(Я родился двадцать восьмого июня тысяча девятьсот девяносто первого года. Мне двенадцать лет. Я учусь в шестом классе.)

  1. В полете.

- Записывая данные о себе вы изменили числительные по падежам. Все ли числительные обладают этой способностью? (Да).

- А вот изменяться по родам и числам умеет только одна группа числительных. Какая? (Порядковые).

- Какие два количественных числительных тоже имеют эти категории? (Один- изменяется по родам и числам; два – по числам).

- Молодцы! Теперь все корабли разделятся на 2 группы – первого и второго варианта и выполнят разные задания. Первому варианту необходимо изменить по падежам словосочетание шестьсот семьдесят пятая звезда, а второму – двести восемьдесят четыре планеты.

-  Словосочетание с каким составным числительным склонял 1 вариант? (порядковое).

- А второй? (количественное).

- По разному ли склоняются порядковые и количественные составняе числительные? (при склонении количественных составных числительных изменяются все слова, а при склонении порядкового только последнее слово).

- С окончаниями какой части речи совпадают окончания порядковых числительных? (Прилагательного. Как и прилагательные, порядковые числительные изменяются по падежам, родам и числам. Некоторые ученые называют их «порядковыми прилагательными»).

   4. Повторение орфограммы «Мягкий знак на конце и в середине числительных».

- Внимание всем космонавтам! Вам необходимо сообщить в Центр управления, как проходит полет. Для этого нужно составить код.

Кодовый диктант: учитель диктует ряд числительных. Ребята должны определить, в каких из них мягкий знак пишется на конце, а в каких – в середине. Если на конце – пишут букву к, если в середине – с, если мягкий знак отсутствует – ставят прочерк. Буквы и прочерки записывают в строчку – в результате получается некий код).

- Пять, девятьсот, одиннадцать, девять, шестьдесят, девяносто, девятнадцать, семь, двести тысяч, пятьсот.

(к с к к с – к к – с)

     5. На Луне. Работа с текстом.

- Вот мы и добрались до Луны. Давайте познакомимся с этим необыкновенным объектом, так не похожим не нашу Землю.

                                                   Луна.

         Луна не имеет (о/а)тмосферы, поэтому небо здесь не лазурно(голубое), а угольно(черное). На нем ярко сияют немигающие звезды и осл…пительно сверкает Солнце. Сутки на Луне в 29, 5 раза длиннее земных. Температура днем поднимае(тся/ться) до + 130°С, а ночью опускается до - 170 °С.

Луна совершенно сухая. Там нет морей и океанов, рек и озер, нет облаков.

Луна - мир абсолютного безмолвия.

                                     

- Определите тему текста.

- Определите стиль и тип текста.

- Озаглавьте текст.

- Найдите числительные. Определите их разряд.

- Найдите прилагательное в сравнительной степени.

(Пока класс выполняет эти задания, один ученик объясняет орфограммы из текста у доски).

6. Творческое задание. Развитие речи.

- А теперь давайте пофантазируем и представим, что каждый из нас открыл новую планету. Опишите ее, используя имена числительные.

(Можно предложить вопросы:

- Какая по счету от Солнца ваша планета?

- Сколько у нее спутников?

- Сколько длятся сутки?

- Какова температура на планете?

- Сколько морей, рек, гор, видов животных?

- Сколько составляет население планеты?)

7. Шифровка из ЦУПа.

- Ребята, для возвращения домой вам нужно расшифровать код, пришедший из Центра управления полетами.

Смор1а, элек3чка, 100л, ви3на, о5, 40а, 7я.

8. Возвращение домой.

- Экипажи всех кораблей провели полет отлично. Посадку разрешаю и желаю новых открытий!

Д.з. Ответить на вопросы теста.



Предварительный просмотр:

Имя числительное – это_____________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

        

                                      Тест

Задание 1. Найдите “третье лишнее”:

1. Семьдесят.
2. Пятьдесят три.
3. Шестнадцать.

1. Шестичасовой. 
2. Двенадцатый.
 
3. Сто пятьдесят первый.

Задание 2. В каком числительном Ь пишется в конце слова?

1. Где мои 17 лет!? 
2. Когда беда пройдет и все уймется, тотчас 500 советчиков найдется
3. Учиться и в 60 лет не поздно.

Задание 3. В названии какого произведения есть собирательное числительное?

1. “Тысяча и одна ночь”
2. “Трое в лодке, не считая собаки”
3. “Три мушкетера”
4. “Двенадцать стульев”

Задание 4. Вычеркните слова, с которыми собирательным числительным “дружить” запрещено.

1. Двое (певицы, котята, джинсы, ребята).
2. Четверо (котята, сани, семиклассницы, часы).
3. Семеро (сутки, козлята, подруги, дети).
4. Обе (девочки, мальчики, руки, стены).

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы. В каком слове пишется буква о?

1.Об…ими сестрами

2.об…ими руками

3.об…ими девочками

4.об…ими ботинками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для обобщающего урока по теме "Числительное"

Обычно я провожу урок обобщения по разным частям речи в 5-7 классах в форме игры-путешествия по станциям. Данные задания помогут уч-ся вспомнить практически все о числительном....

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Технологическая карта урока по теме "Числительные" в 3 классе

план-конспект  урока в 3 классе по теме "Числительные"...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока "Разряды имен числительных" в 6 классе.

Технолгическая карта урока с игровой технологией....

Конспект обобщающего урока по русскому языку в 6 классе на тему "Имя числительное"

Тип: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме. Цели:Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции, контроль и ...

Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме «Имя числительное»

Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе   по теме «Имя числительное»...