«Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные».
Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;
познакомить с группой разносклоняемых существительных
Задачи:
- учить изменять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;
- совершенствовать навыки правильного написания Ь- знака после шипящих на конце существительных; суффикса – ен в разносклоняемых существительных;
- формировать умение мыслить логически, сравнивать, обобщать; воспитывать доброжелательность, уважение к труду одноклассников и учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sklonenie_microsoft_word.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные».
Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;
познакомить с группой разносклоняемых существительных
Задачи:
- учить изменять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;
- совершенствовать навыки правильного написания Ь- знака после шипящих на конце существительных; суффикса – ен в разносклоняемых существительных;
- формировать умение мыслить логически, сравнивать, обобщать; воспитывать доброжелательность, уважение к труду одноклассников и учителя.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация
Ход урока.
1.Организационный момент.(приветствие учащихся)
2. Подготовка к восприятию новой темы
а) Повторение и закрепление теоретического материала в 4 классе (Вопросы проецируют на экран через компьютер)
Ребята, подготовьте ответы на вопросы, в случае затруднения обратитесь к теоретическому материалу параграфа 24 стр. 128
- Как называется изменение существительных по падежам? (склонение)
- Сколько типов склонения в русском языке? (три)
- Как определить, к какому типу склонения относится существительное?
- Какие грамматические признаки для этого нужно знать? (по начальной форме - именительному падеж у единственного числа)
- Склонение это постоянный или непостоянный признак существительного?
(постоянный) ( озвучивание ответов)
б) Работа по таблице ( стр. 129)
Задание: рассмотрите таблицу и расскажите, какие существительные относятся к 1,2.3 – му склонению. Приведите свои примеры
в)Определите тип склонения имен существительных в предложении
К концу зимы в еловых шишках созревают семена.
Какое существительное у вас вызвало затруднение? ( семена)
3.Объяснение нового материала.
Постановка проблемы.
По какому склонению, на ваш взгляд, будет изменяться существительное семена
Демонстрируется таблица склонений
Слайд
Можно ли определить к какому склонению относится существительное семена?
Разносклоняемые существительные – как образовался этот термин?
Слайд
Определите тему и цели урока (варианты ответов)
Разносклоняемые существительные – те, которые склоняются по-разному.
Цель сегодняшнего урока – познакомиться с особой группой существительных – разносклоняемых; понять, в чем особенность, научиться их склонять.
Слайд
1 Просклоняем вместе с вами устно существительные путь и имя в единственном числе. (Все падежи, кроме именительного, и форма существительных в них появляются по мере ответов учеников).
2. Обобщение.
- Итак, в каких падежах эти существительные имеют окончания 3 склонения, в каких – 2 склонения?
3. Чтение теоретического материала параграфа 24 стр. 130
4.Послушайте веселый урок "Радионяни" (ресурсы сети Интернет), по ходу которого выпишите все имена существительные, относящиеся к разносклоняемым.
Слайд
Проверка выполнения задания
Слайд
Главное в теоретическом материале выделено красным цветом.
3. Закрепление.
Какие имена существительные относятся к разносклоняемым?
Почему они так называются?
Какие суффиксы появляются при склонении этих существительных?
4. Тренировочные упражнения.
1. Комментированное выполнение упражнения 188
2. Работа с текстом « Два брата»
а)- В каком порядке должны следовать абзацы, чтобы получился целостный текст? Прочитайте их в нужной последовательности.
-Определите тему и основную мысль текста. Придумайте заголовок, который отражает эту мысль.
б) Письменные задания ( по выбору):
- Выписать выделенные существительные, определить склонение (проверка по слайду)
Составить орфографическую карточку по тексту ( под…лили, з…рно, м..л..дые, помощ…, р…стут, (с,з)делал, см..треть, ноч…, подл…жу, под…вились, счас…ливо, (не) спится, (не) сказали, (не) застал.)
в) Орфографический разбор
3. Проверяем себя
В каждом ряду найдите « лишнее» слово и объясните, почему оно лишнее.
Дедушка, бабушка, мать, племянница, тетя.
Конь, олень, лошадь, медведь, лось.
Радио, облако, какао. метро, бюро.
Знамя, имя, время, пламя. земля.
4.Подведение итогов урока.
С какой группой существительных мы сегодня познакомились?
В чем особенности их склонения?
- Достигли ли вы поставленной в начале урока цели?
- Оцените свою работу.
5. Домашнее задание. Закрепить теоретический материал § 24 упражнение184, 186 Сочинение- рассуждение на тему « Добро творить- счастливым быть»
( по выбору)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Разносклоняемые имена существительные".
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....
Урок "Разносклоняемые имена существительные" (по программе М.М. Разумовской)
Развёрнутый конспект урока русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской "Разносклоняемые имена существительные", сопровождающийся мультимедийной презентацией, аудиофайлом "Радионяня" и само...
Презентация к уроку Разносклоняемые имена существительные"
Мультимедийная презентация к уроку русского языка в 5 классе "Разносклоняемые имена существительные" (по программе М.М. Разумовской)...
Урок русского языка по теме: "Разносклоняемые имена существительные"
Основная цель урока: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков разносклоняемых имен существительныхЗадачи урока:Создать условия для развития:1) предметных компетенций посре...
Проект урока русского языка в 6 классе "разносклоняемые имена существительные"
Данный урок по теме «Разносклоняемые имена существительные» в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков «Имя существительное». Этот урок следующий после повто...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные
Первый урок по теме "Разносклоняемые имена существительные" в шестом классе....