Урок "Разносклоняемые имена существительные" (по программе М.М. Разумовской)
методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему

Порошина Юлия Сергеевна

Развёрнутый конспект урока русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской "Разносклоняемые имена существительные", сопровождающийся мультимедийной презентацией, аудиофайлом "Радионяня" и самоанализом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_raznosklonyaemye_sushchestvitelnye.docx48.51 КБ

Предварительный просмотр:

Порошина Юлия Сергеевна

Урок русского языка в 5 классе

 (программа М.М. Разумовской)

Тема урока: Разносклоняемые существительные

Цели урока: 1.Образовательная. Формирование понятий и способов

                       самостоятельной поисковой деятельности. Познакомить

                       обучающихся с разносклоняемыми существительными,

                       определить признаки, по которым  разносклоняемые

                       существительные объединены в  тип склонения.

                      2. Развивающая. Развитие речи, логического и аналитического

                      мышления, коммуникативных умений, навыка применения

                      теории в практической деятельности по выработке

                      орфографической грамотности.

                      3. Воспитательная.  Воспитание интереса к родному языку, его

                      истории. Воспитание ответственного отношения к учению.

Оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма, карточки с заданиями.

Ход урока.

 I.   Организационный момент. Самоопределение учебной деятельности.

-  Здравствуйте, ребята! За окном – весна. У всех у нас хорошее настроение, а значит всё у нас с вами получится! Все готовы к уроку?  

II. Актуализация прежних знаний.

1.Какую часть речи вы изучаете в течение многих уроков?  (Имя существительное)

2. Как изменяются существительные?(По числам-единственное и множественное и падежам (их шесть))

3. Как называется изменение имён существительных по падежам?

4.  Сколько склонений у существительных?

5. Какие существительные относятся к 1 склонению?

6. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

7. Какие существительные относятся к 3 склонению?

Мы часто произносили  слова «падеж» и «склонение» существительных.  

 - Какую учебную задачу мы будем решать в связи с темой урока? (Определять падежи и склонения)

 

Всё пробудилось ото сна:

По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,

Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне

Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону

И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной

Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,

Горланит песни о ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи,

И повторишь ты падежи.

Ребята, а каковы ваши ассоциации со словом «весна»? Назовите существительные, относящиеся к теме «весна»?

(Трава, солнце, скворец, ручей, облако)

Давайте определим их род и склонение. Молодцы! Продолжим работу по определению склонений. На стр. 243 выполним упражнение 720. Читаем и понимаем задание.  Как поняли задание? Приступим к выполнению. Начнём вместе, а продолжите самостоятельно (9 слов по цепочке – до лосося, потом сами) 3 минуты на это. Затем проверка. Время вышло. В чём заключались трудности? По какому критерию вы определяли склонение существительных? (род).

Упражнение 720 на стр. 243.

2-е склонение

3-е склонение

Инвентарь

Кабель

Рояль

Ковыль

Лосось

Панцирь

Тюль

Китель

Флигель

Мотель

Штемпель

Янтарь

цоколь

Магистраль

Бандероль

Озимь

Полынь

Лазурь

Мозоль

Вуаль

эмаль

А достаточно ли только категории рода для определения типа склонения? (нет, нужно учитывать и окончание). Убедимся в этом, выполнив следующее упражнение. Смотрим стр. 243 упр. 721. Знакомьтесь с заданием. Выполняем его устно, сигнал к ответу – поднятая рука!  

Всё хорошо, вы со всем справились, но я вам предлагаю такое задание.

III. Фиксация затруднений. Возьмем существительное «время» Определите род (средний), а теперь окончание (-я).

Ну и куда мы его отнесем в нашей системе склонения? По роду вроде как во 2 подходит, а окончание –я.

Такие есть в первом типе, но среднего рода там нет. А нет для него места! 
IV. Построение проекта выхода из затруднений и решение проблемы

 Как вы понимаете «разносклоняемые»? В древнерусском языке тоже было склонение. Но строилась эта система совсем по другому критерию. Для современной системы важным является род, а для древнерусской – основа слова. Вернее, не сама основа, а на какой звук она заканчивается. Оканчиваться она могла по-разному: на гласный звук, на согласный твердый, на согласный мягкий и еще куча всяких условий была. И было не 3 типа склонения, а целых…  6 типов склонения! - Что случится с вазой, если я уроню ее на пол? (разобьется). Соберем все осколки и приставим друг к другу. Но вот ваза получается не круглая, а квадратная. По-новому склеили. Склеить-то склеили, а вот остались несколько осколков, которые в новую форму вазы не вошли. Не подошли. Куда мы их денем? А давайте внутрь новой квадратной вазы положим. Они вроде как и не вошли в новую посуду, но в то же время в ней вместе находятся. - Так и древнерусская система из 6 типов склонения раскололось. Все перемешалось, выстроилась в новую систему из трех склонений. Но вот остались осколки, которые в новую систему никуда не подошли. Эти существительные так и называют сейчас – разносклоняемые. И тема нашего урока «Разносклоняемые имена существительные».

К разносклоняемым существительным относятся:

  1. десять существительных на –мя. (не путать с окончанием!)

Но я не стану вам их просто перечислять,   вы сами их найдёте и выпишите из стихотворения, которое я вам прочитаю, себе в тетрадь.

Есть история про племя.

Лишь весной настанет время,

     Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять  - бремя.

У коровы полно вымя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувая распри пламя:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

 (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя);

Значение каких слов вам непонятно? В каком словаре узнаём значение? (В Толковом)

   Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)

ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)

ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.

СТРЕМЯ, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

  1. существительное путь.

Разбираемся сначала с первой группой слов. Эти «осколки» старой системы не смогли приспособиться к новым условиям и так и остались со своими окончаниями в современном русском языке. Давайте посмотрим, что же мешало им войти в новые правила.

Тут мы берем любое существительное на -мя (какое понравится). Например, время .
И.п. –   время.
Тут просто, основа   врем,   а окончание  –я.

Ставим в Родительный падеж.
Р.п. –   времени .
Вот тут начинается что-то непонятное. Вы заметили, что основа удлинилась? Почему? Была врем,  стала времен.   Дело в том, что у этих 10-ти существительных есть скрытый суффикс –ен-. В форме именительного падежа он скрыт, а проявляется только в формах косвенных падежей и при склонении во множественном числе. Вот так-то! Вот какой суффикс! В прятки вздумал играть. А мы его все равно обнаружим.
Д.п. –   времени
В.п. –   время
Т.п. –   временем.
П.п. –   о времени

Кстати! - Правильно говорить: Сколько времени, потому что форма Р.п.-времени, если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Но если мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить: Который час?

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Физкультминутку сделаем вместе с разносклоняемыми существительными - выполняем следующие действия:

Размахивать знаменем

Разбрасывать семена

Согнуться под бременем

Почесать темя

Отправиться в путь

           Громко назовём своё имя.

V. Применение правила.

-Упражнение-эстафета по вариантам – просклонять указанное в карточке слово

ВАРИАНТ 1

БРЕМЯ

Р.

Д

Т

П.

Теперь существительное «путь».

Определите род – мужской.

Окончание? – нулевое.

Куда бы мы его отнесли? Ко 2 склонению. Давайте просклоняем его вместе со словом второго склонения - конь.
И.п. – путь  конь
Р.п. – пути  коня
Д.п. –пути   коню
В.п. – путь  коня
Т.п. – путем конём
П.п. –о пути  о коне

А как вы понимаете, что значит «Разносклоняемые»?  (предположения детей)

Теперь рассмотрим окончания.

Падеж

Склонение

Разносклоняемые

 2-е

3-е

И.

сторож

мышь

время

 путь

Р.

сторожа

мыши

времени

пути

Д.

сторожу

мыши

времени

пути

В.

сторожа

мышь

время

путь

Т.

сторожем

мышью

временем

путём

П.

о стороже

о мыши

о времени

о пути

- Ребята, кто может прокомментировать эту таблицу (выслушиваются мнения учащихся, обращается внимание на падежные окончания разносклоняемых существительных, сравниваются с окончаниями существительных 2-го и 3-го склонения).

- Какой вывод можно сделать по таблице? (обобщаются ответы детей, делается вывод о том, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа эти существительные имеют окончания существительных 3-го склонения - и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения  - ем (-ём)).

- Ребята, теперь вы поняли, почему эти существительные называют разносклоняемыми?

Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа — как в III склонении; окончание -ем в творительном падеже единственного числа как во II склонении. Разносклоняемое? Еще какое! 

 VI. Закрепление, введение в систему знаний.

 Поработаем со стихотворением, в котором нужно вставить разносклоняемые существительные:

В стародавнее древнее_________

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое__________

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове __________,

Как написать свою фамилию и __________,

Зачем на лошадь надевать седло и__________ -

Необразованное было это____________ .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их ___________ забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ___________ ,

Что кислород всегда поддерживает __________

Не думали они над тем,

Как  в булку превратить простое __________,

С утра до вечера они чесали _______________.

Самопроверка (звучит аудиозапись отрывка  из «Радионяни»):

В стародавнее древнее   время

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое племя

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове  вымя,

Как написать свою фамилию и  имя,

Зачем на лошадь надевать седло и стремя -

Необразованное было это племя.

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их  бремя забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер знамя,

Что кислород всегда поддерживает пламя,

Не думали они над тем,

Как  в булку превратить простое семя,

С утра до вечера они чесали  темя.

VII. Контрольно-оценочная ситуация

ТЕСТ.

 

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) ж.р. с нулевым окончанием;

2) ср.р. на  – мя;

3) м.р. с окончанием  – а

2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

1) окончание  – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

3) окончание – им в Т.п. ед. числа

3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) воля;

2) имя;

3) шимпанзе.

Ключ к тесту.

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) ж.р. с нулевым окончанием;

2) ср.р. на  – мя;

3) м.р. с окончанием  – а

2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

1) окончание  – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

3) окончание – им в Т.п. ед. числа

3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) воля;

2) имя;

3) шимпанзе

«нет ошибок» - Молодец!

«1 ошибка» - Неплохо. Но нужно быть внимательнее!

«2 и более ошибки» - Нужно ещё поработать!

VIII. Рефлексия

- Чем мы занимались сегодня на уроке? (Определяли склонение, падеж существительных)

- Что нового узнали? (Что существуют разносклоняемые существительные – 10 на –мя и ПУТЬ)

- Как правильно произнести: Сколько время? или Сколько времени? И почему?

Домашнее задание

Параграф № 98,   упр. № 721,724 и (или) творческое задание: лингвистическая сказка или подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.   
Одну из пословиц я могу вам назвать уже сейчас. 
От доброго семени – добрый всход. От того, как вы работали на уроке, будет и зависеть и добрый результат вашего домашнего задания. Удачи!

На прощание хочу подарить вам вот такой цветок-памятку!

 

Самоанализ урока

Тема урока: Разносклоняемые существительные

Цели урока: 1.Образовательная. Формирование понятий и способов

                       самостоятельной поисковой деятельности. Познакомить

                       обучающихся с разносклоняемыми существительными,

                       определить признаки, по которым  разносклоняемые

                       существительные объединены в  особый тип склонения.

                      2. Развивающая. Развитие речи, логического и аналитического

                      мышления, творческих способностей, коммуникативных умений, навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфоэпической грамотности.

                      3. Воспитательная.  Воспитание интереса к родному языку, его

                      истории. Формирование положительной мотивации к школе.

Оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма, карточки с заданиями.

Тип урока - урок усвоения новых знаний

Форма организации учебной деятельности – фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы  и  приёмы: частично-поисковый

                                     словесный

                                     наглядный

Представление о результатах:

- метапредметные – познавательные УУД (аналитическая деятельность, сравнение), регулятивные УУД (постановка и способы решения учебной задачи учебной задачи, соотнесение результата с поставленными задачами), коммуникативные УУД (правила парной работы, выражение собственного мнение, слушать речь других)

- личностные (ценностное отношение к русскому языку, положительное отношение к учению)

- предметные (сформированность

 представления о разносклоняемых существительных, способах их склонения)

Этапы урока:

- Самоопределение учебной деятельности (готовность к уроку, создание положительной мотивации)

- Актуализация знаний (устный опрос про падежи и склонения, работа со стихотворением, «У кого больше слов»)

- Фиксация затруднений (создание проблемной ситуации со словом ВРЕМЯ)

- Построение проекта выхода из затруднений и решение проблемы (попытка детей подобрать критерии для определения склонения, акцент на незнании, уточнение учебной задачи, слово учителя, введение нового термина «разносклоняемые», уточнение ЛЗ слов, работа с таблицей с помощью сравнительного анализа – формируются универсальные учебные действия)

- Закрепление, введение в систему знаний (творческая работа, цель которой, чтобы дети поработали с новыми словами)

- Контрольно-оценочная ситуация (детям предложены задания и критерии самооценивания, отметка не выставляется, так как урок введения новых знаний)

- Рефлексия (в вопросно-ответной форме, дети комментируют свою деятельность на уроке), итог урок, домашнее задание (вариативное).

Технологии: элементы здоровьесберегающей, ИКТ технологии, проблемно-диалоговая.

Поскольку я работаю над темой «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы», в деятельность обучающихся введены следующие задания: работа со стихотворением о весне при повторении падежей (развиваем чувство рифмы), подбор слов по теме «Весна» (обогащаем словарный запас, предполагалось, что дети назовут слова не только передающие внешние признаки весны, но и внутреннее состояние человека), работа со стихотворением на этапе закрепления, творческое домашнее задание (сочиняем лингвистическую сказку по аналогии с историей про вазу).

Структура урока укладывается в  системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные»

Урок  «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные».  Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;познакомить  с группой ра...

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы».

Тема: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы».Класс: 5Цели урока: Образовательные: - Учить определять морфологические признаки имён существительных, имё...

Комплект лекций по дисциплине «Английский язык» (разделы: «Имена существительные», «Имена прилагательные. Наречия») для студентов 1 курса,2017

Комплект лекций содержит материал для изучения имени существительного, образования множественного числа, употребления артиклей, образования степеней сравнения прилагательных и наречий; а также упражне...

Конспект урока в 5 классе по русскому языку на тему: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы» (по программе М.М. Разумовской)

Урок в 5 классе по русскому языку на тему: "Как изменяются имена, имена прилагательные и глаголы" (по программе М.М. Разумовской)...