Урок "Разносклоняемые имена существительные" (по программе М.М. Разумовской)
методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему
Развёрнутый конспект урока русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской "Разносклоняемые имена существительные", сопровождающийся мультимедийной презентацией, аудиофайлом "Радионяня" и самоанализом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_raznosklonyaemye_sushchestvitelnye.docx | 48.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Порошина Юлия Сергеевна
Урок русского языка в 5 классе
(программа М.М. Разумовской)
Тема урока: Разносклоняемые существительные
Цели урока: 1.Образовательная. Формирование понятий и способов
самостоятельной поисковой деятельности. Познакомить
обучающихся с разносклоняемыми существительными,
определить признаки, по которым разносклоняемые
существительные объединены в тип склонения.
2. Развивающая. Развитие речи, логического и аналитического
мышления, коммуникативных умений, навыка применения
теории в практической деятельности по выработке
орфографической грамотности.
3. Воспитательная. Воспитание интереса к родному языку, его
истории. Воспитание ответственного отношения к учению.
Оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма, карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент. Самоопределение учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! За окном – весна. У всех у нас хорошее настроение, а значит всё у нас с вами получится! Все готовы к уроку?
II. Актуализация прежних знаний.
1.Какую часть речи вы изучаете в течение многих уроков? (Имя существительное)
2. Как изменяются существительные?(По числам-единственное и множественное и падежам (их шесть))
3. Как называется изменение имён существительных по падежам?
4. Сколько склонений у существительных?
5. Какие существительные относятся к 1 склонению?
6. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
7. Какие существительные относятся к 3 склонению?
Мы часто произносили слова «падеж» и «склонение» существительных.
- Какую учебную задачу мы будем решать в связи с темой урока? (Определять падежи и склонения)
Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.
Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.
И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.
В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.
Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.
Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни о ВЕСНЕ.
Другим об этом расскажи,
И повторишь ты падежи.
Ребята, а каковы ваши ассоциации со словом «весна»? Назовите существительные, относящиеся к теме «весна»?
(Трава, солнце, скворец, ручей, облако)
Давайте определим их род и склонение. Молодцы! Продолжим работу по определению склонений. На стр. 243 выполним упражнение 720. Читаем и понимаем задание. Как поняли задание? Приступим к выполнению. Начнём вместе, а продолжите самостоятельно (9 слов по цепочке – до лосося, потом сами) 3 минуты на это. Затем проверка. Время вышло. В чём заключались трудности? По какому критерию вы определяли склонение существительных? (род).
Упражнение 720 на стр. 243.
2-е склонение | 3-е склонение |
Инвентарь Кабель Рояль Ковыль Лосось Панцирь Тюль Китель Флигель Мотель Штемпель Янтарь цоколь | Магистраль Бандероль Озимь Полынь Лазурь Мозоль Вуаль эмаль |
А достаточно ли только категории рода для определения типа склонения? (нет, нужно учитывать и окончание). Убедимся в этом, выполнив следующее упражнение. Смотрим стр. 243 упр. 721. Знакомьтесь с заданием. Выполняем его устно, сигнал к ответу – поднятая рука!
Всё хорошо, вы со всем справились, но я вам предлагаю такое задание.
III. Фиксация затруднений. Возьмем существительное «время» Определите род (средний), а теперь окончание (-я).
Ну и куда мы его отнесем в нашей системе склонения? По роду вроде как во 2 подходит, а окончание –я.
Такие есть в первом типе, но среднего рода там нет. А нет для него места!
IV. Построение проекта выхода из затруднений и решение проблемы
Как вы понимаете «разносклоняемые»? В древнерусском языке тоже было склонение. Но строилась эта система совсем по другому критерию. Для современной системы важным является род, а для древнерусской – основа слова. Вернее, не сама основа, а на какой звук она заканчивается. Оканчиваться она могла по-разному: на гласный звук, на согласный твердый, на согласный мягкий и еще куча всяких условий была. И было не 3 типа склонения, а целых… 6 типов склонения! - Что случится с вазой, если я уроню ее на пол? (разобьется). Соберем все осколки и приставим друг к другу. Но вот ваза получается не круглая, а квадратная. По-новому склеили. Склеить-то склеили, а вот остались несколько осколков, которые в новую форму вазы не вошли. Не подошли. Куда мы их денем? А давайте внутрь новой квадратной вазы положим. Они вроде как и не вошли в новую посуду, но в то же время в ней вместе находятся. - Так и древнерусская система из 6 типов склонения раскололось. Все перемешалось, выстроилась в новую систему из трех склонений. Но вот остались осколки, которые в новую систему никуда не подошли. Эти существительные так и называют сейчас – разносклоняемые. И тема нашего урока «Разносклоняемые имена существительные».
К разносклоняемым существительным относятся:
- десять существительных на –мя. (не путать с окончанием!)
Но я не стану вам их просто перечислять, вы сами их найдёте и выпишите из стихотворения, которое я вам прочитаю, себе в тетрадь.
Есть история про племя.
Лишь весной настанет время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять - бремя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак их – ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувая распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
(бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя);
Значение каких слов вам непонятно? В каком словаре узнаём значение? (В Толковом)
Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)
ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)
ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.
СТРЕМЯ, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.
- существительное путь.
Разбираемся сначала с первой группой слов. Эти «осколки» старой системы не смогли приспособиться к новым условиям и так и остались со своими окончаниями в современном русском языке. Давайте посмотрим, что же мешало им войти в новые правила.
Тут мы берем любое существительное на -мя (какое понравится). Например, время .
И.п. – время.
Тут просто, основа врем, а окончание –я.
Ставим в Родительный падеж.
Р.п. – времени .
Вот тут начинается что-то непонятное. Вы заметили, что основа удлинилась? Почему? Была врем, стала времен. Дело в том, что у этих 10-ти существительных есть скрытый суффикс –ен-. В форме именительного падежа он скрыт, а проявляется только в формах косвенных падежей и при склонении во множественном числе. Вот так-то! Вот какой суффикс! В прятки вздумал играть. А мы его все равно обнаружим.
Д.п. – времени
В.п. – время
Т.п. – временем.
П.п. – о времени
Кстати! - Правильно говорить: Сколько времени, потому что форма Р.п.-времени, если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Но если мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить: Который час?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Физкультминутку сделаем вместе с разносклоняемыми существительными - выполняем следующие действия:
Размахивать знаменем
Разбрасывать семена
Согнуться под бременем
Почесать темя
Отправиться в путь
Громко назовём своё имя.
V. Применение правила.
-Упражнение-эстафета по вариантам – просклонять указанное в карточке слово
ВАРИАНТ 1
БРЕМЯ | |
Р. | |
Д | |
Т | |
П. |
Теперь существительное «путь».
Определите род – мужской.
Окончание? – нулевое.
Куда бы мы его отнесли? Ко 2 склонению. Давайте просклоняем его вместе со словом второго склонения - конь.
И.п. – путь конь
Р.п. – пути коня
Д.п. –пути коню
В.п. – путь коня
Т.п. – путем конём
П.п. –о пути о коне
А как вы понимаете, что значит «Разносклоняемые»? (предположения детей)
Теперь рассмотрим окончания.
Падеж | Склонение | Разносклоняемые | ||||
2-е | 3-е | |||||
И. | сторож | мышь | время | путь | ||
Р. | сторожа | мыши | времени | пути | ||
Д. | сторожу | мыши | времени | пути | ||
В. | сторожа | мышь | время | путь | ||
Т. | сторожем | мышью | временем | путём | ||
П. | о стороже | о мыши | о времени | о пути |
- Ребята, кто может прокомментировать эту таблицу (выслушиваются мнения учащихся, обращается внимание на падежные окончания разносклоняемых существительных, сравниваются с окончаниями существительных 2-го и 3-го склонения).
- Какой вывод можно сделать по таблице? (обобщаются ответы детей, делается вывод о том, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа эти существительные имеют окончания существительных 3-го склонения - и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения - ем (-ём)).
- Ребята, теперь вы поняли, почему эти существительные называют разносклоняемыми?
Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа — как в III склонении; окончание -ем в творительном падеже единственного числа как во II склонении. Разносклоняемое? Еще какое!
VI. Закрепление, введение в систему знаний.
Поработаем со стихотворением, в котором нужно вставить разносклоняемые существительные:
В стародавнее древнее_________
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое__________
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове __________,
Как написать свою фамилию и __________,
Зачем на лошадь надевать седло и__________ -
Необразованное было это____________ .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их ___________ забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ___________ ,
Что кислород всегда поддерживает __________
Не думали они над тем,
Как в булку превратить простое __________,
С утра до вечера они чесали _______________.
Самопроверка (звучит аудиозапись отрывка из «Радионяни»):
В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя -
Необразованное было это племя.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя,
Что кислород всегда поддерживает пламя,
Не думали они над тем,
Как в булку превратить простое семя,
С утра до вечера они чесали темя.
VII. Контрольно-оценочная ситуация
ТЕСТ.
1. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с нулевым окончанием;
2) ср.р. на – мя;
3) м.р. с окончанием – а
2. Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание – им в Т.п. ед. числа
3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе.
Ключ к тесту.
1. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с нулевым окончанием;
2) ср.р. на – мя;
3) м.р. с окончанием – а
2. Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание – им в Т.п. ед. числа
3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе
«нет ошибок» - Молодец!
«1 ошибка» - Неплохо. Но нужно быть внимательнее!
«2 и более ошибки» - Нужно ещё поработать!
VIII. Рефлексия
- Чем мы занимались сегодня на уроке? (Определяли склонение, падеж существительных)
- Что нового узнали? (Что существуют разносклоняемые существительные – 10 на –мя и ПУТЬ)
- Как правильно произнести: Сколько время? или Сколько времени? И почему?
Домашнее задание
Параграф № 98, упр. № 721,724 и (или) творческое задание: лингвистическая сказка или подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.
Одну из пословиц я могу вам назвать уже сейчас. От доброго семени – добрый всход. От того, как вы работали на уроке, будет и зависеть и добрый результат вашего домашнего задания. Удачи!
На прощание хочу подарить вам вот такой цветок-памятку!
Тема урока: Разносклоняемые существительные
Цели урока: 1.Образовательная. Формирование понятий и способов
самостоятельной поисковой деятельности. Познакомить
обучающихся с разносклоняемыми существительными,
определить признаки, по которым разносклоняемые
существительные объединены в особый тип склонения.
2. Развивающая. Развитие речи, логического и аналитического
мышления, творческих способностей, коммуникативных умений, навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфоэпической грамотности.
3. Воспитательная. Воспитание интереса к родному языку, его
истории. Формирование положительной мотивации к школе.
Оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма, карточки с заданиями.
Тип урока - урок усвоения новых знаний
Форма организации учебной деятельности – фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы и приёмы: частично-поисковый
словесный
наглядный
Представление о результатах:
- метапредметные – познавательные УУД (аналитическая деятельность, сравнение), регулятивные УУД (постановка и способы решения учебной задачи учебной задачи, соотнесение результата с поставленными задачами), коммуникативные УУД (правила парной работы, выражение собственного мнение, слушать речь других)
- личностные (ценностное отношение к русскому языку, положительное отношение к учению)
- предметные (сформированность
представления о разносклоняемых существительных, способах их склонения)
Этапы урока:
- Самоопределение учебной деятельности (готовность к уроку, создание положительной мотивации)
- Актуализация знаний (устный опрос про падежи и склонения, работа со стихотворением, «У кого больше слов»)
- Фиксация затруднений (создание проблемной ситуации со словом ВРЕМЯ)
- Построение проекта выхода из затруднений и решение проблемы (попытка детей подобрать критерии для определения склонения, акцент на незнании, уточнение учебной задачи, слово учителя, введение нового термина «разносклоняемые», уточнение ЛЗ слов, работа с таблицей с помощью сравнительного анализа – формируются универсальные учебные действия)
- Закрепление, введение в систему знаний (творческая работа, цель которой, чтобы дети поработали с новыми словами)
- Контрольно-оценочная ситуация (детям предложены задания и критерии самооценивания, отметка не выставляется, так как урок введения новых знаний)
- Рефлексия (в вопросно-ответной форме, дети комментируют свою деятельность на уроке), итог урок, домашнее задание (вариативное).
Технологии: элементы здоровьесберегающей, ИКТ технологии, проблемно-диалоговая.
Поскольку я работаю над темой «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы», в деятельность обучающихся введены следующие задания: работа со стихотворением о весне при повторении падежей (развиваем чувство рифмы), подбор слов по теме «Весна» (обогащаем словарный запас, предполагалось, что дети назовут слова не только передающие внешние признаки весны, но и внутреннее состояние человека), работа со стихотворением на этапе закрепления, творческое домашнее задание (сочиняем лингвистическую сказку по аналогии с историей про вазу).
Структура урока укладывается в системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные»
Урок «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные». Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;познакомить с группой ра...
Урок русского языка в 5 классе по программе М.М.Разумовской "Как изменяются имена существительные,прилагательные,глаголы"
Урок соответствует требованиям ФГОСа 2-го поколения....
Конспект урока "Правописание н-нн в прилагательных, образованных от существительных" 6 класс. По программе М.М. Разумовской
Конспект урока...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы».
Тема: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы».Класс: 5Цели урока: Образовательные: - Учить определять морфологические признаки имён существительных, имё...
Комплект лекций по дисциплине «Английский язык» (разделы: «Имена существительные», «Имена прилагательные. Наречия») для студентов 1 курса,2017
Комплект лекций содержит материал для изучения имени существительного, образования множественного числа, употребления артиклей, образования степеней сравнения прилагательных и наречий; а также упражне...
Конспект урока в 5 классе по русскому языку на тему: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы» (по программе М.М. Разумовской)
Урок в 5 классе по русскому языку на тему: "Как изменяются имена, имена прилагательные и глаголы" (по программе М.М. Разумовской)...