Из опыта воспитательной работы. Школа должна быть "школой радости".
методическая разработка по русскому языку по теме
В работе я рассказываю о методике патриотической работы в классе, о проводимых мероприятиях с 5-го класса по 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_dolzhna_byt.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа должна быть
«школой радости».
Из опыта воспитательной работы
учителя ГБОУ СОШ №88 города Санкт-Петербурга
Климовских Любови Андреевны.
И какие ни есть эти девочки, мальчики
то скептичны не в меру, то слишком
запальчивы, -
все же они, подымаясь по новым ступеням,
подрастают сменяющим нас поколеньем.
Это мальчикам, с их шелухою словесною,
становиться бесстрашными, умными,честными…
Это им задаваться высокими целями,
это им выполнять, что мечтою повелено,
это им оставляем с надеждой, с любовью
нашу Родину, нашей омытую кровью…
Елена Стюарт.
Вспомним известные слова В.Сухомлинского, что мы, учителя, обязаны превратить школу в «школу радости». Большая роль в этом принадлежит классным руководителям. Именно мы должны сделать все, чтобы каждый наш воспитанник «бежал» в школу с большим желанием. Сделать жизнь ребят в школе интересной, увлекательной – наша задача. За 40 с лишним лет работы в школе классным руководителем я убедилась, что это вполне возможно.
Во время работы в школе у меня сложилась своя, проверенная многими годами работы, проверенная жизнью моих выпускников система воспитательной работы.
С чего я начинаю свою работу классного руководителя?
Прежде всего, взяв 5-ый класс, я обдумываю и составляю перспективный план работы на 4-5 лет, в зависимости от того, какими я хотела бы видеть своих выпускников, позже это план работы на 9-10 классы. А я хочу, чтобы мои воспитанники успешно закончили школу, чтобы они не потерялись в дальнейшей их жизни, для этого они должны быть коммуникабельными, способными на многие хорошие дела. Далее я составляю планы на триместр и на месяц (они составляются вместе с ребятами). Определив цели и задачи воспитательной работы, для того чтобы быть ближе к каждому из пятиклассников, делю весь класс на команды (по 7-8 человек) и выбираем командиров команд. Ими руководит командир класса. Также выбираем старосту класса, он отвечает за дисциплину и дежурство . Деление класса на команды помогает организовывать в классе соревнования, здоровый дух соперничества помогает создать рабочую обстановку в классе. Конечно, учителю следует постоянно следить за деятельностью актива, учить их, помогать им, быть их главным советчиком.
Мы знаем, что в 5-ом классе все хотят быть командирами. Ну что ж, даю возможность всем желающим покомандовать. Очень скоро все понимают ,какая ответственность лежит на руководителях, и желающих становится значительно меньше. Но это не страшно. Остаются те, кто действительно хочет и способен руководить классом, кто пользуется большим уважением одноклассников. По мере взросления, разумеется, с неназойливой помощью классного руководителя, в классе формируется умный, сплоченный, с чувством высокой ответственности актив. Командир и староста – эти два человека – отвечают за все в классе. Они многое умеют, пользуются уважением одноклассников, иначе их не выбрали бы, они самые главные помощники классного руководителя. Некоторые из них приобретают качества настоящего вожака. Например, в 2010 году, неожиданно даже для меня, на выпускном вечере ребята вручили грамоту так называемому «Вечному» старосте , Бекетову Николаю , который три года подряд был старостой в классе. Его даже я, учитель, иногда побаивалась, а он ничего не боялся и говорил все открыто на классных часах: и о прогулах, и о тех , кто мешает ребятам учиться. Ребята его понимали и на последнем празднике вручили Классную почетную грамоту за его неравнодушие, за прямоту, за любовь к одноклассникам. И теперь он, студент Политехнического Университета, по-прежнему отвечает за бывших одноклассников, собирает всех на вечера встречи, знает все о каждом из них.
Основным направлением воспитательной работы, я считаю, должно стать патриотическое воспитание. Воспитание чувства любви к родине, воспитание благородного и уважительного отношения к России имеет немаловажное значение, а детство и юность – самое благодатное для привития этих качеств время.
Поэтому, продумывая свою систему воспитательной работы, начиная с пятого класса, я решила предложить ребятам военно-патриотическую игру «Зарница». Что такое «Зарница»? Это и физическое воспитание, что моим пятиклассникам было просто необходимо; это и изучение истории, когда ребята знакомятся с государственными символами, с достопримечательностями родного города, с памятными датами; это и формирование умения оказать первую медицинскую помощь, что пригодится ребятам в будущем, и, наконец, строевой смотр, который воспитывает аккуратность, чувство дружеского плеча, формирует красивую, стройную осанку. Приятно смотреть на подтянутых, красивых мальчишек и девчонок. В школьных соревнованиях принимают участие обязательно все ребята класса. Кто-то выступает в спортивных соревнованиях, другие – в историческом конкурсе или в туристических соревнованиях, или в соревнованиях пожарных. Участие всех ребят дает им возможность попробовать свои силы, помогает осознать свою значимость и тем ребятам, кто учится не очень хорошо.
Следующее дело, которое я предлагаю пятиклассникам, - это подготовка и участие в различных литературно-музыкальных композициях. Мы выступали в концертах и перед ветеранами Великой Отечественной войны, и перед жителями блокадного Ленинграда, и на празднике в честь 40-летия школы. Выступая на сцене, ребята привыкают к аудитории, учатся выразительному чтению, учатся танцевать, петь. Все это сплачивает коллектив. Надо заметить, что встречи с ветеранами, выступления перед ними оказывают значительное эмоциональное воздействие на учащихся. Так после некоторых выступлений перед ветеранами мои, обычно шумные, подвижные , ребята вдруг становятся необычно тихими: они заметили, что во время их выступления у ветеранов появились на глазах слезы. Для них это было так странно, необычно! Свои впечатления от таких встреч ребята поместили в классном ежемесячном литературном альманахе.
Традиционными стали у нас веселые классные капустники, к которым команды готовили выступления, конкурсы, различные розыгрыши. Традиционным стал для учащихся классный час, посвященный дню рождения класса. В первую субботу сентября мы обязательно отмечали летние дни рождения в поселке Токсово. Останавливались на берегу озера, расчищали территорию, команды располагались каждая на своем участке, и начиналась подготовка к празднику. Сначала обязательная шуточная проверка именинников, потом стихи, посвященные им, подарки, далее конкурсы, розыгрыши, спортивные соревнования. Классные капустники мы проводили почти каждый месяц. Последний праздник у нас прошел в мае месяце уже в 11 классе. Интересно наблюдать, как меняется качество проводимых мероприятий. В пятом классе ребята готовят и проводят праздники с помощью классного руководителя. Взрослея, они уже и задумывают, и проводят классные мероприятия сами. Меняется характер классных капустников: они становятся более острыми, интересными. Организовали в классе КТЭМ (классный театр эстрадных миниатюр), который существовал все годы – с 5-го по 11 класс.
Начиная с 5-го класса , почти каждый месяц мы совершали туристические походы. Туризм имеет огромное значение для воспитания подростка. Это не только воспитание чувства любви к родной природе, осознание красоты окружающего мира, но и воспитание самоуправленческих навыков. Так, при подготовке к походу каждый получает задание. Кто-то становится поваром, кто-то – костровым, медиком, редактором «Походного листка», фотографом, организатором спортивных игр, организатором веселых развлечений.
Ученые-исследователи отмечают, что по мере вырастания у школьников начинает формироваться так называемый « родничок героизма». Мальчики-подростки склонны выбирать себе кумирами сильных и мужественных людей. К сожалению, в передачах, в жизни мы очень мало о них слышим, поэтому я предложила ребятам посмотреть передачу «Настоящий герой», которая шла по телевидению, по 5-му каналу. Воспитывать ребят надо на положительных примерах. После просмотра передачи на классном часе мы много говорили о людях, способных в мирное время совершить подвиг. Очень хочется воспитать из ребят людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, таких, которых принято называть коротким и емким словом – «патриот».
Школьная дружба – замечательное испытание, проверка на искренность, верность, терпимость. Иногда приходится проводить незапланированные классные мероприятия. Так в 7-ом классе мы провели классный час «О дружбе». Разговор шел о том, действительно ли наш класс дружный и что такое дружба, есть ли у нас равнодушные и что такое сочувствие, сопереживание. Этот разговор был необходим. В 6-ом классе к нам пришел мальчик, непохожий на ребят: на уроках он мог петь, рвал какие-то бумажки, отвечал не всегда понятно. Иногда его поведение вызывало у ребят смех – уж слишком, по мнению ребят, он вел себя странно. И тогда мы провели читательскую конференцию по повести В.Железнякова «Чучело». Подготовили инсценировку по книге. Когда ребята посмотрели на Лену Бессольцеву (ее роль играла Аня Ворзапова), мне кажется, они многое поняли. И не сразу, но постепенно отношение ребят к Володе изменилось. Понятие «дружба» стало для них более широким. В настоящей дружбе вечно должен гореть огонек, огонек готовности прийти на помощь другому, постараться его понять, не обижать, проявить сочувствие. Мы старались жить по принципу: «Если не я, то кто же? Кто же, если не я?» Девиз одно время забытый, но в нашем классе успешно возрожденный. В классе сформировался дружный, сплоченный коллектив, способный на добрые дела.
Любовь к родной стране, родному городу предполагает воспитание высоко нравственных, образованных, культурных людей. И поэтому мы проводили конкурсы: «Пятью пять», «Умники и умницы», «Эрудиты, вперед!», предметные КВНы. Мы принимали участие во всех районных конкурсах, получали много призовых мест.
Нельзя, конечно, сказать, что в классе не было проблем с учебой, дисциплиной. В классе, где из 25 человек 19 мальчиков, конечно, такие проблемы возникали, но мы их успешно решали. В 10-11 классах неприятности с дисциплиной разбирались на классных часах старосты класса. В решении проблем с учебой принимал участие классный актив, часто даже без помощи классного руководителя.
Очень большую роль в воспитательной работе играет личность учителя. Трудно быть и добрым, и строгим в одно и то же время. Самое главное, надо быть справедливым. Надо очень любить ребят, верить в них, желать им только удачи. И тогда ребята поверят и полюбят учителя. Они очень хорошо чувствуют, насколько искренни мы бываем. Никогда не надо бояться осознать и признать свою ошибку перед учениками. Это воспитывает у них важную черту для дальнейшей жизни – честный подход к своим обязанностям, честное отношение к окружающим. Многое зависит от человека, от его целеустремленности. Но кем бы он ни стал, у истоков его судьбы всегда стоит школьный учитель, особенно его классный наставник.
Мои ребята заходили ко мне после уроков каждый день просто так, чтобы поговорить… И именно тогда начинался искренний и самый открытый разговор «по душам». О ребятах я знала все или почти все. Они рассказывали много о себе, как им живется, о своих планах на будущее, рассказывали то, что родителям никогда не рассказали бы. В 5-ом классе я их каждый день приглашала к себе в кабинет после уроков, чтобы помочь им поскорее отойти от начальной школы, в старших классах ребята приходили сами, как они говорили, проверить, какое у меня « настроение после рабочего дня» , и помочь, если это необходимо. Мне кажется, что именно в этих разговорах «просто так» и рождаются искренние, теплые отношения классного руководителя и его воспитанников.
Более 40 лет я проработала в школе, и все 40 лет я была классным руководителем. Выросли мои ребята: самым старшим уже более 50 лет, младшим – 20 лет. Через каждые 5 лет мы встречаемся на вечерах встречи, и я сейчас могу сказать, что у моих воспитанников сформировалась активная жизненная позиция, они выросли настоящими патриотами и стараются успешно выполнять свой гражданский долг. Хочется верить, что в этом есть и моя заслуга, заслуга классного руководителя. По моей системе работы классного руководителя ныне работают мои выпускники. И я горжусь этим.
В 1985 году за успехи в обучении и коммунистическом воспитании молодежи Министерством Просвещения СССР мне была присуждена премия имени Н.К.Крупской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)
География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...
Программа воспитательной деятельности «Школа здоровья и радости».
Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, использование полученных знаний в ...
Система воспитательной работы школы в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса
Текст доклада на городскую августовскую конференцию...
Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)
В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...
Статья: "Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)"
В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...
Практика организациИ сетевых теллекоммуникационных проектов в воспитательной работе школы (из опыта работы)
Практика организациИ сетевых теллекоммуникационных проектов в воспитательной работе школы (из опыта работы)...
Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы
Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы потеме "Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной ра...