Из опыта воспитательной работы. Школа должна быть "школой радости".
методическая разработка по русскому языку по теме

В работе я рассказываю о методике патриотической работы в классе, о проводимых мероприятиях с 5-го класса по  11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_dolzhna_byt.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Школа  должна  быть

«школой  радости».

Из опыта воспитательной работы

учителя ГБОУ СОШ №88 города Санкт-Петербурга

Климовских Любови Андреевны.

                     И какие ни есть эти девочки, мальчики

                                                             то скептичны не в меру, то слишком

                                                              запальчивы, -

                                                              все же они, подымаясь по новым ступеням,

                                                               подрастают  сменяющим нас поколеньем.

                                                                Это  мальчикам, с их  шелухою словесною,

                                                                 становиться бесстрашными, умными,честными…

                                                                  Это им задаваться высокими целями,

                                                                   это им выполнять, что мечтою повелено,

                                                                   это им оставляем с надеждой, с любовью

                                                                   нашу Родину, нашей омытую кровью…

                                                                                                                   Елена  Стюарт.

                       Вспомним  известные  слова  В.Сухомлинского,  что  мы, учителя,  обязаны  превратить школу  в  «школу  радости». Большая  роль  в  этом  принадлежит  классным  руководителям. Именно  мы  должны  сделать  все, чтобы  каждый  наш  воспитанник  «бежал»  в  школу  с  большим  желанием.  Сделать  жизнь  ребят  в  школе  интересной,  увлекательной – наша задача.  За  40 с лишним лет  работы  в  школе классным  руководителем  я  убедилась, что  это  вполне  возможно.

                          Во  время  работы  в  школе  у  меня  сложилась  своя,  проверенная  многими  годами  работы, проверенная  жизнью  моих  выпускников  система  воспитательной  работы.

                          С  чего  я  начинаю  свою  работу  классного  руководителя?

                             Прежде  всего, взяв  5-ый  класс, я  обдумываю  и  составляю  перспективный  план  работы  на  4-5  лет,  в  зависимости  от  того,  какими я  хотела  бы  видеть  своих  выпускников,  позже  это  план  работы  на  9-10  классы.  А я хочу, чтобы  мои  воспитанники  успешно  закончили  школу, чтобы они не  потерялись  в  дальнейшей  их  жизни,  для  этого  они  должны  быть  коммуникабельными, способными  на  многие  хорошие  дела. Далее я составляю  планы  на  триместр   и на  месяц (они  составляются  вместе  с  ребятами).  Определив  цели  и  задачи  воспитательной  работы, для  того  чтобы  быть  ближе  к  каждому  из  пятиклассников,  делю  весь  класс на  команды (по  7-8 человек)  и  выбираем  командиров  команд.  Ими  руководит  командир  класса. Также  выбираем  старосту  класса,  он  отвечает  за  дисциплину  и  дежурство . Деление  класса  на  команды  помогает  организовывать в классе  соревнования, здоровый  дух  соперничества  помогает  создать  рабочую  обстановку  в  классе. Конечно, учителю  следует  постоянно  следить  за  деятельностью актива,  учить их,    помогать  им, быть  их  главным  советчиком.

                                     Мы  знаем,  что в 5-ом классе  все  хотят  быть  командирами.  Ну  что  ж,  даю  возможность  всем  желающим  покомандовать.  Очень  скоро  все  понимают ,какая  ответственность  лежит  на  руководителях, и  желающих  становится  значительно  меньше.  Но это  не  страшно.  Остаются  те, кто  действительно хочет и способен  руководить  классом,  кто  пользуется большим  уважением  одноклассников.  По  мере  взросления,  разумеется, с неназойливой  помощью  классного  руководителя,  в  классе  формируется  умный,  сплоченный, с чувством  высокой  ответственности  актив.  Командир  и  староста – эти  два  человека – отвечают  за  все  в  классе.  Они  многое  умеют, пользуются  уважением  одноклассников, иначе  их  не  выбрали  бы,  они  самые  главные  помощники  классного  руководителя. Некоторые из  них  приобретают  качества  настоящего  вожака.  Например, в  2010  году, неожиданно  даже  для  меня, на  выпускном  вечере  ребята  вручили  грамоту  так  называемому  «Вечному»  старосте , Бекетову   Николаю , который  три года подряд  был    старостой в  классе.   Его даже  я, учитель,  иногда  побаивалась,  а  он  ничего  не  боялся и  говорил  все  открыто  на  классных  часах: и о прогулах, и о  тех , кто  мешает ребятам  учиться. Ребята его  понимали и на последнем  празднике вручили  Классную  почетную грамоту за  его  неравнодушие,  за прямоту, за  любовь  к  одноклассникам. И  теперь  он, студент  Политехнического  Университета,  по-прежнему  отвечает  за  бывших  одноклассников, собирает  всех  на  вечера  встречи, знает  все  о  каждом  из  них.                          

                           Основным  направлением  воспитательной работы, я считаю,  должно  стать  патриотическое  воспитание.  Воспитание  чувства  любви  к  родине,  воспитание  благородного  и  уважительного  отношения  к  России  имеет  немаловажное  значение, а  детство  и  юность – самое благодатное  для  привития  этих  качеств  время.

                          Поэтому, продумывая  свою  систему  воспитательной  работы, начиная с пятого  класса,  я  решила  предложить  ребятам  военно-патриотическую  игру  «Зарница».  Что  такое  «Зарница»?  Это и  физическое  воспитание,  что  моим  пятиклассникам  было  просто  необходимо;  это  и  изучение истории, когда  ребята  знакомятся  с  государственными  символами, с  достопримечательностями  родного  города,  с  памятными  датами;  это  и  формирование  умения  оказать  первую  медицинскую  помощь,  что  пригодится  ребятам  в  будущем, и, наконец, строевой смотр, который воспитывает  аккуратность, чувство  дружеского  плеча,  формирует  красивую,  стройную  осанку. Приятно  смотреть  на  подтянутых,  красивых  мальчишек  и  девчонок.  В  школьных  соревнованиях принимают  участие  обязательно  все  ребята  класса.  Кто-то  выступает  в  спортивных  соревнованиях, другие – в историческом  конкурсе   или  в  туристических  соревнованиях, или в  соревнованиях  пожарных.  Участие  всех  ребят  дает  им  возможность  попробовать  свои  силы, помогает  осознать   свою  значимость  и  тем  ребятам,  кто  учится  не  очень  хорошо.

                                  Следующее  дело,  которое я  предлагаю  пятиклассникам, - это  подготовка  и  участие в  различных  литературно-музыкальных  композициях.  Мы  выступали  в  концертах  и  перед  ветеранами  Великой  Отечественной  войны, и перед  жителями  блокадного  Ленинграда, и на  празднике в честь  40-летия  школы. Выступая  на  сцене,  ребята  привыкают  к  аудитории,  учатся  выразительному  чтению, учатся  танцевать,  петь. Все это сплачивает  коллектив. Надо заметить, что  встречи с ветеранами, выступления перед  ними  оказывают значительное эмоциональное воздействие на  учащихся.  Так  после  некоторых  выступлений  перед  ветеранами  мои,  обычно  шумные, подвижные , ребята  вдруг  становятся  необычно  тихими: они  заметили, что  во  время  их  выступления  у  ветеранов  появились  на  глазах  слезы.  Для  них  это  было  так  странно,  необычно!  Свои  впечатления  от  таких  встреч  ребята  поместили  в  классном  ежемесячном  литературном  альманахе.

                          Традиционными  стали  у  нас  веселые  классные  капустники, к  которым  команды  готовили  выступления,  конкурсы, различные  розыгрыши.   Традиционным  стал  для  учащихся  классный  час,  посвященный  дню  рождения  класса.  В  первую  субботу  сентября  мы  обязательно  отмечали  летние  дни  рождения  в  поселке  Токсово.  Останавливались  на  берегу  озера,  расчищали  территорию, команды  располагались каждая на своем участке,  и начиналась подготовка к празднику.  Сначала  обязательная  шуточная  проверка  именинников,  потом  стихи, посвященные  им,  подарки,  далее  конкурсы,  розыгрыши, спортивные  соревнования.  Классные  капустники  мы проводили  почти  каждый  месяц. Последний  праздник  у  нас  прошел  в  мае  месяце уже  в  11  классе.  Интересно  наблюдать, как меняется  качество  проводимых  мероприятий.  В  пятом  классе    ребята  готовят  и  проводят  праздники  с  помощью  классного  руководителя. Взрослея,  они  уже  и  задумывают,  и  проводят  классные  мероприятия  сами.  Меняется  характер  классных  капустников:  они  становятся  более  острыми,  интересными. Организовали  в  классе  КТЭМ (классный  театр  эстрадных  миниатюр), который  существовал все  годы –  с  5-го  по  11  класс.

                              Начиная с  5-го  класса , почти  каждый  месяц  мы  совершали  туристические  походы.  Туризм  имеет  огромное  значение  для  воспитания  подростка. Это  не  только  воспитание  чувства  любви  к  родной  природе, осознание   красоты окружающего мира,  но  и  воспитание  самоуправленческих  навыков. Так,  при  подготовке  к  походу  каждый  получает  задание. Кто-то становится поваром, кто-то – костровым, медиком,  редактором «Походного листка», фотографом, организатором спортивных игр,  организатором  веселых  развлечений.

                              Ученые-исследователи отмечают, что  по  мере  вырастания  у  школьников  начинает  формироваться  так  называемый  « родничок  героизма».  Мальчики-подростки  склонны  выбирать   себе  кумирами  сильных  и  мужественных  людей.  К  сожалению,  в  передачах,  в  жизни  мы  очень  мало  о  них  слышим, поэтому  я  предложила  ребятам  посмотреть  передачу  «Настоящий  герой»,  которая  шла  по  телевидению,  по  5-му  каналу. Воспитывать  ребят  надо  на  положительных  примерах.  После  просмотра  передачи  на  классном  часе  мы много говорили о  людях, способных в мирное  время  совершить  подвиг.  Очень  хочется  воспитать  из  ребят  людей  убежденных,  благородных,  готовых  к  подвигу,  таких,  которых  принято  называть  коротким  и  емким  словом – «патриот».

                               Школьная  дружба – замечательное испытание, проверка на  искренность, верность, терпимость.  Иногда приходится проводить незапланированные  классные  мероприятия.  Так  в  7-ом  классе  мы провели   классный  час  «О  дружбе». Разговор  шел о том,  действительно  ли  наш  класс  дружный  и  что  такое  дружба, есть  ли  у  нас  равнодушные  и что  такое  сочувствие, сопереживание.  Этот разговор был необходим.  В  6-ом  классе к нам пришел  мальчик,  непохожий  на  ребят:  на уроках  он  мог  петь,  рвал  какие-то  бумажки,  отвечал  не  всегда  понятно. Иногда  его  поведение  вызывало  у  ребят  смех – уж  слишком,  по  мнению  ребят,  он  вел  себя  странно. И тогда  мы  провели  читательскую  конференцию  по  повести  В.Железнякова  «Чучело». Подготовили  инсценировку по  книге.  Когда  ребята  посмотрели  на  Лену  Бессольцеву    (ее  роль  играла  Аня  Ворзапова),  мне  кажется, они многое  поняли.  И не сразу, но постепенно отношение ребят к Володе изменилось. Понятие  «дружба»  стало для  них  более  широким.  В  настоящей  дружбе  вечно  должен  гореть  огонек, огонек  готовности  прийти  на  помощь  другому, постараться  его  понять,  не  обижать, проявить сочувствие.  Мы  старались  жить  по  принципу: «Если  не  я, то  кто  же? Кто  же,  если не я?» Девиз  одно  время забытый, но в нашем  классе  успешно  возрожденный. В классе  сформировался  дружный, сплоченный  коллектив,  способный  на  добрые  дела.

                                 Любовь  к  родной  стране,  родному  городу  предполагает воспитание  высоко нравственных,  образованных,  культурных  людей.  И  поэтому  мы  проводили  конкурсы: «Пятью  пять», «Умники  и  умницы»,  «Эрудиты, вперед!»,  предметные  КВНы.  Мы принимали  участие  во  всех  районных  конкурсах, получали  много  призовых  мест.

                                 Нельзя, конечно, сказать, что в классе не было  проблем  с  учебой, дисциплиной.  В  классе, где  из  25 человек  19  мальчиков, конечно,  такие  проблемы  возникали, но  мы  их успешно решали.  В  10-11 классах  неприятности  с  дисциплиной  разбирались  на  классных  часах  старосты  класса. В  решении  проблем  с учебой  принимал  участие  классный  актив,  часто  даже  без  помощи  классного  руководителя.

                               Очень  большую  роль  в  воспитательной  работе  играет  личность  учителя.  Трудно  быть  и  добрым,  и  строгим  в  одно  и  то  же  время.  Самое  главное,  надо  быть  справедливым.  Надо  очень  любить  ребят,  верить  в  них,  желать  им  только  удачи.  И  тогда  ребята  поверят  и  полюбят  учителя. Они  очень  хорошо  чувствуют,  насколько  искренни  мы  бываем. Никогда  не  надо  бояться  осознать  и  признать  свою  ошибку  перед  учениками.  Это  воспитывает  у  них  важную  черту  для  дальнейшей  жизни – честный  подход  к  своим  обязанностям,  честное  отношение  к  окружающим.  Многое  зависит  от  человека, от  его  целеустремленности.  Но  кем  бы  он  ни  стал,  у  истоков  его   судьбы  всегда  стоит   школьный  учитель,  особенно  его  классный  наставник.  

                              Мои  ребята  заходили  ко  мне  после  уроков  каждый  день  просто  так,  чтобы  поговорить…  И  именно  тогда  начинался искренний  и  самый  открытый  разговор  «по  душам».  О  ребятах  я  знала  все  или  почти  все.  Они  рассказывали  много  о  себе, как  им  живется,  о  своих  планах  на  будущее,  рассказывали  то,  что  родителям  никогда  не  рассказали  бы.  В  5-ом  классе  я  их каждый  день  приглашала  к  себе в  кабинет  после  уроков,  чтобы  помочь  им  поскорее  отойти  от  начальной  школы,  в  старших  классах  ребята  приходили  сами, как они  говорили,  проверить,  какое  у  меня « настроение  после  рабочего  дня» , и помочь,  если  это  необходимо. Мне  кажется,  что  именно  в  этих  разговорах  «просто  так»  и  рождаются  искренние,  теплые  отношения  классного  руководителя  и  его  воспитанников.

                              Более  40  лет  я  проработала в школе, и  все  40  лет  я  была  классным  руководителем.  Выросли  мои  ребята: самым  старшим  уже  более  50 лет, младшим – 20  лет. Через  каждые  5  лет  мы  встречаемся  на  вечерах  встречи,  и  я  сейчас   могу  сказать, что  у  моих  воспитанников  сформировалась  активная  жизненная  позиция,  они  выросли  настоящими  патриотами  и  стараются  успешно  выполнять  свой  гражданский  долг.  Хочется  верить,  что  в  этом  есть  и  моя  заслуга, заслуга  классного  руководителя. По  моей  системе  работы  классного  руководителя  ныне  работают  мои  выпускники. И  я  горжусь  этим.  

                                  В  1985  году  за  успехи  в  обучении  и  коммунистическом  воспитании  молодежи  Министерством  Просвещения  СССР  мне  была  присуждена  премия  имени  Н.К.Крупской.

                                             

                                 

                         

                               

       

                                   

                                                               

                                                           

                                                           

                                                           

                                                   

                   

                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)

География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...

Программа воспитательной деятельности «Школа здоровья и радости».

Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирования необходимых  знаний,  умений и навыков по ЗОЖ, использование полученных знаний в ...

Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)

В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...

Статья: "Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)"

В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...

Практика организациИ сетевых теллекоммуникационных проектов в воспитательной работе школы (из опыта работы)

Практика организациИ сетевых теллекоммуникационных проектов  в воспитательной работе  школы (из опыта работы)...

Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы потеме "Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной ра...