Программа воспитательной деятельности «Школа здоровья и радости».
материал по биологии (5 класс) на тему
Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, использование полученных знаний в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_deyatelnosti_shkola_zdorovya_i_radosti.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Калачеевская средняя общеобразовательная школа № 1
Программа воспитательной деятельности «Школа здоровья и радости».
Автор:
учитель МКОУ Калачеевская СОШ № 1
Шевцова Светлана Тихоновна
Калач 2012
«Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их
духовная жизнь, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы».
Сухомлинский В.А.
Школа является местом активной деятельности ребенка в период наиболее интенсивного его развития. В соответствии с Законом РФ « Об образовании» она должна создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Однако в последние годы наблюдается тенденция ухудшения здоровья школьников. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Одним из основных стержневых направлений воспитательной работы нашей школы является формирование у школьников основ культуры здоровья, приобщение к здоровому образу жизни не только учащихся, но и других участников образовательного процесса: педагогов и родителей ребят. Это поднимает воспитательный процесс до уровня счастливой совместной жизнедеятельности, которая позволяет определить воспитание как создание позитивных условий для самоактуализации личности и педагога, и его воспитанников.
В нашем классе создана и поэтапно реализуется программа воспитательной деятельности классного руководителя «Школа здоровья и радости».
1. Обоснование программы.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой общегосударственного масштаба. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Согласно статистике, за последние 5 лет, среди учащихся школ Воронежской области, заметно выросли показатели болезней эндокринной системы, костно-мышечного аппарата, зрительного анализатора. Значительно снизилось (до 40% процентов) число абсолютно здоровых детей (среди учащихся их число не превышает 10-12 процентов). Изменилась структура хронической патологии. Наибольшее количество заболеваний приходится на заболевания костно-мышечной системы (16,3%), органов пищеварения ( 11,5%), на болезни глаз (10,7%).В результате сравнительного анализа медицинских карт учащихся 5 «Б» класса мною было установлено, что из 22 учащихся у 3 (13,6%) человек было выявлено нарушение осанки в первом классе, в 5 классе - у 10 (45.5%); нарушение зрения в 1классе - 0%, в 5 классе- у 5 человек (22,7%) ;
заболевание костно-мышечной системы – 0% в 1 классе, в 5 классе – 4 человека (18,2%).
Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экологической обстановок, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютерами, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни. С большими трудностями решается вопрос обеспечения учащихся школьной мебелью, соответствующей их росту. Сегодня каждый пятый ребенок сидит за неудобной партой или ученическим столом не только в школе, но и дома. Кроме того, было выявлено, что у учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о ЗОЖ.
Чтобы получить представление о реальных знаниях школьников, им было предложено закончить фразу: «Здоровье – это….». Детские размышления поразили серьезностью, глубиной, озабоченностью перспективой здоровья – своего и всех людей. Анализ работ показал, что дети испытывают потребность в знаниях о здоровье ЗОЖ, потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья, готовность к этим действиям.
Эти результаты явились поводом к созданию программы работы классного руководителя по реализации данных запросов детей. Предлагаемая программа воспитательной деятельности классного руководителя « Школа здоровья и радости» ориентирована на формирование у ребенка позиции знания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
2. Концептуальные идеи программы.
Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, использование полученных знаний в повседневной жизни.
Цель программы конкретизируется в задачах:
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся о ЗОЖ;
- создавать благоприятный воспитательный фон, способствующего усвоению учащимися полученных знаний о культуре здоровья и закреплению знаний в их повседневном поведении;
- приобщать всех участников образовательного процесса к реализации данной программы.
В основу программы положены следующие принципы формирования ЗОЖ:
- принцип актуальности призван обеспечить учащихся наиболее важной и своевременной гигиенической информацией. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями;
- принцип доступности предлагает оптимальный для усвоения объем информации, переход от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- в соответствии с принципом положительного моделирования уделяется значительное внимание правильным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, плодотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т. е. показ положительных образов, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здорового поведения;
- принцип активного обучения способствует закреплению знаний и умений ЗОЖ., предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, игр, информационного поиска;
- принцип иллюстративности предлагает изложение гигиенической информации соответствующего характера с примерами и демонстрацией, что способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие;
- принцип последовательности предусматривает деление основных этапов и блоков, а также логическую преемственность в процессе его реализации;
- принцип системности определяет постоянный характер его осуществления, что позволяет получить знания, имеющие отношение к здоровью, в рамках целостной системы;
- принцип стимулирования сознательности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для формирования поведения и стилей жизни.
Реализация поставленной цели требует поэтапного решения ряда задач:
Первый этап реализации программы (5, 6 классы) - этап ознакомления с основными понятиями и представлениями о ЗОЖ и углубленного их изучения.
Основные задачи:
- сформировать смысловое представление об элементарных правилах
здоровьесбережения;
- создать представление об основных понятиях ЗОЖ;
- добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
- активизировать деятельность родителей, педагогов и учащихся по реализации данной программы.
Второй этап реализации программы (7 – 9 классы) – этап закрепления знаний, умений, навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Основные задачи:
- добиться стабильности и автоматизма выполнения здоровьесбережения;
- добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического значения;
- обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных практических обстоятельств;
- создать условия для воспитания потребности ЗОЖ.
3. Участники программы: учащиеся, классный руководитель, родители, педагоги, работающие в классе, школьная медсестра, работники школьного стоматологического кабинета.
4. Связи, устанавливаемые для реализации программы.
Внутренние: учитель физкультуры, школьная медсестра, социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь, руководители школьных спортивных секций, работники школьного стоматологического кабинета.
Внешние: районная детская библиотека, краеведческий музей, спортивные секции ФОКа, Дворца молодёжи, ДЮСШ.
5. Критерии результативности:
- автоматизм навыков личной гигиены;
- стабилизация показателей ежегодного медицинского осмотра детей класса;
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение качества обученности;
- эффективность программы оценивается по результатам диагностики ( анкеты для родителей: «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для учащихся: «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены»).
6. Управление программой осуществляет классный руководитель. В основу программы положена коллективная творческая деятельность детей, педагогов и родителей учащихся.
7. Циклограмма работы класса.
Ежедневно | Утренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым и санитарным режимом, освещенностью помещений, охват горячим питанием, витаминизация, выполнение физкультминуток, динамических пауз, профилактических упражнений . |
Еженедельно | Занятия в спортивных секциях и танцевальном кружке школы «Карусель». |
Ежемесячно | Проведение уроков физкультуры, классных прогулок на свежем воздухе. Заседание клуба «Мойдодыр», косультационные встречи для родителей, генеральная уборка класса, диагностирование. |
1 раз в четверть | Занятия клуба «Интересных встреч», классные семейные праздники, экскурсии походы, родительские собрания. |
1 раз в полугодие | Дни открытых дверей для родителей. |
1 раз в год | Медицинский осмотр, санация полости рта в стоматологическом кабинете, профилактика гриппа и других вирусных инфекций (вакцинация), праздник здоровья. |
9. Прогнозируемый результат реализации программы:
- стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
- активизация интересов учащихся к занятиям физической культурой;
- рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
- высокий уровень сплочённости детского коллектива;
- активное участие родителей в делах класса;
- способность учащихся класса соблюдать правила ЗОЖ..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА ОСНОВ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
Школа XXI века требует изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющего мира, творчески реализовать себя в личной жизни и в будущей профессиональной деятельности. С поз...
Программа воспитательной деятельности школы
Программа воспитательной деятельности школы...
Психолого – педагогическое сопровождение для реализации воспитательной деятельности школы (методические рекомендации)
В целях оказания помощи классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, для повышения уро...
Планирование воспитательной деятельности школы на 2013-14 учебный год
Планирование воспитательной деятельности на 2013-14 учебный год. Здесь отражена деятельность школы по всем приоритетным направлениям воспитывающей деятельности в рамках реализации Программы воспитания...
«Проектная технология в совместной учебно-воспитательной деятельности школы и семьи»
«Проектная технология в совместной учебно-воспитательной деятельности школы и семьи»...
Программа воспитательной деятельности "Школа успешной личности"
Название программыВоспитательная программа классного руководителя« Лестница успеха»Сроки реализации программы2015-2020 годыНаименование учреждения: Государственное бюджетное ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" 8 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению....