Программа воспитательной деятельности «Школа здоровья и радости».
материал по биологии (5 класс) на тему

Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирования необходимых  знаний,  умений и навыков по ЗОЖ, использование полученных знаний в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  Калачеевская  средняя общеобразовательная школа № 1

Программа воспитательной деятельности  «Школа здоровья и радости».

Автор:

учитель  МКОУ Калачеевская  СОШ № 1

Шевцова Светлана Тихоновна

Калач 2012

                                                              «Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.

                                                                От здоровья и жизнерадостности детей зависит их

                                                                духовная жизнь, умственное развитие, прочность

                                                                знаний, вера в свои силы».

                                                                                                             Сухомлинский В.А.

        Школа является местом активной деятельности ребенка в период наиболее интенсивного его развития. В соответствии с Законом РФ  « Об образовании» она должна создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Однако в последние годы наблюдается тенденция ухудшения здоровья школьников. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

        Одним из основных стержневых направлений  воспитательной  работы нашей школы  является формирование у школьников основ культуры  здоровья, приобщение к здоровому образу жизни не только учащихся, но и других  участников образовательного процесса: педагогов и  родителей ребят. Это  поднимает воспитательный процесс до уровня счастливой совместной жизнедеятельности, которая позволяет определить воспитание как создание позитивных условий для самоактуализации личности  и педагога, и его воспитанников.

        В нашем классе создана и поэтапно реализуется программа воспитательной деятельности классного руководителя  «Школа здоровья и радости».

        1. Обоснование программы.

        Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой общегосударственного масштаба. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Согласно статистике, за последние 5 лет, среди учащихся школ Воронежской области, заметно выросли показатели болезней эндокринной системы, костно-мышечного аппарата, зрительного анализатора. Значительно снизилось (до 40% процентов) число абсолютно здоровых детей (среди учащихся их число не превышает 10-12 процентов). Изменилась структура хронической патологии. Наибольшее количество заболеваний приходится на заболевания костно-мышечной системы (16,3%), органов пищеварения ( 11,5%), на болезни глаз (10,7%).В результате сравнительного  анализа медицинских карт учащихся 5 «Б» класса  мною было установлено, что из 22 учащихся  у 3 (13,6%) человек было выявлено  нарушение осанки в первом классе, в  5 классе - у 10  (45.5%); нарушение зрения  в 1классе  - 0%, в  5 классе- у  5 человек (22,7%) ;

 заболевание костно-мышечной системы – 0% в 1 классе, в 5 классе – 4 человека (18,2%).

        Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экологической обстановок, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютерами, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни. С большими трудностями решается вопрос обеспечения учащихся школьной мебелью, соответствующей их росту. Сегодня каждый пятый ребенок сидит за неудобной партой или ученическим столом не только в школе, но и дома. Кроме того, было выявлено, что у учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о ЗОЖ.

        Чтобы получить представление о реальных знаниях школьников, им было предложено закончить фразу: «Здоровье – это….». Детские размышления поразили серьезностью, глубиной, озабоченностью перспективой здоровья – своего и всех людей. Анализ работ показал, что дети испытывают потребность в знаниях о здоровье ЗОЖ, потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья, готовность к этим действиям.

        Эти результаты явились поводом к созданию программы работы классного руководителя по реализации данных запросов детей. Предлагаемая программа воспитательной  деятельности классного руководителя « Школа здоровья и радости»                                  ориентирована на формирование у ребенка позиции знания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

          2. Концептуальные идеи программы.    

         Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирования необходимых  знаний,  умений и навыков по ЗОЖ, использование полученных знаний в повседневной жизни.

          Цель программы конкретизируется в задачах:    

  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся  о ЗОЖ;
  • создавать благоприятный воспитательный фон, способствующего усвоению учащимися полученных знаний о культуре здоровья и закреплению знаний  в их повседневном поведении;
  • приобщать всех участников образовательного процесса к реализации данной программы.

        В основу программы положены следующие принципы формирования ЗОЖ:

  • принцип актуальности призван обеспечить учащихся наиболее важной и своевременной гигиенической информацией. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями;
  • принцип доступности предлагает оптимальный для усвоения объем информации, переход от простого к сложному, от известного к неизвестному;
  • в соответствии с принципом положительного моделирования уделяется значительное внимание правильным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, плодотворному влиянию  на  здоровье. Реализация данного принципа, т. е. показ положительных образов, более эффективна, чем  показ отрицательных последствий негативного в отношении здорового поведения;
  • принцип активного обучения способствует закреплению знаний и умений ЗОЖ., предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, игр, информационного поиска;
  • принцип иллюстративности предлагает изложение гигиенической информации соответствующего характера с примерами и демонстрацией, что способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие;
  • принцип последовательности предусматривает деление основных этапов и блоков, а также логическую преемственность в процессе его реализации;
  • принцип системности определяет постоянный характер его осуществления, что позволяет получить знания, имеющие отношение к здоровью, в рамках целостной системы;
  • принцип стимулирования сознательности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для формирования поведения и стилей жизни.

Реализация поставленной цели требует поэтапного решения ряда задач:    

                                                                                           

        Первый этап реализации программы (5, 6 классы) -  этап ознакомления с основными   понятиями и представлениями о ЗОЖ и углубленного их изучения.                                                                                                                

  Основные задачи:

  • сформировать смысловое представление об элементарных правилах    

 здоровьесбережения;

  • создать представление об основных понятиях ЗОЖ;
  • добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
  • активизировать деятельность родителей, педагогов и учащихся по реализации данной программы.

 

        Второй этап  реализации программы (7 – 9 классы) – этап закрепления знаний, умений, навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

 Основные задачи:

  • добиться стабильности и автоматизма выполнения здоровьесбережения;
  • добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического значения;
  • обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных практических обстоятельств;
  • создать условия для воспитания потребности ЗОЖ.

        3. Участники программы: учащиеся, классный руководитель, родители, педагоги, работающие в классе, школьная медсестра, работники школьного стоматологического кабинета.

                                                                         

        4. Связи, устанавливаемые для реализации программы.

        Внутренние: учитель физкультуры, школьная медсестра, социальный педагог, психолог,  школьный библиотекарь, руководители школьных спортивных секций, работники школьного стоматологического кабинета.

        Внешние: районная детская библиотека, краеведческий музей, спортивные секции ФОКа, Дворца молодёжи, ДЮСШ.

        5. Критерии результативности:

  • автоматизм навыков личной гигиены;
  • стабилизация показателей ежегодного медицинского осмотра детей класса;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • повышение качества обученности;
  • эффективность программы оценивается по результатам диагностики ( анкеты для родителей: «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для учащихся: «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены»).

        6. Управление программой осуществляет классный руководитель. В основу программы положена коллективная творческая деятельность детей, педагогов и  родителей учащихся.

        7.  Циклограмма работы класса.

Ежедневно

Утренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым и санитарным режимом, освещенностью помещений, охват горячим питанием, витаминизация, выполнение физкультминуток, динамических пауз, профилактических упражнений .

Еженедельно

Занятия в спортивных секциях и танцевальном кружке школы «Карусель».

Ежемесячно

Проведение уроков физкультуры, классных прогулок на свежем воздухе. Заседание клуба «Мойдодыр», косультационные встречи для родителей, генеральная уборка класса, диагностирование.

1 раз в четверть

Занятия клуба «Интересных встреч», классные семейные праздники, экскурсии походы, родительские собрания.

1 раз в полугодие

Дни открытых дверей для родителей.

1 раз в год

Медицинский осмотр, санация полости рта в стоматологическом кабинете, профилактика гриппа и других вирусных инфекций (вакцинация), праздник здоровья.

        9. Прогнозируемый результат реализации программы:

  • стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
  • сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
  • активизация интересов учащихся к занятиям физической культурой;
  • рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
  • высокий уровень сплочённости детского коллектива;
  • активное участие родителей в делах класса;
  • способность учащихся класса соблюдать правила ЗОЖ..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА ОСНОВ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

Школа XXI века требует изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющего мира, творчески реализовать себя в личной жизни и в будущей профессиональной деятельности. С поз...

Программа воспитательной деятельности школы

Программа воспитательной деятельности школы...

Психолого – педагогическое сопровождение для реализации воспитательной деятельности школы (методические рекомендации)

В целях оказания помощи классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, для повышения уро...

Планирование воспитательной деятельности школы на 2013-14 учебный год

Планирование воспитательной деятельности на 2013-14 учебный год. Здесь отражена деятельность школы по всем приоритетным направлениям воспитывающей деятельности в рамках реализации Программы воспитания...

«Проектная технология в совместной учебно-воспитательной деятельности школы и семьи»

«Проектная технология в совместной учебно-воспитательной деятельности школы и семьи»...

Программа воспитательной деятельности "Школа успешной личности"

Название программыВоспитательная программа классного руководителя« Лестница успеха»Сроки реализации программы2015-2020 годыНаименование учреждения:  Государственное бюджетное ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" 8 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению....