Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)
статья на тему

В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей профессии, организацию поэтапного процесса осознания учениками своих склонностей и способностей, понимание особенностей различных видов профессиональной деятельности, учет специфики рынка труда и востребованность профессий и, в конечном итоге, формирование собственного профессионального образовательного маршрута. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Платонова Ольга Арнольдовна,

учитель истории, высшая квалификационная категория

Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)

В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей профессии, организацию поэтапного процесса осознания учениками своих склонностей и способностей, понимание особенностей различных видов профессиональной деятельности, учет специфики рынка труда и востребованность профессий и, в конечном итоге, формирование собственного профессионального образовательного маршрута.

Выбор профессии – один из важнейших шагов в жизни человека. Осознанное и взвешенное решение о выборе будущей профессии и профессионального образовательного маршрута должно формироваться у человека поэтапно через осознание своих склонностей и способностей, через понимание особенностей различных видов профессиональной деятельности, через учет специфики рынка труда и востребованности профессий. Таким образом, это важное решение возможно только при достаточном уровне информированности, которое можно получить через систему профильного обучения и профориентационного воспитания в образовательном учреждении.

Профильное обучение и профоориентационное воспитание - неотъемлемые условия подготовки выпускников к самостоятельному выбору дальнейшего места учёбы или трудоустройства. Это одно из направлений развития и модернизации современной школы. Именно профилизация дает возможность “сгладить порог” ШКОЛА – ВУЗ. Этот процесс возможен за счет учета индивидуальных потребностей и интересов учащихся. В широком смысле мероприятия по профилизации дадут возможность гибко реагировать на потребности рынка труда и тем самым обеспечивать положительный социально-экономический эффект.

Профориентационное воспитание сегодня – это средство дифференциации и индивидуализации обучения не только за счет углубленного изучения предметов, а скорее за счет такой организации образовательного процесса, в которой сам ученик совместно с родителями и с помощью воспитательной и психологической службы школы выбирает свою образовательную траекторию. Исходя из своих интересов, способностей и возможностей, пробует себя в различных сферах деятельности. Именно такая организация обучения даст возможность на выходе из школы получить мотивированных выпускников, готовых к получению профессионального образования. Для построения такой модели необходима разработка специальной воспитательно-образовательной системы, учитывающей особенности профильности, выбор методик и форм организации образовательного процесса как в целом классе, так и в группах.

При создании такой системы первичным для нас стало определение приоритетов содержания образования в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения и направлений профориентационной работы.

Проводились мониторинги и анкетирования учащихся, родителей творческими группами педагогов, в процессе которых изучались индивидуально-личностные особенности, интересы, предпочтения и возможности подростков. В сопровождающих процессы анкетирования беседах, классных часах ставилась цель не просто поддержать учащихся в их профессиональном выборе, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному, ответственному выбору профессии.

Собранные материалы, предварительные выводы обсуждались педагогическим советом, участники которого приняли решение об обеспечении углубленного изучения отдельных предметов программы общего  образования, создании условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностями построения индивидуальных образовательных программ на основании индивидуальных склонностей и потребностей. Служба психолого-педагогического сопровождения (воспитательная служба) должна проводить не только традиционную диагностику и консультирование, но и мотивировать учащихся к формированию самой способности к сознательному и ответственному выбору, адекватному представлению о своих будущих профессиональных возможностях. Необходимо также расширить возможности социализации учащихся через участие в общественно-полезных практиках, творческих конкурсах, активизацию работы с вузами-партнерами, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Главной целью мы видели – создание условий для самоопределения учащихся, формирования адекватного представления о своих возможностях, углубления знаний, склонностей, совершенствования ранее полученных навыков.

Для достижения цели сформулировали основные задачи системы профориентационного воспитания и профильного обучения:

  • дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончании гимназии;
  • выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности;
  • сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности;
  • развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности;
  • выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации;
  • познакомить с вузами Санкт-Петербурга и их современными предложениями к профессиональному обучению и совершенствованию;
  • знакомить с предложениями и условиями обучения в мировой системе высшего и специально-профессионального образования;
  • сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Система работы по реализации профориентационной, предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся требует соблюдения следующих условий: подбор квалифицированного кадрового состава; создание необходимой материально-технической базы; учебно-методическое обеспечение по выбранному направлению; системное психолого-педагогическое сопровождение процессов самоопределения и социальной адаптации обучающихся; деятельность методического совета, обеспечивающего сопровождение и контроль за качеством преподавания профильных предметов; аналитическая деятельность по оценке результатов и эффективности организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Анализ внутренних ресурсов и достижений гимназии и, прежде всего, кадрового потенциала показал, что в нашей школе на протяжении многих лет работают высококвалифицированные педагоги, активно участвующие в инновационной работе, транслирующие и тиражирующие свой передовой педагогический опыт.

Учреждением накоплен богатый опыт реализации углубленных и расширенных программ курсов гуманитарной, естественнонаучной, математической и информационно-технологической направленности.

Пропедевтика изучения математики и информатики для успешного овладения сложными программами, знакомство с миром профессий начинается уже в начальной школе, где активно работает система внеурочной деятельности, в том числе в области информационно-коммуникационных технологий.

В 5-7 классах кроме знакомства с миром профессий, системы экскурсий по профориентации, связанных с посещением производств, музеев, происходит определение познавательных интересов, учебной мотивации и составление на этой основе учебного профиля учащихся, составление «карты интересов».

В 8-9 классах происходит выявление образовательного запроса учащихся на основе изучения предметных достижений и «портфолио» ученика, оценки уровня его социальной зрелости, выраженной в готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе или продолжении образования в профессиональных учреждениях города.

Хорошие результаты показало проведение годового курса по программе «Предпрофильная подготовка 9-х классов. Моя профессиональная перспектива». В рамках реализации курса установлено сотрудничество с районным центром по профориентации на базе ГБУ ДО Центр творчества и образования Фрунзенского района. Сотрудники центра были приглашены для проведения тестирования обучающихся («Формирование самоопределения учащихся к выбору профессии»), профориентационных собеседований,  выступления на родительских собраниях.

В 10-11 классах на классных часах, беседах со специалистами проводится определение профессионального типа личности и круга соответствующих ему профессий (тесты по профориентации), проведение индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями по выбору и подготовке к ЕГЭ.

В основной и старшей школе углубленное профильное образование осуществляется за счет увеличения количества часов на профильные предметы, использования прогрессивных педагогических технологий, а также внедрения широкого спектра элективных, факультативных курсов, индивидуально-групповых занятий. В гимназии с данной целью привлекаются и ресурсы дополнительного образования.

Результаты сдачи ЕГЭ по профильным предметам говорят о высоком уровне знаний наших выпускников. Учащиеся школы показывают высокий процент поступления в вузы.

Важную роль в организации профориентационной работы играют социальные партнеры гимназии.

Учащиеся 8-11 классов принимают участие в тематических, предметных мероприятиях, проектах, конкурсах и олимпиадах вузов. Эти «программы взаимодействия» также включают в себя экскурсии, посещения учебных и лабораторных занятий, знакомство с объектами исследований, с новыми технологиями, которые применяются в современной науке. Организуются пробные тестирования, способствующие выявлению пробелов в знаниях.  В результате у участников проектов формируется понимание социальной значимости профессии, появляется возможность убедиться, что профессия выбрана правильно,  или появляется решение вовремя принять иное мнение.

Например, в многолетнем опыте взаимодействия с Аграрным университетом существуют следующие формы работы:

  • сотрудничество с лабораториями, где есть возможность проводить серьезные работы: наблюдения, исследования;
  • работа с небольшими группами учащихся 5-6 классов - малая исследовательская деятельность (работа с микроскопом, исследование продуктов на наличие вредных добавок и т.д.);
  • работа для закрепления знаний, полученных на уроках (на уроках биологии в 7 классе учащиеся выполняли работу «Микробиологический анализ воздуха в помещениях гимназии». Для закладки опыта и подведения результатов посетили кафедру Аграрного университета, где поработали с микроскопами, вырастили колонии микроорганизмов);
  • экскурсии и беседы с преподавателями и студентами - не просто «сидеть и слушать в актовом зале», а побывать на различных кафедрах, например, по защите растений и микробиологии. Эти направления биологии в настоящее время активно развиваются.  Профессия эколога востребована почти на каждом предприятии. Посетив университет, ребята увидели современные учебные кабинеты и лаборатории, поняли (на начальном уровне) перспективы работы выпускников этого вуза, познакомились с творческой жизнью студентов, выпускников и преподавателей, их успехами и достижениями. Ребят пригласили  участвовать в вузовских олимпиадах и выступить со своими докладами.

Обучающимся важен опыт публичного представления своей работы перед аудиторией, получение навыков защиты работ, влияющего на развитие конкурентоспособности учащихся. Именно в результате общения, работы и консультации с сотрудниками учреждений культуры, спорта, науки, высшего образования у учащихся формируется представление о работе различных специалистов в области биологии и экологии. Ребята осваивают методики исследований (работа с микроскопом, подготовка питательных сред, приготовление и окрашивание препаратов и т.д.). Подросток не просто получает необходимую информацию о требованиях к профессии, но и практически может попробовать себя в данной специальности.

Профориентационные экскурсии и музейная работа – еще одна возможность не только узнать о «мире профессий», но и посетить различные производства города, пообщаться с профессионалами и знаменитыми людьми, получить эксклюзивные предложения: доклады по предметам физика, химия, история, услышать экскурсии на иностранных языках, поиграть в викторины, игры на каждой экскурсии.

Музейная работа ведется не только через очные, но и заочные экскурсии в музеи за счет часов дополнительного образования. Учащиеся разрабатывают и проводят заочную экскурсию для ребят средней школы, а также становятся участниками районных конкурсов «Лучший юный экскурсовод года» и «Конкурс авторских экскурсий», проводимых ДДЮТ Фрунзенского района. Для старшеклассников это участие в проектно-исследовательской деятельности позволяет формировать систему научных и практических знаний и умений, позволяет научиться анализировать, логически мыслить, приобрести опыт публичного выступления, познакомиться с профессией экскурсовода. Так, обучающиеся подготовили и провели для учащихся 8-9 классов экскурсию «Д. И. Менделеев в Санкт-Петербурге», в которой речь шла и о профессиях педагога, ученого, метролога.

Ученики 8-11 классов стали участниками проекта «Я поведу тебя в музей». В нашем городе есть много музеев профессионально-научной направленности, но о них мало кто знает, и их культурное наследие не востребовано в полной мере. Задачи участников проекта: презентовать музей так, чтобы нашлись желающие посетить его  и организовать экскурсию. Ребята получают опыт действовать в социуме и рабочей группе, вступать в коммуникацию с представителями социокультурного окружения, у них формируется навык самостоятельности. Они пробуют себя в роли менеджера, появляется опыт организации мероприятия.  

Еще один проект, участниками которого стали учащиеся гимназии, - межмузейный проект «Профессии, которые мы выбираем». В течение учебного года учащиеся 9-х классов могут побывать на экскурсиях в музеях Медицинского университета, Педагогического университета, университета информационных технологий, механики и оптики, музее Акционерного общества «Обуховский завод». Проект предусматривает расширить и сделать содержательнее знания учащихся о разнообразии мира профессий естественнонаучного цикла и об их особенностях. Это позволит учащимся оказаться более компетентными в своем выборе и более сознательным и аргументированным будет их отказ от той или иной специальности.

В школе обучаются разносторонне развитые ученики. Результаты участия в олимпиадах и конкурсах говорят о разноплановости интересов и способностей. Ребята активно участвуют в работе школы в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Область внеурочной деятельности строится следующим образом:

  • система лекций по профориентации, направленная на формирование осознанного подхода к выбору профессии и представления реалий современного рынка труда,
  • олимпиады по учебным предметам, направлениям научного и культурологического знания,
  • познавательные игры, сюжетно-ролевые экономические игры, создание игровых ситуаций по мотивам различных профессий,
  • знакомство с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей, прародителей, знаменитых людей,
  • встречи и беседы с выпускниками, гостями гимназии, показавшими достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни,
  • участие в различных видах общественно полезной деятельности на базе гимназии и взаимодействующих с ней учреждений,
  • разработка программ летней трудовой практики для учащихся 8-10 классов, в том числе в вузах. Один из вариантов летней практики для учащихся - посещение музеев и проведение исследовательской работы в них,
  • праздники труда, субботники,
  • ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.,
  • изготовление учебных пособий для школьных кабинетов,
  • выполнение информационных проектов — дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, каталогов с приложением карт, схем, фотографий и др.

Таким образом, мы старались и стараемся достичь цели – помочь учащимся сделать осознанный выбор профессии и профиля обучения.

В этой работе нам очень помогают наши постоянные партнеры: учреждения дополнительного образования Фрунзенского района, кино-досуговый центр «Чайка», эколого-биологический центр «Крестовский остров».

Ожидаемыми результатами нашей работы по профориентационному воспитанию являются высокий процент поступающих и заканчивающих обучение в вузах, стремление у обучающих к познанию, понимание нравственного смысла учения и самообразования, уважение к труду и людям труда, целеустремленность и настойчивость, сознательный выбор профессии.

Список источников:

  1. Гуторова Л.М. Формы организации профильного обучения. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/210229/ (Дата обращения - 29.05.2017)
  2. Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 173-179. 
  3. Егорова А.М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1617/ (Дата обращения - 29.05.2017)
  4. Маслова Р. Х., Суханина В.Н., Талышев В.В. Организация профильного обучения в современной школе. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/618756/  (Дата обращения - 22.05.2017)
  5. Профильное обучение в школах и вузах. Организация профильного обучения в современной школе. - Режим доступа: http://educationtor.pp.ua/profilnoe-obuchenie-v-shkolax-i-vuzax/ (Дата обращения - 22.05.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»

Материал из опыта работы  по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....

«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)

География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...

"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы по работе с родителями как средство повышения воспитанности школьников"

"Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.СухомлинскийАктуальность проблемы заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество...

Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы школы-интерната. Номинация: На благо Отечества

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в соци...

Описание опыта и системы воспитательной работы классного руководителя МАОУ « Земская гимназия» Зверковой Марины Николаевны

Описание воспитательной работы в " Земской гимназии".Реализация программы" Достоинство,взаимоуважение и ответственность личности"....

Статья: "Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)"

В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...

Практика организациИ сетевых теллекоммуникационных проектов в воспитательной работе школы (из опыта работы)

Практика организациИ сетевых теллекоммуникационных проектов  в воспитательной работе  школы (из опыта работы)...