Повторение по теме "Морфемика. Орфография".
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Кокоркина Раиса Викторовна

 

Тема: Повторение по теме «Морфемика.  Орфография».

Цель:

- повторение, обобщение и закрепление знаний по данному разделу           

 - развитие умения свободно ориентироваться  в структуре слова

( видеть его корень и другие составные части)

-  формирование у детей чувства патриотизма и гордости за свою малую родину.

Ход урока.

 

Урок посвящается светлой памяти Е. И. Никитиной. (Слайд №1)

   Имя Екатерины Ивановны Никитиной известно многим поколениям учителей не только в России, но и далеко за ее пределами.

   После окончания семилетки - педагогическое училище, затем учеба в Ульяновском педагогическом институте, который Екатерина Ивановна с отличием закончила в 1946 г.
   Много лет она работала в школах Ульяновска. В 1959 г. ей было присвоено звание Заслуженного учителя школ РСФСР. С 1963 г. Екатерина Ивановна преподавала на кафедре русского языка Ульяновского государственного педагогического института. До последних дней жизни Е.И. Никитина вела плодотворную исследовательскую, учебную работу, писала новые книги и статьи.

   Всего Е.И. Никитиной написано свыше 100 книг и десятки методических пособий к ним. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

+Тема: Повторение по теме «Морфемика.  Орфография».

Цель:

- повторение, обобщение и закрепление знаний по данному разделу            

 - развитие умения свободно ориентироваться  в структуре слова

( видеть его корень и другие составные части)

-  формирование у детей чувства патриотизма и гордости за свою малую родину.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Урок посвящается светлой памяти Е. И. Никитиной. (Слайд №1)

   Имя Екатерины Ивановны Никитиной известно многим поколениям учителей не только в России, но и далеко за ее пределами.

   После окончания семилетки - педагогическое училище, затем учеба в Ульяновском педагогическом институте, который Екатерина Ивановна с отличием закончила в 1946 г.
  Много лет она работала в школах Ульяновска. В 1959 г. ей было присвоено звание Заслуженного учителя школ РСФСР. С 1963 г. Екатерина Ивановна преподавала на кафедре русского языка Ульяновского государственного педагогического института. До последних дней жизни Е.И. Никитина вела плодотворную исследовательскую, учебную работу, писала новые книги и статьи.

   Всего Е.И. Никитиной написано свыше 100 книг и десятки методических пособий к ним.

  1. Сообщение темы и цели урока. (Слайд №2) 

Повторение по теме: «Морфемика. Орфография»

 Цель:

-знать, что такое приставка, корень, суффикс, окончание;

-уметь производить морфемный разбор слова;

-применять знания по теме «Морфемика. Орфография»  

(Пишем число, кл. работу и тему)

 Обобщающий урок по разделу «Морфемика. Орфография».

3. Работа с текстом. (Слайд №3) 

 Чтение текста.

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. …десь от деревни к деревне т…нулись леса, поля и огороды, сады с чудес…ными2 р…стениями. Берега рек зар…сли2 плакучей ивой.4 

Еще мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало ш…рох листьев и ш…пот ветра, а зоркий глаз видел каждый р…сточек и травинку.

С ружьем и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям

А вы, ребята, читали его книги?

Вопросы:

-Кто такой Михаил Пришвин?

-Какова тема и идея текста?

-Определите стиль и тип речи.

Задания:

3.1.  Выписать слова с пропущенными орфограммами, вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы.

Знать:  виды орфограмм.

Уметь: обосновать выбор пропущенных букв.

(Самопроверка по ключу №1, самооценка) (Слайд №4)    

Ключ №1. Здесь, тянулись, чудесными, растениями, заросли, шорох, шёпот, росточек.

3.2.  Произвести синтаксический разбор предложения. (1 ученик у доски)

Знать:  порядок разбора простого предложения.

Уметь: правильно разбирать (устно и письменно) простое предложение.

Берега рек зар…сли2 плакучей ивой.4

3.3.  Произвести морфемный разбор слов. (1 ученик у доски) 

Зар…сли, чудес…ными.

Знать: о вариантах морфем;

            порядок морфемного разбора.

Уметь: различать варианты морфем;

             соблюдать порядок морфемного разбора.

   - Что такое морфема?

   - Какие знаете морфемы?

   - Что называется приставкой, корнем, суффиксом, окончанием, основой?

Физ. минутка. (Слайд № 5) 

Вижу, сильно вы устали.
Позову Весельчака.
Проведёт он физминутку,
Всем понравится она.

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

   

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазки видят? Да, да, да!
Острова и города.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

  1. Игра «Помогите Пете Ошибкину». (Слайд №6)

Знать: способ выбора о-ё в корнях слов после шипящих;

            способ действия при выборе з-с  на конце приставок;

            знать правило выбора букв о-а  в корнях с чередующимися гласными;

            условия выбора и-ы в корнях слов после  ц.

Уметь: обосновать выбора о-ё в корнях слов после шипящих;

             обосновать выбор букв з-с на конце приставок;

             обосновать выбор букв о-а  в корнях с чередующимися гласными;

             обосновать выбор гласных и-ы после ц

             

       - Вы должны помочь Пете Ошибкину исправить ошибки и объяснить их, для этого вам нужно вспомнить правила и подобрать по 3 слова на каждую орфограмму.

Слова: шопот, разчистить, выростали, слажение, циган.  

Ключ №2 (Слайд №7)

                                      2) расчистить

                                          исправить

1) шёпот                              безвкусный                       3) вырастали  

жёлтый                          сдать                                    выращенный    

шёлк                                                                               возраст

пчёлы                                                                             растение                                

4) сложение                                                    5) цыган (искл.)

 излагать                                                            циркуль

изложить                                                           сестрицын

положение                                                          ресницы

-Когда в корне слова после шипящих пишется - ё, а когда – о? (Слайд №8)

-Когда на конце приставок пишется – з, а когда – с? (Слайд №9)

-Когда в корнях с чередующими гласными пишется – о, а когда – а? (Слайд №10, 11)

-Когда пишется в корне и - ы после ц? (Слайд №12)

  1. Творческая работа.

- Написать сочинение-миниатюру на тему «Моя малая родина» с опорными словами: расположилось, растительность местности, жёлтая акация, птицы.

Цель: развивать стремление правильно выражать свои мысли в письменной речи; уметь применять слова на изученные орфограммы.

  1. Выполнить тест по вариантам.

Тест по теме: «Морфемика. Орфография».

Вариант 1

  1. Буква о пишется после шипящих в словах:

а) ш…в;                   б) ш…колад;              в) ж…ке;

г) прич…ска;          д) капюш…н;             е) подч…ркивать;

ж) ш…пот;              з) уш…л;                    и) ш…ссе;

к) обж…ра;             л) ж…рдочка;            м) ж…лтый.

2. Буква з пишется в словах:

а) ра…ложить;         б) и…следовать;         в) бе…граничный;

г) во…стание;          д) ра…крашивать;      е) …доровье;

     ж) бе…шовный;        з) ра…таять;               и) …дать;

      к) и…зябнуть;          л) ра…чертить;           м) …гиб (руки).

3. Буква а пишется в словах:

а) изл…гать;             б) выл…жить;              в) сл…гаемое;

г) выр…щенный;     д) р…стительный;       е) подр…сли;

ж) отр…сль;             з) водор…сли;              и) прил…гательное;

к) р…стовщик;        л) р…сточек;                 м) выр…сти.

4. Буква и пишется в словах:

а) сестриц…;            б) ц…ферблат;              в) ц…плята;

г) гордец…;              д) краснолиц…й;          е) полиц…я;

ж) экспедиц…я;       з) куриц…н;                  и) ц…стерна.

5. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?

а) объездчик;              б) сбережём;                 в) беленький;

г) испытатель;            д) красноватый;            е) предлагать.

Тест по теме: «Морфемика. Орфография».

Вариант 2

1. Буква ё пишется после шипящих в словах:

а) крыж…вник;         б) ж…рнов;                в) ш…лк;

г) ш…мпол;               д) выч…ркивать;       е) ш…л;

ж) щ…чка;                 з) нач…с;                   и) расч…ска;

к) щ…лкать;              л) капюш…н;            м) расч...т.

2. Буква з пишется в словах:

а) ра…таять;               б) …десь;                   в) и…трать;

г) бе…брежный;        д) …жимать;              е) …гореть;

ж) …бегать;                з) бе…вкусный;        и) …тереть;

к) бе…брежный;        л) бе…шумный;        м)…давать.

3. Буква а пишется в словах:

а) Р…стислав;                 б) р…стовщик;          в) подр…сти;

г) р…стительный;           д) ул…жить;             е) прил…жить;

ж) предл…гать;               з) выр…щу;              и) отр…сль;

к) р…сточки;                   л) выл…жить;          м) разр…статься.

4. Буква и пишется в словах:

а) столиц…;                     б) устриц…;              в) ц…стерна;

г) ц…новка;                     д) панц…рь;              е) белолиц…й;

ж) лекц..я;                        з) ц…фра;                  и) куниц….

5. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?

а) расписание;                  б) безвкусный;          в) теннисистка;

г) переводчик;                  д) осмелеть;              е) переносица.

  1. Подведение итога урока.

  - Что повторяли?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тест по теме: «Морфемика. Орфография».

Вариант 1

  1. Буква о пишется после шипящих в словах:

а) ш…в;                   б) ш…колад;              в) ж…ке;

г) прич…ска;          д) капюш…н;             е) подч…ркивать;

ж) ш…пот;              з) уш…л;                    и) ш…ссе;

к) обж…ра;             л) ж…рдочка;            м) ж…лтый.

2. Буква з пишется в словах:

а) ра…ложить;         б) и…следовать;         в) бе…граничный;

г) во…стание;          д) ра…крашивать;      е) …доровье;

     ж) бе…шовный;        з) ра…таять;               и) …дать;

      к) и…зябнуть;          л) ра…чертить;           м) …гиб (руки).

3. Буква а пишется в словах:

а) изл…гать;             б) выл…жить;              в) сл…гаемое;

г) выр…щенный;     д) р…стительный;       е) подр…сли;

ж) отр…сль;             з) водор…сли;              и) прил…гательное;

к) р…стовщик;        л) р…сточек;                 м) выр…сти.

4. Буква и пишется в словах:

а) сестриц…;            б) ц…ферблат;              в) ц…плята;

г) гордец…;              д) краснолиц…й;          е) полиц…я;

ж) экспедиц…я;       з) куриц…н;                  и) ц…стерна.

5. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?

а) объездчик;              б) сбережём;                 в) беленький;

г) испытатель;            д) красноватый;            е) предлагать.

Тест по теме: «Морфемика. Орфография».

Вариант 2

  1. Буква ё пишется после шипящих в словах:

а) крыж…вник;         б) ж…рнов;                в) ш…лк;

г) ш…мпол;               д) выч…ркивать;       е) ш…л;

ж) щ…чка;                 з) нач…с;                   и) расч…ска;

к) щ…лкать;              л) капюш…н;            м) расч...т.

2. Буква з пишется в словах:

а) ра…таять;               б) …десь;                   в) и…трать;

г) бе…брежный;        д) …жимать;              е) …гореть;

ж) …бегать;                з) бе…вкусный;        и) …тереть;

к) бе…брежный;        л) бе…шумный;        м)…давать.

3. Буква а пишется в словах:

а) Р…стислав;                 б) р…стовщик;          в) подр…сти;

г) р…стительный;           д) ул…жить;             е) прил…жить;

ж) предл…гать;               з) выр…щу;              и) отр…сль;

к) р…сточки;                   л) выл…жить;          м) разр…статься.

4. Буква и пишется в словах:

а) столиц…;                     б) устриц…;              в) ц…стерна;

г) ц…новка;                     д) панц…рь;              е) белолиц…й;

ж) лекц..я;                        з) ц…фра;                  и) куниц….

5. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?

а) расписание;                  б) безвкусный;          в) теннисистка;

г) переводчик;                  д) осмелеть;              е) переносица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.

Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различных исходных положений. Повторение техники нижней прямой и верхней прямой подач».

Данная методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя по дисциплине «Физическая культура» по теме: «Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различн...

Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"

Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...