Повторение по теме "Морфемика. Орфография".
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Тема: Повторение по теме «Морфемика. Орфография».
Цель:
- повторение, обобщение и закрепление знаний по данному разделу
- развитие умения свободно ориентироваться в структуре слова
( видеть его корень и другие составные части)
- формирование у детей чувства патриотизма и гордости за свою малую родину.
Ход урока.
Урок посвящается светлой памяти Е. И. Никитиной. (Слайд №1)
Имя Екатерины Ивановны Никитиной известно многим поколениям учителей не только в России, но и далеко за ее пределами.
После окончания семилетки - педагогическое училище, затем учеба в Ульяновском педагогическом институте, который Екатерина Ивановна с отличием закончила в 1946 г.
Много лет она работала в школах Ульяновска. В 1959 г. ей было присвоено звание Заслуженного учителя школ РСФСР. С 1963 г. Екатерина Ивановна преподавала на кафедре русского языка Ульяновского государственного педагогического института. До последних дней жизни Е.И. Никитина вела плодотворную исследовательскую, учебную работу, писала новые книги и статьи.
Всего Е.И. Никитиной написано свыше 100 книг и десятки методических пособий к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_5kl.morfemika.orfografiya.doc | 33.5 КБ |
nikitinoy_posvyashchaetsya.ppt | 1.28 МБ |
test_k_uroku_po_teme_morfemika_i_slovoobrazovanie.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
+Тема: Повторение по теме «Морфемика. Орфография».
Цель:
- повторение, обобщение и закрепление знаний по данному разделу
- развитие умения свободно ориентироваться в структуре слова
( видеть его корень и другие составные части)
- формирование у детей чувства патриотизма и гордости за свою малую родину.
Ход урока.
- Орг. момент.
Урок посвящается светлой памяти Е. И. Никитиной. (Слайд №1)
Имя Екатерины Ивановны Никитиной известно многим поколениям учителей не только в России, но и далеко за ее пределами.
После окончания семилетки - педагогическое училище, затем учеба в Ульяновском педагогическом институте, который Екатерина Ивановна с отличием закончила в 1946 г.
Много лет она работала в школах Ульяновска. В 1959 г. ей было присвоено звание Заслуженного учителя школ РСФСР. С 1963 г. Екатерина Ивановна преподавала на кафедре русского языка Ульяновского государственного педагогического института. До последних дней жизни Е.И. Никитина вела плодотворную исследовательскую, учебную работу, писала новые книги и статьи.
Всего Е.И. Никитиной написано свыше 100 книг и десятки методических пособий к ним.
- Сообщение темы и цели урока. (Слайд №2)
Повторение по теме: «Морфемика. Орфография»
Цель:
-знать, что такое приставка, корень, суффикс, окончание;
-уметь производить морфемный разбор слова;
-применять знания по теме «Морфемика. Орфография»
(Пишем число, кл. работу и тему)
Обобщающий урок по разделу «Морфемика. Орфография».
3. Работа с текстом. (Слайд №3)
Чтение текста.
О Михаиле Пришвине.
Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. …десь от деревни к деревне т…нулись леса, поля и огороды, сады с чудес…ными2 р…стениями. Берега рек зар…сли2 плакучей ивой.4
Еще мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало ш…рох листьев и ш…пот ветра, а зоркий глаз видел каждый р…сточек и травинку.
С ружьем и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям
А вы, ребята, читали его книги?
Вопросы:
-Кто такой Михаил Пришвин?
-Какова тема и идея текста?
-Определите стиль и тип речи.
Задания:
3.1. Выписать слова с пропущенными орфограммами, вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы.
Знать: виды орфограмм.
Уметь: обосновать выбор пропущенных букв.
(Самопроверка по ключу №1, самооценка) (Слайд №4)
Ключ №1. Здесь, тянулись, чудесными, растениями, заросли, шорох, шёпот, росточек.
3.2. Произвести синтаксический разбор предложения. (1 ученик у доски)
Знать: порядок разбора простого предложения.
Уметь: правильно разбирать (устно и письменно) простое предложение.
Берега рек зар…сли2 плакучей ивой.4
3.3. Произвести морфемный разбор слов. (1 ученик у доски)
Зар…сли, чудес…ными.
Знать: о вариантах морфем;
порядок морфемного разбора.
Уметь: различать варианты морфем;
соблюдать порядок морфемного разбора.
- Что такое морфема?
- Какие знаете морфемы?
- Что называется приставкой, корнем, суффиксом, окончанием, основой?
Физ. минутка. (Слайд № 5)
Вижу, сильно вы устали.
Позову Весельчака.
Проведёт он физминутку,
Всем понравится она.
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазки видят? Да, да, да!
Острова и города.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
- Игра «Помогите Пете Ошибкину». (Слайд №6)
Знать: способ выбора о-ё в корнях слов после шипящих;
способ действия при выборе з-с на конце приставок;
знать правило выбора букв о-а в корнях с чередующимися гласными;
условия выбора и-ы в корнях слов после ц.
Уметь: обосновать выбора о-ё в корнях слов после шипящих;
обосновать выбор букв з-с на конце приставок;
обосновать выбор букв о-а в корнях с чередующимися гласными;
обосновать выбор гласных и-ы после ц
- Вы должны помочь Пете Ошибкину исправить ошибки и объяснить их, для этого вам нужно вспомнить правила и подобрать по 3 слова на каждую орфограмму.
Слова: шопот, разчистить, выростали, слажение, циган.
Ключ №2 (Слайд №7)
2) расчистить
исправить
1) шёпот безвкусный 3) вырастали
жёлтый сдать выращенный
шёлк возраст
пчёлы растение
4) сложение 5) цыган (искл.)
излагать циркуль
изложить сестрицын
положение ресницы
-Когда в корне слова после шипящих пишется - ё, а когда – о? (Слайд №8)
-Когда на конце приставок пишется – з, а когда – с? (Слайд №9)
-Когда в корнях с чередующими гласными пишется – о, а когда – а? (Слайд №10, 11)
-Когда пишется в корне и - ы после ц? (Слайд №12)
- Творческая работа.
- Написать сочинение-миниатюру на тему «Моя малая родина» с опорными словами: расположилось, растительность местности, жёлтая акация, птицы.
Цель: развивать стремление правильно выражать свои мысли в письменной речи; уметь применять слова на изученные орфограммы.
- Выполнить тест по вариантам.
Тест по теме: «Морфемика. Орфография».
Вариант 1
- Буква о пишется после шипящих в словах:
а) ш…в; б) ш…колад; в) ж…ке;
г) прич…ска; д) капюш…н; е) подч…ркивать;
ж) ш…пот; з) уш…л; и) ш…ссе;
к) обж…ра; л) ж…рдочка; м) ж…лтый.
2. Буква з пишется в словах:
а) ра…ложить; б) и…следовать; в) бе…граничный;
г) во…стание; д) ра…крашивать; е) …доровье;
ж) бе…шовный; з) ра…таять; и) …дать;
к) и…зябнуть; л) ра…чертить; м) …гиб (руки).
3. Буква а пишется в словах:
а) изл…гать; б) выл…жить; в) сл…гаемое;
г) выр…щенный; д) р…стительный; е) подр…сли;
ж) отр…сль; з) водор…сли; и) прил…гательное;
к) р…стовщик; л) р…сточек; м) выр…сти.
4. Буква и пишется в словах:
а) сестриц…; б) ц…ферблат; в) ц…плята;
г) гордец…; д) краснолиц…й; е) полиц…я;
ж) экспедиц…я; з) куриц…н; и) ц…стерна.
5. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?
а) объездчик; б) сбережём; в) беленький;
г) испытатель; д) красноватый; е) предлагать.
Тест по теме: «Морфемика. Орфография».
Вариант 2
1. Буква ё пишется после шипящих в словах:
а) крыж…вник; б) ж…рнов; в) ш…лк;
г) ш…мпол; д) выч…ркивать; е) ш…л;
ж) щ…чка; з) нач…с; и) расч…ска;
к) щ…лкать; л) капюш…н; м) расч...т.
2. Буква з пишется в словах:
а) ра…таять; б) …десь; в) и…трать;
г) бе…брежный; д) …жимать; е) …гореть;
ж) …бегать; з) бе…вкусный; и) …тереть;
к) бе…брежный; л) бе…шумный; м)…давать.
3. Буква а пишется в словах:
а) Р…стислав; б) р…стовщик; в) подр…сти;
г) р…стительный; д) ул…жить; е) прил…жить;
ж) предл…гать; з) выр…щу; и) отр…сль;
к) р…сточки; л) выл…жить; м) разр…статься.
4. Буква и пишется в словах:
а) столиц…; б) устриц…; в) ц…стерна;
г) ц…новка; д) панц…рь; е) белолиц…й;
ж) лекц..я; з) ц…фра; и) куниц….
5. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?
а) расписание; б) безвкусный; в) теннисистка;
г) переводчик; д) осмелеть; е) переносица.
- Подведение итога урока.
- Что повторяли?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тест по теме: «Морфемика. Орфография».
Вариант 1
- Буква о пишется после шипящих в словах:
а) ш…в; б) ш…колад; в) ж…ке;
г) прич…ска; д) капюш…н; е) подч…ркивать;
ж) ш…пот; з) уш…л; и) ш…ссе;
к) обж…ра; л) ж…рдочка; м) ж…лтый.
2. Буква з пишется в словах:
а) ра…ложить; б) и…следовать; в) бе…граничный;
г) во…стание; д) ра…крашивать; е) …доровье;
ж) бе…шовный; з) ра…таять; и) …дать;
к) и…зябнуть; л) ра…чертить; м) …гиб (руки).
3. Буква а пишется в словах:
а) изл…гать; б) выл…жить; в) сл…гаемое;
г) выр…щенный; д) р…стительный; е) подр…сли;
ж) отр…сль; з) водор…сли; и) прил…гательное;
к) р…стовщик; л) р…сточек; м) выр…сти.
4. Буква и пишется в словах:
а) сестриц…; б) ц…ферблат; в) ц…плята;
г) гордец…; д) краснолиц…й; е) полиц…я;
ж) экспедиц…я; з) куриц…н; и) ц…стерна.
5. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?
а) объездчик; б) сбережём; в) беленький;
г) испытатель; д) красноватый; е) предлагать.
Тест по теме: «Морфемика. Орфография».
Вариант 2
- Буква ё пишется после шипящих в словах:
а) крыж…вник; б) ж…рнов; в) ш…лк;
г) ш…мпол; д) выч…ркивать; е) ш…л;
ж) щ…чка; з) нач…с; и) расч…ска;
к) щ…лкать; л) капюш…н; м) расч...т.
2. Буква з пишется в словах:
а) ра…таять; б) …десь; в) и…трать;
г) бе…брежный; д) …жимать; е) …гореть;
ж) …бегать; з) бе…вкусный; и) …тереть;
к) бе…брежный; л) бе…шумный; м)…давать.
3. Буква а пишется в словах:
а) Р…стислав; б) р…стовщик; в) подр…сти;
г) р…стительный; д) ул…жить; е) прил…жить;
ж) предл…гать; з) выр…щу; и) отр…сль;
к) р…сточки; л) выл…жить; м) разр…статься.
4. Буква и пишется в словах:
а) столиц…; б) устриц…; в) ц…стерна;
г) ц…новка; д) панц…рь; е) белолиц…й;
ж) лекц..я; з) ц…фра; и) куниц….
5. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?
а) расписание; б) безвкусный; в) теннисистка;
г) переводчик; д) осмелеть; е) переносица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.
Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс" направлен не только на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...
Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"
Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...
Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.
Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций...
Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»
Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...
Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различных исходных положений. Повторение техники нижней прямой и верхней прямой подач».
Данная методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя по дисциплине «Физическая культура» по теме: «Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различн...
Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"
Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...