тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс" направлен не только на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использовать в своей речи изобразительные средства языка. На уроке используются произведения живописи, литературы, что позволяет активизировать внимание учащихся, прививать любовь к прекрасному, развивать воображение и творческие сособности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема:
Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе.
(Второй – третий урок повторения) 2 часа.
Цели:
- Углубить понятие о роли прилагательных в речи;
- Повторить орфограммы, изученные по теме « Имя прилагательное»;
- Развивать умение применять правила правописания имен прилагательных;
- Воспитывать любовь к русском языку, внимательное отношение к слову.
Задания к уроку.
1)Подобрать фразеологизмы, где встречаются прилагательные, объяснить их значение.
2) Повторить орфограммы 18,19,20.
3) Написать мини- сочинение « Морозное утро», « Пасмурным днем», «Жаркий полдень», используя эпитеты, олицетворения.
Индивидуальные задания:
- Подготовить рассказ « Почему мы так говорим»
- Подготовить текст диктанта по орфограммам №18,19,20.
- Подготовить выразительное чтение стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою …».
Ход урока.
- Повторение.
1)О какой части речи говорили на прошлом уроке?
2)Что вы знаете об этой части речи? Расскажите правило. Приведите примеры.
3)Часто ли мы употребляем в своей речи имена прилагательные? Почему?
4)Какие орфограммы повторяли на прошлом уроке? Расскажите правила.
- Осложненное списывание. Указать падеж прилагательных и выделить их окончания.
На чудесн…й аллее, на зимн..й ели, об интересн…м гербарии, при легк…м прикосновении, безызвестн… героя, разноцвет… знамени, заботлив..й дочери, зимн…й дорожкой, в осенн… пору, зимн… пейзажа, радостн… чувству, колоссальн… усилия.
Слайд №3 « Правописание окончаний прилагательных»
- Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1. ( Задание повышенной сложности)
Вставьте пропущенные орфограммы, обозначьте падеж имен прилагательных.
Подойти к взросл…кенгуру, нет черн… кофе, в горяч… какао, с нов… фамилией, на черн… рояле, сильн… впечатления, на нов… пианино, в городск… такси, без сладк… какао.
Карточка №2. ( Для слабого ученика. Использование опорной карточки : Весенн..ми деньками- деньками (какими? )- весенними ; лучш..ю маму (какую?)- лучшую маму, в нов…м городе- в городе ( каком?)- в новом
1) Допишите слова. Окончания прилагательных проверяйте вопросами.
Горяч..ми ручьями, по горяч…му ручью, будущ…му воину, с будущ..ми воинами, могуч..м дубом, под могуч..м дубом, на могуч..м дубе, могуч..ми дубами, могуч.. дерево, горяч..м ключом, поздн..й зимою, в уютн..м кафе, в змн.. стужу.
2) Разбери по составу:
январский, паровозный, орешник.
IV.Словарная работа:
Колоссальный. Колосс
- Что обозначают эти слова?
- Подберите синонимы к слову колоссальный.
3) Составьте предложения с этими словами.
Колоссальный- величественный, огромный, громадный.
V. Проверка домашнего задания. Повторение орфограмм №18,20
- Орфограмма №18. Расскажите правило правописания о-е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных
Алгоритм правила
1.Определи часть речи. Если это существительное или прилагательное, то…
2. Определи часть слова, в которой находится орфограмма. Если орфограмма в окончании…
3.Посмотри, падает ли ударение на окончание?
ДА НЕТ
/ \
О Е
2) Орфографическая цепочка. Каждый ученик называет слово с орфограммой №18 и объясняет гласную в окончании
3) Орфограмма №20. Расскажите правило, приведите примеры
4) Словарный диктант ( слова с орф .№18,20). Индивидуальное домашнее задание. Один ученик работает на закрытой доске.
Диктует подготовивший диктант ученик. Проверяют по одному слову. Консультанты проверяют у слабых учащихся. Ошибки называются и объясняются.
Ветер могуч, большого корабля, лучшему другу, воздух горяч, материал линюч, мороз трескуч, хорошего товарища, еж колюч, ландыш пахуч, голос хорош, лицом пригож, воздух свеж, юноша широкоплеч, дуб могуч.
VI. Самостоятельная работа .Упражнение №274. Проверяется в классе. Несколько работ собраны для проверки на оценку.
- Какие орфограммы встретились в тексте? (Ь после шипящих в именах существительных, прилагательных, глаголах)
Ь после шипящих
Ь пишется:
1. существительные 3 склонения ( речь, печь)
2. глаголы в н.ф. ( жечь) и во 2 лице ед.ч. ( говоришь)
Ь не пишется:
1. существительные не 3 склонения (товарищ, луч)
2. краткие прилагательные (жгуч, могуч)
VII. Синтаксический разбор предложения.
сущ. сущ.
Составьте предложение по схеме:— – == и сделайте его синтаксический разбор.
Январь- месяц больших молчаливых снегов.
- Каким еще членом предложения может быть прилагательное? Составьте предложение с главным членом прилагательным.
Хороша зима!
VIII.Разбор по составу: молчаливых.
-Каким способом образовано слово прилагательное молчаливых?
- Какие еще суффиксы используются для образования прилагательных?
( -еньк-, -оньк-, ист-, -н-. –лив-, -чив-)
IX. Игра «Кто больше?» Кто больше подберет прилагательных с суффиксами –чив-, -лив-
Приветливый Отзывчивый
Хвастливый
Вдумчивый
Шутливый Разговорчивый
Догадливый Забывчивый
Пытливый Обидчивый
Боязливый Вспыльчивый
Завистливый
X.Проверка домашнего задания. Прочитайте фразеологизмы, в которых используются прилагательные. Объясните их значение.
XI . Какие фразеологизмы «нарисовал» художник? Что они обозначают?
XII. Индивидуальное домашнее задание. « Почему мы так говорим?»
Урок №2
Цели:
1) Развивать умение использовать в речи имена прилагательные;
2) Совершенствовать правописание имен прилагательных;
3) Повторить выразительные средства языка;
4) Развивать речь учащихся, умение использовать в письменной речи эпитеты, олицетворения;
5)Воспитывать любовь к природе, к литературе, внимательное отношение к поэтическому слову.
Ход урока.
I Проверка домашнего задания. Чтение 3-4 мини-сочинений.
- Чье сочинение больше понравилось? Почему?
- Какие выразительные средства использовали ребята, чтобы создать яркие картины природы?
- Что такое эпитет?
- Работа по развитию речи.
– Давайте посмотрим в окно. Назовите предметы, которые видите.
-Добавьте к этой зарисовке прилагательные. Прочитайте. Что изменилось?
- Какие эпитеты использовали?
III. Поговорим о роли прилагательных в художественной литературе.
- Послушайте стихотворение Ф.И.Тютчева « Чародейкою зимою».( читает подготовленный ученик
- Какие чувства вызывает у героя стихотворения зима?
- Почему мы видим, что герой восхищается зимою? Как поэт передает восхищение?
- Посмотрите, какие гласные преобладают в этом стихотворении?
Ассонанс- прием в литературе, когда повторяются в стихотворной речи одинаковые гласные звуки.
Гласные звуки «о» и «у» - самые протяжные, заунывные в русском языке. Поэт и герой стихотворения находятся под властью чар зимней природы, они словно застыли в изумлении.
- Какие выразительные средства использовал автор? Назовите.
IV.Работа над репродукцией картины И.И.Шишкина «Зима»
- Посмотрите, как изобразил зиму замечательный русский художник И.И.Шишкин. Вот где зима - настоящая волшебница, совершающая чудесные превращения.
- Хочется ли вам оказаться в лесу, изображенном на картине?
- Какое время суток изобразил художник?
- Зима - не только волшебница, но и настоящая хозяйка. Почему мы можем ее так назвать?
- Какие бы прилагательные вы подобрали, характеризуя изображенную художником зиму?
- Какие эпитеты и олицетворения можно использовать?
- Что больше всего привлекло ваше внимание?
- Какие цвета использует художник для описания зимнего пейзажа?
- Какого цвета снег?
- Что чувствуете вы и о чем думаете, глядя на эту картину?
- Есть ли в нашем лесу подобные уголки природы?
- Творческая работа.
Напишите сочинение- миниатюру на выбор: опишите картину И.И.Шишкина «Зима» или напишите о своих впечатлениях и наблюдениях за зимним пейзажем.
Не забывайте использовать эмоционально окрашенную лексику, эпитеты, олицетворения.
Создать хорошее сочинение вам поможет прекрасная музыка П.И.Чайковского.
- Домашняя работа.
Написать сочинение в тетрадь по развитию речи.
Предварительный просмотр:
Тема:
Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе.
(Второй – третий урок повторения) 2 часа.
Цели:
- Углубить понятие о роли прилагательных в речи;
- Повторить орфограммы, изученные по теме « Имя прилагательное»;
- Развивать умение применять правила правописания имен прилагательных;
- Воспитывать любовь к русском языку, внимательное отношение к слову.
Задания к уроку.
1)Подобрать фразеологизмы, где встречаются прилагательные, объяснить их значение.
2) Повторить орфограммы 18,19,20.
3) Написать мини- сочинение « Морозное утро», « Пасмурным днем», «Жаркий полдень», используя эпитеты, олицетворения.
Индивидуальные задания:
- Подготовить рассказ « Почему мы так говорим»
- Подготовить текст диктанта по орфограммам №18,19,20.
- Подготовить выразительное чтение стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою …».
Ход урока.
- Повторение.
1)О какой части речи говорили на прошлом уроке?
2)Что вы знаете об этой части речи? Расскажите правило. Приведите примеры.
3)Часто ли мы употребляем в своей речи имена прилагательные? Почему?
4)Какие орфограммы повторяли на прошлом уроке? Расскажите правила.
- Осложненное списывание. Указать падеж прилагательных и выделить их окончания.
На чудесн…й аллее, на зимн..й ели, об интересн…м гербарии, при легк…м прикосновении, безызвестн… героя, разноцвет… знамени, заботлив..й дочери, зимн…й дорожкой, в осенн… пору, зимн… пейзажа, радостн… чувству, колоссальн… усилия.
Слайд №3 « Правописание окончаний прилагательных»
- Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1. ( Задание повышенной сложности)
Вставьте пропущенные орфограммы, обозначьте падеж имен прилагательных.
Подойти к взросл…кенгуру, нет черн… кофе, в горяч… какао, с нов… фамилией, на черн… рояле, сильн… впечатления, на нов… пианино, в городск… такси, без сладк… какао.
Карточка №2. ( Для слабого ученика. Использование опорной карточки : Весенн..ми деньками- деньками (какими? )- весенними ; лучш..ю маму (какую?)- лучшую маму, в нов…м городе- в городе ( каком?)- в новом
1) Допишите слова. Окончания прилагательных проверяйте вопросами.
Горяч..ми ручьями, по горяч…му ручью, будущ…му воину, с будущ..ми воинами, могуч..м дубом, под могуч..м дубом, на могуч..м дубе, могуч..ми дубами, могуч.. дерево, горяч..м ключом, поздн..й зимою, в уютн..м кафе, в змн.. стужу.
2) Разбери по составу:
январский, паровозный, орешник.
IV.Словарная работа:
Колоссальный. Колосс
- Что обозначают эти слова?
- Подберите синонимы к слову колоссальный.
3) Составьте предложения с этими словами.
Колоссальный- величественный, огромный, громадный.
V. Проверка домашнего задания. Повторение орфограмм №18,20
- Орфограмма №18. Расскажите правило правописания о-е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных
Алгоритм правила
1.Определи часть речи. Если это существительное или прилагательное, то…
2. Определи часть слова, в которой находится орфограмма. Если орфограмма в окончании…
3.Посмотри, падает ли ударение на окончание?
ДА НЕТ
/ \
О Е
2) Орфографическая цепочка. Каждый ученик называет слово с орфограммой №18 и объясняет гласную в окончании
3) Орфограмма №20. Расскажите правило, приведите примеры
4) Словарный диктант ( слова с орф .№18,20). Индивидуальное домашнее задание. Один ученик работает на закрытой доске.
Диктует подготовивший диктант ученик. Проверяют по одному слову. Консультанты проверяют у слабых учащихся. Ошибки называются и объясняются.
Ветер могуч, большого корабля, лучшему другу, воздух горяч, материал линюч, мороз трескуч, хорошего товарища, еж колюч, ландыш пахуч, голос хорош, лицом пригож, воздух свеж, юноша широкоплеч, дуб могуч.
VI. Самостоятельная работа .Упражнение №274. Проверяется в классе. Несколько работ собраны для проверки на оценку.
- Какие орфограммы встретились в тексте? (Ь после шипящих в именах существительных, прилагательных, глаголах)
Ь после шипящих
Ь пишется:
1. существительные 3 склонения ( речь, печь)
2. глаголы в н.ф. ( жечь) и во 2 лице ед.ч. ( говоришь)
Ь не пишется:
1. существительные не 3 склонения (товарищ, луч)
2. краткие прилагательные (жгуч, могуч)
VII. Синтаксический разбор предложения.
сущ. сущ.
Составьте предложение по схеме:— – == и сделайте его синтаксический разбор.
Январь- месяц больших молчаливых снегов.
- Каким еще членом предложения может быть прилагательное? Составьте предложение с главным членом прилагательным.
Хороша зима!
VIII.Разбор по составу: молчаливых.
-Каким способом образовано слово прилагательное молчаливых?
- Какие еще суффиксы используются для образования прилагательных?
( -еньк-, -оньк-, ист-, -н-. –лив-, -чив-)
IX. Игра «Кто больше?» Кто больше подберет прилагательных с суффиксами –чив-, -лив-
Приветливый Отзывчивый
Хвастливый
Вдумчивый
Шутливый Разговорчивый
Догадливый Забывчивый
Пытливый Обидчивый
Боязливый Вспыльчивый
Завистливый
X.Проверка домашнего задания. Прочитайте фразеологизмы, в которых используются прилагательные. Объясните их значение.
XI . Какие фразеологизмы «нарисовал» художник? Что они обозначают?
XII. Индивидуальное домашнее задание. « Почему мы так говорим?»
Урок №2
Цели:
1) Развивать умение использовать в речи имена прилагательные;
2) Совершенствовать правописание имен прилагательных;
3) Повторить выразительные средства языка;
4) Развивать речь учащихся, умение использовать в письменной речи эпитеты, олицетворения;
5)Воспитывать любовь к природе, к литературе, внимательное отношение к поэтическому слову.
Ход урока.
I Проверка домашнего задания. Чтение 3-4 мини-сочинений.
- Чье сочинение больше понравилось? Почему?
- Какие выразительные средства использовали ребята, чтобы создать яркие картины природы?
- Что такое эпитет?
- Работа по развитию речи.
– Давайте посмотрим в окно. Назовите предметы, которые видите.
-Добавьте к этой зарисовке прилагательные. Прочитайте. Что изменилось?
- Какие эпитеты использовали?
III. Поговорим о роли прилагательных в художественной литературе.
- Послушайте стихотворение Ф.И.Тютчева « Чародейкою зимою».( читает подготовленный ученик
- Какие чувства вызывает у героя стихотворения зима?
- Почему мы видим, что герой восхищается зимою? Как поэт передает восхищение?
- Посмотрите, какие гласные преобладают в этом стихотворении?
Ассонанс- прием в литературе, когда повторяются в стихотворной речи одинаковые гласные звуки.
Гласные звуки «о» и «у» - самые протяжные, заунывные в русском языке. Поэт и герой стихотворения находятся под властью чар зимней природы, они словно застыли в изумлении.
- Какие выразительные средства использовал автор? Назовите.
IV.Работа над репродукцией картины И.И.Шишкина «Зима»
- Посмотрите, как изобразил зиму замечательный русский художник И.И.Шишкин. Вот где зима - настоящая волшебница, совершающая чудесные превращения.
- Хочется ли вам оказаться в лесу, изображенном на картине?
- Какое время суток изобразил художник?
- Зима - не только волшебница, но и настоящая хозяйка. Почему мы можем ее так назвать?
- Какие бы прилагательные вы подобрали, характеризуя изображенную художником зиму?
- Какие эпитеты и олицетворения можно использовать?
- Что больше всего привлекло ваше внимание?
- Какие цвета использует художник для описания зимнего пейзажа?
- Какого цвета снег?
- Что чувствуете вы и о чем думаете, глядя на эту картину?
- Есть ли в нашем лесу подобные уголки природы?
- Творческая работа.
Напишите сочинение- миниатюру на выбор: опишите картину И.И.Шишкина «Зима» или напишите о своих впечатлениях и наблюдениях за зимним пейзажем.
Не забывайте использовать эмоционально окрашенную лексику, эпитеты, олицетворения.
Создать хорошее сочинение вам поможет прекрасная музыка П.И.Чайковского.
- Домашняя работа.
Написать сочинение в тетрадь по развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
We Must Pack Our Backpacks (упражнения для тренировки лексики по теме "Мы идём в поход" для учащихся 7 класса-второй год обучения)
Упражнения(вставь пропущенные буквы, кроссворд) на тренировку лексики по теме "We Must Pack Our Backpacks" (УМК Кауфман 7 класс)...
Повторение изученного в 5 классе второй вариант
Исторический диктант для 5 класса 2 вариант...
презентация к открытому уроку по теме "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное" урок
урок обобщения и систематизации знания (по ФГОСу) 6 кл....
Повторение изученного в 7 классе (презентация к уроку русского языка)
Данная презентация может использоваться на уроках русского языка в 8 классе при повторении материала в начале учебного года. Задания помогут определить уровень усвоения школьниками изученного в ...
Презентация Геометрия 8 класс "Второй и третий признаки подобия треугольников"
Презентаця к уроку геометрии в 8 классе "Второй и третий признаки подобия треуголников" (теоретический материал, решния задач)...
Презентация к уроку по геометрии в 7 классе - "Второй и третий признаки равенства треугольников"
Презентация к уроку по геометрии в 7 классе - "Второй и третий признаки равенства треугольников"...