Урок русского языка в 7 классе по теме повторение по теме предлог
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Пилипчук Марина Алексеевна

Данный урок относится к типу изучениеповторение и обобщение узученного материала.Различные виды работ помогают хорошему обобщению узученного материала и закреплению  знаний . Данный урок проходил 27 января в день снятия блокады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novoe.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

1Орг. момент словарный диктант

  Объявление темы урока,

  целей урока

   значение данной темы в школьном куре русского языка статистика ЕГЭ – большое кол-во ошибок в написании предлогов

2 На доске:

В БЛОКАДНЫХ ДНЯХ

МЫ ТАК И НЕ УЗНАЛИ:

МЕЖ ЮНОСТЬЮ И ДЕТСТВОМ

ГДЕ ЧЕРТА?....

НАМ В СОРОК ТРЕТЬЕМ

ВЫДАЛИ МЕДАЛИ

И ТОЛЬКО В СОРОК ПЯТОМ –

ПАСПОРТА.

                                                         (Юрий Воронов)

прочитайте

какова тема?

(27-69 лет  значение блокады: историческое, стратегическое, психологическое. Важность для жителей С-Пб )

есть ли в данном отрывке предлоги?

назовите их (три раза употребляется предлог «В», «Меж»

В русском языке 200 предлогов

По частоте употребления предлог «В» занимает первое место. В речь ребенка вводится в 1,5 года одним из первых.

Определите к какому разряду относятся данные предлоги:

(1В-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ, 2,3 – ВРЕМЕННОЙ ВАЖЕН КОНТЕКСТ!!!

МЕЖ - УСТАРЕВШАЯ ФОРМА ПРЕДЛОГА МЕЖДУ СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА)

3 Блиц опрос

1.Слово предлог в переводе  с греческого означает – перед словом (да)

2.Предлог - это самостоятельная часть речи (нет)(служебная)

3. Предлог не называет ни действий, ни предметов, ни количества, ни признаков (да)

4. Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного (нет) (это делает союз)

5. Выражает зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях (да)

6. Предлог не является членом предложения (да)

7.Предлог может изменяться (нет) (неизменяемая часть речи)

8. Предлог вносит различные оттенки в предложение(нет)(это делают частицы)

9. Предлог употребляется только совместно со знаменательными частями речи (да)

 

Назовите номера высказываний,  которые Вы считаете неверными

Итог: Мы выяснили №1,9 –верные

С какой самостоятельной частью речи предлог не может сочетаться? (глагол)

Что такое синонимы? (Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению)

 

Задание № 1

Соедините синонимичные предлоги стрелками:

1  Исключая                                                             7 После

                       

 2 Возле                                                                    4 Через                                                                                                                            

                       

 3 Позади                                                                 1 Без                                    

                       

 4 Спустя                                                                  2 Около                                                                                                    

                       

5  Ради                                                                     3  За                                                                                              

                       

 6  Внутри                                                                5 Для                                                                                              

                       

7 Потом                                                                  8  Из-за                                                                          

                         

8 Несмотря на                                                         6  В                                                                                                

Найдите составные предлоги

Какие предлоги называются производными? (образованные от других частей речи)

От каких частей речи образуются производные предлоги?(сущ. нареч. глаг.)

Задание № 2

Распределите данные предлоги:

Вследствие, ввиду, включая, вдоль, несмотря на, около, за исключением, не считая, вблизи

Отыменные

Наречные

Отглагольные

Вследствие

вдоль

включая

ввиду

около

несмотря на

за исключением

вблизи

не считая

Вспомним стихотворение:

СПРОСИТЕ: «КАК ДОЛГО?»         ИЛИ «КОГДА?» -

КОНЕЧНАЯ «Е» НО РАЗДЕЛЬНО ВСЕГДА

ВСЕДСТВИЕ – ИЗ-ЗА? ЯСНО ВПОЛНЕ:

СЛИТНО НАПИШЕМ КОНЕЧНОЕ «Е»

Задание № 3

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и объясните различие в написании выделенных слов:

1.В течение    ближайших суток погода не изменилась.

2.В продолжение   всей лекции слушатели были весьма внимательны.

3.В заключении    врачей был указан метод дальнейшего лечения.

4.Вследствие   плохой погоды  экскурсия  не состоялась.

5.В следствии    использованы показания свидетелей.

 

Чтение текста

Знаете ли вы, что…

Предлог ради происходит от древнего глагола радъти - “заботиться”.

В старину существовало общеславянское существительное крома – “граница, край”(сравните современное кромка). От местного падежа этого существительного и произошёл предлог кроме с первичным значением “с краю, не входя в общее число”.

Слово пръкъ в старославянском языке обозначало “спор, запрет” (сравните современные слова упрёк, прекословить). От слияния предлога во с этим существительным в винительном падеже и произошёл современный предлог вопреки чему – либо.

О каких предлогах идет речь?(ради, кроме, вопреки)

Задание № 4

 Составьте и запишите небольшой текст, употребив данные предлоги:

1 вариант: текст художественного стиля с предлогом «ради»

2 вариант: текст публицистического стиля с предлогом «вопреки»

3 вариант: текст научного стиля с предлогом «кроме»

 

Очень важно правильно употреблять предлоги в речи. Вспомнить с каким падежом употребляется предлог «по» в значении времени (П. п.)

Задание № 5

«Найдите ошибки» и исправьте их:

1. по приезду в деревню (по приезде)

2. уверенность в друзей (в друзьях)

3. выйти замуж за князем (князя)

4. уделить внимание на недостатки (недостаткам)

5. по прибытию на вокзал (прибытии)

Рефлексия: какое задание показалось наиболее трудным ?

Домашнее задание: Теория п.146-147 повторить.

                                    Практика упр. 323

                                    Решить кроссворд

  1. Синоним предлогов возле, вблизи, в присутствии (чего, кого).
  2. Антоним предлога вдоль.
  3. Синоним предлогов наперекор (чему), против (чего).
  4. Антоним предлога впереди (кого, чего).
  5. Антоним предлога до (со значением времени).
  6. Синоним предлога через (что).
  7. Синоним предлога кругом.

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Говори!" в 6 классе.(Повторение по теме "Деепричастие")

Уроки под девизом "Говори!" предоставляют возможность говорить о том, что волнует детей, интересует (параллельно с необходимыми рассказами на грамматические темы). Это прекрасная школа ораторского иск...

Конспект урока русского языка в 7 классе. Тема: Повторение по теме «Союз как часть речи»

Урок с использованием современных образовательных технологий...

Урок русского языка в 5 классе Тема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

Урок русского языка  в 5 классеТема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Контрольная работа по теме "Предлог"

Данная контрльня работа составлена в форме теста с использованием текстового материала, позволяет проверить уровень освоения как теоретических, так и практических знаний о предлоге...

Открытый урок русского языка в 6 классе Тема: Повторение знаний об имени существительном, полученных в 5 классе.

Открытый урок русского языка в 6 классе  Учитель: Чакалова Оксана ИвановнаТема: Повторение знаний об имени существительном,  полученных в 5 классе....

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...