Урок русского языка "Говори!" в 6 классе.(Повторение по теме "Деепричастие")
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Уроки под девизом "Говори!" предоставляют возможность говорить о том, что волнует детей, интересует (параллельно с необходимыми рассказами на грамматические темы). Это прекрасная школа ораторского искусства, логики, дисциплины речи. они формируют литературный вкус учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_govori.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Говори!» в 6 классе
(Повторение по теме «Деепричастие»)
Цели: - повторение изученного по теме «Деепричастие»;
развитие речевых навыков и умений: дисциплины речи, умения обосновывать свое мнение, рассуждать;
формирование литературного вкуса учащихся, логики и дисциплины речи;
привитие чувства прекрасного.
ХОД УРОКА:
I. Вступительное слово учителя.
Л.Н.Толстой - великий русский писатель. Он прожил долгую жизнь (1828-1910) - 82 ГОДА. У него была большая семья: 8 детей и 26 внуков. Некоторые из них написали воспоминания о нем. Его внук Сергей Сергеевич оставил воспоминания об «уроках жизни, которые давал ему дед. Лев Николаевич делал это так незаметно, что внук оценил их, только став взрослым».
II. Работа с отрывком.
1.Чтение учителем отрывка из воспоминаний С.С. Толстого. Первый урок Л.Н.Толстого.
Мальчику сказали, что приехал его дедушка, отец папы.
«Где же он?»- спрашиваю я. В ответ слышу: он внизу на кухне. Спускаюсь вниз и вижу: Лев Николаевич сидит на кухне и беседует с кухаркой. Я тогда же почувствовал, как это удивительно. Вместо того, чтобы сразу идти наверх и беседовать с профессором Рачинским (дедом Сергея Сергеевича по матери), Лев Николаевич остановился минут на двадцать поговорить с простой женщиной, мимо которой обычно проходили, не удостаивая ее вниманием.
Лев Николаевич хотел показать, что он видит такого же человека, как и во всех других людях.
2.Отвечаем на вопрос: Какой жизненный урок я вынес из этой встречи с моим дедом?
(Подвести детей к выводу: Урок в том, что мы должны уважать друг друга).
З.Зачитывается конец размышлений Сергея Сергеевича.
Лев Николаевич, как мне думается, нарочно пошел на кухню разговаривать с кухаркой: он хотел показать мне, а может быть, и моему деду, что ко всем людям надо относиться.. .что всякий труд одинаково достоин уважения.
4.Итог: рассуждения детей совпадают с размышлениями Сергея Сергеевича.
III. Повторение материала.
1.От прилагательного СИНИЙ образуйте возможные существительные, прилагательные, глаголы, причастия, деепричастия (синь, синька, синева, синеть, синеющий, синевший, синея, посинев).
• Выделите морфемы во всех образованных словах.
• Сделать фонетический разбор слова СИНЕЯ.
• Сделать морфологический разбор СИНЕЯ.
• От какой части речи образуются причастия, деепричастия?
• Как вы понимаете фразеологизм СИНЯЯ ПТИЦА? (Символ счастья)
• Что изменится, если это словосочетание поставить в форму множественного числа (не будет фразеологизмом).
• Что, по-вашему, СЧАСТЬЕ?
2.Чтение предложений, записанных на доске.
Величайшее счастье, доступное человеку, состоит в том, чтобы влюбиться в такую идею, которой можно посвятить безраздельно все свои силы и всю свою жизнь.(Д.Писарев)
Человек существующий без идеалов может превратиться в мещанина и в преступника и в кого угодно. (Э.Межелайтис)
- Какая общая мысль объединяет эти два предложения?
- Одинаковы ли значения слов ИДЕАЛОВ и ИДЕЯ?
ИДЕЯ - это основная мысль, замысел, определяющий содержание чего-либо; план, намерение.
ИДЕАЛ - высшая цель деятельности общества, человека, предел стремлений.
- Выделите в данных словах корни (-идеал; -иде-)
- Как вы понимаете слово МЕЩАНИН?
МЕЩАНИН - 1. Лицо городского сословия, ремесленник или торговец в царской России. 2.Человек с мелкими интересами и узким кругозором (перен.)
-Спишите второе предложение, ставя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор.
IV. Работа с поэтическим текстом. (Тексты стихотворения
И.Бунина «Родник» лежат на столах у детей).
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный.
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикою узорной.
И.Бунин
- Дайте название тексту.
- Определите основную мысль текста.
- Найдите в тексте приемы олицетворения.
- Найдите и назовите деепричастия.
- От каких глаголов образованы?
- Какая еще часть речи не изменяется?
V. Грамматически правильно постройте предложения:
1. Прочитав книгу «Дубровский», мной овладела жалость к Владимиру и Маше.
2. Затормозив у станции, я вышел из вагона.
3.Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.
VI. Тестирование.
1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Обдумав план
выступления,
а) у меня возник вопрос; б) требуется внимание; в) мною было распределено время; г) необходимо записать тезисы.
2. Выберите грамматически правильное построение предложения
Совершая велосипедную прогулку,
а) у меня спустила шина; б) развивается координация; в) необходимо знать правила поведения на дороге; г) между друзьями возникли разногласия.
3. Выберите грамматически правильное построение предложения. Выбирая галстук, а) это занимает много времени; 6) учитывайте цвет костюма; в) мне помогает чувство стиля; г) большую роль играет цвет.
4. Выберите грамматически правильное построение предложения.
Храня память о прошлом,
а) учёным понадобилось много времени на изучение старинных летописей; б) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории; в) изучение истории имеет большое значение; г) это помогает лучше понять настоящее.
5. Выберите грамматически правильное построение предложения.
Изучив схему прибора,
а) у нас появились вопросы; б) это поможет правильно его эксплуатировать;
в) он дольше не выйдет из строя; г) приступайте к практическим занятиям.
VII. Работа с фразеологизмами
-Как пишутся слова с НЕ?
- Как называются эти сочетания слов?
- Выделяются ли они знаками препинания?
-Объясните значения фразеологизмов:
Не разгибая спины;
Не показывая носа;
Не чуя ног,
Не покладая рук;
Не помня себя;
Не найдя места
УШ. Заучивание стихотворения наизусть.
На дворе зима— значит, сегодня читаем стихотворение о зиме.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!...
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Чье это стихотворение? Как оно называется? («Зимнее утро» А.С.Пушкина).
IX. Подведение итогов урока, оценки за урок.
- О чем мы сегодня говорили?
X. Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии
урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...
Урок русского языка_5 класс_Повторение
Повторение орфограмм (основное внимание - безударные гласные проверяемые и непроверяемые), повторение темы "Словосочетание"....
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Повторение: разделы науки о языке".
Предложен разработанный учителем ход самоподготовки семиклассников , рекомендован дидактический материал, даны ссылки на ресурсы интернета....
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Повторение: морфология
Предложен порядок самостоятельной работы по теме "Повторение: морфология" в условиях дистанционного обучения....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного по теме "Глагол".
Предложен учебный материал для систематизации и повторения полученных знаний....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.
Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного: фонетика и орфография.
Предложен материал для самостоятельного повторения фонетики и орфографии...