Урок русского языка "Говори!" в 6 классе.(Повторение по теме "Деепричастие")
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Уроки под девизом "Говори!" предоставляют возможность говорить о том, что волнует детей, интересует (параллельно с необходимыми рассказами на грамматические темы). Это прекрасная школа ораторского искусства, логики, дисциплины речи. они формируют литературный вкус учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_govori.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка «Говори!» в 6 классе

(Повторение по теме «Деепричастие»)

Цели: - повторение изученного по теме «Деепричастие»;

               развитие речевых навыков и умений: дисциплины речи, умения обосновывать свое мнение, рассуждать;

            формирование литературного вкуса учащихся, логики и дисциплины речи;

              привитие чувства прекрасного.

ХОД УРОКА:

I. Вступительное слово учителя.

Л.Н.Толстой - великий русский писатель. Он прожил долгую жизнь (1828-1910) - 82 ГОДА. У него была большая семья: 8 детей и 26 внуков. Некоторые из них написали воспоминания о нем. Его внук Сергей Сергеевич оставил воспоминания об «уроках жизни, которые давал ему дед. Лев Николаевич делал это так незаметно, что внук оценил их, только став взрослым».

II. Работа с отрывком.

1.Чтение учителем отрывка из воспоминаний С.С. Толстого. Первый урок Л.Н.Толстого.

Мальчику сказали, что приехал его дедушка, отец папы.

«Где же он?»- спрашиваю я. В ответ слышу: он внизу на кухне. Спускаюсь вниз и вижу: Лев Николаевич сидит на кухне и беседует с кухаркой. Я тогда же почувствовал, как это удивительно. Вместо того, чтобы сразу идти наверх и беседовать с профессором Рачинским (дедом Сергея Сергеевича по матери), Лев Николаевич остановился минут на двадцать поговорить с простой женщиной, мимо которой обычно проходили, не удостаивая ее вниманием.

Лев Николаевич хотел показать, что он видит такого же человека, как и во всех других людях.

2.Отвечаем на вопрос: Какой жизненный урок я вынес из этой встречи с моим дедом?

(Подвести детей к выводу: Урок в том, что мы должны уважать друг друга).

З.Зачитывается конец размышлений Сергея Сергеевича.

Лев Николаевич, как мне думается, нарочно пошел на кухню разговаривать с кухаркой: он хотел показать мне, а может быть, и моему деду, что ко всем людям надо относиться.. .что всякий труд одинаково достоин уважения.

4.Итог: рассуждения детей совпадают с размышлениями Сергея Сергеевича.

III. Повторение материала.

1.От прилагательного СИНИЙ образуйте возможные существительные, прилагательные, глаголы, причастия, деепричастия (синь, синька, синева, синеть, синеющий, синевший, синея, посинев).

•   Выделите морфемы во всех образованных словах.

•   Сделать фонетический разбор слова СИНЕЯ.

•   Сделать морфологический разбор СИНЕЯ.

•   От какой части речи образуются причастия, деепричастия?

•   Как вы понимаете фразеологизм СИНЯЯ ПТИЦА? (Символ счастья)

•   Что изменится, если это словосочетание поставить в форму множественного числа (не будет фразеологизмом).

•   Что, по-вашему, СЧАСТЬЕ?

2.Чтение предложений, записанных на доске.

Величайшее счастье, доступное человеку, состоит в том, чтобы влюбиться в такую идею, которой можно посвятить безраздельно все свои силы и всю свою жизнь.(Д.Писарев)

Человек существующий без идеалов может превратиться в мещанина и в преступника и в кого угодно. (Э.Межелайтис)

- Какая общая мысль объединяет эти два предложения?

- Одинаковы ли значения слов ИДЕАЛОВ и ИДЕЯ?

ИДЕЯ - это основная мысль, замысел, определяющий содержание чего-либо; план, намерение.

ИДЕАЛ - высшая цель деятельности общества, человека, предел стремлений.

- Выделите в данных словах корни (-идеал; -иде-)

- Как вы понимаете слово МЕЩАНИН?

МЕЩАНИН - 1. Лицо городского сословия, ремесленник или торговец в царской России.  2.Человек с мелкими интересами и узким кругозором (перен.)

-Спишите второе предложение, ставя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор.

IV. Работа с поэтическим текстом.        (Тексты стихотворения

И.Бунина «Родник» лежат на столах у детей).

В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный.

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

 А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикою узорной.

                                                                                       И.Бунин

- Дайте название тексту.

- Определите основную мысль текста.

- Найдите в тексте приемы олицетворения.

- Найдите и назовите деепричастия.        

- От каких глаголов образованы?

- Какая еще часть речи не изменяется?

V. Грамматически правильно постройте предложения:

1. Прочитав книгу «Дубровский», мной овладела жалость к Владимиру и Маше.

2. Затормозив у станции, я вышел из вагона.

3.Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.

VI. Тестирование.

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Обдумав план

выступления,

а) у меня возник вопрос; б) требуется внимание; в) мною было распределено время; г) необходимо записать тезисы.

2. Выберите грамматически правильное построение предложения

Совершая велосипедную прогулку,

а) у меня спустила шина; б) развивается координация; в) необходимо знать правила поведения на дороге; г) между друзьями возникли разногласия.

 3. Выберите грамматически правильное построение предложения.   Выбирая галстук, а) это занимает много времени; 6) учитывайте цвет костюма; в) мне помогает чувство стиля; г) большую роль играет цвет.

4. Выберите грамматически правильное построение предложения.

Храня память о прошлом,

а) учёным понадобилось много времени на изучение старинных летописей; б) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории; в) изучение истории имеет большое значение; г) это помогает лучше понять настоящее.

5. Выберите грамматически правильное построение предложения.

Изучив схему прибора,

а) у нас появились вопросы;  б) это поможет правильно его эксплуатировать;

в) он дольше не выйдет из строя;  г) приступайте к  практическим  занятиям.

VII. Работа с фразеологизмами

-Как пишутся слова с НЕ?

- Как называются эти сочетания слов?

- Выделяются ли они знаками препинания?

-Объясните значения фразеологизмов:

Не разгибая спины;

Не показывая носа;

Не чуя ног,

Не покладая рук;

Не помня себя;

Не найдя места        

УШ.  Заучивание стихотворения наизусть.

   На дворе зима— значит, сегодня читаем стихотворение о зиме.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!...

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

- Чье это стихотворение? Как оно называется? («Зимнее утро» А.С.Пушкина).

IX.  Подведение итогов урока, оценки за урок.

- О чем мы сегодня говорили?

 

 X. Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии

урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...

Урок русского языка_5 класс_Повторение

Повторение орфограмм (основное внимание - безударные гласные проверяемые и непроверяемые), повторение темы "Словосочетание"....

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Повторение: разделы науки о языке".

Предложен разработанный учителем ход самоподготовки семиклассников , рекомендован  дидактический материал, даны ссылки на ресурсы интернета....

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Повторение: морфология

Предложен порядок самостоятельной работы по теме "Повторение: морфология" в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного по теме "Глагол".

Предложен учебный материал для систематизации и повторения полученных знаний....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного: фонетика и орфография.

Предложен материал для самостоятельного  повторения фонетики и орфографии...