мастер-класс в 11 классе "Афоризм как одно из средств подготовки к ЕГЭ"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Бородина Галина Николаевна

Очень эффективное средство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.pptx109.37 КБ
Файл master-klass.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Афоризмы как одно из средств подготовки к ЕГЭ» Мастер-класс учителя МБОУ СОШ № 19 Бородиной Галины Николаевны

Слайд 2

Джордж Бёрнс: «Если человек способен всегда улыбаться жизни, жизнь будет улыбаться ему в ответ». Задания: Вид предложения; 2. Часть речи слова СПОСОБЕН; 3. Выписать словосочетание с видом подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ; 4. Найти местоимение. 5. Найти слово, образованное бессуффиксным способом.

Слайд 3

Фридрих Ницше: «Прошлое – это поезд, но он уже ушёл, будущее – это мечта, но ещё неизвестно, сбудется ли она, а настоящее – это подарок жизни, поэтому живи настоящим, с надеждой на будущее и с опытом прошлого». Задания: 1.Количество грамматических основ; 2.Назвать односоставную безличную часть; 3.Назвать слова, перешедшие из одной части речи в другую. 4. Способ подчинительной связи в словосочетании ЖИВИ НАСТОЯЩИМ; 5. Выписать предлоги.

Слайд 4

Ж.Б.Руссо: «Вообще, люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало». Задания: Вид предложения; 2. Вид придаточного предложения; 3. Обособленное определение; 4. Назвать местоимение. 5. Указать действительное причастие.

Слайд 5

И.А.Гончаров: «Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь – не тепличный сад, в котором растут только цветы».

Слайд 6

А. Кристи : «Быть леди – не значит носить красивые платья, быть леди – значит спокойно и с достоинством принимать удары судьбы, по мере сил помогать тем, кого любишь, и не жаловаться, даже если кажется, что сил уже нет».



Предварительный просмотр:

     Афоризмы как одно из средств подготовки к ЕГЭ

(Из опыта работы учителя МБОУ СОШ № 19 ст.Казанская Бородиной Галины Николаевны)

     Слово не воробей,  вылетит  - не поймаешь. Тем  более если это мудрое изречение, сделанное на основе жизненных наблюдений, бьющее не в бровь, а в глаз.

     Как часто слова, сказанные кем-то из известных людей, заставляют нас остановиться на минуту, задуматься: «Надо же, как точно  подмечено! Ведь и я точно так же думал, да только не мог выразить свою мысль словами». Под сколькими фразами мы могли бы поставить свою подпись!  Многие из вас записывали смешные и серьёзные, известные и не очень мысли  великих, знаменитых, да и просто хороших людей. О чём только не говорили люди в течение многих веков: о деньгах, о любви, о достоинствах и недостатках в характере человека,  об отдыхе и работе, о дружбе, о судьбе.

     В выпускном классе ученики уже могут высказать своё мнение о прочитанном афоризме, подтвердить или опровергнуть мудрую  мысль. Это качество им пригодится при выполнении  задания  С (сочинения-рассуждения)  на едином государственном экзамене. Поэтому  на своих уроках  в 11 классе я планирую уделять 10-15 минут работе с афоризмами. Структура этой работы такова:

  1. Чтение и обдумывание смысла.
  2. Обсуждение. Подтверждение мысли примерами из классической литературы.
  3. Составление 5 заданий по тексту афоризма (готовит заранее учитель или учащиеся).
  4. Выполнение (самостоятельно).
  5. Проверка (несколькими  учащимися). Оценивание.

Приведу пример работы с несколькими афоризмами.

Джордж Бёрнс: «Если человек  способен всегда улыбаться жизни, жизнь будет улыбаться  ему  в ответ».

Задания: 1. Вид предложения; 2. Часть речи слова СПОСОБЕН; 3. Выписать словосочетание с видом подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ; 4. Найти местоимение. 5. Найти слово, образованное бессуффиксным способом. Ответы: 1. Сложноподчинённое; 2. Краткое прилагательное; 3. Всегда улыбаться; 4. Ему; 5. Ответ.

В подтверждение – Л.Толстой «Война и мир» (образ Наташи Ростовой).

Фридрих Ницше: «Прошлое – это поезд, но он уже ушёл, будущее – это мечта, но ещё неизвестно, сбудется ли она, а настоящее – это подарок жизни, поэтому живи  настоящим, с надеждой на будущее и с опытом прошлого». Задания: 1.Количество грамматических основ; 2.Назвать  односоставную безличную часть; 3.Назвать слова, перешедшие из одной части речи в другую. 4. Способ подчинительной связи в словосочетании ЖИВИ НАСТОЯЩИМ; 5. Выписать предлоги. Ответы: 1.семь; 2. Но ещё неизвестно; 3. Прошлое, будущее, настоящее. 4. Управление; 5. С, на, с.

В подтверждение – Ф.Достоевский «Преступление и наказание» ( образ Раскольникова).

И.А.Гончаров: «Без жертв, без усилий  и лишений нельзя жить на свете: жизнь – не тепличный сад, в котором растут только цветы». Задания: 1.Причина постановки двоеточия; 2. Вид придаточного предложения; 3. Вид односоставного предложения; 4.  Назвать частицу(ы). 5. Назвать словосочетание с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ. Ответы: 1. Пояснение; 2. Определительное; 3. Безличное; 4. Только; 5. Тепличный сад.

В подтверждение – И.Гончаров «Обломов» (образы Штольца и Обломова).

А. Кристи: «Быть леди – не значит носить красивые платья, быть леди – значит спокойно и  с достоинством     принимать удары судьбы, по мере сил помогать тем, кого любишь,  и не жаловаться, даже если кажется, что сил уже нет». Задания: 1. Количество грамматических основ; 2. Найти среди частей  определённо-личную; 3. Найти придаточное условия; 4. Найти слово, образованное суффиксальным способом. 5. Назвать частицы. Ответы: 1. Пять; 2. Кого любишь; 3. Даже если кажется; 4. Спокойно; 5. Не, не, даже.

В подтверждение – А.Пушкин «Евгений Онегин» (образ Татьяны).

Авраам Линкольн: «Мы не поможем людям, делая за них то, что они могли бы сделать сами».

Лопе де Вега: «Любая книга – умный друг:

                            Чуть утомит, она смолкает;

                             Она безмолвно поучает,

                             С ней назидателен досуг».

Д.Дефо: «Такова уж человеческая натура: мы никогда не видим своего положения в истинном свете, пока не изведаем на опыте положения ещё худшего, и никогда не ценим тех благ, какими обладаем, покуда не лишимся их».

Ж.Б.Руссо: «Вообще, люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало».Задания: 1. Вид предложения; 2. Вид придаточного предложения; 3. Обособленное определение; 4. Назвать местоимение. 5. Указать действительное причастие.

Конфуций: «Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту».

Гораций: «Если не бегаешь здоровым, придётся побегать, когда заболеешь».

Ф.Дзержинский: «Счастье – это не жизнь без печалей, счастье – это состояние души».

Мартин Лютер: «Если мне скажут, что завтра наступит конец света, то ещё сегодня я посадил бы дерево».

Из правил этикета:

      «Споря по той или иной проблеме, не забывайте о том, что оппоненты должны уважать мнение противоположной стороны, не относиться друг к другу с иронией и недоверием, а также помнить народную мудрость: «Ты спорь, но не вздорь».

     «Считается, что скромный человек никогда не будет выставлять напоказ свои достоинства, потому что не думает, что они стоят особого внимания». Задания: 1. Вид предложения. 2. Назвать придаточную часть причины. 3. Назвать вид связи придаточных частей с главной частью. 4. Назвать словосочетания с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ. 5. Назвать местоимения. Ответы: 1.Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными; 2. Потому что не думает; 3. последовательное; 4. Скромный человек, свои достоинства, особого внимания; 5. Свои, они.

В подтверждение – М.Булгаков «Мастер и Маргарита».

     «Делая комплименты,  помните о том,  что те из них, что произносятся редко,  придают любой беседе оригинальность,  а  специально заготовленные,  в которых слышится  некое заискивание,  становятся  вульгарными и смешными;  старайтесь избегать в комплиментах слова «сегодня»: подобные слова вызывают желание спросить: «Только сегодня?»

     «Каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы совершенствовать свою речь, чтобы учиться слушать и чувствовать собеседника, чтобы подбирать слова, подходящие для той или иной ситуации».

     В заключение хочется добавить: мудрость не терпит спешки и суеты. Ничто так не надоедает, как большое количество умных мыслей. Поэтому необходимо чередовать типы заданий и темы афоризмов. Поэтому идите к цели,  не торопясь, шаг за шагом. Не бойтесь вместе с учениками остановиться, передохнуть, оглянуться на пройденный путь и полюбоваться успехами. Ведь сдача ЕГЭ – это не конечный результат. Жизнь продолжается и после ЕГЭ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Использование инновационных технологий как средство формирования ключевых компетенций у учащихся"

Задачи моей педагогической деятельности на современном этапе - обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по истории и обществознанию через развитие позна...

Изобразительная деятельность дошкольников как одно из средств подготовки руки ребенка к письму

Значительное число шести и семилетних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыков письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций,...

Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»

Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»...

Выступление мастер-класса по теме: Метод озвучивания мультфильмов как средство интерактивного обучения татарскому языку

Идея о  коммуникативной направленности обучения иностранным языкам не новая, однако, при воплощении ее в жизнь педагогам приходится сталкиваться с проблемой вариативности заданий. Действительно, ...

Презентация выступления мастер-класса по теме: Метод озвучивания мультфильмов как средство интерактивного обучения татарскому языку.

Идея о  коммуникативной направленности обучения иностранным языкам не новая, однако, при воплощении ее в жизнь педагогам приходится сталкиваться с проблемой вариативности заданий. Действительно, ...

Мастер — класс. Формирование УУД на уроках русского языка средствами современных образовательных технологий

Современный урок в свете требований ФГОС-одна из главных задач учителя     В педагогике 21 века в центре-личность ребенка, развитие которой и является целью образования....

Мастер класс «Работа с текстом как одна из форм технологии развития критического мышления в рамках ФГОС ООО"

Современный урок- это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором больше работают дети, а педагог только направляет их работу, урок, на котором нет обязаловки, нет стереотипо...