мастер-класс в 11 классе "Афоризм как одно из средств подготовки к ЕГЭ"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Очень эффективное средство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.pptx | 109.37 КБ |
master-klass.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Джордж Бёрнс: «Если человек способен всегда улыбаться жизни, жизнь будет улыбаться ему в ответ». Задания: Вид предложения; 2. Часть речи слова СПОСОБЕН; 3. Выписать словосочетание с видом подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ; 4. Найти местоимение. 5. Найти слово, образованное бессуффиксным способом.
Фридрих Ницше: «Прошлое – это поезд, но он уже ушёл, будущее – это мечта, но ещё неизвестно, сбудется ли она, а настоящее – это подарок жизни, поэтому живи настоящим, с надеждой на будущее и с опытом прошлого». Задания: 1.Количество грамматических основ; 2.Назвать односоставную безличную часть; 3.Назвать слова, перешедшие из одной части речи в другую. 4. Способ подчинительной связи в словосочетании ЖИВИ НАСТОЯЩИМ; 5. Выписать предлоги.
Ж.Б.Руссо: «Вообще, люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало». Задания: Вид предложения; 2. Вид придаточного предложения; 3. Обособленное определение; 4. Назвать местоимение. 5. Указать действительное причастие.
И.А.Гончаров: «Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь – не тепличный сад, в котором растут только цветы».
А. Кристи : «Быть леди – не значит носить красивые платья, быть леди – значит спокойно и с достоинством принимать удары судьбы, по мере сил помогать тем, кого любишь, и не жаловаться, даже если кажется, что сил уже нет».
Предварительный просмотр:
Афоризмы как одно из средств подготовки к ЕГЭ
(Из опыта работы учителя МБОУ СОШ № 19 ст.Казанская Бородиной Галины Николаевны)
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Тем более если это мудрое изречение, сделанное на основе жизненных наблюдений, бьющее не в бровь, а в глаз.
Как часто слова, сказанные кем-то из известных людей, заставляют нас остановиться на минуту, задуматься: «Надо же, как точно подмечено! Ведь и я точно так же думал, да только не мог выразить свою мысль словами». Под сколькими фразами мы могли бы поставить свою подпись! Многие из вас записывали смешные и серьёзные, известные и не очень мысли великих, знаменитых, да и просто хороших людей. О чём только не говорили люди в течение многих веков: о деньгах, о любви, о достоинствах и недостатках в характере человека, об отдыхе и работе, о дружбе, о судьбе.
В выпускном классе ученики уже могут высказать своё мнение о прочитанном афоризме, подтвердить или опровергнуть мудрую мысль. Это качество им пригодится при выполнении задания С (сочинения-рассуждения) на едином государственном экзамене. Поэтому на своих уроках в 11 классе я планирую уделять 10-15 минут работе с афоризмами. Структура этой работы такова:
- Чтение и обдумывание смысла.
- Обсуждение. Подтверждение мысли примерами из классической литературы.
- Составление 5 заданий по тексту афоризма (готовит заранее учитель или учащиеся).
- Выполнение (самостоятельно).
- Проверка (несколькими учащимися). Оценивание.
Приведу пример работы с несколькими афоризмами.
Джордж Бёрнс: «Если человек способен всегда улыбаться жизни, жизнь будет улыбаться ему в ответ».
Задания: 1. Вид предложения; 2. Часть речи слова СПОСОБЕН; 3. Выписать словосочетание с видом подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ; 4. Найти местоимение. 5. Найти слово, образованное бессуффиксным способом. Ответы: 1. Сложноподчинённое; 2. Краткое прилагательное; 3. Всегда улыбаться; 4. Ему; 5. Ответ.
В подтверждение – Л.Толстой «Война и мир» (образ Наташи Ростовой).
Фридрих Ницше: «Прошлое – это поезд, но он уже ушёл, будущее – это мечта, но ещё неизвестно, сбудется ли она, а настоящее – это подарок жизни, поэтому живи настоящим, с надеждой на будущее и с опытом прошлого». Задания: 1.Количество грамматических основ; 2.Назвать односоставную безличную часть; 3.Назвать слова, перешедшие из одной части речи в другую. 4. Способ подчинительной связи в словосочетании ЖИВИ НАСТОЯЩИМ; 5. Выписать предлоги. Ответы: 1.семь; 2. Но ещё неизвестно; 3. Прошлое, будущее, настоящее. 4. Управление; 5. С, на, с.
В подтверждение – Ф.Достоевский «Преступление и наказание» ( образ Раскольникова).
И.А.Гончаров: «Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь – не тепличный сад, в котором растут только цветы». Задания: 1.Причина постановки двоеточия; 2. Вид придаточного предложения; 3. Вид односоставного предложения; 4. Назвать частицу(ы). 5. Назвать словосочетание с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ. Ответы: 1. Пояснение; 2. Определительное; 3. Безличное; 4. Только; 5. Тепличный сад.
В подтверждение – И.Гончаров «Обломов» (образы Штольца и Обломова).
А. Кристи: «Быть леди – не значит носить красивые платья, быть леди – значит спокойно и с достоинством принимать удары судьбы, по мере сил помогать тем, кого любишь, и не жаловаться, даже если кажется, что сил уже нет». Задания: 1. Количество грамматических основ; 2. Найти среди частей определённо-личную; 3. Найти придаточное условия; 4. Найти слово, образованное суффиксальным способом. 5. Назвать частицы. Ответы: 1. Пять; 2. Кого любишь; 3. Даже если кажется; 4. Спокойно; 5. Не, не, даже.
В подтверждение – А.Пушкин «Евгений Онегин» (образ Татьяны).
Авраам Линкольн: «Мы не поможем людям, делая за них то, что они могли бы сделать сами».
Лопе де Вега: «Любая книга – умный друг:
Чуть утомит, она смолкает;
Она безмолвно поучает,
С ней назидателен досуг».
Д.Дефо: «Такова уж человеческая натура: мы никогда не видим своего положения в истинном свете, пока не изведаем на опыте положения ещё худшего, и никогда не ценим тех благ, какими обладаем, покуда не лишимся их».
Ж.Б.Руссо: «Вообще, люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало».Задания: 1. Вид предложения; 2. Вид придаточного предложения; 3. Обособленное определение; 4. Назвать местоимение. 5. Указать действительное причастие.
Конфуций: «Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту».
Гораций: «Если не бегаешь здоровым, придётся побегать, когда заболеешь».
Ф.Дзержинский: «Счастье – это не жизнь без печалей, счастье – это состояние души».
Мартин Лютер: «Если мне скажут, что завтра наступит конец света, то ещё сегодня я посадил бы дерево».
Из правил этикета:
«Споря по той или иной проблеме, не забывайте о том, что оппоненты должны уважать мнение противоположной стороны, не относиться друг к другу с иронией и недоверием, а также помнить народную мудрость: «Ты спорь, но не вздорь».
«Считается, что скромный человек никогда не будет выставлять напоказ свои достоинства, потому что не думает, что они стоят особого внимания». Задания: 1. Вид предложения. 2. Назвать придаточную часть причины. 3. Назвать вид связи придаточных частей с главной частью. 4. Назвать словосочетания с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ. 5. Назвать местоимения. Ответы: 1.Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными; 2. Потому что не думает; 3. последовательное; 4. Скромный человек, свои достоинства, особого внимания; 5. Свои, они.
В подтверждение – М.Булгаков «Мастер и Маргарита».
«Делая комплименты, помните о том, что те из них, что произносятся редко, придают любой беседе оригинальность, а специально заготовленные, в которых слышится некое заискивание, становятся вульгарными и смешными; старайтесь избегать в комплиментах слова «сегодня»: подобные слова вызывают желание спросить: «Только сегодня?»
«Каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы совершенствовать свою речь, чтобы учиться слушать и чувствовать собеседника, чтобы подбирать слова, подходящие для той или иной ситуации».
В заключение хочется добавить: мудрость не терпит спешки и суеты. Ничто так не надоедает, как большое количество умных мыслей. Поэтому необходимо чередовать типы заданий и темы афоризмов. Поэтому идите к цели, не торопясь, шаг за шагом. Не бойтесь вместе с учениками остановиться, передохнуть, оглянуться на пройденный путь и полюбоваться успехами. Ведь сдача ЕГЭ – это не конечный результат. Жизнь продолжается и после ЕГЭ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: "Использование инновационных технологий как средство формирования ключевых компетенций у учащихся"
Задачи моей педагогической деятельности на современном этапе - обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по истории и обществознанию через развитие позна...
Изобразительная деятельность дошкольников как одно из средств подготовки руки ребенка к письму
Значительное число шести и семилетних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыков письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций,...
Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»
Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»...
Выступление мастер-класса по теме: Метод озвучивания мультфильмов как средство интерактивного обучения татарскому языку
Идея о коммуникативной направленности обучения иностранным языкам не новая, однако, при воплощении ее в жизнь педагогам приходится сталкиваться с проблемой вариативности заданий. Действительно, ...
Презентация выступления мастер-класса по теме: Метод озвучивания мультфильмов как средство интерактивного обучения татарскому языку.
Идея о коммуникативной направленности обучения иностранным языкам не новая, однако, при воплощении ее в жизнь педагогам приходится сталкиваться с проблемой вариативности заданий. Действительно, ...
Мастер — класс. Формирование УУД на уроках русского языка средствами современных образовательных технологий
Современный урок в свете требований ФГОС-одна из главных задач учителя В педагогике 21 века в центре-личность ребенка, развитие которой и является целью образования....
Мастер класс «Работа с текстом как одна из форм технологии развития критического мышления в рамках ФГОС ООО"
Современный урок- это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором больше работают дети, а педагог только направляет их работу, урок, на котором нет обязаловки, нет стереотипо...