Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»
учебно-методический материал по теме

Мастер класс

«Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_11_dekabrya.docx22.91 КБ
Файл master_klass.pptx1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

«Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»

Учитель начальных классов: Синяева Елена Александровна

 

Содержание

 1. Мастер – класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»

 1.1. Ведущий мастер – класса

 1.2. Время проведения

 1.3. Цели и задачи

 1.4. Практическая значимость

 1.5. Прогнозируемый результат мастер – класса

 2. Этапы проведения мастер – класса

 2.1. Организационный момент, сообщение темы мастер – класса

 2.2. Актуальность проблемы развития памяти детей младшего школьного возраста.

 2.3. Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми – электронная презентация

 2.4. Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

  3. Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.

 Ведущий мастер-класса: Синяева Елена Александровна

 Время проведения: декабрь, в рамках школьного конкурса педагогического мастерства «Учитель года».

 Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.

 Задачи:

 • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;

 • дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации уроков, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей;

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам в работе по развитию памяти и связной речи детей.

 В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика работы по мнемотаблицам.

 Прогнозируемый результат мастер-класса:

 - получение педагогами представления о методике работы по мнемотаблицам;

 - активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей, педагогов  методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.

 Организационный момент, сообщение темы мастер - класса

 - Добрый день, уважаемые коллеги!

 - Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе.

 Упражнение " Ожидания". Предлагается каждому участнику на стикере написать «ожидания» от мастер – класса, наклеить их на плакат с предварительно нарисованной рекой на берегу Надежды.

 Как все педагоги я знаю, как много в нашей работе различных проблем, но один вопрос мне не давал покоя: «Почему мы  проводим работу с детьми на занятиях и вне занятий, стараемся  дать детям много информации, а результаты оставляют желать лучшего? »

Одной из важнейших проблем является неспособность детей к запоминанию.

 Поэтому я определила основное направление своей работы с детьми: «Развитие памяти детей через использование мнемотехники».

 Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию памяти.

 Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники».

 Актуальность проблемы развития памяти детей младшего школьного  возраста.

 - Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю. Конфуций

 - Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Л. В Черемошкина.

 Младший школьный возраст  – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

 Память – это входные ворота интеллекта.

 • Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает.

 • Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо! » не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.

 • Подмена мысли памятью – большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.

 Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми.

 Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги) .

 К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

 Большой вклад в развитие памяти дошкольников средствами мнемотехники внесла Т. В. Большева. Основываясь на её методике «Учимся по сказке», я определила цели и задачи своей работы.

 Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста.

 Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.

 Существует много приёмов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются следующие:

 - группировка;

 - классификация;

 - ассоциации;

- поиск опорного пункта; схематизация;

 - достраивание материала; структурирование материала.

 Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.

 Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста.

 Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц - схем, в которые заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Маша и медведь».

 Этапы работы с мнемотаблицами

 1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

 2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: девочка, Машенька; ёлочка, лес; прямоугольник, кузовок и т. д.

 3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. Например: «Жила – была девочка и пошла она в лес за шишками, да и заблудилась, и пришла к домику, где жил медведь. Пригласил он Машу погостить у себя в домике. Вот Маша испекла пирожки и просит Мишку отнести их дедушке и бабушке, а сама забралась в короб и молчит. Идёт Мишка по лесу, хочет сесть на пенёк съесть пирожок, а Маша из короба отвечает: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке и дедушке» Пришёл медведь в деревню, испугался собак, оставил короб, да и в лес убежал, а Маша вернулась к бабушке и дедушке ».

 При этом пересказывают сказку сами дети, прибегая к незначительной моей помощи (на более поздних этапах, или пересказывают вместе со мной (на более ранних этапах).

 4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения. При воспроизведении сказки основной упор делаю на изображение главных героев. Детям задаю вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка? »

  Размер мнемотаблиц делаю различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

 Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

 На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы

 Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы.

 Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

 Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.

 Описательная загадка: Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить. (картофель). Технология составления мнемотаблицы та же.

Таким образом, использование методов мнемотехники:

 • облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

 • позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

 • ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

 • развивает творческое познание детей.

 

Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

 А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.

 Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.

 Вторая группа – составление мнемотаблицы по сказке.

Третья  группа – составление собственного рассказа и мнемотаблицы к нему

 

Просмотр полученных работ.

 

 Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности младших школьников, его творческое познание.

 Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

 Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.

 3. Подведение итогов, рефлексия «Упражнение " Ожидания".

 Цель: определить, насколько оправдались ожидания каждого участника мастер - класса. Участникам предлагается:

 - на стикерах записать, настолько оправдались их ожидания от мастер- класса.

 - стикеры прикрепить на плакате на "берегу оправданных надежд", озвучивая свое мнение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»» Приготовила учитель начальных классов Синяева Елена Александровна

Слайд 2

Актуальность проблемы - развитие памяти детей младшего школьного возраста . Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю. Конфуций

Слайд 3

Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Слайд 4

К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Слайд 5

Мнемотехника помогает развивать: •ассоциативное мышление •зрительную и слуховую память •зрительное и слуховое внимание •воображение

Слайд 6

«Маша и медведь»

Слайд 7

Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов: 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Преобразование из абстрактных символов в образы. 3. Пересказ с опорой на символы (образы). 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы . 5. Таблица воспроизводится ребёнком при её показе ему.

Слайд 8

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Слайд 9

Мнемозагадка Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить.

Слайд 10

Таким образом, с помощью схем – моделей и мнемотаблиц удастся достичь следующих результатов: - у детей появится желание пересказывать сказки – как на занятии, так и повседневной жизни; - расширится круг знаний об окружающем мире; - активизируется словарный запас;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...

Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...

Формирование мышления у детей младшего школьного возраста средствами спортивного ориентирования

Влияние занятий спортивным ориентированием на мыслительные процессы детей...

Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста средствами хореографии

Обобщение педагогического опыта руководителя танцевального коллектива...

«Система работы по развитию физических качеств детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр»

разработка системы работы по развитию физических качеств  средствами подвижных игр....

Формирование устойчивого интереса к физкультурно –оздоровительным занятиям у детей младшего школьного возраста средствами фитбол-гимнастики

В статье представлены результаты исследования влияния программы занятий фитбол-гимнастикой на уровень интереса младших школьников к занятиям физической культурой, а так же на уровень развития гибкости...