Мастер — класс. Формирование УУД на уроках русского языка средствами современных образовательных технологий
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Современный урок в свете требований ФГОС-одна из главных задач учителя

     В педагогике 21 века в центре-личность ребенка, развитие которой и является целью образования.

     Современные требования к уроку  русского языка высоки: мы должны и вооружить знаниями основ науки о языке, и сформировать умения практического владения языком в разных жизненных ситуациях; и смотивировать к познавательной деятельности, и сформировать УУД ,т.е. научить самостоятельно организовывать свою работу по добыванию знаний.

      В основе урока по ФГОС — деятельностный подход.

       Поэтому мы обращаемся к образовательным технологиям , которые помогут нам организовать деятельность на уроке.

       Одна из таких иновационных технологий-РКМЧП.На примере применения технологии развития критического мышления показано ,какие УУД развиваются различными приемами этой технологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc17 КБ
Office presentation icon etimologiya-fgos.ppt1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер — класс.

Формирование УУД на уроках русского языка средствами современных образовательных технологий.

ЭПИГРАФ

1.

Приветствие. Комментирование эпиграфа. Рефлексия эмоционального состояния участников мастер-класса.

2.

Современный урок в свете требований ФГОС

     В педагогике 21 века в центре-личность ребенка, развитие которой и является целью образования.

     Современные требования к уроку  русского языка высоки: мы должны и вооружить знаниями основ науки о языке, и сформировать умения практического владения языком в разных жизненных ситуациях; и смотивировать к познавательной деятельности, и сформировать УУД ,т.е. научить самостоятельно организовывать свою работу по добыванию знаний.

      В основе урока по ФГОС — деятельностный подход.

       Поэтому мы обращаемся к образовательным технологиям , которые помогут нам организовать деятельность на уроке.

       Одна из таких иновационных технологий-РКМЧП.

3.

Технология развития критического мышления посредством чтения и письма.

  Это одна из разработанных технологий с разнообразными методами и приемами.

  Базовая модель урока ТКМ в основном соответствует уроку в свете требований ФГОС. Судите сами.

Базовая модель урока в ТРКМЧП

Этапы урока открытия новых знаний по ФГОС

1. Вызов (т. е. актуализация и обобщение знаний по теме, мотивирование, формулировка вопросов, на которые хотелось получить ответ)

2.Осмысление (т. е. самостоятельное получение новой информации из предложенного текста, соотнесение с уже имеющейся, систематизация)

3.Рефлексия (т. е. обобщение полученной информации, формирование собственного отношенияк изученному материалу, повышение роли письма)

1.Актуализация знаний.

2.Мотивация. Постановка целей и задач.

 Определение проблемы и путей ее решения.

3.Открытие нового знания.

4. Осмысление и закрепление

5.Рефлексия

6. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

4.

Формирование УУД на уроке русского языка средствами ТРК

Разнообразие методов и приемов этой технологии помогает сформировать все виды УУД.

Я это докажу на примере урока русского языка в пилотном 6 классе.

5.

Урок русского языка в 6 классе в свете требований ФГОС с использованием приемов ТРКМ.

6.

Выводы о формировании УУД при помощи приемов ТРКМЧП

Приемы ТРКМ

Формируемые УУД

Ассоциации

Парная мозговая атака

Да-нетка    

ЗХУ

Инсерт

Толстые и тонкие вопросы

Зигзаг

Лингвистическое исследование

Телеграмма

Синквейн

7.

Притча «Все в твоих руках»

8.

Рефлексия мастер-класса с помощью смайликов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпиграф Скажи мне-и я забуду, Покажи мне-и я запомню, Вовлеки меня-и я научусь (Китайская мудрость)

Слайд 2

Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений . Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.

Слайд 3

ТЕМА : Реализация ФГОС средствами современных образовательных технологий

Слайд 4

Урок в свете требований ФГОС Базовая модель урока в ТРКМЧП Этапы урока открытия новых знаний по ФГОС 1.Вызов( актуализация и обобщение знаний по теме,мотивирование,формулировка вопросов,на которые хотелось бы получить ответ) 2.Осмысление(самостоятельное получение новой информации из текста,соотнесение с уже имеющейся,систематизация) 3.Рефлексия(формирование собственного отношения) 1. Актуализация знаний 2.Мотивация.Постановка целей и задач.Определение проблемы и путей ее решения. 3.Открытие новых знаний. 4.Осмысление и закрепление 5.Рефлексия

Слайд 5

Эпиграф Язык есть исповедь народа, В нем слышится его природа, Его душа и быт родной. (П.Вяземский)

Слайд 6

Формулируем тему урока Прием Задание Ассоциации Мозговая атака Запишите свои ассоциации к слову исповедь От какого слова оно произошло? В каком значении употреблено в словосочетании исповедь народа? Сформулируйте словами П.А.Вяземского тему нашего урока

Слайд 7

ТЕМАурока: Язык есть исповедь народа (Этимология как наука о тайнах слова)

Слайд 8

Формулируем тему урока Приёмы Метапредметные УУД Ассоциации Мозговая атака Личностные: освоение национальной ценности русского языка. Регулятивные :участие в формулировании темы урока;высказывание предположений на основе наблюдений. Познавательные :осознание познавательной задачи; выдвижение гипотезы о происхождении слова « исповедь»;понимание переносного смысла выражения. Коммуникативные :участие в обсуждении;владение диалогической речью

Слайд 9

Актуализируем знания Задание Ненасытный,перекресток, осмелиться,затмение, переносица,ненастье.

Слайд 10

Актуализируем знания Приёмы Задания Верное-неверное утверждение Верите ли вы ,что... 1....отец копейки-копьё? 2....сестра колеса-кольчуга? 3....брат лопаты-лопух? 4...слово ненастье образовалось от слова настье? 5....червяк и червонец не родственники? 6...из плата можно сделать платье? 7...напёрсток и наперсник-слова одного племени?

Слайд 11

Актуализируем знания Приёмы Метапредметные УУД Верное-неверное утверждение Личностные: интерес к родному языку. Регулятивные :высказывание предположений на основе интуиции. Познавательные :осознание познавательной задачи; устанавливание причинно- следственных связей. Коммуникативные :участие в групповом обсуждении задания.

Слайд 12

Формулируем цели и проблему урока Приёмы Задания ЗХУ 1.Заполните первые две графы таблицы 2.Сформулируйте цели урока. 3.Сформулируйте проблему урока Знаю Хочу узнать Узнал

Слайд 13

Формулируем цели и проблему урока Цели урока 1.Познакомиться с новым разделом науки о языке-этимологией. 2.Поработать с новым видом словарей. 3.Понять, какие задачи стоят перед этимологией. Проблема (вопрос , на который мы будем искать ответ на уроке) Зачем нужна этимология? Какие задачи она решает?

Слайд 14

Формулируем цели и проблему урока Приёмы Метапредметные УУД ЗХУ Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности. Регулятивные : целеполагание;планирование путей достижения целей урока;умение самостоятельно контролировать время;формулирование проблемы урока и поиск путей ее решения Познавательные :осознание познавательной задачи. Коммуникативные :участие в обсуждении целей и проблемы урока; высказывание и обоснование своей точки зрения.

Слайд 15

Открываем новые знания Приёмы Задание Инсерт Прочитайте текст параграфа 34 на стр.100 учебника,сделайте пометы, заполните таблицу. Знал( ) Новое(+) Есть вопросы(?)

Слайд 16

Открываем новые знания Приёмы Метапредметные УУД Инсерт Личностные: положительная мотивация к изучению нового раздела языкознания и работе с этимологическим словарем. Регулятивные : контроль времени на выполнение задания. Познавательные : владение основами изучающего и усваивающего чтения; усвоение основных понятий темы. Коммуникативные : умение задавать вопросы и получать на них аргументированные ответы

Слайд 17

Осмысление и закрепление Приёмы Задания Зигзаг Толстые и тонкие вопросы Лингвистическое исследование Прочитайте текст упражнения 177. Составьте его план.Распределите смысловые части между членами группы,перескажите текст,используя приём «зигзаг»(каждый рассказывает услышанную предыдущую и свою часть текста) Сформулируйте толстый вопрос по проблеме урока. Сделайте вывод о связи между историческим значением слова и его написанием в современном русском языке Вернитесь к вопросам «верное-неверное утверждение»и выясните ответы на них при помощи текстов и этимологического словаря

Слайд 18

Осмысление и закрепление Приём Задания Лингвистическое исследование Растолкуйте фразу,выяснив происхождение выделенных слов Не видно ни зги . Играть в бирюльки Сделайте вывод о роли этимологии в понимании сокровенного смысла фразы. Пользуясь этимологическим словарем,определите,имеют ли этимологическую связь выделенные слова в этих скороговорках. Около кола бьют в колокола. Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят.

Слайд 19

Осмысление и закрепление Приёмы Метапредметные УУД Зигзаг Толстые и тонкие вопросы Лингвистическое исследование Личностные: гордость за родной язык и его исследователей , которые в занимательной форме смогли рассказать о результатах своих поисков истинного значения слов;стремление к самостоятельному познанию тайн русского языка. Регулятивные :действие по заданию;распределение заданий между членами группы. Познавательные :осознание познавательной задачи; умение пересказывать текст, извлекать информацию из словарей. Коммуникативные :участие в обсуждении;работа в сотрудничестве с членами группы;свободное изложение своих мыслей; умение слушать и слышать других; умение формулировать толстые и тонкие вопросы.

Слайд 20

Рефлексия Приёмы Задания ЗХУ Телеграмма Синквейн Заполните третью колонку в таблице ЗХУ Поделитесь впечатлениями об уроке при помощи приёма телеграмма Напишите синквейн по теме урока

Слайд 21

Приём "Телеграмма" Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Слайд 22

Приём "Синквейн" 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Слайд 23

Рефлексия Приёмы Метапредметные УУД ЗХУ Телеграмма Синквейн Личностные: гордость красотой и выразительностью русского слова, его богатыми возможностями. Регулятивные : осознание того, что уже усвоено, способность к волевому творческому усилию Познавательные : соотношение целей и полученных знаний на уроке,умение обобщать, делать выводы , откликаться на изученное в разных формах. Коммуникативные :знание основ коммуникативной рефлексии; использование языковых средств для отображения своих мыслей и чувств.

Слайд 24

Домашнее задание Выберите домашнее задание 1. 2. 3. Написать рекламу этимологического словаря. Написать мини-сочинение «О чем поведал мне этимологический словарь». Пользуясь этимологическим словарём, подготовьте устное выступление на одну из тем: -История слова работа. - История слова привередливый. - История слова обворожить.

Слайд 25

Домашнее задание Приёмы Метапредметные УУД Реклама Мини-сочинение Устное выступление Личностные: осознание национальной ценности русского языка, интерес к происхождению русских слов. Регулятивные : выбор домашнего задания по интересу, определить пути выполнения. Познавательные :осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные : построение высказывания , донесение необходимой информации до слушателей

Слайд 26

Все в твоих руках

Слайд 27

Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений . Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.

Слайд 28

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы"

  В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить детей учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в ...

Мастер-класс. Инновационные методы на уроках русского языка

Цель: показать систему работы при изучении и повторении раздела "Фразеология" средствами активизации познавательной и творческой деятельности учащихся....

Мастер-класс.Формирование УУД на уроке русского языка

В работе рассматриваются основные методы и приемы работы по формированию УУД на уроках русского языка...

Мастер -класс "Проектная деятельность на уроке русского языка" для учащихся 5 классов

На данном мастер классе показывается как через проектную деятельность можно подать учебный материал....

МАСТЕР-КЛАСС ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

МАСТЕР-КЛАСС ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ...

Обобщение опыта по теме "Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)" (доклад и презентация, мастер-класс и презентация на районный конкурс "Учитель года")

Обобщение педагогического опыта работы по теме «Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)».  ...