Мастер-класс по теме: "Использование инновационных технологий как средство формирования ключевых компетенций у учащихся"
методическая разработка по истории по теме
Задачи моей педагогической деятельности на современном этапе - обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по истории и обществознанию через развитие познавательной и исследовательской компетентности, формирование способностей школьников к самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 72.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме:
"Использование инновационных технологий как средство формирования ключевых компетенций у учащихся"
- Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.
- Я рада видеть вас сегодня на мастер - классе, тема которого "Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических технологий".
- На следующем этапе мастер - класса предлагаю вам, уважаемые коллеги, поработать над осмыслением темы сегодняшнего мастер - класса.
Для этого ответьте на следующие вопросы:
1. Что такое компетенция и компетентность?
2. Что включает в себя исследовательская компетенция?
3. Как Вы считаете, средствами каких педагогических технологий идет формирование исследовательской компетенции?
4. Что Вы ожидаете от мастер - класса?
Какова цель вашего прихода сюда?
Работа ведётся индивидуально на листах бумаги. Идет активизация педагогов, мотивация для дальнейшей работы. Педагоги вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию. На этой фазе работы с информацией педагог определяет для себя смысл: "Что это значит для меня?", "Зачем это мне нужно?". Педагог задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответы.
Система общего образования Российской Федерации переживает период активных преобразований. Мощный импульс этому процессу придал национальный проект "Образование". В условиях модернизации образования происходят изменение школы - это ожидаемый и естественный процесс.
Основная цель современной школы - это создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации личности, самоопределения, выбора профессии для свободной адаптации в современной жизни.
Понятие «компетентностный подход» стало для нас за несколько лет более привычным, но от этого не стало более понятным. Попробуем ещё раз вместе разобраться, в чём его преимущество перед традиционным подходом, какими приёмами учитель может формировать компетенции у обучающихся.
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире молодые люди, выпускники школы, должны обладать такими качествами, как деловитость, дисциплина, ответственность, самостоятельность, конкурентоспособность.
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить
Компетентность в деле – это набор всего того, что позволяет человеку успешно справляться с этим делом. Это, конечно, знания, умения, навыки. Но при этом вне опыта реального дела быть компетентным невозможно. Например, компетентность в вождении автомобиля включает в себя и знания, и умения, и навыки, но обретенные в опыте собственной деятельности, а не извлеченные из какого-то учебника.
Задача школы не в том, чтобы нашпиговать ребенка теми или иными учебными знаниями, а в том, чтобы сделать его деятельно успешным, научить его обретать индивидуальную опытную компетентность в любом деле, за которое он принимается. Т.о
Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.) (Слайд 4)
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.
Становится ясно, что основная задача учителя на современном этапе - грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий "образованность", "обученность", "умения", "знания" на понятия "компетенция", "компетентность".
Переход на компетентностное образование начался с 2002 года. Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении.
В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:
- предметные,
- общепредметные
- метапредметные (ключевые), относящиеся к общему содержанию образования.
В процессе обучения в школе у ребёнка должны быть сформированы ключевые компетенции. Если эти они сформированы, это значит, что у человека есть некий особый ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности.
По определению Д.Иванова ключевые компетенции - это наиболее общие способности и умения, помогающие человеку понимать ситуацию, решать проблемные задачи и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного общества.
I . Ключевые компетенции | II . Общепредметные компетенции | III . Предметные компетенции | |
История | Обществознание | ||
Ценностно-смысловые
| Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения | Изучить исторические факты, материалы, дать им морально-нравственную оценку. | Сформулировать свое отношение к понятиям «личность», «характер», «темперамент», Понимание безусловной ценности личности, человеческой жизни, политической свободы и условий её реализации. |
Коммуникативные | Устный диалог | Уметь сформулировать вопросы по теме; | |
Обсуждение | Определять цели и результаты обсуждения; | ||
Выступление перед аудиторией: презентация образовательного продукта | Определять цели выступления; | ||
Полилог (коллективная дискуссия) | Уметь принимать другие точки зрения, анализировать, давать аргументированный ответ, проявлять толерантность по отношению к «инаковым» высказываниям. | ||
Информационные | Поиск информации | Уметь получать историческую и социальную информацию из исторической литературы и документов, и книг по психологии личности. | |
Систематизация | Осмысливать представленные в источниках различные подходы и точки зрения; | ||
Анализ | Структурировать информацию, систематизировать данные, строить логические схемы, делать выводы. Самостоятельно анализировать исторические факты, соотносить их. | ||
Преобразование информации | Анализировать проблему, аргументировать полученные в результате проведенного анализа выводы, определять перспективы дальнейшей работы по теме исследования. | ||
Сохранение и передача. | Итоговое представление результата, демонстрация приобретенных знаний и умений, зафиксированных в виде презентации, устного выступления. | ||
Учебно-познавательные | Целеполагание | Сформулировать личностно-значимые цели (что именно я хочу узнать, сформулировать для себя, на какие вопросы хочу получить ответ в ходе исследования), планировать свою деятельность по достижению цели, анализировать и рефлексировать. Уметь презентовать свой образовательный результат. Оценивать свою работу согласно критериям | |
Планирование | |||
Анализ | |||
Рефлексия | |||
Самооценка своей учебно-познавательной деятельности | |||
Общекультурные | Понимание национальной и общечеловеческой культуры; | Уметь определить степень влияния темперамента и характера правителя на ход исторического развития государства. Сформулировать своё отношение к исследуемым личностям и их вкладу в развитие нашего государства. | |
Владение духовно-нравственными основами жизни человека и человечества, отдельных народов; | |||
Понимание культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций; | |||
Формирование картины мира | |||
Социально-трудовые | Выполнение роли гражданина | Проявить гражданскую позицию | |
Компетенции личностного самосовершенствования | Владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; | Уметь формулировать своё отношение к теме исследования с позитивных позиций. |
Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:
- предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
- формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.
Анализ обобщенных педагогических технологий
Название | Цель | Сущность | Механизм |
Проблемное обучение | Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся | Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания | Поисковые методы; постановка познавательных задач |
Модульное обучение | Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки | Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой | Проблемный подход, индивидуальный темп обучения |
Развивающее обучение | Развитие личности и ее способностей | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию | Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности |
Игровое обучение | Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений | Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации | Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность |
Обучение развитию критического мышления | Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс | Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения | Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия. |
Исследовательское и проектное обучение | Формирование творческой активности, развитие самостоятельности, обучение приемам исследовательской деятельности | Организация поисковой познавательной деятельности путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения | Поисковые и проблемные методы; постановка исследовательских задач |
Задачи моей педагогической деятельности на современном этапе - обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по истории и обществознанию через развитие познавательной и исследовательской компетентности, формирование способностей школьников к самообразованию.
Говорю об ожидаемых результатах: предполагается, что в результате реализации системного подхода по формированию исследовательской компетенции выпускник будет обладать следующими качествами личности:
1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
Приведу несколько примеров из собственного опыта. Самым удачным средством, помощником в данном деле, на мой взгляд, является проектно-исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо:
- научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция);
- работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция);
- самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция);
- кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция);
- учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция);
- ребёнок, выполняя работу над собственным или групповым проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).
В моей практике приобщение учащихся к исследовательской деятельности идёт разными способами через написание проектов, рефератов, лабораторно-практические уроки. Данный вид деятельности, его систематическая организация, например, на уроках истории помогает решить ряд требований к выпускникам общеобразовательной школы и будущим абитуриентам. Главная цель даже не столько научить, а сколько ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ, с исследовательским методом. Мы предлагаем один из способов организации УИР (учебно-исследовательской работы) на уроках истории через систему лабораторно-практических занятий с использованием исторических источников, составленных на основе исследовательского метода и включающих:
а) совокупность заданий исследовательского характера адекватных содержанию учебного материала и структуре лабораторно-практических занятий (блоки дискуссионных тем по истории России, например, "Проблема прародины славян", "Образование Древнерусского государства ¾ легендарное и реальное в призвании варяг");
б) систему домашних заданий с элементами исследования;
в)вариативные исследовательские задания и руководства, рассчитанные на дифференцированный подход к учащимся;
г) вовлечение учащихся в конкурсы исследовательского характера, участие их в муниципальных научно-практических конференциях.
Ниже приведём пример лабораторно-практического занятия:
Урок «Отмена крепостного права в России»
Цель: углубить представления учащихся об истории отмены крепостного права, сформировать ярко-образное представление о реформе (об освобождении крестьян).
Задачи:
обучающая: с помощью самостоятельного заполнения сравнительной таблицы (по учебнику и другим источникам) сформировать у школьников представление о содержании и значении реформы. Подвести учащихся к самостоятельным выводам об историческом значении освобождения крестьян, а также о противоречивом характере реформы.
Развивающая: развивать мыслительную деятельность учащихся: элементы исследовательских умений (сравнение, обобщение и т.д.), способствовать формированию ключевых компетенций у учащихся (способность старшеклассников работать с разными типами исторических источников; критически анализировать информацию и соотносить её с собственными знаниями; владение навыками поиска и систематизации информации; определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности).
Воспитательная: формирование интереса к истории, своему прошлому с помощью ярких примеров, дополнительной литературы и источников, уважение к историческому и культурному наследию народов России.
Методы обучения: практический метод обучения. Это метод обучения, представляющий собой планомерно-организованное повторное выполнение качества обучения, предлагает три этапа: 1) воспроизведение действий по образцу; 2)применение в новых условиях; 3) выполнение творческого, исследовательского задания.
I этап ¾ организационный. Актуализация внимания учащихся на уроках, психологический настрой на предстоящее занятие, обеспечение нормальной обстановки для работы;
II этап ¾ постановка цели и задачи урока Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие сообщения материала, темы, задачи и цели урока, задания;
«Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнёт само собой уничтожаться сверху». Александр II.
Учащиеся совместно с учителем вспоминают изученный материал по отмене крепостного права: причины, государственный проект отмены крепостного права, и совместно заполняют таблицу. А далее им предлагается заполнить самим по образцу и самостоятельно сделать вывод, чей же проект был более реалистичен и приемлем, на их взгляд, для крестьян и почему? Правительства, помещиков Черноземья, Нечерноземья, степной зоны. Определить историческое значение данной реформы.
Это III этап ¾ самостоятельный, исследовательский.
Сравнительная таблица проектов отмены крепостного права
параметры | Правительствен. вариант | Помещиков черноземья | Помещиков нечерноземья | Помещиков степной зоны |
1.выкуп личности | ||||
2.выкуп земли | ||||
3.размер надела |
Вывод:
Критерии оценивания:
1). выполнены все три требования к заданию ¾ «5»;
2). выполнены два требования ¾ «4»;
3). выполнено одно требование ¾ «3»;
Исследовательские компетенции – способности и умения, связанные с анализом и оценкой ситуаций:
- умение правильно формировать цель исследования
- умение выдвигать и обосновывать гипотезу
- умение находить эффективные методы решения проблемы
- умение делать выводы
- умение публично представлять результаты своей работы
Урок истории по теме:
«Становление древнерусского государства» (10 класс)
Цель урока: проследить основные этапы становления древнерусского государства
Проблемное задание: Официальная дата образования древнерусского государства – 882 год, однако некоторые историки называют более позднюю дату. Установите, когда было окончательно оформлено древнерусское государство?
Однако, прежде вспомним какой источник является основным по изучению истории древнерусского государства? (Повесть временных лет)
- Предлагаю для решения проблемного задания использовать именно этот документ.
- Чтобы говорить о формировании государственности мы должны точно знать, что такое государство?
- Как вы думаете, что такое государство?
- Назовите основные признаки государства? (на доске)
-Заметьте, что только при наличии этих пяти признаков можно говорить о наличии государства
Таким образом, по Повести временных лет, мы проследим становление государственности у восточных славян в периоды правления первых русских князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга.
В результате вы должны будете заполнить таблицу:
князь | годы | Признаки государства |
Рюрик | 862 - 879 | 1. Наличие территории и населения 2. Публичная власть |
Олег | 879-912 | 1.Наличие территории и населения 2. Публичная власть |
Игорь | 912-945 | 1.Наличие территории и населения 2. Публичная власть |
Ольга | 945-962 | 1. Наличие территории и населения 2. Суверенитет публичной власти 3. Единая система законов 4. Единая система налогообложения 5. Применение мер принуждения |
Работа по группам:
1 группа –
Отслеживаете признаки государства в период правления Рюрика
2 группа – правление Олега
3 группа – правление Игоря
4 группа – правление Ольги
Вывод: государство было оформлено в период правления Ольги, т.к. основные признаки государства прослеживаются именно в эти хронологические рамки.
Реализация компетентностного подхода в обучении возможна через деятельностные технологии обучения, в основе которых лежит планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активности и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Уважаемые коллеги, я рассказала об использовании дидактической многомерной технологии. Каким образом вы можете использовать данную технологию на своих уроках? В течение 5 минут разработайте собственную модель урока, применяя данную технологию.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
При рефлексии коллегам предлагается высказать своё мнение по вопросу применения данной технологии.
«Считаете ли Вы данную технологию эффективной и почему?»
При ответе используйте прием «Незаконченное предложение»
Я считаю данную технологию эффективной ……………….., потому что …………….
Желаю Вам успехов в профессиональной деятельности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы учителя русского языка...
«Образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся»
Данные материалы могут быть использованы учителями как в работе, так и в выступлениях различного уровня....
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их ...
ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...
ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...
Статья «Проектно-исследовательская технология как средство формировании ключевых компетенций у обучающихся”.
В статье рассматриваются ключевые компетенции учеников, отличия проектной деятельности от исследовательской, этапы проектно-исследовательской деятельности. В презентации представлены сервисы, которые ...