урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Тема урока: " Вид глагола". Основной метод. который применяю на уроке - создание проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_vidy_glagola.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
12.04. Тема: «Виды глагола».
Цели урока:
Знать, что глаголы различаются на виды по вопросам и значению.
Учиться владеть способом по распознаванию видов глагола, продолжать работу по развитию речи.
Воспитывать чувство прекрасного, восхищения красотой родной природы.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
а) Каждый из вас готовил задание для соседа: выдайте задание. Проверка – 3 мин.
б) задание по карточке: двое к доске, а двое выполняют взаимопроверку.
Максим: Белый пар по лугам расстилается.
Лиза: От зари алый свет разливается.
Андрей: Медленно закрываются водяные лилии.
Коля: Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек.
( синтаксический разбор, объяснить орфограмму –ться, тся)
в) Проверим, как вами усвоена тема Правописание тся, ться
Работа на слайде, и проверка, 3 слайд
- орфографическая разминка: росток, цирк, акация, жюри, сестрицын, расчёска, шорох, грачонок, врачом, положить, прилагательное, разбить, вскрикнуть.
Объяснение нового материала.
Наблюдение. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, где ребята решают задачу, а на какой картинке уже решили???
Итак, с каким новым понятием мы будем сегодня с вами работать?
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым морфологическим признаком глагола, который называется ВИД.
Запишите тему урока: Виды глагола.
Работа с записанным на интерактивной доске текстом.
А) выразительное чтение текста:
Апрель – настоящий водолей. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды.
Задание: найдите в тексте слова, который рассказывают нам о происходящих в природе изменениях…
- Правильно, это глаголы: заиграли, моросит, разлились, трогаются
Выпишите глаголы в тетрадь и поставьте к ним вопросы?
- Какой из глаголов обозначает законченность действия? Разлились, заиграли
- Какой из глаголов обозначает незаконченность действия? Моросит, трогаются
2. Подписываем над глаголами их вид.
Ученики пробуют самостоятельно сделать выводы о том, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида.
Учитель: вы узнали, что глагол имеет два вида – совершенный и несовершенный. А чему мы должны сегодня научиться на уроке?
Научиться определять вид глагола, повторить правописание = ться и тся.
Закрепление пройденного.
- Наблюдение в учебнике: стр. 241. Проблемный вопрос:
- у глаголов какого вида есть только два времени? У глаголов сов вида
- Почему глаголов сов. вида нет настоящего времени?
Потому что глагол совершенного вида обозначает действие, которое либо завершено (оно совершилось), либо совершится, но в момент речи совершаться не может./
- Коллективное выполнение - Распределите глаголы по столбикам:
с.в. несов. в
Несовершенный вид (что делать?)
Совершенный вид (что сделать?)
На карточках слова: Приплыть, спасать, з..влечь, н..ступить, пр..бегать, предл..жить, зап..вать (песню), запеть, дружить, ср..жаться, прин..сти, подружит..ся, сберечь, сберегать, мирит..ся, примирит..ся, белеть, белить, побелить, побелеть.
(объяснение орфограмм)
- Образование видов
Проблемный вопрос: Как же нам не сделать ошибку при определении вида глагола?
1способ: по лексическому значению.
2 способ: – задать вопрос, и вопросы нужно выучить.
3 способ: есть третий способ, но его вы сформулируете сами.
с помощью приставок и суффиксов образуйте глаголы СВ, например:
на доске записаны глаголы:
жить → пожить, дожить, пережить, любить → полюбить,
прыгать → прыгнуть, кричать → крикнуть.
- При помощи какой морфемы вы образовали глаголы сов.вида?
- Правильно, приставки и суффикса - НУ
Вывод: В глаголах сов вида может быть приставка или суффикс - НУ
Какой способ определения вида кажется вам наиболее понятным, какой вы будете применять?
Закрепление 2.
- Запись у доски:
Застучала за окошком звонкая капель.
Задание. Найдите грамматическую основу. Определите вид глагола, используя любой способ.
- Выбор задания:
На слайде:
А. Определить, к какому виду относятся глаголы, вставьте пропущенные буквы. Составить предложение с любыми из глаголов: усиливае(т,ть)ся, ра..дували, ра(с,сс)кажет, п..сыпали, соед..няет, взмахива..т, присл..нился, опускае(т,ть)ся, капа..т.
В. Образуйте от данных глаголов глаголы другого вида по образцу:
Несу (несов.вид) – принесу( сов. вид), ползти - …, растут - …, лает - …, шьёт -…;
Прыгала (несов.вид) – прыгнула (сов.вид), ш..птала - …, ш..агали - .., кивала - ….
Б Распределите глаголы на две группы.
Несовершенный вид Совершенный вид
Шёл, играет, выскочил, высматривает, заметил, наблюдает, нарисовал, перестроил.
Каждый делает вывод по своему заданию.
Итоги урока:
- Информационная карточка: работают 3 мин.
- Информационный текст «Глагол в языке и речи».
1 | Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить». | |
2 | Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? | |
3 | вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?) | |
4 | переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения); | |
5 | возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ; | |
6 | спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть; 4 глагола на – ать : слышать, дышать, держать, гнать. Все остальные глагола на (-еть, - ать, -ять и другие) и два глагола – исключения на ить (брить, стелить); | |
7 | наклонение: изъявительное (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем)., условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л – и частицы бы. Например, сделал бы, хотел бы…)., повелительное (Глаголы в повелительном наклонении ,которые кто – то приказывает или просит выполнить. Например, пиши, читай, учись…).; | |
8 | время ( По временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении). : настоящее (что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)?; | |
9 | число: единственное и множественное; | |
10 | Частица –НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровиться, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать. | |
11 | В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит… 9).Глаголы приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь. | |
12 | В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (Учиться – всегда пригодится),входит в грамматическую основу предложения. |
- что сейчас стало известным? вы познакомились с видом глагола.
- Какие виды глагола вы узнали?
- Как определить вид глагола?
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ:
Учитель диктует глаголы несовершенного вида, ученики записывают к ним глаголы совершенного вида.
Свистеть – свистнуть, кричать – крикнуть, махать – махнуть, стучать – стукнуть.
Выделяется суффикс -ну-. Учитель сообщает, что данный суффикс обозначает мгновенность, законченность действия и указывает на то, что глаголы совершенного вида.
Домашнее задание:
На слайде и карточке
1.Упр. 648, стр. 243,
2. сочинение –миниатюра по картине упр. 651. (устно)
3. карточка на орфограммы – 10 слов, и один вопрос соседу по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....