Исторические чередования в русском языке
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему
Презентация "Исторические чередования в русском языке" может быть использована на уроках русского языка в 5-11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskie_cheredovaniya.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Запишите слова, вставьте пропущенные буквы В..р..бей, в..рона, п..р..сёнок, с..л..вей, хв..р..стина, отвл..кать, тет..рев, ст..речь, с..лома, ск..в..р..да, п..лоть, с..рочка, х..л..стой, порог, ок..р..к, пап..р..тник, п..р..п..лох, м..р..сить.
Проверьте себя Воробей, ворона, поросёнок, соловей, хворостина, отвлекать, тетерев, стеречь, солома, сковорода, полоть, сорочка, холостой, порог, окорок, папоротник, переполох, моросить. Подчеркните в этих словах полногласные-неполногласные сочетания.
Проверьте себя В оро бей, в оро на, п оро сёнок, с оло вей, хв оро стина, отв ле кать, т ете рев, сте ре чь, с оло ма, сков оро да, п оло ть, с оро чка, х оло стой, п оро г, ок оро к, пап оро тник, п ере п оло х, м оро сить. Пары этих слов полностью вышли из употребления в современном русском языке
Слова с полногласием/неполногласием можно назвать словами с чередующимися звуками. Чередования существуют чаще всего в корне слова и суффиксах. Это связано с историческими процессами в языке. В русском языке таких чередований много.
Подберите слова с чередованиями к глаголам Касаться Излагать П редлагать В ыскакивать Коснуться И зложить П редложить В ыскочить Понаблюдайте, какого вида глаголы с гласной А, а какого – с гласной О
Понаблюдайте, какие буквы чередуются в парах слов Жать – жму З анять – занимать О бнять – обнимать С нять – снимать У нять – унимать И мя – имена С тремя – стремена В ремя - времена А//О Я//ИМ Я//ИМ Я//ИМ Я//ИМ Я//ЕН Я//ЕН Я//ЕН
Раньше на месте Я был "юс малый", который появляется из сочетания ЕН В Р Е М Я
Чередование О/У появилось в результате перехода "юса большого" в У. З В У К
Чередование согласных Какие буквы чередуются в словах: Д руг – друзья – дружить Г//З//Ж Звуки [ Г ] , [ К ] , [ Х ] в современном русском языке могут быть как твёрдыми, так и мягкими. А в древности они могли быть только твёрдыми и не могли сочетаться с гласными И, Е, ЕРЬ, ЯТЬ и ЮС МАЛЫЙ
Г К Х твёрдые И Е Ь Е Е Ж Ч Ш Снег – снежный Век – вечный Смех – смешной Это произошло в результате первого смягчения согласных
Результат второго смягчения К Г Х Ц З С Друг – друзья Кена – цена Кирха – церковь Келый – целый Херый - серый
С 14-16 веков [ Г ] , [ К ] , [ Х ] стали сочетаться с мягкими и появились сочетания ГИ, КИ, ХИ До 14 века восточные славяне говорили Кыевъ, гыб ль, похытити.
Задания: Сформулируйте правило правописания чередующихся гласных О и А в глагольных формах Подберите слова с чередованием Я//ИМ; Я//ЕН. Сделайте вывод о том, как можно проверить написание этих слов Подберите слова с чередованием Г, К, Х в корне Как вы думаете, слова КИТ, ХИМЕРА, ГИДРА исконно русского происхождения или они заимствованы из другого языка?
В русском языке много слов, которые в настоящее время пишутся так только потому, что "так было раньше". Принцип написания таких слов в русской орфографии называется традиционным Живот, ш ило
Ж, Ш, Ц раньше были мягкими В 13 веке стали твёрдыми Ж, Ш В 14-15 веках стало твёрдым Ц Слова стали произноситься твёрдо, но написание сохранилось традиционное Как вы думаете, почему в словах цирк, циркуль и в словах на – ция пишется после Ц – И? Они пришли в русский язык после 15 века из других языков
После отвердения Ц стало возможным написание после неё О Под ударением после Ц пишется О, а без ударения – Е. Сельцо - полотенце Почему в слове ГЕРЦОГ после Ц надо писать О?
Какие ещё написания противоречат нашему произношению? Ча – ща Ч у – щу Ч и Щ остались в русском языке мягкими. Сочетания ЧА _ЩА, ЧУ_ЩУ пишутся по образцу ЖА, ША, ЖУ, ШУ Можно ли назвать современное написание А, У после Ч, Щ историческим? Обоснуйте ваш ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности
Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Создание мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (на примере исторических чередований оро/ра, ере/ре, оло/ла, оло/ле)
Статья посвящена вопросам создания мотивации учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (историческим чередованиям). В статье рассматриваются возможные фор...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Урок русского языка по теме "Фонетические чередования в русском языке"
Урок русского языка по теме "Фонетические чередования в русском языке" позволяет расширить знания учащихся об исторических процессах русского языка. исторических корнях русских слов. Учащи...
"Буквы Е-И в корнях с чередованием" - урок русского языка в 6 классе
Урок изучения нового материала в 6 классе. Тема урока: "Буквы Е-И в корнях с чередованием"...
Буквы Е-И в корнях с чередованием (урок русского языка в 5 классе по УМК Л.М. Рыбченковой в рамках ФГОС)
Буквы Е-И в корнях с чередованием (урок русского языка в 5 классе по УМК Л.М. Рыбченковой в рамках ФГОС)...