Урок русского языка в 10 классе по теме: "Синтаксическая синонимия"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Урок содкржит алгоритм преобразования придаточного определительного в причастный оборот и знакомит учащихся с заданием А 6 итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Синонимия
Репортаж с места событий
6 апреля а 10 А класс совершил решительный забег из области «Лексика» в область «Синтаксис». Там спортсмены встретились с придаточными определительными предложениями, которые запросто преобразовывались в причастные обороты. Пришлось с ними побороться, но десятиклассники вышли из схвати победителями. В перспективе – матч с придаточными обстоятельственными.
В финале соревнований произошла небольшая потасовка: расхватывали домашние задания!
Спортивный комментатор
Артур Галимов
Предварительный просмотр:
А 6 В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?
Вариант 1 (2012).
- Каждый год летом открывалась знаменитая Нижегородская ярмарка, которая принимала людей со всей России.
- Ученые ежегодно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.
- Из пчелиного яда вырабатывают препараты, которые применяют в медицине для нормализации работы суставов, мышц, кровеносных сосудов, периферической нервной системы.
- Ведущий программы представил зрителям игроков, которые пожелали принять участие в нелегкой борьбе за звание знатоков отечественной истории.
Вариант 2 (2012).
- Московское Училище живописи и ваяния, которое было основано в 1933 году, называли иногда второй академией художеств.
- Благодаря своей цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого человека, которого когда-то видел.
- А.И.Куинджи был из тех мастеров, которые умели запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
- В.И.Даль – человек удивительной судьбы, который много сделал для прогресса российской науки и культуры.
Вариант 3 (2012).
- Поэт должен уметь передать настроение, которое пробудило в его душе созерцание природы.
- А.Х.Востокова, который вписал немало ярких страниц в историю русского лингвистической науки, уважительно называют отцом славянской филологии.
- Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.
- Репетиции спектакля юные актеры проводили в квартире Дмитрия Сергеевича, который жил тогда в Плотниковом переулке.
Вариант 4 (2012).
- Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.
- В собранных П.М.Третьяковым портретах выдающихся деятелей науки и искусства, которые вызывают всеобщее уважение своими трудами и открытиями, живет духовная история России.
- Самые простые вещи, которые он использует, становятся в его рассказах поэтическими образами.
- Пока трудно рассмотреть лицо человека, который показался вдалеке на аллее сада.
Вариант 5 (2012).
- Художник показал красоту земли, которая дает людям бессчётные богатства.
- У Артемьева было серьезное лицо человека, который бережет свое внутреннее достоинство.
- Иногда на уроках учитель читал вслух свежие номера журналов, в которых он находил сведения о новых научных открытиях.
- Событие, который писатель положил в основу повести, произошло в действительности.
Вариант 6 (2012).
- Существуют три основных проблемы, которые определяют значимость проекта.
- Первым чувством, которое испытал Нехлюдов после пробуждения, было сознание каких-то грядущих перемен.
- На всех четырех островах, которые одинаково плотно заросли тропическими пальмами, царило уютное благополучие.
- Российские ученые предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
Вариант 7 (2012).
- С 1923 года В.В.Алёхин руководил в МГУ кафедрой геоботаники, которая была создана по его личной инициативе.
- Всё творчество писателя Евгения Носова и есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.
- Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке ученые, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
- В семейном архиве есть письмо актёра Щепкина, который с душевной болью сообщает о закрытии театра в Тифлисе.
Вариант 8 (2012).
- В качестве аргументов в споре могут быть использованы факты, которые убедительно подтверждают нашу позицию.
- Совестливый человек – это порядочный, честный человек, который имеет чувство достоинства и справедливости.
- На протяжении всей своей жизни И.И.Шишкин постоянно приезжал в отчий край, в котором словно черпал новые творческие силы.
- Солнце и все тела, которые вращаются вокруг него, образуют Солнечную систему.
Вариант 9 (2012).
- В глубоком пространстве между небом и морем носились волны, которые одна за другой взбегали на песчаный берег.
- В иллюминаторе самолета видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.
- Широкое применение находят сплавы на основе титана, которые характеризуются высокой химической стойкостью.
- Технологические свойства металлов выявляются путём испытаний, которые называют технологическими пробами.
Вариант 10 (2012).
- Главный герой романа Достоевского «Идиот» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.
- В 1856 году творческие интересы Шишкина, который выделялся среди товарищей несомненным талантом, определились окончательно.
- Дорога, которую указал Пугачев, оказалась спасительной для Петруши и гибельной для других.
- Девятая симфония Бетховена служила образцом для художников эпохи романтизма, которые были увлечены утопией синтетического искусства.
Вариант 11 (2012).
- Нередко художник-витражист наносит на поверхность стекла черные линии, которые дополняют его рисунок.
- Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
- В Каракумах нет мельчайшей пыли, которая в предгорьях Средней Азии образует туман.
- Степные реки состоят из цепи омутов или небольших глубоких и прозрачных озер, которые соединяются между собой перекатами.
Вариант 12 (2012).
- С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.
- Солнечная энергия, которая падает на фотосинтезирующие органы растений, аккумулируется во вновь образующихся органических соединениях.
- Ученые предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
- Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, которые возводились во славу Рима.
Вариант 13 (2012).
- Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.
- Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
- В конце XIX века имение приобрел купец первой гильдии Георгий Александрович Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.
- Мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовала московского земство в 1891 году, во многом обязано своим существованием С.Т.Морозову.
Вариант 14 (2012).
- Нужно научиться быть благодарными природе за ту красоту, которую она нам дарит.
- С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.
- Степные реки состоят из цепи омутов или небольших глубоких и прозрачных озер, которые соединяются между собой перекатами.
- Девятая симфония Бетховена служила образцом для художников эпохи романтизма, которые были увлечены утопией синтетического искусства.
Вариант 15 (2012).
- В древнерусском языке слово дом, которое обозначало и хозяйство, и семью, и домочадцев, было очень важным.
- В 1882 году Виктор Михайлович Васнецов встречался с художниками из славной плеяды передвижников: Репиным, Поленовым, Суриковым, которые оказали большое влияние на творчество художника.
- Гравёр Пожалостин – один из лучших русских гравёров, работы которого хранятся не только в России, но и во Франции, в Англии.
- Предложения, которые в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств, образуют самостоятельное, целостное и законченное сообщение.
Вариант 16 (2012).
- В последние десятилетия ХХ века в отечественной литературе о подростках появилось много замечательных произведений, которые и сегодня не оставляют читателей равнодушными.
- Известно два перевода баллады Бёрнса «Джон Ячменное Зерно», в основу которой положена старинная народная песня.
- Э.По создал семьдесят рассказов и повестей, которые оказали огромное влияние на развитие всей мировой литературы, на творчество многих писателей.
- Толчком для создания романа «Робинзон Крузо» послужил очерк, который рассказывал о судьбе одного английского моряка – Александра Селькирка.
Вариант 17 (2012).
- Главный герой романа Достоевского «Идиот» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.
- В 1856 году творческие интересы Шишкина, который выделялся среди товарищей несомненным талантом, определились окончательно.
- Дорога, которую указал Пугачев, оказалась спасительной для Петруши и гибельной для других.
- Девятая симфония Бетховена служила образцом для художников эпохи романтизма, которые были увлечены утопией синтетического искусства.
Вариант 18 (2012).
- Даниэль Дефо (1660 – 1731) – английский писатель, роман которого знает весь мир.
- На краю Мещёрских лесов, недалеко от Рязани, лежит село Солотча, которое прославилось своими реками и сосновыми борами.
- Сад был заглохший, весь в сирени, в одичалом шиповнике, в яблонях и кленах, которые покрыл мох.
- И сейчас метеорологи в своих предсказаниях погоды опираются на некоторые народные приметы, которые дают довольно точный прогноз.
Вариант 19 (2012).
- Лет сто тому назад на улице Московской в Курске располагалось двухэтажное здание, на фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская Н.П.Левашкевича».
- Борис Шергин – «писатель души, сердца», который раскрыл идеи братства, красоты, взаимовыручки.
- Интересно оригинальное расположение легких ажурных балконов башни, которые создают воздушный переход из одной части дома в другую.
- В открытии выставки участвовал внук известного кондитера О.В.Левицкий, который стал архитектором.
Вариант 20 (2012).
- С 1923 года В.В.Алёхин руководил в МГУ кафедрой геоботаники, которая была создана по его личной инициативе.
- Всё творчество писателя Евгения Носова и есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.
- Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке ученые, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
- В семейном архиве есть письмо актёра Щепкина, который с душевной болью сообщает о закрытии театра в Тифлисе.
Вариант 21 (2012).
- Социолингвистика – раздел общего языкознания, который изучает общественную обусловленность функционального развития языка.
- Голос природы слышался мне в пении дрозда, который тысячу лет тому назад приветствовал то же самое солнце.
- По библейской легенде жители древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была достигнуть неба.
- Басни Крылова явились совершенно новым явлением в русской литературе по отношению к басням Сумарокова, которые были написаны в традициях классицизма.
Вариант 22 (2012).
- Конспектирование – вторичный жанр научного стиля, который представляет собой письменную фиксацию основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста.
- Орден Святого Андрея Первозванного, который выдавался только в редких, исключительных случаях, был учреждён Петром I в 1698 году.
- Монголия – самое большое государство мира, которое не имеет выхода к морю.
- Скептик – это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
Вариант 23 (2012).
- На протяжении всей своей жизни И.И.Шишкин постоянно приезжал в отчий край, в котором словно черпал новые творческие силы.
- В 1885 году художник В.Д.Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, которые были привезены им из поездки на Восток.
- Бетховен продолжал общую линию развития жанров симфонии, сонаты, квартета, которая была намечена его предшественниками.
- Язык – это самая живая и прочная связь, которая соединяет все поколения в одно великое историческое целое – народ.
Вариант 24 (2012).
- Ф.И.Тютчев, который стал крупнейшим представителем русской философской лирики, написал свое первое стихотворение в одиннадцать лет.
- Комната, в которой лежал Илья Ильич Обломов, с первого взгляда казалась прекрасно убранной.
- Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.
- Пьеса Горького «На дне», которая была написана в 1902 году, изображала жизнь «бывших» людей.
Вариант 25 (2012).
- Из заграничной поездки Тургеневы вернулись в материнское имени Спасское-Лутовиново, которое находилось недалеко от Мценска.
- Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, – это легкость ухода за ним.
- Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия Солнца.
- Крыша, которую покрыли гибкой черепицей, будет десятилетиями защищать дом от воды.
Вариант 26 (2012).
- Уникальным явлением в жанре эссе стал роман Герцена «Былое и думы». Который назван «эссеическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма».
- В наше время непрерывно растет объем информации, которая передается по глобальным линиям магистральной связи.
- Цель реферата – передать основную, существенную, новую информацию, которая содержится в реферируемом документе.
- Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь равномерно, излучает электромагнитные волны.
Вариант 27 (2012).
- Математическая теория передачи информации многим обязана существованию простого выражения, которое является мерой свободы выбора в сообщениях.
- В наше время непрерывно растет объем информации, которая передается по глобальным линиям магистральной связи.
- В обширном арсенале средств современной медицины железо остается неизменным компонентом при лечении малокровия как средство, которое улучшает состав крови.
- Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь равномерно, излучает электромагнитные волны.
Вариант 28 (2012).
- Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистической традиции.
- Художественная роспись тканей – своеобразный вид оформления текстильных изделий, который уходит своими корнями в глубокую древность.
- Спор – это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.
- Художественный мир Мастера характеризуется рядом предметных деталей, которые приобретают символическое значение.
Вариант 29 (2012).
- Есть множество приемов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
- Есть люди, которые с самого раннего детства несут на себе какой-то отпечаток избранности.
- Железо входит в состав гемоглобина, который содержится в эритроцитах.
- По слухам, которые иногда доходят до нас, Ольга стала успешной предпринимательницей.
Вариант 30 (2012).
- Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы.
- Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит солнечная энергия.
- И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
- Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой.
Ответы
Вариант 1 (2012). | 2 |
Вариант 2 (2012). | 3 |
Вариант 3 (2012). | 3 |
Вариант 4 (2012). | 1 |
Вариант 5 (2012). | 3 |
Вариант 6 (2012). | 4 |
Вариант 7 (2012). | 3 |
Вариант 8 (2012). | 3 |
Вариант 9 (2012). | 2 |
Вариант 10 (2012). | 1 |
Вариант 11 (2012). | 3 |
Вариант 12 (2012). | 3 |
Вариант 13 (2012). | 2 |
Вариант 14 (2012). | 4 |
Вариант 15 (2012). | 3 |
Вариант 16 (2012). | 2 |
Вариант 17 (2012). | 1 |
Вариант 18 (2012). | 1 |
Вариант 19 (2012). | 1 |
Вариант 20 (2012). | 3 |
Вариант 21 (2012). | 3 |
Вариант 22 (2012). | 4 |
Вариант 23 (2012). | 1 |
Вариант 24 (2012). | 2 |
Вариант 25 (2012). | 2 |
Вариант 26 (2012). | 4 |
Вариант 27 (2012). | 4 |
Вариант 28 (2012). | 3 |
Вариант 29 (2012). | 1 |
Вариант 30 (2012). | 4 |
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя ________________________________________ Дата _____
Тема: __________________________________________________________
Проблема: ______________________________________________________
_______________________________________________________________
Группа: _________________________________________________________
Моя роль (должность): ___________________________________________
Алгоритм преобразования придаточного определительного в причастный оборот:
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
Я справился с упражнением из учебника («3», «4» или «5») ____________
Тренажер ЕГЭ:
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 | |||||
Вариант 6 | Вариант 7 | Вариант 8 | Вариант 9 | Вариант 10 |
Я справился с упражнением тренажера («3», «4» или «5») ____________
Допишите определение. Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но сходные по значению. __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Самооценка
- Все ли члены группы принимали участие в работе?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
- Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.
Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.
Почти все сделали без меня.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Методический сценарий
Синтаксическая синонимия
(трансформация придаточного определительного в причастный оборот)
№ п/п | Параметр | Описание |
Учебный предмет | Русский язык | |
Ступень обучения и класс | Старшая школа, 10 класс | |
Тема занятия/урока | Синтаксическая синонимия | |
Цель занятия/урока | Познакомить с явлением синтаксической синонимии. Научить трансформировать придаточное определительное в причастный оборот. Подготовить учащихся к решению задания А6 ЕГЭ. | |
Ожидаемый учебный результат | – Мотивированное использование синонимов в устной и письменной речи; – формирование навыков проведения лексического анализа синтаксических конструкций с учетом явления синонимии; – умение ответить на вопрос А6 в формате ЕГЭ; – обогащение словарного запаса. | |
Длительность занятия/урока | Урок | |
Место проведения занятия/урока | В классе на уроке | |
Ход занятия/урока | Работа по соотнесению синонимических единиц с понятиями «лексика» и «синтаксис». Учащиеся убеждаются, что синонимия – понятие не только лексическое, но и синтаксическое. Учитель помогает учащимся разграничить знание/незнание и сформулировать мотивацию/целеполагание. Учащиеся выводят алгоритм преобразования придаточного определительного в причастный оборот. Выполняя упражнение из учебника, учащиеся закрепляют приобретённое умение. У них возникает необходимость дополнить определение синонимов. На экран выводится вариант 1 тренинга ЕГЭ (А6). Учащиеся подбирают к каждому предложению синонимический вариант. Там, где это не получается, находится ответ на вопрос задания: «В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?» Используя этот наглядный пример, учитель рассказывает о градационных рядах синонимов. Учащиеся отрабатывают новый материал, выполняя задание тренажера ЕГЭ (А6). В заключительной части урока учитель обсуждает с классом результаты выполнения задания, обращая внимание на умение распознавать На дом учащимся дается несколько вариантов заданий по выбору. Заканчивается урок рефлексией, учитывающей полученный результат и перспективу дальнейшего изучения этой обширной темы. | |
Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, «включения» учащихся в учебную деятельность | Задание 1. На доске закрепляются карточки-синонимы к глаголу УЧИТЬ. Учащимся предлагается соотнести синонимические единицы с понятиями «лексика» и «синтаксис». Они убеждаются, что синонимия – понятие не только лексическое, но и синтаксическое. Примечание: А) запоминать, развиваться, изучать – лексические единицы; Б) приобретать знания (словосочетание) – единица синтаксиса; В) который изучает синонимию (придаточное определительное) = изучающий синонимию (придаточный оборот) – синтаксические конструкции. | |
Материалы, служащие для первичного закрепления и/или применения изучаемого материала с четкой формулировкой учебной задачи | Задание 2. Придаточные определительные предложения замените обособленными определениями (упражнение № 388 из учебника Гольцова Н.Г.). Задание 3. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом? (Тренажер ЕГЭ – А6). | |
Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся, в т.ч. оценочные листы и листы продвижения по заданию, для самооценки и рефлексии | Учебный модуль, включающий в себя целеполагание, алгоритм преобразования придаточного определительного в причастный оборот, результат тренировочного тестирования, работу с определением синонимии, текущий и итоговый самоконтроль. | |
Классы учебно-познавательных | Приобретение знаний Освоение знаний: первичное и повторное | |
Организационная модель использования ИКТ | одно компьютеризованное рабочее место (учителя) мобильный класс или компьютеризованные рабочие места учащихся (обеспечивающие возможность индивидуальной работы или работы в парах) компьютеризованные рабочие места в школе или дома | |
Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ | Инструменты и средства ПК и общепользовательские универсальные инструменты (стандартное программное обеспечение): текстовый редактор поисковые сервисы Интернета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Урок русского языка 5 класс "Синонимы"
В технологической карте урока прослеживается деятельность учителя и обучающихся на всем протяжении урока. Обучающиеся с опорой на ранее полученные знания изучают тему " Синонимы", а затем закреп...
Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"
На уроке отрабатывается алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка" урока - дидактический материал подобран из книги В.Губарева...
Урок русского языка по теме"Лексические и стилистические синонимы.Их роль в тексте."
В уроке даётся понятие о лексических и стилистических синонимах,оттенках их значений.Вводится понятие контекстных синонимов и объясняется их роль в тексте....
Урок русского языка 5 класс "Синонимы"
Презентация к уроку даёт детям чёткое определение синонимов; знать о различии синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; о роли синонимов в с...
Урок русского языка 5 класс "Синонимы"
Данный урок будет незаменимым при изучении раздела "Лексика",5 класс....