Урок русского языка 5 класс "Синонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Данный урок будет незаменимым при изучении раздела "Лексика",5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Синонимы»
Тема урока: Синонимы.
Цели:
- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации занятия: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, словарь синонимов, елка, снежинки, еловые шишки, учебник.
Ход урока.
- Организационный момент. Здравствуйте, ребята.
Прозвенел звонок.
Начался урок. Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Ребята, какой раздел русского языка мы с вами изучаем? Сегодня мы будем говорить еще об одном понятии лексики, догадайтесь, о каком.
В стране русского языка
Не всё известно вам пока,
Но путешествовать начнёте
И сами до всего дойдёте.
Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока. И цели, которые стоят перед нами. Я вам в этом помогу, будьте внимательны!
2.Игровой этап урока
Учитель:
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Имена не схожи, но
Их значение равно.
Погляди: гиппопотам
Головой кивает нам.
Где? Там только бегемот
Из болот сюда идёт!
Подожди-ка, не кричи,
Здесь для спора нет причин:
Пусть слова не схожи, но
Их значение равно –
Верная примета,
Что синоним это!
Правильно, ребята, мы будем говорить о синонимах.
3. Повторение сведений о синонимах
-А что вы знаете о синонимах? (повторение) слайд.
4.Этимологический фрагмент урока
«Сино» обозначает- одинаковое значение. Слайд.
5.Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.
Учитель: А чем отличаются слова, записанные на доске?
Бегемот, гиппопотам (употреблением в речи, гиппопотам употребляется в научном стиле),
Разговор, болтовня (болтовня употребляется в разговорном стиле),
красный, алый(оттенками лексического значения) ,
бежать, мчаться (означает бежать с большой скоростью).
Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы ?
(существительными, прилагательными, глаголами ).
-Ребята, давайте посмотрим, какие оттенки имеет красный цвет. Слайды.
6.Объяснение материала
Красный, алый, багровый, багряный, гранатовый, кумачовый, рубиновый, пунцовый, коралловый, огненный, малиновый, вишневый, пурпурный, рдяный, пламенный. Итак, у нас получился синонимический ряд. Слайд.
Синонимический ряд-группа синонимов, состоящая из двух и более слов.
В синонимическом ряду один из синонимов
является главным. Это доминанта. Доминанта (главное слово в ряду синонимов)- красный. Слайд.
-А теперь , выразительно прочитаем стихотворение о любимой вами перемене. Слайд.
Что случилось в пятом классе?
Что за шум здесь, что за гам?
Скачут Таня, Витя, Саша,
Прыгают Наташа с Машей.
Засмеялись Толя с Пашей,
Прыснули от смеха Даши,
Захихикал и Захар.
Мимо парт несётся Сонька,
А за ней бежит Алёнка,
Мчатся, никого не видя,
Женька, Оля, Надя, Дима,
И летят во весь опор
Лена, Галя и Егор.
А в сторонке, у окошка,
Очень тихо, про себя,
Учит правило, наверно,
Ученик – отличник Гена.
Что же здесь произошло?
Это просто ПЕРЕМЕНА!
Словом, всё здесь хорошо!
- А сейчас выпишите из текста стихотворения все синонимы.
Случилось – произошло;
шум – гам;
скачут – прыгают;
засмеялись – прыснули – захихикал;
несётся – бежит – мчатся – летят;
очень тихо - про себя.
- А теперь и мы с вами отдохнем, сделаем перемену. Под музыку песни «Валенки».
7.Физминутка
Мы из леса выбегаем,
Валенки все обметаем.
Рукавички отряхнем.
Разогреемся немножко,
А теперь взглянём в окошко.
Ох, и зимушка-зима
Нам сугробы намела.
Глазками все поморгаем
И работать продолжаем.
8.Словарная работа.
Ребята, поищите по словарю синонимы к слову перемена.
Словарь синонимов.
Перемена, перерыв, передышка (разг.)
8.Составление синквейна
-Теперь составим СИНКВЕЙН к слову перемена
1строка-существительное(перемена)
2строка-2 прилагательных, раскрывающих тему (веселая, быстрая)
3строка-3 глагола(бегать, шутить, отдыхать)
4предложение.отношение к теме(Я очень ждал перемену)
5строка синоним темы :передышка
Градация –синонимический ряд с постепенным усилением или ослаблением значения.
- А теперь поработаем в группах.
Задания для 1 группы
- Расположите синонимы в порядке усиления признака
Подчеркните главное слово синонимического ряда
малый, небольшой, крохотный, маленький
Составьте возможные словосочетания
Серым, пасмурным (днем, костюмом)
Задания для 2 группы
- Расположите синонимы в порядке усиления признака
Подчеркните главное слово синонимического ряда
Великолепный, красивый, привлекательный, бесподобный
Составьте возможные словосочетания
О мокром, сыром (луге, воздухе)
Задания для 3 группы
- Расположите синонимы в порядке усиления признака
Подчеркните главное слово синонимического ряда
Забавный, нескучный, увлекательный, интересный
Составьте возможные словосочетания
Коричневые, карие (глаза, носки)
9.Работа с учебником
Поработаем с учебником. Выполним упражнение 366 из учебника. Прочитайте данный текст. Понравился ли он вам? Почему? В тексте очень много неоправданных повторов. Давайте попытаемся заменить повторяющиеся слова синонимами. Прочитайте получившийся текст. Какой текст звучит лучше, который был предложен или тот, который создали вы.
С помощью чего оказались связаны предложения в тексте?
Ребята поднимались на крутой холм. Взбираться было трудно, и они устали. Когда влезли на вершину холма, сели отдохнуть и полюбоваться окрестностью. Слайд.
10. Итоги урока
Итак, подведем итоги. Для чего нужны синонимы? Слайд.
1.Помогают избежать повторов.
2. Помогают передать мысль более точно, ясно.
3.Служат для связи предложений в тексте.
4.Делают речь эмоциональной, выразительной, красивой.
11.Рефлексия
-Ребята, я вам сейчас включу расслабляющую музыку. Какие бы вы синонимы к ней подобрали?
-Таким образом, синонимы необходимы в речи. Они наши друзья, так как помогают нам точно и образно выражать свои мысли, делают нашу речь яркой . выразительной, помогают избежать повторов при построении текстов.
11.Самооценка учащихся
-Вы хорошо поработали, ребята. А теперь на листах самооценки выполните проверочную работу.
Лист самооценки
Вариант 1
задание | баллы | |
1 | Подчеркни лишнее слово: загрустить, затужить, печаль, закручиниться | |
2 | Допишите синоним, определив основной цвет ряда: лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный | |
3 | Запишите синонимы в порядке усиления действия: восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять | |
4 | Восстановите пропущенное слово: зной,………, пекло | |
5 | Какая фигура речи использована в предложении: Море волнуется, бушует, ревет. |
Ответы. 1. Печаль. 2. Голубой. 3. Одобрять, хвалить, восхищаться, превозносить. 4. Жара. 5. Градация.
Лист самооценки
Вариант 2
задание | баллы | |
1 | Подчеркни лишнее слово: бесконечный, бескрайний, простор, беспредельный | |
2 | Допишите синоним, определив основной цвет ряда: васильковый, индиговый, ультрамариновый, сапфировый | |
3 | Запишите синонимы в порядке усиления действия: шептать, кричать, сказать, воскликнуть | |
4 | Восстановите пропущенное слово: дело, ………, работа | |
5 | Какая фигура речи использована в предложении: Я победил его, разгромил, уничтожил. |
Ответы. 1. Простор. 2. Синий. 3. Шептать, сказать, воскликнуть, кричать. 4. Труд. 5. Градация.
За каждый правильный ответ получаете 1 балл. Набрали 5 баллов- «5»,
4 балла- «4», 3 балла- «3».
12.Домашнее задание. Читать п. 68. Выполнить упр. 360 или 361.
- Мне было интересно с вами работать, ребята. Спасибо за урок! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...