Урок русского языка 5 класс "Синонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

В технологической карте урока прослеживается деятельность учителя и обучающихся на всем протяжении урока. Обучающиеся с опорой на ранее полученные знания изучают тему  " Синонимы", а затем закрепляют её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh._karta_sinonimy_serskaya_s.v.doc480.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет:  Русский язык

Класс:  5 класс

Базовый учебник:  авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова. 2013г. М., «Просвещение»

                                                               

Тема:  Синонимы ( 1 час 2-часовой темы).

Цель урока:   дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:  

- обучающие: научить различать  синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

- воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать   интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные:  расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

 Оборудование: учебник, презентация, компьютер, словари, раздаточный материал.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

               УУД

1.

Организационный  момент

 Приветственное слово учителя:

 - Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

УУД:

 личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2  

Актуализация знаний

Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их.                                                                    Все слова языка (лексика).                                                                                                                                                                                                    Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).                                                                                                                                      Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).                                                                                                                                 Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).                                                                                                                            Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).                                                                                                           

Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и самопроверку, ставят отметки в листе контроля.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

3.

Введение в тему

Сегодня мы познакомимся с новым явлением  лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки.

      На лесной опушке собрались звери на дремучее собрание. На повестке дня стоял один-единственный вопрос: как праздновать Новый год? Разговорились, расшумелись, раскричались лесные жители. Предложений было много, но волк удивил всех! Он предложил на новогоднюю ёлку вместо Деда Мороза и Снегурочки пригласить Кощея и Бабу-Ягу.

     Хихикнули зайцы, засмеялись лисы, улыбнулись степенные медведи…  Разве так празднуют Новый год!!! Но тут с неба спустилась маленькая, хрупкая снежинка и всё расставила по своим местам. И кого пригласить, и какие подарки попросить….

1.Назовите глаголы, характеризующие поведение лесных жителей во время собрания. Чем интересны эти глаголы? (Разговорились, расшумелись, раскричались).

2. Как отреагировали лесные жители на предложение волка ? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).     

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

(дополнительное задание: 1.Составить схемы предложений; Чем отличается строение этих предложений?)

Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение.

Работа у доски.

 

УУД:

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

4.

 Определение темы и целей урока.

-  Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: 

Синонимы – это … (примеры)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. 

Роль синонимов в речи…                                                                                                                                                                                                         

Формулируют  тему и цель урока.

УУД:

Регулятивные (формулировать   тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

5.

Открытие нового знания.

1. Объяснение новой темы.

Что же это за слова «синонимы»?

Постараемся выяснить и дополнить наши знания.

- Назовите слова, обозначающие место, где растёт много деревьев. 

Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Лес, роща, пуща, перелесок, дубрава, бор).

Лес - общеупотребительное слово и является стилитически нейтральным синонимом для остальных слов.

Роща - небольшой, чаще обособленный от основного лесного массива участок, состоящий обычно из одновозрастных деревьев лиственной породы (березы, дуба и др.).

Пуща - густой, непроходимый лес.

Перелесок - Небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков, или редкий лес, соединяющий лесные массивы.

Дубрава - равнинный лес с преобладанием дубовых деревьев.

Бор - хвойный лес.

- Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.

ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее.  Синонимы  отличаются оттенками лексического значения.

 Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.

Проблемное объяснение нового материала.

  УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. 

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

 

2. Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская,  М.Т. Баранов  др. Русский язык 5 класс: п. 67, с. 136-137).

Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

6.

Закрепление знания

  1. Предлагает выполнить упр. 349 ( по заданию)

Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой).

Предметные

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)

  1. Работа в группах

Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).

О чём стихотворение? Отгадайте

Всё зав..южу, зам…рожу!

Все тр…пинки занесу,

Заморочу, (не)пущу! (метель)

– Выбраться из заснеженного леса нам поможет наша снежинка. Но нужно выполнить её задания.

I.Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

II. Задания группам.

1-я снежинка (1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,

 Как много с ними канители,

 Как много шума, толкотни,

 Как надоели мне они! –

 Так проворчал мороз угрюмый

 И речку в лед сковал без шума.

2-я снежинка (2-я группа)

Зябнет осинка,

 Дрожит на ветру,

 Стынет на солнышке,

 Мерзнет в жару.

3-я снежинка (3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

 Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

 Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

 Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

– Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).

– Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).

Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

Задание по рядам, выполняют задание, один из группы отвечает.

Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)

Познавательные (поиск информации)

Регуляьтвные (анализ текстов)

  1. Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».

Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Рассматривают словари. Работают в группах. (6 групп)

Познавательные

7.

 

  1. Знакомство с определением синонимического ряда

- Перепишите синонимы в порядке усиления действия: 

  • Заговорили, зашумели, закричали, зашептались, завопили.

Группа синонимов - это синонимический ряд.

Градация - группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово  сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы.

 Познавательные:

 (использование знако-символических средств)  

Регулятивные

(контроль)   

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

8

Физминутка

(Музыкальный фрагмент А. Цфасмана «Снежинки».)

Давайте вообразим себя снежинками и подвигаемся

 под музыку.

Активизация мыслительной деятельности: тонкие и толстые вопросы.

Тонкие: 1) Какие снежинки? ( все разные)

2) Что между ними общего? (строение, все шестиконечные)

Толстые: 1). Что общего между снежинками и людьми? (все разные)

2) Почему снег скрипит под ногами? (ломаются кристал-

лики)

Двигаются под музыку.

Коммуникативные

9

Закрепление знаний (продолжение)

Определение роли синонимов в речи

  1. Ввод понятия контекстные синонимы.

Два отрывка совсем разные по ритму, подберите синонимы –

 наречия к каждому муз. фрагменту.

быстро                             медленно

стремительно                  плавно

весело                              грустно

 - Составьте с этими словами предложения;

Снежинки кружились медленно, плавно, грустно.

 - Можно ли считать  синонимами слова медленно – грустно,  

Если оторвать их от предложения? Эти синонимы

называются контекстными.

  1. Редактирование текста. Детям предлагается  текст с

повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами. 

Пролетала наша снежинка над лесом и услышала плач зайчонка.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.                                                                                                                                                                           Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.           

(Найти в тексте предложение соответствующее схеме)                                                                                                         (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении)                                                                                                                                  Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы?                                                                         Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы?                                                                                                                                 Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок                                                                                                                                                                                              

Работают с синонимами, составляют предложения, делают выводы

Редактируют текст, делают выводы.

Коммуникативные (постановка вопроса)

Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

  1. Задание ЕГЭ

Укажите предложение, в котором используются синонимы.

 5.Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. 6. Страшный зной, голод, жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки, беспрестанные рыдания женщин – всё слилось в погребальную музыку.

       19. Шведский король просит, умоляет, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой…. 22. Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом  глубоких социологических, философских и психологических обобщений.

  - В чём особенность этого синонимического ряда?

( градация)

 

Читают предложения, находят синонимы, определяют тип синонимического ряда.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

Познавательные (постановка и решение проблемы)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения)

8.

Контроль усвоения материала

Упражнение учебника 367

Работают по заданию учебника.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

9.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке. ( лист оценивания)

Регулятивные (самооценка)

Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание)

10.

Рефлексия

СИНКВЕЙН (Работают в группах, 1 группа защищает синквейн, остальные корректируют)

Подобрать слова помогает § учебника

 1.Синонимы

 2..  близкие  (по значению)                                  

     Синонимический (ряд)         

3.  отличаются (оттенками в значении)        

     помогают  ( разнообразить речь, избегать грам. ошибок)  

     служат ( для связи предложений)

4. Синонимы помогают разнообразить речь

5. слова, лексика.

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Синонимы – это … (примеры ..)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. 

Роль синонимов в речи…                                                                                                                                                                                                         

Составляют, добывают информацию, защищают каждое слово.

Рефлексия. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные  (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

  

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)

8.

 Домашнее задание

§67 Сочинение ( 50 слов)

  •  Какая я, снежинка?
  • О чем хочу вам рассказать?
  • О чем я думаю, когда лечу?
  • Какие ощущения возникают, ведь я лечу из дома в гости?
  • Как меня встретят?
  • Что меня ждет?

Использовать как можно больше синонимов.

Синонимы подчеркнуть.

Записывают домашнее задание

Личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...