Урок русского языка 5 класс "Синонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
В технологической карте урока прослеживается деятельность учителя и обучающихся на всем протяжении урока. Обучающиеся с опорой на ранее полученные знания изучают тему " Синонимы", а затем закрепляют её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_sinonimy_serskaya_s.v.doc | 480.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предмет: Русский язык
Класс: 5 класс
Базовый учебник: авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова. 2013г. М., «Просвещение»
Тема: Синонимы ( 1 час 2-часовой темы).
Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.
Задачи:
- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, словари, раздаточный материал.
Ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный момент | Приветственное слово учителя: - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся). | Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях | УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2 | Актуализация знаний | Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). | Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и самопроверку, ставят отметки в листе контроля. | Регулятивные (контроль, коррекция знаний). |
3. | Введение в тему | Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки. На лесной опушке собрались звери на дремучее собрание. На повестке дня стоял один-единственный вопрос: как праздновать Новый год? Разговорились, расшумелись, раскричались лесные жители. Предложений было много, но волк удивил всех! Он предложил на новогоднюю ёлку вместо Деда Мороза и Снегурочки пригласить Кощея и Бабу-Ягу. Хихикнули зайцы, засмеялись лисы, улыбнулись степенные медведи… Разве так празднуют Новый год!!! Но тут с неба спустилась маленькая, хрупкая снежинка и всё расставила по своим местам. И кого пригласить, и какие подарки попросить…. 1.Назовите глаголы, характеризующие поведение лесных жителей во время собрания. Чем интересны эти глаголы? (Разговорились, расшумелись, раскричались). 2. Как отреагировали лесные жители на предложение волка ? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись). Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. (дополнительное задание: 1.Составить схемы предложений; Чем отличается строение этих предложений?) | Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение. Работа у доски. |
УУД: Регулятивные (поиск и выделение информации). Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения). Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения). |
4. | Определение темы и целей урока. | - Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: Синонимы – это … (примеры) Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. Роль синонимов в речи… | Формулируют тему и цель урока. | УУД: Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование). Познавательные (формулирование проблемы) |
5. | Открытие нового знания. | 1. Объяснение новой темы. Что же это за слова «синонимы»? Постараемся выяснить и дополнить наши знания. - Назовите слова, обозначающие место, где растёт много деревьев. Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Лес, роща, пуща, перелесок, дубрава, бор). Лес - общеупотребительное слово и является стилитически нейтральным синонимом для остальных слов. Роща - небольшой, чаще обособленный от основного лесного массива участок, состоящий обычно из одновозрастных деревьев лиственной породы (березы, дуба и др.). Пуща - густой, непроходимый лес. Перелесок - Небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков, или редкий лес, соединяющий лесные массивы. Дубрава - равнинный лес с преобладанием дубовых деревьев. Бор - хвойный лес. - Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами. ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения. | Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод. | Проблемное объяснение нового материала. УУД: Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. Познавательные (наблюдение, поиск информации).
|
2. Работа с текстом учебника. Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский язык 5 класс: п. 67, с. 136-137). | Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы. | Познавательные (наблюдение, поиск информации). | ||
6. | Закрепление знания |
| Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой). | Предметные Познавательные (общеучебные действия) Регулятивные (контроль) |
Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах). О чём стихотворение? Отгадайте Всё зав..южу, зам…рожу! Все тр…пинки занесу, Заморочу, (не)пущу! (метель) – Выбраться из заснеженного леса нам поможет наша снежинка. Но нужно выполнить её задания. I.Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. II. Задания группам. 1-я снежинка (1-я группа) Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума. 2-я снежинка (2-я группа) Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. 3-я снежинка (3-я группа) Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. (Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ). – Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи). – Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные). Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы? | Задание по рядам, выполняют задание, один из группы отвечает. | Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения) Познавательные (поиск информации) Регуляьтвные (анализ текстов) | ||
Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду. | Рассматривают словари. Работают в группах. (6 групп) | Познавательные | ||
7. |
|
- Перепишите синонимы в порядке усиления действия:
Группа синонимов - это синонимический ряд. Градация - группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного. | Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы. | Познавательные: (использование знако-символических средств) Регулятивные (контроль) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) |
8 | Физминутка | (Музыкальный фрагмент А. Цфасмана «Снежинки».) Давайте вообразим себя снежинками и подвигаемся под музыку. Активизация мыслительной деятельности: тонкие и толстые вопросы. Тонкие: 1) Какие снежинки? ( все разные) 2) Что между ними общего? (строение, все шестиконечные) Толстые: 1). Что общего между снежинками и людьми? (все разные) 2) Почему снег скрипит под ногами? (ломаются кристал- лики) | Двигаются под музыку. | Коммуникативные |
9 | Закрепление знаний (продолжение) | Определение роли синонимов в речи
Два отрывка совсем разные по ритму, подберите синонимы – наречия к каждому муз. фрагменту. быстро медленно стремительно плавно весело грустно - Составьте с этими словами предложения; Снежинки кружились медленно, плавно, грустно. - Можно ли считать синонимами слова медленно – грустно, Если оторвать их от предложения? Эти синонимы называются контекстными.
повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами. Пролетала наша снежинка над лесом и услышала плач зайчонка. Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Найти в тексте предложение соответствующее схеме) (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок | Работают с синонимами, составляют предложения, делают выводы Редактируют текст, делают выводы. | Коммуникативные (постановка вопроса) Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова) Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы) |
Укажите предложение, в котором используются синонимы. 5.Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. 6. Страшный зной, голод, жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки, беспрестанные рыдания женщин – всё слилось в погребальную музыку. 19. Шведский король просит, умоляет, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой…. 22. Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом глубоких социологических, философских и психологических обобщений. - В чём особенность этого синонимического ряда? ( градация)
| Читают предложения, находят синонимы, определяют тип синонимического ряда. | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) Познавательные (постановка и решение проблемы) Коммуникативные (умение выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения) | ||
8. | Контроль усвоения материала | Упражнение учебника 367 | Работают по заданию учебника. | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) |
9. | Итог урока | Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке. | Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке. ( лист оценивания) | Регулятивные (самооценка) Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание) |
10. | Рефлексия | СИНКВЕЙН (Работают в группах, 1 группа защищает синквейн, остальные корректируют) Подобрать слова помогает § учебника 1.Синонимы 2.. близкие (по значению) Синонимический (ряд) 3. отличаются (оттенками в значении) помогают ( разнообразить речь, избегать грам. ошибок) служат ( для связи предложений) 4. Синонимы помогают разнообразить речь 5. слова, лексика. Ребята, продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы повторили… 2.Мы узнали… 3.Научились … 4.Самым интересным мне показался тот момент, когда … 5.Трудным для меня стало… Синонимы – это … (примеры ..) Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. Роль синонимов в речи… | Составляют, добывают информацию, защищают каждое слово. Рефлексия. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные (рефлексия деятельности) Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Личностные (самоопределение, самооценка)
Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности) |
8. | Домашнее задание | §67 Сочинение ( 50 слов)
Использовать как можно больше синонимов. Синонимы подчеркнуть. | Записывают домашнее задание | Личностные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...