Урок русского языка 5 класс "Синонимы"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Презентация к уроку даёт детям чёткое определение синонимов; знать о различии синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; о роли синонимов в создании точности, выразительности мысли; о синонимических рядах и выборе из них слов в соответствии со стилем высказывания, о синонимической доминанте. Поможет научить учащихся подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями; пользоваться словарём синонимов, употреблять синонимы в речи с целью её обогащения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку "Синонимы" | 1.91 МБ |
Технологическая карта урока | 71.5 КБ |
Приложение к уроку | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: Синонимы
Цели:
Образовательная: помочь детям понять определение синонимов; знать о различии синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; о роли синонимов в создании точности, выразительности мысли; о синонимических рядах и выборе из них слов в соответствии со стилем высказывания, о синонимической доминанте.
Развивающая: научить учащихся подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями; пользоваться словарём синонимов, употреблять синонимы в речи с целью её обогащения.
Воспитывающая: продолжать воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.
Оборудование: мультимедийная презентация Power Point, раздаточный материал.
Этапы урока | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | № слайдов 1, 2 | ||
Знания | Умения | ||||||
1.Организационный момент | Подготовка учащихся к работе | Организация внимания | Умение организоваться | Словесный | Коллективная | ||
Деятельность учителя Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, объявление целей урока. | Деятельность учащихся Включение в работу, знакомство с целями урока. | ||||||
2. Словарно-орфографическая работа | Цель этапа Знакомство с происхождением слова синонимы | Компетенции | Методы | Формы | № слайдов 3 | ||
Знания Значение, этимология слова – синонимы | Умения Уметь использовать синонимы в речи | Словесный | Коллективная | ||||
Деятельность учителя Запись слова на доске, объяснение значения слова | Деятельность учащихся Работа в тетради, запоминание значения слова | ||||||
3.Усвоение новых знаний | Цель этапа: помочь учащимся научиться находить синонимы в тексте, составлять синонимические ряды, работать со словарём синонимов, обогащать свою речь, используя синонимы | Компетенции | Методы Частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | Формы Коллективная , индивидуальная, диалоговая, словесная | № слайдов | ||
Знания: Различать оттенки значений синонимов, синонимический ряд, синонимическая доминанта, градация | Умения: Находить синонимы в тексте, составлять синонимические ряды, выделять доминантное слово, находить контекстуальные синонимы | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Работа с определением значения Наблюдение 1. Учащиеся записывают предложения в тетрадь и рассматривают иллюстрации. В лесу мы увидели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся – Укажите слова, которые обозначают один и тот же предмет? – Подумайте, почему лося называют ещё сохатым? – Какое из этих слов чаще встречается в письменной речи, а какое – в устной? | Запись предложений в тетрадь. Нахождение синонимов. Чтение определения по учебнику. Вывод 1. Синонимы различаются сферой их употребления в речи. | 4,5 | |||||
Работа над значением различии синонимов оттенками значений Наблюдение 2. Рассматриваем предметы, обозначенные словами Лодка ладья чёлн челнок и делаем вывод | Учащиеся делают Вывод 2 Учащиеся записывают слова Лодка ладья чёлн челнок и делают вывод Синонимы различаются оттенками значений. | 6,7,8,9 | |||||
Работа над понятием синонимический ряд и выбор из него слова в соответствии со стилем высказывания, синонимическая доминанта. Наблюдение 3. Слово учителя Русский язык богат синонимами, они составляют одну из главных особенностей русского языка. Многие слова имеют не один синоним, а несколько. В этом случае они составляют синонимический ряд. Первое слово называется доминантой и имеет общее значение для всех слов в синонимическом ряду. | Учащиеся рассматривают картинки и образуют имена прилагательные, обозначающие цвет и делают вывод. Вывод 3 В каждом синонимическом ряду есть главное (стержневое) слово. Это слово является стилистически-нейтральным. В синонимическом ряду оно стоит первым. | 10,11.12,13,14,15,16,17,18,19,20 21,22,23 | |||||
Работа над изобразительно-выразительными средствами языка Наблюдение 4. Предлагаем детям рассмотреть сайды и записать слова Большой громадный огромный гигантский исполинский колоссальный и сообщаем учащимся, что такое расположение слов является изобразительно-выразительным средством и называется градация
| Учащиеся рассматривают картинки и образуют имена прилагательные, обозначающие размер предмета – большой громадный огромный гигантский исполинский колоссальный и делают вывод. Вывод 4. Учащиеся делают вывод, что синонимы можно расположить в порядке увеличения или уменьшения признака. Запоминание значения термина – градация | 24,25,26,27,28, 29, 30 | |||||
Работа над ролью синонимов в создании точности, выразительности мысли Наблюдение 5. Записываем диктант Петух Я сидел во дворе на лавочке и смотрел на петуха. Он разгуливал по молодой зелёной травке и клевал букашек. И алый гребень, и пёстрый хвост, и точёные шпоры на его жёлтых сапожках – горело, сверкало, переливалось. – Найдите в тексте синонимы – Понаблюдаем, как изменяется смысл и звучание последнего предложения, если опустить сначала синоним переливалось, а затем сверкало. | Записывают предложения, находят синонимы, переконструируют предложения и делают вывод. Вывод 5. Употребляя два-три синонима рядом, можно усилить их общее основное значение, более полно охарактеризовать предмет, более завершено выразить мысль. | 31,32 | |||||
Работа над термином – контекстуальные синонимы Наблюдение 6. Работа с текстом. У каждого ребёнка карточка с текстом. Задание: Выписать слова, которыми автор называет медведя. Приятная встреча ожидала нас в пути. Спустившись в лощину, мы увидели медведя. На ярком фоне снега отчётливо была видна его чёрная туша. Зверь стоял как бы задумавшись. Малейшего движения было достаточно, чтобы испугать мишку. С необычайной лёгкостью метнулся косолапый в сторону и, вытягиваясь, быстро умчался. Несколько мгновений мы наблюдали, как улепётывает по снегу перепуганный топтыгин, и, довольные приятной встречей, бодро двинулись дальше. – Являются ли эти слова синонимами эти слова вне текста? Такие слова, которые являются синонимами только в тексте, называются контекстуальными синонимами. | Учащиеся выписывают слова – медведь, туша, зверь, мишка, косолапый, топтыгин. Вывод 6. Есть слова, которые являются синонимами только в тексте. В тексте они являются сцепляющими словами. | 33, 34 | |||||
Зрительный диктант. Лазурь небесная смеётся, ночной омытая росой. | Учащиеся записывают предложение в тетрадь по памяти | 35 | |||||
Добавить в синонимический ряд имён прилагательных доминантное слово: – Травяной, изумрудный, малахитовый. – Лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный. – Золотой, янтарный, шафранный, лимонный, канареечный, соломенный, яичный, горчичный. – Стальной, мышиный, пепельный, дымчатый, шаровый. – Кубовый, васильковый, индиговый, ультрамариновый, сапфировый.
| Учащиеся определяют значение слов в синонимическом ряду и добавляют доминантное слово: 1. Зеленый 2. Голубой 3. Желтый 4. Серый 5. Синий Отвечают на вопрос – Как называются эти слова в синонимическом ряду? | 36, 37 | |||||
Изложение-миниатюра Синонимы – наши большие друзья и помощники. Они близки по значению, но отличаются оттенками или сферой употребления.
| |||||||
Предварительный просмотр:
- Прочитайте текст и озаглавьте его.
- Выпишите из текста слова, которыми автор называет медведя.
Приятная встреча ожидала нас в пути. Спустившись в лощину, мы увидели медведя. На ярком фоне снега отчётливо была видна его чёрная туша. Зверь стоял как бы задумавшись. Малейшего движения было достаточно, чтобы испугать мишку. С необычайной лёгкостью метнулся косолапый в сторону и, вытягиваясь, быстро умчался.
Несколько мгновений мы наблюдали, как улепётывает по снегу перепуганный топтыгин, и, довольные приятной встречей, бодро двинулись дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...