О чём говорят устаревшие слова? Урок русского языка в 6 классе.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе.Раздел "Лексика".Конспект урока прилагается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_chyom_govoryat_ustarevshie_slova._urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.zip | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «О чём говорят устаревшие слова»
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебники, толковые словари С.И.Ожегова, компьютерная презентация (см. Приложение к уроку)
Цели урока:
- Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова»;
- выяснить причины устаревания слов в русском языке;
- совершенствовать навыки работы со словарём, с текстом;
- выяснить, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.
Ход урока.
1. Организационный момент. Настрой на работу.
2.Проверка д/з (устно).
Разминка (Слайд2)
.
Учитель:
Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие.
Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становиться малоупотребительным, а потом и вовсе исчезает. Так среди обиходных слов появляются устаревшие .
Итак, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?
Учащиеся:
(Сегодня на уроке речь пойдёт об устаревших словах).
Учитель:
Сформулируйте тему нашего урока и запишите её в тетради.
Учащиеся:
Тема будет звучать так:
«О чём говорят устаревшие слова». (слайд №3).
Учитель: Каковы же цели нашего урока?
Учащиеся: формулируют цели урока (слайд №4)
.
4. Знакомство с новым материалом. Приём «Следопыт»
Учащиеся работают с учебником самостоятельно(по вариантам) по заданию (слайд №5). ,
.
Затем заслушиваем ответы учащихся.
5. Тренировочные упражнения. «Переводчики»
- (слайд №6, задание 1).
- (слайд №7, задание №2)
Заочная экскурсия в крестьянскую избу .
Давайте и мы с вами побываем в крестьянской избе. (Работа с картиной «В крестьянской избе», работа с толковым словарём С. И. Ожегова.
- (слайд №8 -10 ) Работа с текстом
Приложение 1
Текст для мальчиков
Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.
(Вл. Волков)
- Определите тему текста, озаглавьте его.
- Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ.
- Запишите ответ в виде словарной статьи.
Текст для девочек
Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.
Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.
Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.
(Вл.Волков)
- Определите тему текста, озаглавьте его.
- Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО.
- Запишите ответ в виде словарной статьи.
- Задание «Знатоки» (слайд №11)
6. Подведение итогов урока. (слайд №12)
7. Домашнее задание (слайд №13)
8.Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
9.Рефлексия (Слайд №14)
10. Спасибо за работу на уроке.(Слайд №15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...
Комментарии
О чём говорят устаревшие слова?
Урок русского языка в 6 классе.