О чём говорят устаревшие слова? Урок русского языка в 6 классе.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Москвина Марина Александровна

Урок русского языка в 6 классе.Раздел "Лексика".Конспект урока прилагается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «О чём говорят устаревшие слова»

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебники, толковые словари С.И.Ожегова, компьютерная презентация (см. Приложение к уроку)

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова»;
  2. выяснить причины устаревания слов в русском языке;
  3. совершенствовать навыки работы со словарём, с текстом;
  4. выяснить, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.

Ход урока.

1. Организационный момент. Настрой на работу.

2.Проверка д/з (устно).

Разминка (Слайд2)

.

 

Учитель:

Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие.

Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становиться малоупотребительным, а потом и вовсе исчезает. Так среди обиходных слов появляются устаревшие .

Итак, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

Учащиеся:

(Сегодня на уроке речь пойдёт об устаревших словах). 

Учитель:

 Сформулируйте тему нашего урока и запишите её в тетради. 

Учащиеся:

Тема будет звучать так:

«О чём говорят устаревшие слова». (слайд №3). 

Учитель:  Каковы же цели нашего урока? 

Учащиеся: формулируют цели урока (слайд №4)

.

4. Знакомство с новым материалом. Приём «Следопыт»

Учащиеся работают с учебником самостоятельно(по вариантам)  по заданию (слайд №5). ,

.

Затем заслушиваем ответы учащихся.

5. Тренировочные упражнения. «Переводчики»

  1. (слайд №6, задание 1).
  2. (слайд №7, задание №2) 

Заочная экскурсия в крестьянскую избу .

Давайте и мы с вами побываем в крестьянской избе.  (Работа с картиной  «В крестьянской избе», работа с толковым словарём С. И. Ожегова.

  1. (слайд №8 -10 ) Работа с текстом 

Приложение 1

Текст для мальчиков

Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.

(Вл. Волков)

  1. Определите тему текста, озаглавьте его.
  2. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ.
  3. Запишите ответ в виде словарной статьи.

Текст для девочек

Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.

Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.

Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.

(Вл.Волков)

  1. Определите тему текста, озаглавьте его.
  2. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО.
  3. Запишите ответ в виде словарной статьи.

  1. Задание «Знатоки» (слайд №11) 

6. Подведение итогов урока. (слайд №12) 

7. Домашнее задание (слайд №13) 

8.Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

        

9.Рефлексия (Слайд №14)

10. Спасибо за работу на уроке.(Слайд №15)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...


 

Комментарии

Москвина Марина Александровна

Урок русского языка в 6 классе.