Путешествие в страну Морфемики и Орфографии
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Обобщающий урок , 5 класс «Путешествие в страну Морфемики и Орфографии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_urok.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Обобщающий урок , 5 класс «Путешествие в страну Морфемики и Орфографии».
С.А.Бондаренко
МАОУ СОШ № 15
Ст. Гостагаевская
(Анапа, Краснодарский край)
В статье описан урок обобщающий русского языка в 5 классе по теме «Путешествие в страну морфемики и орфографии», урок построен с использованием элементов игровых технологий.
Ключевые слова:
Цели урока:
- повторить , обобщить и закрепить знания по данному разделу;
- воспитывать интерес к русскому языку;
- формировать в детях патриотизм и гордость за свою малую родину;
- развивать орфографическую зоркость;
Оборудование: карта путешествия, дворец Морфемики и дворец Орфографии, музыка Э.Грига «Утро»,
Ход урока.
I. Организация класса.
II. Сообщение темы урока, постановка цели. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы отправляемся в путешествие – плавание по Стране морфемики и орфографии. Этой страны вы не найдёте на географической карте. Путешествуют по этой стране на корабле знаний. Слайд 1. Я думаю, что ваши знания по разделу «Морфемика и орфография» помогут преодолеть проливы, препятствия, которые встретятся во время плавания. На островах, которые выделены коричневым цветом, безжизненных и пустынных, появятся зелёные ростки ваших знаний.
Мы с вами повторим то, что узнали при изучении этого раздела.
Но чтобы отправиться в путь, нам надо приобрести билеты. Билет считается купленным, если класс правильно выполнил задание.
III. Работа с классом. Слайд 2. 1 тропинка.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их выбор
Было это поздней осенью. Ночью мы ра…пол…жились в л…су, Ра…ожгли костёр, ра…огрели чай. На небе стоит полная луна. От неё ра…ходятся лучи.
2 тропинка.
Спишите, вставляя пропущенные слова. Объясните графически написание букв о – а в корнях с чередованием.
1. Недавно мы узнали о новом … к газете «Аргументы и факты».2.Школьники … цветы к Могиле Неизвестного солдата. 3. Мы живём в городе …, который … на реке Дон.4.По всей России … белоствольные берёзки.5.На могучем дубе молодая … .
Слова для справок: поросль, Ростов, растут, расположился, приложение, возложили.
Работа с текстом на доске. Слайд3.
На доске слова А Костецкого. Прочитайте внимательно.
«Что такое Родина? Солнце, лес, дыхание пашен. Сад в цвету, где не молкнут пчёлы, и твой дом, и огни твоей школы. Наша Родина- труд и праздник, сто дорог для себя самых разных, и любовь твоя к папе и маме, и ты сам – не один, а с друзьями…»
- А что такое Родина для вас?
- Послушайте задании. Найдите в тексте слова, к которым можно подобрать 2-3 однокоренных слова, где можно наблюдать чередование звуков, беглые гласные. Выпишите их.
Чередование звуков: дыхание – дышать, дорог - дорожный, молкнуть – молчат, друзьями – дружный, подруга.
Беглые гласные: - пашен – пашни, огни – огонь.
- Ответьте на вопрос: что называется чередованием?
Корабль отплывает. Билеты куплены. Следующая обстановка не близко. И пассажиры будут коротать время за выполнением устного задания.
IV. Игра «Помогите Стасу Прогулкину» Слайд №4
1.Шёпот Стас написал с буквой о.»После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Стас?
2.Расчистил Стас написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки , оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?
3.Вырастали у Прогулкина написано с буквой о. рядом стоит проверочное слово – рослый. А как надо?
4.Цыган Стас написал с и. « В корне слова после ц пишется и, это я точно помню я»,- сказал Стас. Почему он неправ?
V. Фронтальный опрос.
- Мы приближаемся к острову Морфем. Но чтобы нам разрешили выйти на берег, нам придётся ответить на несколько вопросов.
1. Что изучает морфемика?
2.Что такое морфемы?
3.Как найти окончание и основу слова?
4.Что такое корень?
5.для чего служит в слове приставка и суффикс?
- Вы видите, что на острове видны большие чёрные точки. Это самые крупные города острова Морфем. Но ураган унёс таблички с названиями городов, нам придётся их восстановить.
- Как называются города на острове Морфем?
(Приставка, Корень, Суффикс, Окончание).
VI.Словарный диктант на основе загадок.
Чтобы удачно переплыть пролив орфограмм, нужно выполнить следующее задание.
- Я читаю вам загадку, а вы записываете ответ.
- Вспомните. В каких случаях в корне слова после шипящих пишется Е, а когда О? (В корне слова после шипящих под ударением пишется Е,без ударения О.
- Посмотрите на карту. На острове Е-О в корне после шипящих есть река Слов- исключений. Назовите слова исключения.( Шомпол, трущоба, крыжовник, шов, шорох, обжора, капюшон).
- А в каких случаях пишется в корне И-Ы после Ц?( И пишется в корне и словах на – ция, Ы- в окончаниях и суффиксах).
- А река слов- исключений? (Слова – исключения: цыкнуть, цыплёнок, цыган, на цыпочках).
Я читаю вам загадку, а вы записываете ответ. Слайд №4
Костяная спинка,
Жестяная щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щётка)
По пригоркам, по равнинам
Я веду свою машину.
Я люблю дорог простор ,
А зовут меня… (шофёр)
По десятке на шесточке
Сели умные кружочки
И считаю громко вслух,
Только слышно: стук да стук.
(Счёты)
Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
(Пчёлы)
Зубастая пила
В лес густой с утра пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила.
(Расчёска)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Жёлудь)
Он циркач такой лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу.
Уцепился – и ни шагу.
(Циркуль)
Пятёрка братьев неразлучна.
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером.
Пилою, ложкой, топором.
(Пальцы)
Явился в жёлтой шубке.
Прощайте, две скорлупки.
(Цыплёнок)
VII. Работа с сигнальными карточками.
_Что- то штормит на Море приставок на З и С.Давайте вспомним правила написания З и С в приставках.
- Прочтите стихотворение:
Не забудьте, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-, вз-,
Перед согласными глухими
Быстро сменят З на С.
- Приготовьте сигнальные карточки с буквами З и С.
Бережливый, бесшумный, беззаботный, истратить. Испытать. Раскрасить. Расписать, безжалостный, исчезать. Беспредельный, бесснежный, бесчеловечный, растаять, расписать, безвкусный.
IX.Работа с перфокартой.
Перед нами открылся большой остров, который разделён на две части: О- А в корне –ЛАГ-, -ЛОЖ- и О-А в корне – РАСТ-, -РОС-.
- Вспомните правила написания гласных в корнях слов.
Приготовьте листочки и перфокарты. Тема работы с перфокартой «О-А в корне –РАСТ-, -РОС- «
1.Заросли вырастали отрасль
2.Растут отрасти поросль
3.Растительный растение взросление
4.Росток подросли водоросли
5. Малорослый растительность прорастают
6.Выращенный росла росточек
7.Расти сращение вырос
8.Зарастать нарастёт возрастаю
9.Вырастаю взрослый Ростов
- Выборочный диктант.
Выпишите в правый столбик слова с А в корне –ЛАГ-, с О в корне –ЛОЖ- в левый столбик.
Предложение, сложение, излагать, прилагательное, слагаемое, приложение, изложение, предлагать, расположение, полагается.
XI. Кроссворд.
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. | |||||||
9. |
1 Движение с целью набрать скорость. (Разбег)
2.Солёная вода для засолки овощей. (Рассол)
3. Место раздвоения железнодорожного пути. (Развилка)
4. Молодые растения, выращенные для пересадки. (Рассада)
5. Сбор сведений о противнике. (Разведка)
6. Словесное сообщение о чём - либо. (Рассказ)
7. Полное поражение кого - либо. (Разгром)
8. Время восхода солнца. (Рассвет)
9. Расставание (Разлука)
- Подведение итогов урока.
- Справившись со всеми заданиями, преодолев все препятствия, мы берём курс домой.
Путешествие подошло к концу, и мы опять дома.
- Чем мы сегодня занимались на уроке? Что повторяли ?Что лично запомнил каждый из вас?
Домашнее задание.
Подготовиться к диктанту.д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Путешествие в страну "Морфемику"
Урок обобщающего повторения...
Путешествие в страну Морфемику
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса....
Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение изученного по теме «Морфемика»»(Путешествие в страну «Морфемика»)
Итоговый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика" в форме урока- путешествия по стране Морфемика с героями сказки "Золушка". Вместе с героями ребятам предстоит выполнить задания по всем...
урок русского языка в 6 классе "Путешествие в страну Морфемику"
Урок русского языка в 6 классе в активной форме позволяет повторить изученный в разделе "Морфемика" материал. На уроке используется НРК....
Конспект урока: Путешествие в страну «Морфемика и Орфография».
конспект урока...
Презентация урока :Путешествие в страну «Морфемика и Орфография».
презентация урока...
Урок - путешествие по стране "Морфемика" 6 класс ( правописание гласных с чередованием в корнях) по ФГОСу
В конспекте урока показаны некоторые методы и приёмы системно -деятельностного подхода в обучении детей с ДЦП , используемые на уроках русского языка в 6 классе....