Путешествие в страну Морфемики и Орфографии
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Бондаренко Светлана Александровна

Обобщающий урок , 5 класс «Путешествие в страну Морфемики и Орфографии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_urok.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

           Обобщающий урок , 5 класс «Путешествие в страну Морфемики и Орфографии».

С.А.Бондаренко

МАОУ СОШ № 15

Ст. Гостагаевская

(Анапа, Краснодарский край)

В статье описан урок обобщающий русского языка в 5 классе по теме «Путешествие в страну морфемики и орфографии», урок построен с использованием элементов игровых технологий.

    Ключевые слова:

  Цели урока:

- повторить , обобщить и закрепить знания по данному разделу;

- воспитывать интерес к русскому языку;

- формировать в детях патриотизм и гордость за свою малую родину;

- развивать орфографическую зоркость;

  Оборудование: карта путешествия, дворец Морфемики и дворец Орфографии, музыка Э.Грига «Утро»,

Ход урока.

    I. Организация класса.

    II. Сообщение темы урока, постановка цели. Вступительное слово учителя.

    Сегодня мы отправляемся в путешествие – плавание по Стране морфемики и орфографии. Этой страны вы не найдёте на географической карте. Путешествуют по этой стране на корабле знаний. Слайд 1. Я думаю, что ваши знания по разделу «Морфемика и орфография» помогут преодолеть проливы, препятствия, которые встретятся во время плавания. На островах, которые выделены коричневым цветом, безжизненных и пустынных, появятся зелёные ростки ваших знаний.

     Мы с вами повторим то, что  узнали при изучении этого раздела.

Но чтобы отправиться в путь, нам надо приобрести билеты. Билет считается купленным, если класс правильно выполнил задание.

   III. Работа с классом. Слайд 2. 1 тропинка.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их выбор

   Было это поздней осенью. Ночью мы ра…пол…жились в л…су, Ра…ожгли костёр, ра…огрели чай. На небе стоит полная луна. От неё ра…ходятся лучи.

  2 тропинка.    

Спишите, вставляя пропущенные слова. Объясните графически написание букв о – а в корнях с чередованием.

1. Недавно мы узнали о новом … к газете «Аргументы и факты».2.Школьники … цветы к Могиле Неизвестного солдата. 3. Мы живём в городе …, который … на реке Дон.4.По всей России … белоствольные берёзки.5.На могучем дубе молодая … .

Слова для справок: поросль, Ростов, растут, расположился,  приложение, возложили.

   Работа с текстом на доске. Слайд3.

На доске слова А Костецкого. Прочитайте внимательно.

  «Что такое Родина? Солнце, лес, дыхание пашен. Сад в цвету, где не молкнут пчёлы, и твой дом, и огни твоей школы. Наша Родина- труд и праздник, сто дорог для себя самых разных, и любовь твоя к папе и маме, и ты сам – не один, а с друзьями…»

   - А что такое Родина для вас?

    - Послушайте задании. Найдите в тексте слова, к которым можно подобрать 2-3 однокоренных слова, где можно наблюдать чередование звуков, беглые гласные. Выпишите их.

   Чередование звуков: дыхание – дышать, дорог - дорожный, молкнуть – молчат, друзьями – дружный, подруга.

   Беглые гласные: - пашен – пашни, огни – огонь.

   - Ответьте на вопрос: что называется чередованием?

   Корабль отплывает. Билеты куплены. Следующая обстановка не близко. И пассажиры будут коротать время за выполнением устного задания.

 IV.  Игра «Помогите Стасу Прогулкину» Слайд №4

  1.Шёпот Стас написал с буквой о.»После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Стас?

  2.Расчистил Стас написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки , оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?

  3.Вырастали у Прогулкина написано с буквой о. рядом стоит проверочное слово – рослый. А как надо?

  4.Цыган Стас написал с и. « В корне слова после ц  пишется и,  это я точно помню я»,- сказал Стас. Почему он неправ?

  V. Фронтальный опрос.

 - Мы приближаемся к острову Морфем. Но чтобы нам разрешили выйти на берег, нам придётся ответить на несколько вопросов.

 1. Что изучает морфемика?

 2.Что такое морфемы?

 3.Как найти окончание и основу слова?

 4.Что такое корень?

 5.для чего служит в слове приставка и суффикс?

 - Вы видите, что на острове видны большие чёрные точки. Это самые крупные города острова Морфем. Но ураган унёс таблички с названиями городов, нам придётся их восстановить.

  - Как называются города на острове Морфем?

 (Приставка, Корень, Суффикс, Окончание).

VI.Словарный диктант на основе загадок.

  Чтобы удачно переплыть пролив орфограмм, нужно выполнить следующее задание.

 - Я читаю вам загадку, а вы записываете ответ.

 - Вспомните. В каких случаях в корне слова после шипящих пишется Е, а когда О? (В корне слова после шипящих под ударением пишется Е,без ударения О.

 - Посмотрите на карту. На острове Е-О в корне после шипящих есть река Слов- исключений. Назовите слова исключения.( Шомпол, трущоба, крыжовник, шов, шорох, обжора, капюшон).

 - А в каких случаях пишется в корне И-Ы после Ц?( И пишется в корне и словах на – ция, Ы- в окончаниях и суффиксах).

 - А река слов- исключений? (Слова – исключения: цыкнуть, цыплёнок, цыган, на цыпочках).

 Я читаю вам загадку, а вы записываете ответ. Слайд №4

Костяная спинка,

Жестяная щетинка.

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

                        (Зубная щётка)

По пригоркам, по равнинам

Я веду свою машину.

Я люблю дорог простор ,

А зовут меня… (шофёр)

По десятке на шесточке

Сели умные кружочки

И считаю громко вслух,

Только слышно: стук да стук.

     (Счёты)

Не моторы, а гудят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

(Пчёлы)

Зубастая пила

В лес густой с утра пошла.

Весь лес обходила,

Ничего не спилила.

(Расчёска)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(Жёлудь)

Он циркач такой лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу.

 Уцепился – и ни шагу.

(Циркуль)

Пятёрка братьев неразлучна.

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером.

Пилою, ложкой, топором.

(Пальцы)

Явился в жёлтой шубке.

Прощайте, две скорлупки.

(Цыплёнок)

VII. Работа с сигнальными карточками.

 _Что- то штормит на Море приставок на З и С.Давайте вспомним правила написания З и С в приставках.

 - Прочтите стихотворение:

Не забудьте, что приставки

Раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-, вз-,

Перед согласными глухими

Быстро сменят З на С.

- Приготовьте сигнальные карточки с буквами З и С.

  Бережливый, бесшумный, беззаботный, истратить. Испытать. Раскрасить. Расписать, безжалостный, исчезать. Беспредельный, бесснежный, бесчеловечный, растаять, расписать, безвкусный.

 

IX.Работа с перфокартой.

  Перед нами открылся большой остров, который разделён на две части: О- А в корне –ЛАГ-, -ЛОЖ- и О-А в корне – РАСТ-, -РОС-.

   - Вспомните правила написания гласных в корнях слов.

 Приготовьте листочки и перфокарты. Тема работы с перфокартой «О-А в корне –РАСТ-, -РОС- «

1.Заросли                                  вырастали                                    отрасль

2.Растут                                    отрасти                                         поросль    

3.Растительный                       растение                                        взросление

4.Росток                                   подросли                                        водоросли

5. Малорослый                        растительность                              прорастают

6.Выращенный                        росла                                               росточек

7.Расти                                     сращение                                       вырос

8.Зарастать                              нарастёт                                        возрастаю

9.Вырастаю                             взрослый                                       Ростов

  1. Выборочный диктант.

      Выпишите в правый столбик слова с А в корне –ЛАГ-, с О в корне –ЛОЖ- в левый столбик.

Предложение, сложение, излагать, прилагательное, слагаемое, приложение, изложение, предлагать, расположение, полагается.

XI. Кроссворд.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

1 Движение с целью набрать скорость.  (Разбег)

2.Солёная вода для засолки овощей.  (Рассол)

3. Место раздвоения железнодорожного пути. (Развилка)

4. Молодые растения, выращенные для пересадки. (Рассада)

5. Сбор сведений о противнике. (Разведка)

6. Словесное сообщение о чём  -  либо.  (Рассказ)

7. Полное поражение кого  -  либо. (Разгром)

8. Время восхода солнца.  (Рассвет)

9. Расставание (Разлука)

  1. Подведение итогов урока.

    - Справившись со всеми заданиями, преодолев все препятствия, мы берём курс домой.

     Путешествие подошло к концу, и мы опять дома.

    - Чем мы сегодня занимались на уроке? Что повторяли ?Что лично запомнил каждый из вас?

Домашнее задание.

Подготовиться к диктанту.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну Морфемику

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса....

Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение изученного по теме «Морфемика»»(Путешествие в страну «Морфемика»)

Итоговый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика" в форме урока- путешествия по стране Морфемика с героями сказки "Золушка". Вместе с героями ребятам предстоит выполнить задания по всем...

урок русского языка в 6 классе "Путешествие в страну Морфемику"

Урок русского языка в 6 классе в активной форме позволяет повторить изученный в разделе "Морфемика" материал. На уроке используется НРК....

Урок - путешествие по стране "Морфемика" 6 класс ( правописание гласных с чередованием в корнях) по ФГОСу

В конспекте урока показаны некоторые методы и приёмы системно -деятельностного подхода в обучении детей с ДЦП , используемые на уроках русского языка в 6 классе....