Путешествие в страну Морфемику
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 49.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в страну Морфемику»
(5 класс)
Класс делится на две команды, выбирается жюри. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло. После окончания урока подводятся итоги
и называются победители.
Начинаю урок с вопроса: «Что изучает морфемика?»
Читаю эпиграф:
Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Говорю, что сегодня мы должны повторить то, что мы узнали о частях слова — морфемах, и орфографические правила, связанные с их написанием,
I. Беседа.
— Назовите известные вам морфемы.
— Как найти окончание в слове? Докажите.
I команда: территория, путешествие, читал.
II команда: препятствие, артиллерия, горел.
— Какие морфемы могут входить в основу?
— Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.
(Подводятся итоги, объявляются баллы.)
II. Задание командам:
Из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:
; ; .
Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.
(Вл. Приходько).
Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски:
Разобрать по составу данные слова:
I команда: матросский, привычка, снежок, подъезд.
II команда: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.
(Проверка. Подведение итогов.)
III. Вопрос классу: «Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?»
Работа с доской: пятиклассники должны выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.
Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать.
В это время представители команд выполняют индивидуальные задания.
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.
Р..стительный, заг..реть, зар..сли, р..сток, уг..рный газ, сл..жить, разл..жить, сл..гаемое, уб..ратъ.
(Проверка, подведение итогов.)
IV. «Как убедиться, что корень в слове найден правильно?»
Задание командам:
Определить, одинаковые ли корни в словах: гора — гореть, мирный — замирать?
К каждому слову в паре подобрать два однокоренных.
Задания представителям команд:
Записать однокоренные к словам: выносить (I команда), носик (II команда).
(Проверка, подведение итогов.)
V. «Назвать способы образования слов в русском языке».
Игра «Кто больше?» — записать слова с корнями говор- (I команда), вод- (II команда).
(Называю победителей, результаты.)
VI. Работа с доской:
1) Прочитать слова. Назвать те, которые образованы приставочным способом:
пр..ятно
пр..рода
пр..спокойно
пр..шли
пр..ветливо
пр..чудливые
2) Написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу», используя все записанные на доске слова.
(Каждая команда читает две работы. Оценки в баллах.)
VII. Вопрос классу: «Как образуются сложные слова?»
Задание командам:
Объяснить значение сложных слов, раскрывая значение их частей:
лесоруб, птицефабрика (I команда);
вездеход, пчеловод (II команда).
Заполнить квадрат со словами-перекрестками сложными словами.
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
Урок закончен. Жюри подводит итоги, сообщает конечный результат, называет победителей. Такие уроки проходят живо, при большой активности учащихся, нравятся им, поэтому дети с нетерпением ждут следующего урока повторения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Путешествие в страну "Морфемику"
Урок обобщающего повторения...
Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение изученного по теме «Морфемика»»(Путешествие в страну «Морфемика»)
Итоговый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика" в форме урока- путешествия по стране Морфемика с героями сказки "Золушка". Вместе с героями ребятам предстоит выполнить задания по всем...
Путешествие в страну Морфемики и Орфографии
Обобщающий урок , 5 класс «Путешествие в страну Морфемики и Орфографии»...
урок русского языка в 6 классе "Путешествие в страну Морфемику"
Урок русского языка в 6 классе в активной форме позволяет повторить изученный в разделе "Морфемика" материал. На уроке используется НРК....
Конспект урока: Путешествие в страну «Морфемика и Орфография».
конспект урока...
Презентация урока :Путешествие в страну «Морфемика и Орфография».
презентация урока...
Урок - путешествие по стране "Морфемика" 6 класс ( правописание гласных с чередованием в корнях) по ФГОСу
В конспекте урока показаны некоторые методы и приёмы системно -деятельностного подхода в обучении детей с ДЦП , используемые на уроках русского языка в 6 классе....