Путешествие в страну Морфемику
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx49.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну Морфемику»

(5 класс)

Класс делится на две команды, выбирается жюри. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло. После окончания урока подводятся итоги
и называются победители.

Начинаю урок с вопроса: «Что изучает морфемика?»
Читаю эпиграф:

Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

Говорю, что сегодня мы должны повторить то, что мы узнали о частях слова — морфемах, и орфографические правила, связанные с их написанием,
I. Беседа.

— Назовите известные вам морфемы.

— Как найти окончание в слове? Докажите.

I команда: территория, путешествие, читал.

II команда: препятствие, артиллерия, горел.

— Какие морфемы могут входить в основу?

— Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.

(Подводятся итоги, объявляются баллы.)

II. Задание командам:

Из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:

;  ;         .

Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.

(Вл. Приходько).

Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски:

Разобрать по составу данные слова:

I   команда: матросский, привычка, снежок, подъезд.

II команда: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.

(Проверка. Подведение итогов.)

III. Вопрос классу: «Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?»

Работа с доской: пятиклассники должны выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.

Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать.

В это время представители команд выполняют индивидуальные задания.

Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

Р..стительный, заг..реть, зар..сли, р..сток, уг..рный газ, сл..жить, разл..жить, сл..гаемое, уб..ратъ.

(Проверка, подведение итогов.)

IV. «Как убедиться, что корень в слове найден правильно?»
Задание командам:

Определить, одинаковые ли корни в словах: гора — гореть, мирный — замирать? 

К каждому слову в паре подобрать два однокоренных.

Задания представителям команд:

Записать однокоренные к словам: выносить (I команда), носик (II команда).

(Проверка, подведение итогов.)

V. «Назвать способы образования слов в русском языке».

Игра «Кто больше?» — записать слова с корнями говор- (I команда), вод- (II команда).

(Называю победителей, результаты.)

VI. Работа с доской:

1) Прочитать слова. Назвать те, которые образованы приставочным способом:

пр..ятно
пр..рода
пр..спокойно

пр..шли

пр..ветливо
пр..чудливые

2) Написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу», используя все записанные на доске слова.

(Каждая команда читает две работы. Оценки в баллах.)

VII. Вопрос классу: «Как образуются сложные слова?»

Задание командам:

Объяснить значение сложных слов, раскрывая значение их частей:

лесоруб, птицефабрика (I команда);

вездеход, пчеловод (II команда).

Заполнить квадрат со словами-перекрестками сложными словами.

1. Специалист по разведению садов.

2. Локомотив с паровым двигателем.

3. Канал для выхода дыма из трубы.

4. Русская народная игра-пляска.

5. Лес, поваленный бурей.

6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.

7. Огнестрельное оружие.

Урок закончен. Жюри подводит итоги, сообщает конечный результат, называет победителей. Такие уроки проходят живо, при большой активности учащихся, нравятся им, поэтому дети с нетерпением ждут следующего урока повторения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение изученного по теме «Морфемика»»(Путешествие в страну «Морфемика»)

Итоговый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика" в форме урока- путешествия по стране Морфемика с героями сказки "Золушка". Вместе с героями ребятам предстоит выполнить задания по всем...

Путешествие в страну Морфемики и Орфографии

Обобщающий урок , 5 класс «Путешествие в страну Морфемики и Орфографии»...

урок русского языка в 6 классе "Путешествие в страну Морфемику"

Урок русского языка в 6 классе в активной форме позволяет повторить изученный в разделе "Морфемика" материал. На уроке используется НРК....

Урок - путешествие по стране "Морфемика" 6 класс ( правописание гласных с чередованием в корнях) по ФГОСу

В конспекте урока показаны некоторые методы и приёмы системно -деятельностного подхода в обучении детей с ДЦП , используемые на уроках русского языка в 6 классе....