Конспект урока: Путешествие в страну «Морфемика и Орфография».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Кирдяева Галина Александровна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_morfemika_i_orfografia_oshmankevich_g_a.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ФГОС

Учитель: Ошманкевич Галина Александровна.

Класс: 5 .

Предмет: русский язык.

Тема урока: Путешествие в страну «Морфемика и Орфография».

Тип урока: урок комплексного применения ЗУНов, урок повторения и закрепления, урок с использованием ИКТ  (на основе презентации MS PowerPoint).

Цель урока: достижение  обучающимися предметных и метапредметных результатов:

Предметные:

  • актуализировать основные базовые понятия морфемики как раздела лингвистики: корень, приставка, суффикс, морфема, основа, однокоренные слова, форма слова, чередование гласных/согласных, беглые гласные, лексическое и грамматическое значение слова;
  • овладение основными орфографическими нормами русского языка (орфографические навыки написания букв о/а в корнях с чередованием, о/ё после шипящих в корне слова, приставок на з/с, букв и/ы после ц);
  • формирование навыка проведения морфемного анализа слова. 

Метапредметные:

Личностные: смыслообразование (осознание учеником своей деятельности на уроке), осознание эстетической ценности русского языка.

Регулятивные: формирование цели достижения, планирование и прогнозирование своей деятельности, умение контролировать и оценивать свою деятельность.

Познавательные: работа с различными видами информации (презентация, текстовые материалы, таблицы); анализ, синтез (достраивание таблицы), конструирование, создание способа решения проблемы творческого характера (построения «маршрута путешествия»).

Коммуникативные: работа в парах (развитие умения сотрудничать), умение участвовать в диалоге, формирование умения строить продуктивное речевое взаимодействие  со сверстниками и учителем, строить устное  и письменное  речевое высказывание в соответствии с заданной темой, формирование  умения постановки вопросов.

Технологии урока: проблемное обучение, информационно-компьютерные технологии, элементы технологии развития критического мышления, элементы игровых технологий.

Формы организации деятельности: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Опорные понятия: корень, приставка, суффикс, морфема, основа, однокоренные слова, форма слова, чередование гласных/согласных, беглые гласные, лексическое и грамматическое значение слова.

Новые понятия: лексическое значение слов: ностальгия, грация, нотация.

Межпредметные связи: литература, география.

Образовательные ресурсы: программа по русскому языку для 5-9 классов под ред. М.Т.Баранова, Т.А .Ладыженской., учебник «Русский язык,  5 класс», 2011 г., под ред. Ладыженской, электронные образовательные ресурсы: , http://dic.academic.ru/ (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.;Энциклопедический словарь. 2009.).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм.

Подготовка к работе         (проверка готовности рабочего места).

  • Личностные: самоопределение к деятельности.
  • Коммуникативные: подготовка к сотрудничеству.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Использование игровой технологии с целью актуализации понятия «лексическое значение» слова.

.

Организация фронтальной работы с высказыванием.

 

Работа  с толкованием (лексическим значением слов). Формулировка темы, предполагающая тренировку отдельных способностей к учебной деятельности.

Чтение и анализ высказывания, выдвижение предположения, как оно связано с темой урока.

  • Личностные: самоопределение
  • Регулятивные: волевая саморегуляция – умение осознать и выполнить учебную задачу – формулировка темы, соотнесение темы с высказыванием
  • Познавательные: Общеучебные: Элементы моделирования, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
  • Логические: анализ определений зашифрованных слов, высказывания, построение устного рассуждения.
  • Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

3.Постановка

учебной задачи.

Стадия вызова.

Фронтальная работа: постановка  вопроса,  работа с кластером Фиксация наиболее значимых предположений, понятий.

Постановка вопросов (прием ТРКМ «Толстые и тонкие вопросы») к теме урока.  

Подбор ассоциаций, выдвижение предположений о дальнейшем ходе урока, выбор ориентиров для постановки цели урока.  

Формулируют вопросы к теме урока, выбирают наиболее значимые вопросы, записывают три наиболее значимых вопроса

 Задают вопросы друг другу. Предлагают ответы. Формулируют цель (задачи) урока.

  • Личностные: развитие смыслообразования.
  • Регулятивные: целеполагание. 
  • Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; построение речевого высказывания.
  • Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор главной информации из второстепенной, логические: установление причинно-следственных связей, анализ опорных слов с целью построения вопросов; формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организация работы в парах: поиск выхода из проблемной ситуации – построения маршрута путешествия по страницам раздела «Морфемика».

Работа в парах: выбор и планирование этапов своей работы на уроке (темы для повторения). Фиксация в тетрадь. Презентация «маршрутов»),взаимооценка маршрута по предложенным критериям.

  • Личностные: самоопределение.
  • Регулятивные: планирование, прогнозирование, элементы оценивания друг друга. 
  • Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство 
  • Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка коммуникации партнера.

5.Этап комплексного применения  знаний, умений, навыков  с элементами самостоятельной работы.

Организация фронтальной, индивидуальной, парной работы на основе презентации:

-самостоятельная работа с текстом ( с  взаимопроверкой экспертами);

-фронтальная работа со справочным Интернет-ресурсом;

-фронтальная работа со стихотворным текстом выполнение орфографического задания;

-фронтальная работа с языковым материалом с намеренной ошибкой.

-дидактическая игра (слуховой диктант) с сигнальными карточками;
-самостоятельная работа в парах с деформированной таблицей;

-фронтальная работа с языковым материалом с элементами игровых технологий.

Индивидуальная работа с текстом в тетрадях, проверка «экспертами»,  формулировка

орфографического правила:

Работа с лексическим значением слова

Работа со стихотворным текстом. Выполнение орфографического задания в тетрадях. Определение языковых понятий:  чередования звуков, беглые гласные. Самопроверка.

Работа над морфемным анализом слов, поиск ошибок , их анализ. Взаимопроверка в парах.

Слуховой диктант. Самооценка в конце задания

Работа в парах с таблицей, письменное задание. Презентация таблицы. Самопроверка

Устно выполняют задания, работа с интернет – словарем. Письменно составляют предложения. Озвучивают их.

  • Личностные: нравственно-этическое оценивание ( Что такое Родина для меня?), самоопределение.
  • Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция, самооценка; выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

  • Познавательные: Общеучебные: работа с различными видами информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

     Логические:

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.

  • Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослым.

8.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организация рефлексии. Фронтальный опрос. Индивидуальная оценка собственной работы. Оценка парной работы.

Фронтальное обсуждение. Индивидуальная работа с таблицей.

  • Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания
  • Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка
  • Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 
  • Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

9.Домашнее задание

Инструктирует учащихся

Анализируют и выявляют степень готовности.

  • Коммуникативные: 

прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

  • Познавательные: поиск необходимых источников информации для выполнения задания.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм.

Подготовка к работе         (проверка готовности рабочего места).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Демонстрация слайда №2.

 Предлагает игровое задание для формулировки темы.

Перед вами шифровка четырех слов 2413! Отгадав слова, вы сформулируете тему урока! С помощью чего создан шифр слов?

  1. Раздел науки о языке, который изучает строение слова.

  1. Поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха).

  1. Раздел науки о языке, который изучает правила написания слов.

  1. Местность, территория, край.

Актуализируется понятие «лексическое значение» слова.

Демонстрация слайда № 1. Работа с высказыванием Л. Толстого. «Слово – выражение мысли… и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».

 

Работа  с толкованием слов. Формулировка темы, предполагающая тренировку отдельных способностей к учебной деятельности (чтение, осмысление, выделение главного) и осуществление мыслительных операций (анализ, выделение, сопоставление, синтез)

1.Читают предложение про себя (весь класс) и вслух ( 1-2 ученика).

2.Анализируют высказывание, выдвигают предположение, как оно связано с темой урока.

(Каждое слово имеет свое значение, смысл, выбор нужного слова в речи зависит непосредственно от его значения, лексическое значение мы узнаем в основе слова, значение всех однокоренных слов – в корне слова, ЛЗ можем посмотреть в толковом словаре).

 

3.Постановка    

учебной задачи.

Стадия вызова.

Постановка  вопроса  (слайд № 2). Разве можно путешествовать по разделам русского языка?

Что нам потребуется для такого  путешествия?

Работа с кластером (Слайд № 3) .Возьмем в дорогу

 Фиксация наиболее значимых предположений, понятий

Демонстрация слайда № 4.

Постановка вопросов (прием ТРКМ «Толстые и тонкие вопросы») к теме урока.  

Задание:

 Придумайте вопросы к теме урока, используя слова – подсказки. Задайте вопросы  классу. Запишите три самых значимых для вас вопроса.

  • Где?
  • Как?
  • Что?
  • Зачем?
  • Почему?
  • Для чего?
  • Согласны ли вы, что?

  • Морфемы.
  • Лексическое значение слова.
  • Однокоренные слова.
  • Морфемный разбор
  • Чередования гласных звуков в корне слова.
  • Правописание приставок.
  • Правописание о/ё после шипящих.
  • Беглые гласные.

Если возникает затруднение при ответе, то вопрос обязательно записывается всем классом в качестве одного из трех.

Постановка урока: Какова цель урока?

Подбор ассоциаций, выдвижение предположений о дальнейшем ходе урока, выбор ориентиров для постановки цели урока. (Помощь одноклассников, Учебник,  ручка, карандаш, тетрадь. Умение различать  и выделять части слова. Знания правил, орфограмм).

Формулируют вопросы к теме урока, выбирают наиболее значимые вопросы, записывают три наиболее значимых вопроса. Например:

Для чего необходимо уметь проводить морфемный разбор слова?

Как выделить приставку в корне?

Почему трудно запомнить слова с чередующимися гласными в корне? И т.д.

Задают вопросы друг другу. Предлагают ответы.

Формулируют цель (задачи) урока. На уроке будем повторять понятия морфемики, проводить морфемный разбор, учиться писать слова с изученными орфограммами  и т д.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организация поиска выхода из проблемной ситуации – построения маршрута путешествия по страницам раздела «Морфемика» (слайд № 5).

Задание:

Используя вопросы  к теме и понятия темы, предложите мАршрут нашего путешествия из 5 остановок. Обсудите в парах. Поделитесь своей версией.

Подсказка: остановка может иметь самое фантастическое название. Но должна быть связана с морфемикой и орфографией.

Запишите свой маршрут в тетрадь:

Консультирует в подборе более удачных формулировок, в подборе критериев оценки «маршрута». Предлагает критерии для оценки «маршрута». Данная таблица выдается на парту. Оцениваются прослушанные «маршруты.  

КРИТЕРИИ

БАЛЛЫ ( max- 3)

Оригинальность названий

 

Логичность следования

 

Соответствие теме «Морфемика и Орфография»

 

Работают в парах над построением возможного «маршрута», то есть выбирают и выстраивают возможные этапы своей работы на уроке (темы для повторения). При необходимости пользуются учебником, теоретической тетрадью. Фиксируют в тетрадь, придумывают оригинальные названия «остановок».

Презентуют свои маршруты (выступление 3-4 пар), взаимооценка маршрута по предложенным критериям (например, оригинальность, соответствие теме и т.д. ). Слайд № 6.

5. Этап комплексного применения  знаний, умений, навыков  с элементами самостоятельной работы.

Предлагает общий «маршрут». Организует работу с презентацией (фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.)

Демонстрация слайда № 7 «Остров чередующихся гласных»

Организация  самостоятельной работы.

Задание:

Спишите, вставляя пропущенные слова. Объясните графически написание букв а-о в корнях с чередованием.

    Несмотря на то, что корабль потерпел крушение,  мы выбрались на берег  и…. у тропических……. Под ногами ра(с?з)кинулась … необычных ярко-розовых цветов. Такие ни за что не встретишь в…. ! Мы … уцелевшие вещи и отправились обследовать остров. Впереди всех шел … Как вы думаете, а что случилось дальше?

Слова для справок: Р..стислав, распол…жились, пор..сль, р…стения, зар…слей, Р…стов, пол…жили.

Придумайте продолжение истории.

Назначение экспертов (например, тех, кто на ранних этапах урока активно проявил себя) Экспертам предлагается распечатанный текст с выделенными орфограммами.  

Демонстрация слайда № 8. «Ностальгия»

Обращение к   справочному Интернет – ресурсу (словари на Академик. Ру)

Организация фронтальной работы с текстом (текст выдается дополнительно на парты, см. приложение № 1).

Задание к тексту:

Прочитайте стихотворение. Какова его тема? Найдите в тексте слова, к которым можно подобрать однокоренные слова (формы слова)  с чередованием звуков, беглыми гласными. Выпишите слова с примером чередования. Какие орфограммы еще можно найти в этом тексте?

Демонстрация слайда № 9 «Таинственный город морфем». Задания: Какие же самые главные здания города – морфемы вы знаете?А что такое морфемика? Продолжите ряды однокоренных слов, выделите морфемы. Путь, путник….Город, загородный…Летать, лето…Лес, лесом, …

Предлагается задание с намеренной ошибкой. Ставится вопрос: Почему данные пары слов не являются однокоренными?

Демонстрация   слайда № 10. Переправа через реку Приставок.

Задание: Чтобы перейти реку, необходимо выбрать нужный сигнальный знак, показывающий, какую букву надо писать на конце приставки:

Организация фронтальной игры с сигнальными карточками. Текст в приложении № 2.

Демонстрация слайда № 11. Встреча с аборигеном Ошибикусом в джунглях! Помогите восстановить таблицу орфограмм. Заполните пропуски. Работа в парах.

Организация самостоятельной работы в парах: деформированная таблица ( см. приложение № 3)  предлагается 1 на парту.

Демонстрация слайда № 13Остановка пятая «В ловушке у буквы Ц»

Задание: слов потерялись буквы! Восстановите их.Акац..я, акц…я, Франц…я, иллюстрац…я, станц…я, грац…я, нотац..я, рац..я, порц…я,  

Угадайте слова:

Он циркач такой лихой,

 Чертит круг одной ногой.

 Пятерка братьев неразлучна, им вместе   никогда не скучно.

 Явился в желтой шубке. Прощайте, две скорлупки!

Задание: Составьте  распространенные предложения со словами грация, нотация, ностальгия. Запишите их.

Организация работы с орфограммой. Игровые задания. Работа с лексическим значением новых слов (обращение к Интернет-ресурсам)**

Слайд № 7

Индивидуальная работа с текстом в тетрадях, проверка «экспертами»,  формулировка правила: правописание о/а в корнях с чередованием, фиксация слов-исключений. Озвучивание вариантов продолжения текста (1-2). Выдвижение предположения, какие задания помогут закрепить данное правило*.

Выяснение лексического значения нового слова ( ностальгия) – обращение к словарю.

Работа со стихотворением. Определение темы. Подбор заголовка. Выбор ключевых слов. Размышление: а что такое Родина для меня?

Выполнение орфографического задания в тетрадях: дыханье/дышать, пашен/пашня, молкнут/молчать, огни/огонь, дорог/дорожка, один/одна, друзьями/друг.

Дают определения понятий: чередования звуков, беглые гласные. Приводят примеры к изученным орфограммам: разделительный ь знак, парные согласные, непроизносимые согласные, безударные согласные. Самопроверка.

Фронтальная работа. Перечисляют морфемы, дают определение морфемики.  Работают над морфемным анализом слов, подбирают однокоренные слова, ищут  ошибки, анализируют их. Взаимопроверка в парах.

Учащиеся в слуховом диктанте выбирают букву в приставке, поднимают карточку с буквой. Самооценка в конце задания (количество набранных баллов: балл за правильный  ответ).

 

Заполняют таблицу письменно. При необходимости пользуются учебником, тетрадью. Выступление от пары ( 1-2 пары) Систематизируют орфографические правила, иллюстрируют их. Проверяют  (слайд № 12)

Устно выполняют задания. Выясняют значения мало знакомых слов ( работа с интернет – словарем) Письменно составляют предложения. Озвучивают их.

8.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Слайд № 14  Возвращение к намеченным целям в начале урока. ( слайд № 4), дополнение ответов на записанные вопросы.

Задание: По данным параметрам оцените свою работу на уроке.

Итоговая таблица ( см. приложение №4)  выдается каждому индивидуально.

Обсуждение поставленной цели, возвращение к кластеру и вопросам в начале урока,  устное дополнение.

Работа с таблицей ( выдается индивидуально)   с рефлексией и ответ на поставленный вопрос в начале урока.

9.Домашнее задание

Слайд № 15 Домашнее задание на выбор:

1.Придумать задание по орфографии  к каждой остановке своего маршрута.

2. Составить словарный диктант на изученные орфограммы.

3. Придумать лингвистическую сказку « Как принцесса-приставка в гости к корню ходила…».

Инструктирует учащихся

Анализируют и выявляют степень готовности

Комментарии:

* - дополнительное задание.

** НОТА́ЦИЯ, -и, жен. Долгое наставление, назидательный выговор. Читать нотацию кому-н. Выслушивать нотации.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/278160

ГРА́ЦИЯ, -и, жен.

1. Изящество, красота в движениях.

2. Красивая, грациозная девушка, женщина (устар.).

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/42322

Приложение № 1

Что такое Родина наша?

Солнце, лес, дыханье пашен,

Сад в цвету,

Где не молкнут пчёлы,

И твой дом,

И огни твоей школы.

Наша Родина –

Труд и праздник,

Сто дорог для  тебя самых разных,

И любовь твоя к папе и маме,

И ты сам –

Не один, а с друзьями

                       А.Костецкий 

Приложение № 2

Слуховой диктант «Правописание приставок на з/с.

Расчетливый, разделывать, рассмотреть, бесшумный, бесчисленный, сжимать, безвкусный, изморозь, вскарабкаться, бесцельный, вздыхать, рассказать, разбег, разжимать, бескозырка, бессильный, безрадостный, расстроить, распилить, сбить.

Приложение № 3

Правописание …?... гласных в корне слова, проверяемых…?....

?

Правописание о/ё после …?. в корне слова

м..лькать

распол…гать

?

?

          ?

ш..рох

д…лина

            отр..сль

?

?

изл…жение

ш…пот

ПРОВЕРКА

Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударение

Правописание гласных о/а в корнях с чередованием

Правописание о/ё после шипящих  в корне слова

мелькать

располагать

черный

роскошный

прорасти

шорох

долина

            отрасль

шов

цветок

изложение

шёпот

Приложение № 4

Параметры

Оценка

Умею работать в паре.

 

Знаю, как подбирать однокоренные слова, отличать формы слова от  однокоренных слов.

 

Умею писать слова с приставками: ра..четливый, ра..говорчивый.

 

Умею писать слова: ш..мпол, ш..колад, щ…лочь, ч..рствый.

 Понимаю (+)

Надо уточнить (?)

Не знаю (-)

Знаю слова-исключения из правила «Гласные и/ы после ц». Напишите исключения:….

 

Знаю правило написания корней с чередующимися  гласными. Приведите пример:….

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну Морфемики и Орфографии

Обобщающий урок , 5 класс «Путешествие в страну Морфемики и Орфографии»...

Конспект урока : " Путешествие в страну мха".

Урок проводится в форме игры. Путешествуя по станциям : географическая, исследовательская, историческая, промышленная, экологическая, ученики знакомятся со строением мха.В конце урока закрепление учеб...

Конспект урока «Путешествие по стране синтаксиса и пунктуации»

Данный урок «Путешествие по стране синтаксиса и пунктуации»проводится в 5 классе как обобщающий после изучения раздела  “Синтаксис и пунктуация».        Програм...

Конспект урока "Путешествие по стране Причастие".

Конспект урока "Путешествие по стране Причастие"....

Урок - путешествие по стране "Морфемика" 6 класс ( правописание гласных с чередованием в корнях) по ФГОСу

В конспекте урока показаны некоторые методы и приёмы системно -деятельностного подхода в обучении детей с ДЦП , используемые на уроках русского языка в 6 классе....

Конспект урока "Путешествие в страну дорожных знаков. (Тема: "Повторение изученного материала по орфографии, морфологии, лексике в начальной школе".)" для 5 класса

Цели урока:Повторить и закрепить полученные знания по орфографии, морфологии, лексике.Обогатить словарный запас учащихся.Формировать интерес к русскому языку....