Конспект урока: Путешествие в страну «Морфемика и Орфография».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_morfemika_i_orfografia_oshmankevich_g_a.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ФГОС
Учитель: Ошманкевич Галина Александровна.
Класс: 5 .
Предмет: русский язык.
Тема урока: Путешествие в страну «Морфемика и Орфография».
Тип урока: урок комплексного применения ЗУНов, урок повторения и закрепления, урок с использованием ИКТ (на основе презентации MS PowerPoint).
Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов:
Предметные:
- актуализировать основные базовые понятия морфемики как раздела лингвистики: корень, приставка, суффикс, морфема, основа, однокоренные слова, форма слова, чередование гласных/согласных, беглые гласные, лексическое и грамматическое значение слова;
- овладение основными орфографическими нормами русского языка (орфографические навыки написания букв о/а в корнях с чередованием, о/ё после шипящих в корне слова, приставок на з/с, букв и/ы после ц);
- формирование навыка проведения морфемного анализа слова.
Метапредметные:
Личностные: смыслообразование (осознание учеником своей деятельности на уроке), осознание эстетической ценности русского языка.
Регулятивные: формирование цели достижения, планирование и прогнозирование своей деятельности, умение контролировать и оценивать свою деятельность.
Познавательные: работа с различными видами информации (презентация, текстовые материалы, таблицы); анализ, синтез (достраивание таблицы), конструирование, создание способа решения проблемы творческого характера (построения «маршрута путешествия»).
Коммуникативные: работа в парах (развитие умения сотрудничать), умение участвовать в диалоге, формирование умения строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем, строить устное и письменное речевое высказывание в соответствии с заданной темой, формирование умения постановки вопросов.
Технологии урока: проблемное обучение, информационно-компьютерные технологии, элементы технологии развития критического мышления, элементы игровых технологий.
Формы организации деятельности: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Опорные понятия: корень, приставка, суффикс, морфема, основа, однокоренные слова, форма слова, чередование гласных/согласных, беглые гласные, лексическое и грамматическое значение слова.
Новые понятия: лексическое значение слов: ностальгия, грация, нотация.
Межпредметные связи: литература, география.
Образовательные ресурсы: программа по русскому языку для 5-9 классов под ред. М.Т.Баранова, Т.А .Ладыженской., учебник «Русский язык, 5 класс», 2011 г., под ред. Ладыженской, электронные образовательные ресурсы: , http://dic.academic.ru/ (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.;Энциклопедический словарь. 2009.).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Организационный момент. | Включение в деловой ритм. | Подготовка к работе (проверка готовности рабочего места). |
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. | Использование игровой технологии с целью актуализации понятия «лексическое значение» слова. . Организация фронтальной работы с высказыванием.
| Работа с толкованием (лексическим значением слов). Формулировка темы, предполагающая тренировку отдельных способностей к учебной деятельности. Чтение и анализ высказывания, выдвижение предположения, как оно связано с темой урока. |
|
3.Постановка учебной задачи. Стадия вызова. | Фронтальная работа: постановка вопроса, работа с кластером Фиксация наиболее значимых предположений, понятий. Постановка вопросов (прием ТРКМ «Толстые и тонкие вопросы») к теме урока. | Подбор ассоциаций, выдвижение предположений о дальнейшем ходе урока, выбор ориентиров для постановки цели урока. Формулируют вопросы к теме урока, выбирают наиболее значимые вопросы, записывают три наиболее значимых вопроса Задают вопросы друг другу. Предлагают ответы. Формулируют цель (задачи) урока. |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Организация работы в парах: поиск выхода из проблемной ситуации – построения маршрута путешествия по страницам раздела «Морфемика». | Работа в парах: выбор и планирование этапов своей работы на уроке (темы для повторения). Фиксация в тетрадь. Презентация «маршрутов»),взаимооценка маршрута по предложенным критериям. |
|
5.Этап комплексного применения знаний, умений, навыков с элементами самостоятельной работы. | Организация фронтальной, индивидуальной, парной работы на основе презентации: -самостоятельная работа с текстом ( с взаимопроверкой экспертами); -фронтальная работа со справочным Интернет-ресурсом; -фронтальная работа со стихотворным текстом выполнение орфографического задания; -фронтальная работа с языковым материалом с намеренной ошибкой. -дидактическая игра (слуховой диктант) с сигнальными карточками; -фронтальная работа с языковым материалом с элементами игровых технологий. | Индивидуальная работа с текстом в тетрадях, проверка «экспертами», формулировка орфографического правила: Работа с лексическим значением слова Работа со стихотворным текстом. Выполнение орфографического задания в тетрадях. Определение языковых понятий: чередования звуков, беглые гласные. Самопроверка. Работа над морфемным анализом слов, поиск ошибок , их анализ. Взаимопроверка в парах. Слуховой диктант. Самооценка в конце задания Работа в парах с таблицей, письменное задание. Презентация таблицы. Самопроверка Устно выполняют задания, работа с интернет – словарем. Письменно составляют предложения. Озвучивают их. |
Логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.
|
8.Рефлексия деятельности (итог урока) | Организация рефлексии. Фронтальный опрос. Индивидуальная оценка собственной работы. Оценка парной работы. | Фронтальное обсуждение. Индивидуальная работа с таблицей. |
|
9.Домашнее задание | Инструктирует учащихся | Анализируют и выявляют степень готовности. |
прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности
|
ХОД УРОКА
Комментарии:
* - дополнительное задание.
** НОТА́ЦИЯ, -и, жен. Долгое наставление, назидательный выговор. Читать нотацию кому-н. Выслушивать нотации.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/278160
ГРА́ЦИЯ, -и, жен.
1. Изящество, красота в движениях.
2. Красивая, грациозная девушка, женщина (устар.).
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/42322
Приложение № 1
Что такое Родина наша?
Солнце, лес, дыханье пашен,
Сад в цвету,
Где не молкнут пчёлы,
И твой дом,
И огни твоей школы.
Наша Родина –
Труд и праздник,
Сто дорог для тебя самых разных,
И любовь твоя к папе и маме,
И ты сам –
Не один, а с друзьями
А.Костецкий
Приложение № 2
Слуховой диктант «Правописание приставок на з/с.
Расчетливый, разделывать, рассмотреть, бесшумный, бесчисленный, сжимать, безвкусный, изморозь, вскарабкаться, бесцельный, вздыхать, рассказать, разбег, разжимать, бескозырка, бессильный, безрадостный, расстроить, распилить, сбить.
Приложение № 3
Правописание …?... гласных в корне слова, проверяемых…?.... | ? | Правописание о/ё после …?. в корне слова |
м..лькать | распол…гать | ? |
? | ? | ш..рох |
д…лина | отр..сль | ? |
? | изл…жение | ш…пот |
ПРОВЕРКА
Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударение | Правописание гласных о/а в корнях с чередованием | Правописание о/ё после шипящих в корне слова |
мелькать | располагать | черный |
роскошный | прорасти | шорох |
долина | отрасль | шов |
цветок | изложение | шёпот |
Приложение № 4
Параметры | Оценка |
Умею работать в паре. |
|
Знаю, как подбирать однокоренные слова, отличать формы слова от однокоренных слов. |
|
Умею писать слова с приставками: ра..четливый, ра..говорчивый. |
|
Умею писать слова: ш..мпол, ш..колад, щ…лочь, ч..рствый. | Понимаю (+) Надо уточнить (?) Не знаю (-) |
Знаю слова-исключения из правила «Гласные и/ы после ц». Напишите исключения:…. |
|
Знаю правило написания корней с чередующимися гласными. Приведите пример:…. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну Морфемики и Орфографии
Обобщающий урок , 5 класс «Путешествие в страну Морфемики и Орфографии»...
Конспект урока : " Путешествие в страну мха".
Урок проводится в форме игры. Путешествуя по станциям : географическая, исследовательская, историческая, промышленная, экологическая, ученики знакомятся со строением мха.В конце урока закрепление учеб...
Конспект урока «Путешествие по стране синтаксиса и пунктуации»
Данный урок «Путешествие по стране синтаксиса и пунктуации»проводится в 5 классе как обобщающий после изучения раздела “Синтаксис и пунктуация». Програм...
Конспект урока "Путешествие по стране Причастие".
Конспект урока "Путешествие по стране Причастие"....
Презентация урока :Путешествие в страну «Морфемика и Орфография».
презентация урока...
Урок - путешествие по стране "Морфемика" 6 класс ( правописание гласных с чередованием в корнях) по ФГОСу
В конспекте урока показаны некоторые методы и приёмы системно -деятельностного подхода в обучении детей с ДЦП , используемые на уроках русского языка в 6 классе....
Конспект урока "Путешествие в страну дорожных знаков. (Тема: "Повторение изученного материала по орфографии, морфологии, лексике в начальной школе".)" для 5 класса
Цели урока:Повторить и закрепить полученные знания по орфографии, морфологии, лексике.Обогатить словарный запас учащихся.Формировать интерес к русскому языку....