Рабочая программа по русскому языку к учебнику 8 класса под редакцией Н.М.Шанского
рабочая программа по русскому языку на тему

Погорелова Елена Николаевна

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса. Тематичексое и поурочное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_rya_pourochnoe.docx43.54 КБ
Файл programma_8_russkiy.docx31.62 КБ
Файл 8_rya_tematicheskoe.docx49.93 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное планирование уроков курса русского языка (8 класс, 136 часов)

к учебнику «Русский язык: Учебн. для 8 кл. общеобразоват. учреждений» / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009

Планирование составлено по сборнику «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. (5-9 классы)».

Составители: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М.

Программы рекомендованы Департаментом общего среднего образования  Министерства образования РФ

Учитель: Погорелова Е. Н.

Тема

Вид работы

ТСО

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

Д/З

Дата

8 «Г»

1

1

Функции русского языка в современном мире

Презентация

Упр.1у, 3п

3.09

2

1

Повторение изученного в 5-7 классах (5ч.+3ч.Рр)

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

Табл. на с.6-7,

упр.7 (3-5), упр.9

4.09

3

2

Знаки препинания в сложном предложении

С.10,12, упр.16

5.09

4

3

Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

ГИА А7

ЕГЭ А12

c.14-15, упр.25

6.09

5

6

4

5

Изложение с грамматическим заданием

Р.р.

Изл.

ГИА С1

Упр.20, повт. НЕ с ЧР

10, 11.09

7

6

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Презентация

ЕГЭ А17

С.18, упр.34

12.09

8

7

Строение текста. Тема и основная мысль. Стили речи

Р.р.

Упр.36

13.09

9

8

Контрольный диктант по теме «Повторение в начале учебного года»

К.д.

Повт.теорию

17.09

10

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7ч.+ 2ч.Рр)

Основные единицы синтаксиса

С.21-22, упр.37

18.09

11

2

Текст как единица синтаксиса

Р.р.

Магнитофон

С.24, упр.42п, 43у

19.09

12

3

Предложение как единица синтаксиса

С.27, упр.50

20.09

13

4

Сжатое изложение

Р.р.

Изл.

ГИА С1

тест

24.09

14

5

Вводный административный контроль

Тест

ГИА

С.28-29 вопросы

25.09

15

6

Словосочетание как единица синтаксиса. Строение и грамматическое значение словосочетаний

Презентация

С.30, упр.58

26.09

16

7

Виды словосочетаний

С.31, упр.60

27.09

17

8

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

ГИА В8

ЕГЭ В3

С.33-34, упр.70

1.10

18

9

Синтаксический разбор словосочетаний

Тест

С.36,38, упр.71

2.10

19

1

Простое предложение (3ч.+1ч.Рр)

Грамматическая (предикативная) основа предложения

С.39, упр.76

3.10

20

2

Порядок слов в предложении

С.41, инд.зад.

4.10

21

3

Интонация. Логическое ударение

Магнитофон

С.41-43, упр.87

8.10

22

4

Обучающее сочинение-описание архитектурных памятников

Р.р.

Дом.соч.

Упр.72

9.10

23

1

Двусоставные предложения.

Главные члены предложения (6ч.+2ч.Рр)

Подлежащее

ГИА В9, В12

ЕГЭ А8

С.46-47, упр.93

15.10

24

2

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Правильное согласование подлежащего со сказуемым

ГИА В9, В12

ЕГЭ А8

С.48-49, упр.99 учить, упр.100

16.10

25

3

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое

С.51-52, упр.106

17.10

26

4

Составное именное сказуемое

С.53-54, упр.111

18.10

27

28

5

6

Тире между подлежащим и сказуемым

КМ

1.С.57, упр.117, 119 И/З

2.С.57, упр.102,

подг. к сочинению.

22.10

23.10

29

30

7

8

Контрольное публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории)

Р.р.

Контр.соч.

С.60, вопросы,

с.60-61 теория

24.10

25.10

31

1

Второстепенные члены предложения (7ч.+3ч.Рр)

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение

Презентация

С.62-63, упр.123у, 125п

29.10

32

2

Определение

С.68-70, упр.134у, 133-2п

30.10

33

3

Приложение

С.73-74, упр.141

31.10

34

35

4

5

Контрольное изложение текста публицистического стиля с элементами сочинения-рассуждения

Р.р.

Контр.изл.

ГИА С1, С2

Повт.теорию

5.11

6.11

36

37

6

7

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств

1.С.75, упр.145

2.С.75-78, упр.157

1.11

7.11

38

8

Синтаксический разбор двусоставного предложения

С.79-80, упр.161, контр.вопр. с.82-83

8.11

39

9

Зачет по теме «Двусоставные предложения»

Зачет

Упр.163 зад. по выбору

12.11

40

10

Характеристика человека

Р.р.

Магнитофон

Упр.170

13.11

41

1

Односоставные предложения (14ч.+3ч.Рр)

Главный член односоставного предложения

ГИА В9

ЕГЭ В4

С.84-85, упр.172

14.11

42

2

Назывные предложения

ГИА В9

ЕГЭ В4

С. 86, упр.180

15.11

43

3

Предложения определенно-личные

ГИА В9

ЕГЭ В4

С.90, упр.187п, 188у

26.11

44

4

Предложения неопределенно-личные

ГИА В9

ЕГЭ В4

С.92, упр.193

27.11

45

5

Инструкция

Р.р.

Магнитофон

С.90, 92 повт., упр.198

28.11

46

47

6

7

Безличные предложения

Презентация

ГИА В9

ЕГЭ В4

1.С.94-95, упр.205

2.С.90,92,94, упр.211п, 212у

29.11

3.12

48

8

Рассуждение

Р.р.

ГИА С

С.90,92,94, тест

4.12

49

9

Рубежный административный контроль

Тест

ГИА

Упр.95

???

50

51

10

11

Неполные предложения

1.С.99, упр.214

2.С.99, упр.207

5.12

6.12

52

12

Синтаксический разбор односоставного предложения

С.100, упр.216, контр.вопр. с.101

10.12

53

13

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

контр.вопр. с.101, инд.зад.

11.12

54

14

Зачет по теме «Односоставные и неполные предложения»

Зачет

Упр.219, повт.теорию

13.12

55

15

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

К.д.

Повт.теорию

17.12

56

16

Анализ диктанта и работа над ошибками

Упр.220, 179, 182 по выбору

18.12

57

17

Сочинение-миниатюра

Р.р.

Соч.

КМ

Инд.зад.

19.12

58

1

Простое осложненное предложение.

Однородные члены предложения (15ч.+3ч.Рр)

Понятие об осложненном предложении

С.104, упр.222,

с.106 вопросы

20.12

59

2

Понятие об однородных членах

Презентация

ГИА В10

ЕГЭ А22

С.106, упр.232

24.12

60

3

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

ГИА В10

ЕГЭ А22

С.110, упр.241

25.12

61

4

Сжатое изложение

Р.р.

Изл.

ГИА

Упр.242

После Н.Года26.12

62

63

5

6

Однородные и неоднородные определения

1.С.114-115, упр.243

2.С.114-115, упр.247

26, 27.12

8.01???

64

65

7

8

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

ГИА В10

ЕГЭ А22

1.С.117-119, упр.250

2.С.119,121, упр.260

66

9

Сравнительная характеристика

Р.р.

Видеодвойка

Упр.264

67

68

10

11

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

ЕГЭ А24

1.С.125, упр.270

2.С.125, упр.274

69

12

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

С.129, упр.277

70

13

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

С.130, упр.280

71

14

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

Презентация

Контр.вопр.с. 132, упр.283

72

15

Зачет по теме «Однородные члены предложения»

Зачет

Упр.286 (1-5 абз.)

73

16

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

К.д.

Инд.зад., повт.теорию

74

17

Орфографический тренинг «Правописание наречий»

Подг.к.соч.

75

18

Сочинение-рассуждение на основе литературного произведения

Р.р.

Дом. соч.

ГИА С

Дом.соч.

76

1

Обособленные члены предложения (19ч.+3ч.Рр)

Понятие об обособлении

Презентация

С.135-136, упр.288

77

78

79

80

2

3

4

5

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

ГИА В11

ЕГЭ А21, В5

1.С.138 вопр., упр.292

2.С.140-141, упр.296

3.С.142-143, упр.298

4.С.140-143, упр.299

81

6

Рассуждение на дискуссионную тему

Р.р.

ГИА С

ЕГЭ С

Упр.304

82

83

7

8

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

ЕГЭ В5

1. С.147, упр. 308 (1-6)

2.С.135-147, упр.311у, 312п

84

9

Обобщение изученного материала по теме «Предложения с обособленными определениями и приложениями»

Тест

План соч., упр.308 (7-9)

85

86

10

11

Контрольное сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

Р.р.

Контр.соч.

ГИА С

С.150-151, задание на с.150

87

88

89

12

13

14

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

Презентация

ГИА В11

ЕГЭ А22

1.С.150-151, упр.318

2. С.150-151, упр.317

3.С.155, упр.322

90

91

15

16

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

КМ

1.С.156-157, упр.326

2.С.156-157,

упр.325 (1-5)

92

17

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

С.160, упр.328у, 329п

93

18

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

С.161, упр.333

94

19

Обобщающий урок по теме «Обособленные члены предложения»

С.162 контр.вопр., упр.336 I

95

20

Зачет по теме  «Обособленные члены предложения»

Зачет

С.162 контр.вопр., упр.336 II

96

21

Контрольный диктант по теме  «Обособленные члены предложения»

К.д.

Инд.зад.

97

22

Орфографический тренинг «Правописание служебных частей речи»

ЕГЭ А18

Повт.теории, упр.334

98

1

Слова, грамматически не связанные

с членами предложения (10ч.+1ч.Рр)

Обращение. Назначение обращения. Распространенные обращения.

Презентация

С.166-169, упр.344

99

2

Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений

С.170, упр.352

100

3

Деловое письмо

Р.р.

Презентация

С.172, упр.360

101

4

Вводные конструкции

Презентация

ГИА В5

ЕГЭ А20

С.174-175, упр.362

102

5

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

Теорию из упр.364, 366 учить, упр.364, 368

103

104

6

7

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

ГИА В5

ЕГЭ А20

1.С.178, 180, упр.372

2.С.180-181, упр.378

105

8

Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении

С.182,184,185, упр.390

106

9

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

С.186, упр.397

107

10

Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

С.189 контр.вопр., упр.399

108

11

Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

К.д.

Повт.теории

109

1

Чужая речь (8ч.+1ч.Рр)

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть

С.191-192, упр.402

110

2

Предложения с косвенной речью

С.194-195, упр.406

111

3

Прямая речь

Презентация

С.197-198, упр.410

112

4

Диалог

Магнитофон

С.200, упр.417

113

5

Контрольное сочинение-рассказ

Р.р.

Контр.соч

Упр.430у

114

6

Цитата

ЕГЭ С

С.203,205, упр.425

115

7

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью

С.208-209, упр.431

116

8

Повторение материала по теме «Чужая речь»

С.209-210 контр.вопр., упр.433

117

9

Зачет по теме «Чужая речь»

Тест

ГИА А,В

Повт.теории

118

1

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (12ч.+2ч.Рр+5 резерв)

Фонетика

С.223 план, фонет.разб.

119

2

Морфемика и словообразование

С.223 планы, упр. 437

120

3

Орфография

С.223-226 планы, упр.452

121

4

Синтаксис и морфология

С.223-226 планы, разборы разл.ЧР

122

5

Контрольное сжатое изложение

Р.р.

Контр.изл

ГИА С

С.226-227 планы

123

6

Синтаксис и культура речи

Упр.447

124

7

Синтаксис и пунктуация

Упр.438у, упр.441п

125

8

Синтаксис и пунктуация

Упр.439у, упр. 442 выб.

126

9

Итоговый административный контроль

Тест

ГИА

Повт.теории

127

10

Практикум по орфографии

С.228-229, словарь

128

11

Практикум по пунктуации

Инд.зад.

129

12

Сочинение-рассуждение

Р.р.

Соч.

ГИА С

С.216, упр.445у

130

13

Практикум по культуре речи

Инд.зад.

131

14

Итоговый урок

132-

136

15-

19

Резерв

Контрольные диктанты – 5                        Сочинения –         7, из них 3 контрольных                Тесты – 5                                        Развитие речи - 24                                Изложения – 5, из них 2 контрольных                Зачеты – 4



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение).

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по всем разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

 Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Цели обучения:

• Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;

• развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

•  формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

•  применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция — знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция — это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

Культуроведческая компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса русского языка в 8 классе

Личностные результаты:

1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2)  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное  отношение   родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)   достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1)  владение всеми видами речевой деятельности:

•   адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

•   владение разными видами чтения;

•   способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

•   овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию,  сохранению и передаче информации,  полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;

•   способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

•   способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

•   умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2)  применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык  как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

•   основные сведения о языке, изученные в 5—8 классах;

•  изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

•   основные единицы языка, их признаки;

•  смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

•   признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;

•  признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;

•  функционально-смысловые типы речи, их признаки;

•   основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5—8 классах; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

•  различать изученные стили речи;

•   определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

•   опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

•   адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

•  владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

•  извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

•  воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

•   создавать тексты изученных стилей и жанров;

•   свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

•  соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

•  соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

•   соблюдать нормы русского речевого этикета;

•   осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

•  развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

•  удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

•  увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;

•  получения знаний по другим учебным предметам.

Содержание учебного предмета

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

•   содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

•   содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

•   содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение - 1 час.

Повторение изученного в 5-7 классах - 8 часов.

Синтаксис и пунктуация - 5 часов.

Словосочетание - 4 часа.

Предложение. Простое предложение - 4 часа.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения - 8 часов.

Двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения - 10 часов.

Односоставные предложения - 15 часов.

Неполные предложения - 2 часа.

Предложения с однородными членами - 18 часов.

Предложения с обособленными членами - 20 часов.

Предложения с уточняющими обособленными членами - 2 часов.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями - 11 часов.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь - 9 часа.

Повторение изученного в 8 классе - 19 часов.

Описание места предмета в учебном плане

На изучение русского языка отводится 4 часа в неделю, итого 136 часов за учебный год.    

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Главными целями использования материально-технических средств обучения становятся поддержка перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиление аналитического компонента учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источниками.

Для достижения намеченных результатов в процессе обучения русскому языку необходимо использовать:

1.  Учебники   по  русскому языку.

2.  Методические рекомендации к учебникам русского языка для 8 класса.

3.  Рабочие тетради по русскому языку для 8 класса.

4.  Плакаты по русскому языку для 5—9 классов по разделам русского языка.

5.  Раздаточный материал по русскому языку.

6.  Материалы для обучения аудированию, чтению, говорению.

7.  Тексты по русской культуре.

8.  Репродукции картин русских художников для работы по развитию речи.

9.  Мультимедийный проектор.

10. Интерактивную доску.

11. Сборники заданий для текущего контроля.

12.  Серии «Готовимся к экзаменам»:

—   Работаем над текстом (ГИА и ЕГЭ, часть С)

—   Русский язык для любого уровня.

—   Тестовые задания по разделам языка.

—   Сборники текстов для изложений.

13.  Учебные словари:

—   орфографический;

—   орфоэпический;

—   толковый;

—   иностранных слов;

—   синонимов;

—   антонимов;

—   фразеологический;

—   словообразовательный.

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учащихся

  1. Тростенцова А. А. Русский язык 8 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2006
  2. Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 8 кл. - Саратов: Лицей, 2005.
  3. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русс язык: 8 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
  4. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения  / Г. К.  Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
  5. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
  6. Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая тетрадь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.
  7. Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.
  8. Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 8 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2006.
  9. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 8 класс А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2002.
  10.  Пахнова Т. М.  Русский  язык:  Комплексная  работа  с текстом:  Рабочая  тетрадь: 8 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2004

Литература     для учителя

  1. Тростенцова Л. А.   Обучение   русскому  языку   в   8   классе / Л. А. Тростенцова.   - М.: Просвещение, 2004.
  2. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.
  3. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.
  4. Текучева И. В.   Русский   язык:   Контрольные   и   проверочные   работы:   8   кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.
  5. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
  6. Угроватова Т. Ю.  Русский язык:  8 класс / Т. Ю. Угроватова.  - М.:  Просвещение, 2005.
  7. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005..
  8. Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Примерное тематическое планирование.

Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов, отводимых на данный раздел

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов учебной деятельности

Русский язык в современном мире (1 час)

1.1 Функции русского языка в современном мире (1 час)

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык как один из мировых языков.

Составлять опорный конспект для пересказа текста.

Аргументировать основные положения о роли русского языка в современном мире.

Выполнять письменное дифференцированное задание.

Повторение изученного в 5-7 классах (5ч+3Рр)

2.1 Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения (1 час)

Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Знаки препинания, их функции.

Разграничивать знаки препинания по их функциям.

Анализировать таблицу в учебнике.

Обобщать наблюдения и делать выводы.

Работать в группах по дифференцированному заданию.

2.2 Знаки препинания в сложном предложении(1 час) 

Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении.

Самостоятельно наблюдать особенности языкового материала.

Выразительно читать стихотворный текст.

Соотносить обобщённый ответ по теме с таблицей в учебнике.

Создавать графические схемы сложных предложений.

Конструировать сложные предложения.

2.3 Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий(3 часа) 

Буквы Н и НН в словах разных частей речи.

Готовить устный рассказ по таблице.

Формулировать правило в соответствии с графической схемой в учебнике.

Отрабатывать орфограмму практически.

Осуществлять самоконтроль в выборе орфограммы.

Осуществлять работу по развитию речи.

Писать изложение с грамматическим заданием.

2.4 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи (3 часа) 

Написание НЕ с разными частями речи.

Анализировать теоретические сведения из учебника.

Работать с таблицей учебника.

Иллюстрировать таблицу своими примерами.

Осуществлять самоконтроль в выборе орфограммы.

Выполнять тренинговые упражнения.

Работать с текстами разных стилей.

Развивать монологическую речь.

Писать контрольный диктант.

Осуществлять самоконтроль в выборе орфограмм и пунктограмм

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7 ч + 2Рр)

3.1 Основные единицы синтаксиса (1 час)

Синтаксис и пунктуация, основные единицы синтаксиса.

Виды и средства синтаксической связи.

Работать с таблицей учебника над единицами языка.

Разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям.

Конструировать предложения, используя цитирование.

3.2 Текст как единица синтаксиса (1 час)

Синтаксис и пунктуация, основные единицы синтаксиса.

Виды и средства синтаксической связи.

Анализировать текст (языковые средства связи).

Доказывать, что предложения, приведённые в упражнении, являются текстом.

Конструировать текст.

3.3 Предложение как единица синтаксиса (3 часа)

Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Наблюдать соотнесённость содержания предложения с ситуацией, фрагментом действительности.

Анализировать слова, словосочетания, предложения.

Конструировать предложения.

Писать сжатое изложение от 3-го лица.

Выполнять тестовые задания.

3.4 Словосочетание как единица синтаксиса. Строение и грамматическое значение словосочетаний(1 час)

Основные признаки словосочетания. Строение словосочетания. Способы выражения грамматического значения.

Распознавать словосочетания в составе предложения.

Конструировать словосочетания, опираясь на схему.

Дифференцировать слова и словосочетания.

Распределять слова по значению и структуре.

3.5 Виды словосочетаний (1 час)

Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные.

Распознавать различные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.

Составлять таблицу, используя графические обозначения.

Заполнять таблицу примерами словосочетаний разных видов.

Писать выборочный диктант.

3.6 Синтаксические связи слов в словосочетаниях (1 час) 

Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

Определять виды подчинительной связи в словосочетаниях.

Составлять схемы словосочетаний.

Конструировать словосочетания с разными видами подчинительной связи.

Контролировать употребление формы зависимого слова по нормам русского литературного языка.

3.7 Синтаксический разбор словосочетаний (1 час). 

Порядок и образец синтаксического разбора словосочетаний.

Изучать порядок и образец разбора.

Выполнять разбор словосочетаний.

Дифференцированно закреплять тему на тренировочном материале.

Отвечать на контрольные вопросы.

Выполнять тестовые задания.

Простое предложение (3 ч + 1Рр)

4.1 Грамматическая (предикативная) основа предложения (1 час)

Грамматическая основа предложения. Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения.

Опознавать простые предложения.

Наблюдать, пользуясь схемой, особенности связи подлежащего и сказуемого.

Определять предикативность предложения.

4.2 Порядок слов в предложении(1 час) 

Прямой и обратный порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Исследовать языковой материал.

Сопоставлять порядок слов в предложениях на разных языках.

Сравнивать порядок слов в разных предложениях и делать вывод.

Выписывать предложения с обратным порядком слов.

4.3 Интонация.

Логическое ударение (1 час) 

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

Знакомиться с теоретическими сведениями.

Работать со схемой.

Анализировать этимологическую справку к словам интонация, пауза.

Наблюдать и делать вывод об интонации и паузе в предложениях.

Воссоздавать ситуации, требующие разной интонации.

Анализировать таблицу.

4.4 Описание памятника культуры (1 час) 

Публицистическое описание.

Работать с иллюстративным материалом.

Сопоставлять публицистическое описание двух картин с изображением памятника.

Писать обучающее сочинение-описание.

Двусоставные предложения.

Главные члены предложения (6ч.+2ч.Рр)

5.1 Подлежащее (1 час)  

Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего.

Активизировать знания о подлежащем и его роли в предложении.

Находить подлежащие в текстах и определять способ их выражения.

Отрабатывать навыки правописания.

Конструировать предложения.

5.2 Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Правильное согласование подлежащего со сказуемым (1 час)  

Главные члены двусоставного предложения. Виды сказуемого: простое глагольное сказуемое, способы его выражения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Активизировать знания о сказуемом и его роли в предложении.

Находить сказуемые в художественных текстах и определять способ их выражения.

Отрабатывать навыки правописания.

Определять простое глагольное сказуемое.

Готовить устное сообщение на заданную тему по таблице учебника.

Закреплять теоретические сведения.

Развивать творческие способности, грамматически видоизменяя текст.

5.3 Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое (1 час)  

Виды сказуемого: составное глагольное сказуемое, способы его выражения.

Определять составное глагольное сказуемое.

Анализировать способы его выражения.

Находить в тексте составные глагольные сказуемые, определять способ их выражения.

Писать сочинение на заданную тему.

5.4 Составное именное сказуемое (1 час)  

Виды сказуемого: составное именное сказуемое, способы его выражения.

Определять составное именное сказуемое.

Находить в предложениях грамматическую основу, определять тип сказуемых и способы выражения именной части в составном именном сказуемом.

Отрабатывать навыки правописания.

Классифицировать предложения в соответствии с типом сказуемых.

Составлять план текста, выделять в нём микротемы.

Второстепенные члены предложения (7ч.+3ч.Рр)

6.1 Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение (1 час) 

Второстепенные члены предложения: дополнение (прямое и косвенное). Способы выражения второстепенных членов предложения.

Воспроизводить изученный ранее материал о предложении и его членах.

Извлекать информацию по теме из учебной статьи.

Выделять грамматические основы и второстепенные члены предложения.

Опознавать дополнение.

Анализировать морфологическую выраженность дополнений.

Определять основную мысль текста.

Составлять устную характеристику личности.

Усваивать роль дополнений (прямых и косвенных) в предложенных текстах.

6.2 Определение (1 час) 

Определение (согласованное, несогласованное), способы его выражения.

Опознавать определение.

Дифференцировать согласованные и несогласованные определения.

Производить замены определений синонимичными.

Создавать устный и письменный текст на основе данного, производить самопроверку.

6.3 Приложение (3 часа) 

Приложение как разновидность определения, способы его выражения.

Распознавать в словосочетаниях определяемое слово и приложение.

Подбирать приложения с нужными значениями.

Работать над нормой употребления приложений в нужной форме.

Писать изложение текста публицистического стиля с элементами сочинения-рассуждения.

6.4 Обстоятельство. Основные виды обстоятельств (2 часа) 

Обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия), способы его выражения.

Опознавать обстоятельство.

Дифференцировать обстоятельства по значению.

Составлять предложения, употребляя обстоятельства с разными значениями.

Анализировать морфологическую выраженность обстоятельств.

Отрабатывать навыки постановки знаков препинания.

6.5 Синтаксический разбор двусоставного предложения (1 час) 

Порядок и образец синтаксического разбора двусоставного предложения.

Выполнять синтаксический разбор двусоставных предложений.

Анализировать упражнение о роли русского языка.

6.6 Повторение. Зачёт по теме (1 час) 

Систематизировать изученный материал по вопросам и заданиям учебника.

Работать с научно-популярным текстом.

Аргументировать своё мнение по вопросам русского языка.

Исправлять ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы.

Выполнять зачётные задания.

6.7 Характеристика

 человека (1 час) 

Приёмы характеристики человека.

Вычленять главное в содержании текста об известном лингвисте.

Продуцировать свой текст, извлекая материалы из справочной литературы.

Односоставные предложения (14ч.+3ч.Рр)

7.1 Главный член

односоставного предложения (1 час)  

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений.

Характеризовать односоставные предложения со стороны грамматической основы.

Различать односоставные предложения с разной грамматической основой.

Распространять односоставные предложения второстепенными членами.

7.2 Назывные

 предложения (1 час)  

Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

Опознавать назывные  предложения.

Наблюдать за функцией и семантикой назывных предложений.

Составлять назывные  предложения.

Осознавать уместность употребления назывных  предложений в текстах определённого типа.

7.3 Предложения

определенно-личные (1 час)

Предложения определенно-личные Их структурные и смысловые особенности.

Опознавать определенно-личные предложения.

Определять морфологическую выраженность главного члена в определенно-личных предложениях и функцию этих предложений.

Уместно употреблять данный вид предложений в текстах.

7.4 Предложения

 неопределенно-личные(1 час)  

Предложения неопределенно-личные Их структурные и смысловые особенности.

Опознавать неопределенно-личные предложения.

Определять значение и морфологическую выраженность главного члена в неопределенно-личных предложениях.

Аргументировать употребление односоставных предложений данного вида подобранными пословицами.

7.5 Инструкция (1 час)  

Особенности инструкции как жанра.

Анализировать употребление односоставных предложений в жанре инструкций.

Выбирать нужную форму глагола-сказуемого для односоставных предложений в инструкции.

Создавать свои тексты-инструкции, уместно употребляя односоставные предложения.

7.6 Безличные

предложения (2 часа)  

Безличные предложения Их структурные и смысловые особенности.

Опознавать безличные предложения.

Определять морфологическую выраженность главного члена в безличных предложениях.

Трансформировать двусоставные предложения в односоставные безличные.

Подбирать свои тексты с примерами безличных предложений.

7.7 Рассуждение (2 часа)

Структура текста рассуждения.

Воспринимать на слух текст-рассуждение, выделять в нём структурные части.

Создавать своё рассуждение на предложенную тему.

Работать над текстом для изложения.

Выполнять тестовые задания.

7.8 Неполные

предложения (2 часа)

Предложения полные и неполные. Их структурные и смысловые особенности.

Определять неполные предложения и опознавать их типы.

Составлять диалоги с использованием неполных предложений.

7.9 Синтаксический

 разбор односоставного предложения (1 час)  

Порядок и образец синтаксического разбора односоставного предложения.

Выполнять синтаксические  разборы односоставных предложений.

Тренироваться в разборе предложений разных видов, сопоставляя двусоставные и односоставные предложения.

7.10 Повторение (5 часов)

Отвечать на контрольные вопросы, систематизируя изученный материал.

Тренироваться в использовании разных видов односоставных предложений.

Выполнять тестовые задания.

Писать контрольный диктант.

Писать сочинение-миниатюру, используя односоставные предложения.

Простое осложненное предложение.

Однородные члены предложения (15ч.+3ч.Рр)

8.1 Понятие об осложненном предложении (1 час)  

Осложнение простого предложения. Предложения осложненной структуры.

Определять, чем осложнены предложения, работать над пунктограммами.

8.2 Понятие об однородных членах (1 час)  

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Стилистические возможности предложений с однородными членами.

Осознавать условия однородности членов предложения.

Указывать средства связи между однородными членами.

Выписывать из текстов предложения, составлять текст, употребляя однородные члены.

8.3 Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них (2 часа)  

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

Работать с текстами, графически обозначая перечислительную интонацию, расставляя знаки препинания.

Письменно формулировать основную мысль текста.

Дополнять предложения однородными членами.

Писать сжатое изложение.

8.4 Однородные и неоднородные определения (2 часа)  

Однородные и неоднородные определения и пунктуация при них.

Распознавать однородные и неоднородные определения.

Соблюдать перечислительную интонацию при однородных членах во время чтения текста.

8.5 Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (3 часа)  

Сочинительные союзы при однородных членах и пунктуация при них.

Выделять разделительные союзы в предложениях (одиночные и повторяющиеся).

Расставлять знаки препинания в текстах.

Графически обозначать однородные члены как члены предложения, выделять грамматические основы сложносочинённых предложений с союзом И.

Составлять схемы сложносочинённых предложений.

Формулировать основную мысль текста-описания.

Выполнять творческую работу.

Составлять (письменно) сравнительную характеристику.

8.6 Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (2 часа) 

Обобщающие слова при однородных членах предложения и пунктуация при них.

Распределять предложения на группы по месту нахождения обобщающих слов при однородных членах.

Читать выразительно предложения (интонация предупреждения и  интонация пояснения).

Подбирать к однородным членам обобщающие слова.

Записывать по группам предложения с обобщающим словом при однородных членах, ставить знаки препинания.

8.7 Синтаксический разбор предложения с однородными членами (1 час)  

Порядок и образец синтаксического разбора предложения с однородными членами.

Производить синтаксический разбор предложений с однородными членами.

Составлять схемы предложений.

8.8 Пунктуационный разбор предложения с однородными членами (1 час)  

Порядок и образец пунктуационного разбора предложения с однородными членами.

Производить пунктуационный разбор простых предложений с однородными членами, входящими в состав сложного.

Отрабатывать навыки постановки разделительных запятых между однородными членами.

8.9 Повторение (5 часов)  

Определять и формулировать основную мысль текста, расставлять в нём запятые и подчёркивать однородные члены.

Находить в тексте однородные и неоднородные определения, однородные обстоятельства.

Определять, сколько рядов однородных членов в указанном предложении.

Систематизировать изученный теоретический материал по теме.

Выполнять тестовые задания.

Писать контрольный диктант.

Отрабатывать навыки правописания наречий.

Готовиться к написанию сочинения-рассуждения на основе литературного произведения

Обособленные члены предложения (19ч.+3ч.Рр)

9.1 Понятие об обособлении (1 час) 

Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами.

Понимать сущность и общие условия обособления.

Выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами.

Обозначать паузы, которые выделяют обособленные члены.

9.2 Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них (4 часа) 

Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения.

Опознавать и правильно интонировать предложения с обособленными определениями.

Графически обозначать обособленные определения, выраженные причастными оборотами. Объяснять условия их обособления.

9.3 Рассуждение на дискуссионную тему (1 час) 

Структура рассуждения. Понятие о дискуссии.

Анализировать текст и формулировать его основную мысль.

Писать сочинение-рассуждение, продумывая тезис и аргументы.

Определять тему текста, выписывать предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Редактировать предложения.

9.4 Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них (5 часов)  

Обособленное приложение и пунктуация при нём.

Опознавать и правильно интонировать предложения с обособленными приложениями.

Указывать, как морфологически выражены и пунктуационно оформлены приложения, обозначать графически их синтаксическую роль.

Обобщать материал по теме «Предложения с обособленными определениями и приложениями».

Выполнять тестовые задания.

Писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, продумывая тезис и аргументы.

9.5 Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них (3 часа) 

Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления.

Опознавать и правильно интонировать предложения с обособленными обстоятельствами.

Графически обозначать обособленные обстоятельства.

Выписывать предложения с обособленными обстоятельствами, определениями и приложениями; указывать их однородность.

Находить ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами и исправлять их.

9.6 Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения (2 часа) 

Уточняющие обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности.

Опознавать и правильно интонировать предложения с обособленными уточняющими членами предложения.

Выделять запятыми и подчёркивать обособленные члены предложений.

Находить обособленные обстоятельства уступки, выделять их запятыми на письме.

Выписывать из текста предложения с обособленными определениями и приложениями.

Составлять рассказ на заданную тему, используя обособленные члены предложения.

9.7 Синтаксический разбор предложения с обособленными членами (1 час) 

Порядок и образец синтаксического разбора предложения с обособленными членами.

Производить синтаксический разбор предложений, осложнённых обособленными членами.

Ставить знаки препинания при обособленных членах.

Составлять схемы предложений.

9.8 Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами (1 час) 

Порядок и образец пунктуационного разбора предложения с обособленными членами.

Производить пунктуационный разбор предложений с обособленными членами, выделять их запятыми на письме.

9.9 Повторение (4 часа) 

Записывать текст, расставляя недостающие запятые и графически обозначая обособленные члены предложения.

Составлять схемы предложений.

Указывать  ( в том числе графически) условия обособления второстепенных членов предложения.

Систематизировать изученный теоретический материал.

Выполнять тестовые задания.

Писать контрольный диктант.

Отрабатывать навыки правописания служебных частей речи.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (10ч.+1ч.Рр)

10.1 Обращение.

Назначение обращения. Распространенные обращения (1 час)

Осознавать основные функции обращения.

Выделять графически и интонационно обращения, в том числе распространённые; расставлять знаки препинания.

Составлять предложения и тексты с обращениями.

Выписывать из текстов примеры употребления разных обращений.

10.2 Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений (2 часа)

Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

Выделять обращения знаками препинания на письме, обозначать их графически.

Составлять схемы с обозначением места обращения.

Составлять тексты деловой корреспонденции на разные темы, используя обращения.

10.3 Вводные

конструкции(1 час)  

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника.

Осознавать  функции вводных конструкций в речи.

Графически выделять вводные слова.

10.4 Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению(1 час)  

Группы вводных конструкций по значению. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста.

Узнавать группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Анализировать схему.

Составлять предложения с различными по значению вводными словами и сочетаниями слов.

Определять тему текста, основную мысль, находить вводные слова.

Формулировать ответ на поставленный автором текста вопрос.

10.5 Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях (2 часа)

Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения

Списывать текст, расставляя знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Вставлять вводные слова в текст, указывать их значение.

Готовить рассуждение на заданную тему с использованием вводных слов.

Заменять вводные слова и вводные сочетания слов  вводными предложениями.

Определять части речи.

10.6 Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении (1 час)

Определять понятие вставных конструкций, анализировать особенности их употребления.

Моделировать публичное выступление.

Формировать пунктуационную компетенцию, опознавая вставные конструкции и выделяя их интонационно в устной речи и скобками или тире в письменной речи.

Совершенствовать при работе с текстом свои речевые, коммуникативные умения и правописные навыки.

Уточнять роль междометия в предложении, определять, какие чувства они выражают.

10.7 Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения(1 час)  

Порядок и образец синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Усваивать порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора и выполнять их.

Опознавать изученные конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.

Закреплять пунктуационный навык изученных конструкций.

10.8 Повторение (2 часа)

Отвечать на контрольные вопросы по теме.

Работать с текстами: выделять интонационно слова, грамматически не связанные с членами предложения, расставлять знаки препинания, определять семантическую значимость выделенных конструкций.

Развивать связную речь.

Писать контрольный диктант.

Чужая речь (8ч.+1ч.Рр)

11.1 Понятие о чужой речи. Комментирующая часть (1 час) 

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

Определять понятие о чужой речи.

Анализировать языковой материал, делать обобщения.

Анализировать смысловые параметры комментирующей части, выявлять её интонацию, место в предложении, роль глаголов говорения.

Читать схемы предложений с чужой речью.

Распространять комментирующую часть предложений с чужой речью..

11.2 Предложения с косвенной речью (1 час)

Способы передачи чужой речи:  косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

Сравнивать предложения с прямой и косвенной речью, правильно интонировать их при чтении, изучать их определения.

Классифицировать знаки препинания в предложениях текста.

Опознавать предложения с косвенной речью.

Преобразовывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Выяснять уместность подобных предложений в текстах разных типов и стилей речи.

11.3 Прямая речь (1 час) 

Способы передачи чужой речи: прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Актуализировать правило о знаках препинания в предложениях с прямой речью.

Комментировать крылатые выражения, составляя предложения с прямой речью.

Осваивать новое пунктуационное правило об оформлении прямой речи с разрывом.

Работать со схемами предложений с прямой речью.

Конструировать предложения с прямой речью в разном структурном и пунктуационном оформлении.

11.4 Диалог (1 час)

Оформление диалога на письме.

Определять диалог, его стилистическую выраженность.

Самостоятельно составлять диалог.

Вырабатывать навык пунктуационного оформления диалога.

11.5 Рассказ (1 час)

Составление рассказа, включение диалога в текст.

Перерабатывать текст в рассказ с диалогом.

Писать сочинение.

11.6 Цитата (2 часа)

Цитирование. Способы включения цитат в высказывание.

Знаки препинания в предложениях при цитировании.

Определять понятие цитаты.

Находить цитаты и определять их роль в тексте.

Формировать умение вводить цитаты в авторский текст разными способами.

Корректировать сочинения со стороны уместности и точности в оформлении включённых цитат.

Усваивать требования к устному выступлению.

Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

11.7 Повторение (2 часа) 

Отвечать на вопросы по разделу.

Выполнять задания на передачу чужой речи разными способами.

Подбирать примеры с разными способами передачи чужой речи.

Подтверждать схемы своими примерами.

Выполнять тестовые задания.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (12ч.+2ч.Рр+5 резерв)

12.1 Синтаксис и морфология (4 часа)

Грамматика как раздел лингвистики. Синтаксис и морфология как разделы грамматики.

Соотносить синтаксис и морфологию как составляющие грамматики.

Различать синтаксическую роль различных частей речи.

Выполнять частичный синтаксический разбор предложений, указывая морфологическую выраженность членов предложения.

Составлять предложения.

12.2 Синтаксис и культура речи (2 часа)

Отражение в языке культуры и истории народа. Понятие «культура речи».

Обобщать содержание понятия «культура речи».

Исправлять нарушения в нормативном употреблении словосочетаний с управлением.

Заполнять таблицу.

Исправлять предложения с ошибками в употреблении деепричастных оборотов.

Редактировать построение сложноподчинённых предложений.

Развивать речь, работая над сжатым изложением.

12.3 Синтаксис и пунктуация (3 часа)

Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Основные принципы русской пунктуации. Знаки   препинания, их функции.

Обобщать знания о роли пунктуации в речи.

Соотносить синтаксис и пунктуацию, выявлять их связь.

Определять последовательность действий  при постановке знаков препинания.

Объяснять функцию знаков препинания.

Выполнять тестовые задания.

Писать сочинение-рассуждение.

12.4 Синтаксис и орфография (4 часа)

Правописание как система правил, регулирующих написание слов и постановку знаков препинания в предложении. Орфография как система правил правописания слов и их форм.

Формулировать вывод о связи синтаксиса и орфографии.

Обобщать и систематизировать знания по орфографии.

12.5 Обобщающее повторение (1 час+ 5 резерв)

Выполнять разноуровневые задания, подводя итоги изучения курса русского языка в 8 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (под редакцией Н.Г.Гольцовой)

Предлагается для пользования рабочая программа по русскому языку для 10 класса  под редакцией Н.Г.Гольцовой...

рабочая программа по русскому языку для 9 класса под редакцией С.И.Львовой

Данной рабочей программой  по русскому языку может воспользоваться учитель, работающий в 9 классе по программе С.И.Львовой...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса под редакцией С.И.Львовой.

Рабочая программа содержит основные разделы, включая учено-тематическое планирование, а также тематический контроль....

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса под редакцией С.И.Львовой.

Программа  рассчитана на 204 часа . Содержит все необходимые разделы, включая учебно-тематическое планирование и тематический контроль. а также контрольные материалы....

Рабочие программы по русскому языку 5-8 классы под редакцией С.И.Львовой

Рабочая программа по русскому языку 5-8 классы предназначена для учащихся, обучающихся по новым стандартам ФГОС. Пояснительная записка содержит объем изучаемого материала по русскому языку и является ...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской.

   Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального ком­понента государственного стандарта основного об­щего образования, Программы по русскому языку...