Методическая разработка элективного курса по русскому языку для 11-го класса "Речеведение".
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

Черкасова Нина Николаевна

Методическая разработка элективного курса для 11 класса "Речеведение". Учитель-языковед может использовать при подготовке к ЕГЭ и для уроков в 9-11 классах при работе с текстами и с художественно-выразительными средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс по русскому языку для 11-го класса "Речеведение"

Черкасова Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

Пояснительная записка

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Использует в качестве программно-методического сопровождения.

учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».

Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.

Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка.

Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах.

Н. П. Морозова. Учимся писать сочинения.

В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения.

Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.

Элективный курс состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Программа включает в себя:

пояснительную записку;

содержание программы;

основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;

технологию организации учебного процесса;

формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;

требования к результатам освоения ЕГЭ;

список литературы для учащихся.

Цели элективного курса:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ;

 2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;

 3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;

 4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

 5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;

 6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи элективного курса:

Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

Способствовать развитию письменной речи.

Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.

Содержание программы

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста. 18 часов.

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. 9 часов.

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. 9 часов.

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

Учащиеся должны уметь:

указывать средства связи между частями текста;

определить тему и основную мысль текста;

определить тип и стиль речи;

использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.

Практические работы:

прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;

прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;

определить, какое утверждение противоречит позиции автора;

определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);

найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения…);

написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;

какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;

какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.

РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. 16 часов.

Тема 1. Анализ текста. 4 часа.

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. 6 часов.

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения. 6 часов.

Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

анализировать форму исходного текста;

находить характерные для исходного текста языковые средства;

создавать связное высказывание;

излагать последовательно собственные мысли;

использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Практические работы:

написание сочинений-рассуждений;

редактирование.

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Технология организации учебного процесса по ЭК

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову:

- уроки-лекции;

 - уроки применения знаний на практике;

 - уроки навыков (тренировочные);

 - уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.

Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);

 - самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);

 - работа в группах;

 - индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).

Литература для учащихся:

Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2004;

Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2006;

Александров В.Н. и другие. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск, «Взгляд», 2004;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс

Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

Методическая разработка элективного курса "Знатоки английского языка"для 9-х классов.

Методическая разработка элективного курса " Знатоки английского языка"для 9-х классов....

Методическая разработка элективного курса по английскому языку для 9 класса "Современный английский"

Сущность обучения данного курса заключается в процессе формирования социокультурной компетенции у учащихся старшей ступени, что напрямую зависит от наличия у школьников не только устойчивых языковых н...