Изучение профессиональной самооценки и педагогической мотивации молодых учителей Мамадышского района Республики Татарстан
творческая работа учащихся по психологии (11 класс) по теме

 

Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Сегодня система образования предъявляет особые требования к учителю, т. к. он призван обеспечить эмоциональное, социальное и психическое становление личности ученика.  Но это по силам только учителям,  обладающим высокой профессиональной мотивацией и способным к профессиональному и личностному росту. На сегодняшний день многие выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в школу, обучаются в них лишь для получения диплома о высшем образовании.  Многие молодые специалисты, столкнувшись с реальностью школьной жизни, вскоре уходят из школы, избирая иной профессиональный путь.

Так, по данным районного отдела образования Мамадышского района в 2009/10 учебном году из школ района ушло 30% молодых учителей (прибыло 10, ушло 3 педагога). В 2010/11 учебном году эта цифра составила уже 50% (прибыло 12, ушло 6 учителей).

В связи с этим  проблема изучения профессиональной мотивации и самооценки молодых учителей Мамадышского района  является особо актуальной.  Исходя из этого  становится ясной необходимость проведения психологического исследования, целью которого является  выявление самооценочных профессиональных позиций  молодых учителей и источников их профессиональной мотивации.  Для проведения такой научно-исследовательской работы было необходимо решить следующие задачи:

1.     Изучить научную литературу о психологических факторах, влияющих на профессиональную самооценку молодых учителей и  их педагогическую мотивацию.

2.     Составить опросник изучения профессиональной мотивации молодых учителей.

3.     Провести диагностику самооценочных профессиональных позиций  молодых учителей Мамадышского района и анонимное анкетирование по авторскому опроснику изучения профессиональной мотивации.

4.     Проанализировать и обобщить полученные данные;

5.     Сформулировать выводы и практические рекомендации для  молодых учителей, а также сотрудников отдела образования Мамадышского района, курирующих работу с молодыми учителями.

Перед проведением научно-исследовательской работы была выдвинута следующая гипотеза: повышенная напряжённость труда, эмоциональные перегрузки, небольшая заработная плата, избыток регламентирующей и отчётной документации, не всегда продуманные нововведения в образовании  отрицательно сказываются на самооценочной профессиональной позиции молодого учителя и негативным образом влияют  на его профессиональную мотивацию.

Предметомисследования явились самооценочные профессиональные позиции молодых педагогов Мамадышского района и источники их профессиональной мотивации. Объектом исследования явились молодые учителя Мамадышского района, имеющие стаж педагогической работы  до трёх лет (16 человек работают в школе 1-ый год, 6 педагогов -  второй и 3 молодых учителя третий год).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по психологии

«Изучение профессиональной самооценки и профессиональной мотивации молодых учителей Мамадышского района»

Хузяхметова Гузель

Школа №1, 11 «А» класс,

г.Мамадыш

Научный руководитель:

Шагивалиева Гульнара Камиловна

Г. Мамадыш, 2012

Оглавление:

Введение

I.Теоретическая часть

1.1. Факторы, влияющие на профессиональную мотивацию и профессиональную самооценку молодого учителя (с.5-6);

1.2. Профессиональные деформации личности молодого учителя (с.6-7);

1.3. Педагогическая позиция как осознанное поведение молодого учителя (с.7-8)

II. Практическая часть

2.1. Изучение профессиональной самооценки и профессиональной мотивации молодых учителей Мамадышского района (с.9-14)

Заключение

Список литературы (с.15)

Введение

Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Сегодня система образования предъявляет особые требования к учителю, т. к. он призван обеспечить эмоциональное, социальное и психическое становление личности ученика.  Но это по силам только учителям,  обладающим высокой профессиональной мотивацией и способным к профессиональному и личностному росту. На сегодняшний день многие выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в школу, обучаются в них лишь для получения диплома о высшем образовании.  Многие молодые специалисты, столкнувшись с реальностью школьной жизни, вскоре уходят из школы, избирая иной профессиональный путь.

Так, по данным районного отдела образования Мамадышского района в 2009/10 учебном году из школ района ушло 30% молодых учителей (прибыло 10, ушло 3 педагога). В 2010/11 учебном году эта цифра составила уже 50% (прибыло 12, ушло 6 учителей).

В связи с этим  проблема изучения профессиональной мотивации и самооценки молодых учителей Мамадышского района  является особо актуальной.  Исходя из этого  становится ясной необходимость проведения психологического исследования, целью которого является  выявление самооценочных профессиональных позиций  молодых учителей и источников их профессиональной мотивации.  Для проведения такой научно-исследовательской работы было необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу о психологических факторах, влияющих на профессиональную самооценку молодых учителей и  их педагогическую мотивацию.
  2. Составить опросник изучения профессиональной мотивации молодых учителей.
  3. Провести диагностику самооценочных профессиональных позиций  молодых учителей Мамадышского района и анонимное анкетирование по авторскому опроснику изучения профессиональной мотивации.
  4. Проанализировать и обобщить полученные данные;
  5. Сформулировать выводы и практические рекомендации для  молодых учителей, а также сотрудников отдела образования Мамадышского района, курирующих работу с молодыми учителями.

Перед проведением научно-исследовательской работы была выдвинута следующая гипотеза: повышенная напряжённость труда, эмоциональные перегрузки, небольшая заработная плата, избыток регламентирующей и отчётной документации, не всегда продуманные нововведения в образовании  отрицательно сказываются на самооценочной профессиональной позиции молодого учителя и негативным образом влияют  на его профессиональную мотивацию.

Предметом исследования явились самооценочные профессиональные позиции молодых педагогов Мамадышского района и источники их профессиональной мотивации. Объектом исследования явились молодые учителя Мамадышского района, имеющие стаж педагогической работы  до трёх лет (16 человек работают в школе 1-ый год, 6 педагогов -  второй и 3 молодых учителя третий год).

Методами исследования явились: тестирование профессиональных позиций молодых учителей Мамадышского района с помощью методики «ХиМ», адаптированной А.Бадаком на основе теста «МиФ», использующегося при судебно-психологической экспертизе  и анкетирование по авторскому опроснику изучения профессиональной мотивации молодых педагогов.

Практическая ценность данного исследования заключается в том, что оно позволит  найти проблемные зоны в профессиональной самооценке молодых учителей, выявить внешние и внутренние источники их профессиональной мотивации, и затем, в соответствии с полученными результатами, поможет  отделу образования Мамадышского района выстроить систему действий для сохранения молодых квалифицированных кадров в школах Мамадышского района.

Для написания данной работы использовалась научная литература теоретического и практического характера. К основным теоретическим источникам можно отнести  учебник «Общие основы психологии» Р.С.Немова,  книгу «Мотивация и деятельность» Х.Хекхаузена, «Популярную психологическую энциклопедию» С.С.Степанова. В качестве основных практических источников использовались такие издания как «Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины»» С.В.Кривцовой, методическое пособие «Диагностико-консультативная деятельность психолога образования» под ред. М.М. Семаго, подборка газет «Школьный психолог» с 2008-го по 2010г., в частности статья А.Бадака «Желание и возможности. Изучение профессиональной позиции педагога с помощью теста «ХиМ».

Теоретическая часть

Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на профессиональную мотивацию молодых учителей – это систематическая  работа, направленная на совершенствование квалификации молодого учителя,  его психологическая поддержка, содействие повышению его эрудиции и компетентности в области преподаваемого предмета и методики его преподавания. На сегодняшний день школа ставит перед молодым учителем следующие задачи:

-Повышение своего профессионального и культурного уровня;

-Повышение своей общественной активности;

-Обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой учебной дисциплины;

- Совершенствование деятельности по организации творческой, активной, самостоятельной работы учащихся как на занятиях, так и во внеучебное время (в технической, спортивной, исследовательской и других видах деятельности);

- Формирование умений и навыков самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности;

- Использование передового педагогического опыта и обобщение своего.

Разумеется,  что такое обилие задач и профессиональных требований к личности начинающего педагога существенно влияет на педагогическую позицию молодого учителя  и его профессиональную мотивацию.

Недостаток педагогического опыта, избыток отчётной документации, необходимость всё время сдерживать вспышки раздражения  пагубно сказывается на профессиональной мотивации молодых учителей и на их профессиональной самооценке. Порой  у некоторых из них отмечается чрезмерно высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма.  Иногда же профессиональная мотивация снижается и  талантливый молодой педагог превращается в пассивного транслятора знаний.

Повышенная напряжённость труда учителя приводит к тому, что у молодых учителей снижается энтузиазм в работе,  нарастает негативизм и усталость.   Нарушение дисциплины детьми, непредвиденные детские конфликты, чрезмерный контроль администрации, перегруженность различными поручениями,  конфликты по поводу нагрузки провоцируют у многих молодых учителей снижение профессиональной мотивации.

                Выбор мотива педагогической деятельности тесно связан с профессиональной самооценкой. Чем адекватнее оценивает себя молодой учитель, тем более вероятен для него выбор мотива достижения успеха.        Уверенное и неуверенное поведение являются основными составляющими успеха – неуспеха молодого учителя. Способность открыто говорить о своих профессиональных проблемах и, напротив, страх критики, чувство вины и чрезмерная конформность – всё это обусловливает уверенность – неуверенность в его  поведении. К снижению профессиональной мотивации приводят внешние факторы и внутренние причины.  Внешние факторы связаны с организацией работы и социально-культурными условиями общества.

К внутренним причинам, приводящим к снижению мотивации к педагогической деятельности,  относят, прежде всего, личностный фактор. Это чувство собственной незначительности на рабочем месте, невозможность профессионального продвижения и чрезмерный контроль со стороны руководства. Если молодой специалист чувствует незначимость своей деятельности, то  его профессиональная мотивация снижается. Её снижению способствует также неудовлетворённость своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

К внешним факторам, влияющим на профессиональную мотивацию молодого учителя,  относят следующие:

1) ролевой фактор

Исследования показали, что на снижение профессиональной мотивации молодого учителя существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределённость, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия учителей в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределения ответственности предохраняет молодого педагога от снижения его профессиональной мотивации, несмотря на то, что его рабочая нагрузка может быть высокой.

2) организационный фактор

На снижение профессиональной мотивации начинающего педагога также влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределённая (нечёткость функциональных обязанностей), либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается стиль руководства, при котором руководитель не позволяет молодому учителю проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за своё дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.

Углубление в профессию нередко сопровождается изменениями в структуре личности молодого педагога: происходит интенсивное развитие одних качеств и подавление других. Эти изменения нарушают целостность личности, снижают её адаптивность и могут привести к профессиональным деформациям. Среди них можно назвать следующие:

1.Общепедагогические деформации – это «печать профессии», которой бывают  отмечены многие молодые учителя. Причина таких деформаций – отношение к ученику как к объекту воздействия, следствие – авторитарный стиль преподавания. Признаки общепедагогических деформаций – назидательность, завышенная самооценка, самоуверенность, догматичность взглядов, нетерпимость к чужому мнению, отсутствие гибкости.

2. Типологические деформации – это целостный поведенческий комплекс, включающий личностные особенности молодого учителя в сочетании с его специализацией. Выделяют три таких комплекса: коммуникатор, организатор, морализатор.

3. Специфические, или предметные, деформации молодого учителя обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Начинающий педагог, имеющий профессиональную деформацию данного типа, воспринимает других через призму знания своего предмета, пытается встроить свои знания в любые бытовые ситуации.

Преодоление кризисов и деформаций свидетельствует о личностном и профессиональном росте молодого учителя и укреплению его мотивации к педагогической деятельности.  Также сохранению необходимого уровня его  профессиональной мотивации способствует оптимальная педагогическая позиция начинающего педагога.

Педагогическая позиция – это осознанное поведение, основанное на анализе ситуации, ценностных основаниях и личном выборе. Позиция всегда предполагает особую работу души, которая в результате превращается в действие, поступок, оценку, выбор. Отличительными признаками педагогической позиции молодого учителя как формы поведения являются:

  1. Наличие у молодого учителя собственных целей и ценностей;
  2. Осознанность;
  3. Знание и принятие на себя ответственности за последствия проявления позиции, настойчивость в её предъявлении;
  4. Наличие адекватных целям и ценностям молодого учителя  средств выражения своей позиции другим людям;
  5. Устойчивое проявление данного поведения в различных ситуациях деятельности и взаимоотношений с людьми.

Для сохранения оптимальной самооценочной педагогической позиции и необходимого уровня профессиональной мотивации молодому педагогу следует развивать в себе следующие  профессионально важные качества:

  1. высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
  2. способность конструктивно меняться в напряжённых условиях;
  3. открытость;
  4. общительность;
  5. самостоятельность;
  6. стремление опираться на собственные силы;
  7. высокая мобильность;
  8. способность формировать и поддерживать в себе позитивные оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Также необходимо сохранять хорошее здоровье, обладать сознательной, целенаправленной заботе о своём физическом состоянии (занятия спортом, здоровый образ жизни), а также уметь преодолевать профессиональный стресс.

Конечно, каждый молодой учитель неповторим, и его поведение невозможно просчитать и смоделировать. Но начинающий педагог способен быть объективным и критичным не только к своим ученикам, но и к себе самому. Таким образом, он способен осознавать свои сильные и слабые стороны и тем самым полностью реализовывать свой творческий потенциал.

Практическая часть

Изучение профессиональной самооценки и профессиональной мотивации молодых учителей Мамадышского района

Данное исследование заключается в психодиагностическом изучении  профессиональных самооценочных позиций по методике «ХиМ» При проведении практической части исследования представлялось целесообразным изучить профессиональную самооценку молодых учителей, их способность к самоанализу, рефлексии. При этом  следовало продиагностировать самооценку  желания заниматься преподавательской деятельностью (хочу – не хочу работать) и самооценку способности выполнять данную работу (могу – не могу работать).

В связи с этим различалось 4 возможных  варианта самооценки молодого специалиста:

  1. Хочу работать, но не могу - ХнМ;
  2. Хочу и могу работать - ХиМ;
  3. Не хочу работать, хотя могу - нХМ;
  4. Не хочу работать и не могу - нХнМ.

Норма профессиональной самооценки (себя как реального учителя) по методике «ХиМ» находится в зоне ХМ хочу и могу работать. Зона  ХнМ  (хочу, но не могу) относится к выпускникам педагогических вузов, не имеющих опыта практической работы, но имеющие желание работать. Зона нХМ (не хочу, но могу) относится к молодым специалистам, оценивающим себя как способных, но не желающих работать в школе. Чаще всего – это немотивированные на преподавательскую деятельность молодые учителя. И к зоне нХнМ  (не хочу и не могу) относятся молодые специалисты, не желающие и не умеющие работать в школе. Зная зону нахождения позиции самооценки педагога, определялась норма или отклонение профессиональных самооценочных позиций. Зная самооценку молодого учителя, администрация школы или курирующие молодого учителя специалисты районного отдела образования могут принимать корригирующие меры воздействия. Учителя с ХнМ-самооценкой нуждаются в повышении квалификации, помощи педагогов-наставников.  Молодые учителя с нХМ-самооценкой нуждаются в повышении уровня профессиональной мотивации (материальная стимуляция, улучшение материальной базы, психологическая поддержка). Позиция нХнМ может говорить о неготовности молодого специалиста к преподавательской работе.

         Для диагностики позиций самооценок молодых учителей была использована методика «ХиМ». Она представляет собой набор из 5 незаконченных предложений. С её помощью были изучены позиции профессиональных самооценок молодого учителя. Различалось несколько профессиональных самооценок:

1.  УДБ-позиция    -  «Учитель должен быть…»;

2. ЯР-позиция  -  (я реальный)  - « На самом деле как учитель я…»;

3. КС-позиция  - (коллеги считают) – «Коллеги считают, что как учитель я…»;

4. УС-позиция – (ученики считают) – «Ученики считают, что как учитель я …»

5. ЯИ-позиция – (я – идеальный) – «Хотелось бы, чтобы я был(а) учителем, который…

УДБ-позиция:

-высокое положение по обеим шкалам: педагогику считают достойным видом труда – 52% опрошенных молодых учителей – 13 человек;

-низкое положение по обеим шкалам: неуважительно относится к учительскому труду – 8% - 4 человека. Графически это представлено на диаграмме №1.

 ЯР-позиция:

-определялась ведущая зона (одна из четырёх) по расположению ЯР-позиции

ХиМ (хочу работать в школе и могу) – 48% - 12 человек;

ХнМ (хочу работать в школе, но не могу) – 8% - 2 человека;

нХМ (могу работать в школе, но не хочу) – 4% - 1 человек;

нХнМ (не хочу работать в школе и не могу)- 40% - 10 человек.

Графически это представлено на диаграмме №2.

КС-позиция:

-высокое положение по обеим шкалам: считает, что ценим коллегами как профессионал – 56% - 14 человек;

-низкое положение по обеим шкалам: считает, что коллеги не ценят его как профессионала – 44% - 11 человек.

Графически это показано на диаграмме №3.

УС-позиция:

-высокое положение по обеим шкалам: считает, что ценим учениками как профессионал – 52% - 13 человек;

-низкое положение: считает, что ученики не ценят его как профессионала – 48% -12 человек.

Графически эти показатели представлены на диаграмме №4.

ЯИ-позиция

-высокое положение по обеим шкалам: ставит перед собой  высокие цели, устремлён на совершенствование – 60% - 15 человек;

-низкое положение: целеустремлённость снижена – 40% - 10 человек.

Графически эти показатели представлены на диаграмме №5.

Затем были изучены сочетания самооценок, по которым определялись такие показатели как ценность работы  учителем в школе, завышенность самооценки, утрата веры в собственные силы, уязвлённое самолюбие из-за недооценки коллегами и учениками, внутриличностный конфликт из-за ощущения профессиональной некомпетентности. Ниже представлены данные изучения сочетаний профессиональных самооценок.

Сочетания самооценок:

-высокое, примерно равное положение УДБ и ЯИ-позиций по обеим шкалам: ценит свою работу, дорожит ею – 40% - 10 человек;

-высокое положение ЯИ-позиции при низком положении УДБ-позиции по обеим шкалам: не ценит работу в школе, полагает, что достоин большего -12% - 4 человека.

-высокое положение УДБ-позиции при низкой ЯИ-позиции по обеим шкалам: считает себя недостойным работы учителя – 20% - 5 человек;

-ЯР-позиция выше ЯИ, КС, УС-позиций: завышенная самооценка, высокомерная позиция – 12% - 3 человека;

-ЯР-позиция выше КС, УС-позиций по обеим шкалам: предвзятое отношение, уязвлённое самолюбие из-за недооценки коллегами и учениками своей деятельности – 32% - 8 человек;

-ЯР-позиция ниже КС, УС-позиций по обеим шкалам: утрата веры в собственные силы как профессионала – 20% - 5 человек;

-ЯР-позиция выше по одной, но ниже по другой шкале КС, УС-позиций: способность к рефлексии, реальной оценке своих профессиональных качеств – 24% - 6 человек;

-большой разрыв между низкой ЯР-позицией и высокой ЯИ-позицией: внутриличностный конфликт из-за ощущения профессиональной некомпетентности – 28% - 7 человек

Графически результаты психодиагностического исследования профессиональных самооценочных позиций молодых учителей Мамадышского района представлены в таблице №1. Сочетания самооценочных позиций молодых учителей представлены в таблице №2.

Полученные результаты показали, что большинство молодых учителей Мамадышского района считают педагогику достойным видом труда (52%). Незначительная часть начинающих педагогов неуважительно относится к учительскому труду (8%). Большинство молодых специалистов имеют нормальную профессиональную самооценку (48%): считают, что хотят и могут работать в школе. Небольшая часть опрошенных нуждается в повышении квалификации, помощи педагогов-наставников, т.к. хотят работать учителями, но не обладают необходимыми педагогическими компетенциями. Также незначительная часть молодых учителей умеющих, но не желающих работать в школе (4%) нуждается в повышении уровня профессиональной мотивации (материальная стимуляция, улучшение материальной базы и условий труда, психологическая поддержка), т.к.  не мотивирована на преподавательскую деятельность. Значительная часть опрошенных (40%) оценила себя как нежелающих и не умеющих работать в школе. Большинство начинающих педагогов (56%) отмечает, что ценимы в школе как профессионалы коллегами и учениками.  Также подавляющее большинство молодых учителей устремлены на совершенствование и ставит перед собой высокие педагогические цели (60%).

Исследование показало, что значительная часть начинающих педагогов ценит свою  работу  и дорожит ею (40%). При этом определённая часть молодых специалистов считают себя недооценёнными коллегами и/или учащимися (32%) и ощущают себя профессионально некомпетентными (28%). Наряду с этим отмечены такие проявления как утрата веры в собственные силы как профессионала, завышенная самооценка, способность к рефлексии, а также нивелирование ценности своей работы в школе и оценка себя как неспособного к педагогической деятельности специалиста. Дальнейшее исследование было нацелено на изучение профессиональной мотивации молодых учителей с помощью опросника, составленного автором.

Выводы:

1.Большинство молодых учителей Мамадышского района считают педагогику достойным видом труда и им нравится работать в школе. Значительная часть имеет нормальную самооценочную позицию, считая, что хочет и может работать в школе;

2.Ведущим источником положительной профессиональной мотивации молодых учителей является любовь к детям;

3.Обилие документации, недостаток познавательной активности учащихся и отсутствие дисциплины на уроке являются ведущими отрицательными источниками, значительно снижающими профессиональную мотивацию молодых учителей Мамадышского района;

4.Отсутствие внутренней положительной профессиональной мотивации  (любовь к детям, к преподаванию) при воздействии  отрицательных внешних источников приводит к значительному снижению профессиональной мотивации молодых учителей и, возможно, к их уходу из профессии.

Рекомендации:

1.молодым учителям расширять сферу профессионального общения в целях обмена опытом и эмоциональной поддержки;

2. специалистам  отдела образования создать систему методической и психологической поддержки молодых педагогов Мамадышского района в целях профессионального роста начинающих учителей и сохранения в школах квалифицированных кадров;

3. усовершенствовать систему наставничества, а также создать сайт  создания  по проблемам молодых учителей Мамадышского района;

4. рекомендовать министерству образования и науки РТ по возможности пересмотреть и уменьшить перечень необходимой отчётной документации, т.к. её обилие отрицательно сказывается на качестве подготовки молодого учителя к урокам.

По окончании исследования на очередном заседании районного методического объединения молодых учителей Мамадышского района начинающие педагоги были ознакомлены с результатами исследования. Затем с ними было проведено занятие по обучению способам эмоциональной регуляции и волевой мобилизации, т.к. исследование показало необходимость владения молодыми учителями способов снятия нервно-психического напряжения в целях оптимизации своего эмоционального состояния и профилактики конфликтов в системе «учитель – ученик» и «учитель  - учитель».  

Заключение

Проведённое исследование позволило выявить разнообразие профессиональных самооценочных позиций молодых учителей Мамадышского района, а также внешние и внутренние источники  их профессиональной мотивации.  Оно показало, что истоки проблемы молодых квалифицированных кадров не столько социально-экономические, сколько морально-этические. Гипотеза об отрицательном влиянии внешних факторов на профессиональную самооценочную позицию молодых педагогов и на их профессиональную мотивацию подтвердилась лишь частично. Любовь к детям, стремление нести им знания делает молодого учителя достаточно неуязвимым к воздействию неблагоприятных особенностей педагогического труда. Именно такие учителя помогают свои ученикам в становлении их личности.  Именно благодаря таким учителям ученики идут на уроки не с отвращением и страхом, а с интересом и удовольствием. Им удаётся не только сделать обучение и воспитание более эффективным, но и получать удовольствие от своей работы.

Список литературы:

1.Кривцова С.В. «Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины»», М., «Генезис», 2009 г., с.209-275;

2.Немов Р.С. «Основы общей психологии»,М., «Просвещение», 2009 г., с.389 – 418;

3.Степанов С.С. «Популярная психологическая энциклопедия», М., «АЙРИС ПРЕСС», с.16-48;

4.Хекхаузен Х. «Мотивация и деятельность»,  СПб, «Питер», 2008 г., с. 114-137;

 5. «Давайте учиться не «гореть». Психологическая поддержка педагогов», О.Хухлаева, газета «Школьный психолог», №4/2007;

6. «Диагностико-консультативная деятельность психолога образования» под ред. М.М. Семаго, «АЙРИС ПРЕСС», М.,2008 г. с.261-269;

7.«Желание и возможности. Изучение профессиональной позиции педагога с помощью теста «ХиМ»», А.Бадак, Е.Кившик, газета «Школьный психолог», №25/2008;

8.«Рабочая книга школьного психолога» под ред. И.В.Дубровиной, М., «Просвещение», 2007 г., с.214-279;

9.«Учительский стресс», В.Родионов, М.Ступницкая, К.Ступницкая, газета «Школьный психолог», №4/2007;

Приложение

Диаграмма №1.

Показатели отношения молодых учителей Мамадышского района к учительскому труду (УДБ-позиция)

Диаграмма  №2

Самооценочные позиции молодых учителей Мамадышского района

(ЯР-позиция)

Диаграмма №3.

Показатели оценки молодыми учителями Мамадышского района отношения со стороны коллег (КС-позиция)

Диаграмма №4.

Диаграмма №5.

Таблица №1

Показатели профессиональных самооценочных позиций

молодых учителей Мамадышского района  

УДБ-позиция (положение)

ЯР-позиция

КС-позиция (положение)

УС-позиция (положение)

ЯИ-позиция (положение)

Высокое

Низкое

Ведущая зона

Высокое

Низкое

Высокое

Низкое

высокое

низкое

52%

8%

ХиМ

ХнМ

нХМ

нХнМ

48%

8%

4%

40%

56%

44%

52%

48%

60%

40%

                                                                                                                                                             Таблица №2

Показатели сочетаний профессиональных самооценочных позиций  молодых учителей Мамадышского района

Интерпретация сочетаний профессиональной самооценки.

Процентные показатели

1.

Ценит свою работу, дорожит ею (высокое, примерно равное положение УДБ и ЯИ-позиций по обеим шкалам)

40%

2.

Не дорожит своей работой в школе, полагает, что достоин большего (высокое положение ЯИ-позиции при низком положении УДБ-позиции по обеим шкалам)

12%

3.

Считает себя недостойным работы учителя (высокое положение УДБ-позиции при низкой ЯИ-позиции по обеим шкалам)

20%

4.

Завышенная самооценка, высокомерная позиция (ЯР-позиция выше по обеим шкалам ЯИ, КС, УС-позиций)

12%

5.

Уязвлённое самолюбие из-за недооценки коллегами и/или учениками (ЯР-позиция выше КС, УС-позиций по обеим шкалам)

32%

6.

Утрата веры в собственные силы как профессионала (ЯР-позиция ниже КС, УС-позиций по обеим шкалам)

20%

7.

Способность к рефлексии (ЯР-позиция выше по одной, но ниже по другой шкале КС, УС-позиций)

24%

8.

Внутриличностный конфликт из-за ощущения профессиональной некомпетентности (большой разрыв между низкой ЯР-позицией и высокой ЯИ-позицией)

28%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение профессиональной самооценки и педагогической мотивации молодых учителей Мамадышского района Республики Татарстан

Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Сегодня система образования предъявляет особые требования к учителю, т. к. он призван обеспечи...

Изучение топонимики Мамадышского края (Республика Татарстан) на уроках русского языка

Методика работы с лингвокраеведческим материалом на уроках русского языка. Знакомство с гидронимом "Вятка" и названими мелких рек Мамадышского района....

Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Материалы для участия  во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...

Личный план профессионального образования учителя физической культуры МБОУ Мокрокурналинская средняя общеобразовательная школа Алексеевского района Республики Татарстан Халитова Риналя Ильсуровича на 2016-2017 учебный год.

Обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласовани...

Герои земляки. Участники Великой Отечественной войны Мамадышского района Республики Татарстан

Герои земляки. Участники Великой Отечественной войны Мамадышского района Республики Татарстан...

Программа профессионального самообразования учителя физической культуры МБОУ «Гимназия №25» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Соколова Вячеслава Владимировича

Программа профессионального самообразования учителя физической культуры МБОУ «Гимназия №25» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Соколова Вячеслава Владимиров...