Знакомство с культурным наследием Мамадышского края на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме
лингвокраеведческий материал на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnoe_nasledie_mamadysha.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с культурным наследием Мамадышского края на уроках русского языка
На уроках русского языка формируется языковая личность с ценностным взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с изучения родного языка. Основой этой работы может стать краеведение. Ведь использование на уроках русского языка местного языкового материала повышает интерес к предмету, воспитывает интерес к Родине, расширяет представление об ее истории. Все это дает возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека.
Методическим средством, которое служит основой для создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, является текст.
Текст должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе разнообразные качества: учащимся должно быть понятно содержание, текст должен включать не только орфограммы на последние изученные правила, но и слова, затруднившие учащихся в предыдущих письменных работах, слова, в которых они допускали ошибки ранее.
Включение в уроки русского языка местного материала дает возможность рассмотреть особенности употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре данного района.
В процессе работы с текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре.
Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Такую работу необходимо проводить систематически (начиная с V класса) на уроках русского языка. Например, использовать тексты известных писателей и поэтов Мамадыша и Мамадышского района – Ш. Мустафина, Р. Мухамадиева, Ш. Маннура,
Р. Газизова, Н. Нарышкина (Махотина), М. Сафина, В. Калашникова,
Э. Касыймова, Т. Мелиховой, Л. Селивановой, Т. Шипковой и др.
Так, при изучении теоретических сведений о существительных сообщается, что они часто стоят в начале текста, определяя его тему, а нередко и место и время того, о чем говорится в тексте, усиливая тем самым его цельность. Рассмотрим это на примере текстов мамадышских поэтов:
Апрель, Чернобыль, Украина,
Сред полевых дорог изгиб,
Приказ начштаба, командира
И хутор из пустынных изб.
В полях палатки войсковые,
Среди весенних, теплых дней,
Дозометры и «гробовые»
«Гроши», на выживших людей.
В. Калашников
При изучении глаголов показывается, что сообщение о действиях предмета характеризует предмет:
В овраге родник под скалой вытекает,
Клены молодые шумят,
И там над клубникой стрекозы летают
И соколы в небе парят.
В. Калашников
При изучении прилагательных подчеркивается, что они передают красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают речь выразительней,точнее:
Ночь! Ночь! Ночь!
То – кроткая очень, то – длинная,
То – спокойная, то – шаловливая,
То – желанная и долгожданная,
То – нежданная, как гостья незваная…
Л. Селиванова
Анализ мини-отрывков из художественных произведений может сопровождать и традиционную орфографическую работу. Так, обучающий диктант любой разновидности (выборочный, объяснительный и т.п.), формирующий определенный навык правописания. В этом случае ученики, записав под диктовку предложения и прокомментировав их со стороны правописания, обращают внимание на то, как каждый из этих отрывков по-разному раскрывает явление действительности. Ученик должен рассмотреть, какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении, какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки:
Женщина – это для каждого любимая мать,
А без матери человечество не может существовать,
У наших женщин имя «госпожа»,
«Принцесса» не звучит,
Перед ней ни слуга, ни дворовый не стоит.
Т. Мелихова .
Осенний лес – печали смесь,
Калейдоскоп цветов сердечных.
Вновь желтизной покрыт мир весь
В круговороте дней извечном.
Р. Мустафин .
Для лингвистического анализа на уроках русского языка можно использовать не только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки (В пословицах и поговорках отражены этнографические реалии: от орудий труда до нарядов, национальный ландшафт, животный и растительный мир,
события и личности истории народа, религиозные верования), лирические
песни, мини-тексты, выбранных в соответствии с изучаемой темой из художественных произведений местных писателей.
При изучении стилистики следует обращаться к местным периодическим изданиям. Например, тема урока «Стили речи. Публицистический стиль» можно проанализировать статьи мамадышской газеты «Вятка».
Прошлое и настоящее
Все течет, все меняется. Его величество время берет свое, с каждым днем обретают новый облик дома, улицы нашего города с его богатой историей.
Первая пристань на берегу Вятки, излюбленном месте всех мамадышцев и гостей города, появилась в начале 19 века, когда по реке началось движение пароходов и барж. Переправа на противоположный берег реки всего населения и транспорта осуществлялась до ввода в строй моста через Вятку паромом или баржами. Ночью паромной переправы не было, поэтому путники часто ночевали в Мамадыше.
Берегоукрепление и благоустройство этой территории Вятки началось пять лет назад. Сегодня здесь радуют глаз металлические резные ограждения, беседки, цвето-музыкальный фонтан».
Использование произведений писателей Мамадыша дает учащимся представления о краевых особенностях: о географических названиях, о людях, их именах и фамилиях, о названиях родников, рек, рощ, лесов и т.д. Всё это относится к языковым явлениям, неотделимым от данного региона.
Но кроме этого нам представляется, что использование на уроках русского языка фактов истории еще больше углубит знания учащихся о крае. Смена характера преподавания нового материала позволит сосредоточить внимание школьников.
Мамадыш и Мамадышский район имеет очень богатую историю. Ученикам будет интересно ознакомиться с историческими событиями, купцами, меценатами родного края. Воспитать любовь и уважение к Родине помогут рассказы о героях Советского Союза Г. Нигматуллине,
И. Максимове, М. Москвине. В Мамадыше родился и капитан «Арабеллы» Роман Лизалин, который спас пассажиров теплохода «Булгария» в 2011 году.
На уроках русского языка учителя часто используют карточки и тесты. В этой работе так же можно использовать тексты и примеры, связанные с историей народа, культурой, языком, национальными особенностями.
Например, задание – расставьте предложения в правильном порядке.
1) Мамадыш впервые упоминается в летописях в 1151 году.
2) Страницы древних рукописей и старинные предания рассказывают, что Мамадыш появился очень давно.
3) По легендам, даже царица Сююмбике приезжала сюда на отдых.
4) В одной из наиболее достоверных и распространенных поныне легенд говорится: "...старик Мамадыш остановился на реке Нукрат (Вятка) и стала деревня Мамадыш".
5) Из них видно, что между Мамадышем и Киевской Русью существовали торговые связи.
6) История города и района тесно переплетается с историческими событиями и именами знаменитых людей.
Или тест
1. Отметьте слово, которое нужно вставить в предложение:
В 1883 году в части Заошминской слободы города Мамадыша вырос технически сильно ___________ даже импортным технологическим оборудованием и довольно мощный по своему времени винокуренный, спиртовый завод Корнилия Никаноровича Щербакова, на котором к 1900 году уже работало около 100 человек.
1) оснащеный
2) оснощенный
3) оснащенный
4) оснощеный
2. Расставьте знаки препинания:
А в шестнадцатом веке 1) после взятия в 1552 году Казани Иоаном Грозным 2)и с включением мамадышских земель в состав русского государства 3) со второй половины XVI века 4)в низовьях междуречья Вятки и Камы 5) стали возникать русские поселения.
а) 1,3
б) 1, 3, 4, 5.
в) 3
г) 1, 5
2. Вставьте в предложение слово или словосочетание, подходящее по смыслу:
Из года в год _________ население: если в 1764 году было лишь 545 человек, то в 1861 году уже стало 6500 человек
а) уменьшалось
б) росло
в) возросло
Это к тому же хорошая подготовка к ГИА и ЕГЭ. Учащиеся не только усваивают практический материал, но и узнают интересные факты из истории района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к родному краю на уроках русского языка в 7 классе.
Работа над орфографической грамотностью - одна из самых трудных задач, стоящих перед каждым учителем русского языка. Ни для кого не секрет, что процесс овладения русским языком...
Изучение топонимики Мамадышского края (Республика Татарстан) на уроках русского языка
Методика работы с лингвокраеведческим материалом на уроках русского языка. Знакомство с гидронимом "Вятка" и названими мелких рек Мамадышского района....
формирование любви к родному краю на уроках русского языка
Небольшая статья учителя о формировании патриотизма в 8 классе...
Использование наследия Ризы Фахреддина на уроках русского языка
Данный материал можно использовать при прохождении грамматических тем, служит подспорьем при подготовке к урокам и воспитательным часам....
Исследовательская работа. Промыслы Тульского края. «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТУЛЬСКОГО КРАЯ. ТУЛЬСКИЕ САМОВАРЫ»
В исследовательской работе изучается возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных промыслов и ремесел является приоритетным направлением в культурной жизни Тульской обла...
Культурное наследие на уроках русского языка и литературы и во внеучебной деятельности
Многообразные формы и приёмы использования краеведческого материала, направленного на расширение общекультурного кругозора, развитие культуры личности учащихся....
Тема: «Путешествие по родным краям» (бинарный урок русский язык-география).
Цель: закрепление умения писать и склонять количественные числительные; получить навыки работы со спилс-картой России.1.Знать об особенностях склонения количественных числительных2.Уметь писать и упот...