Урок-путешествие в страну Глаголия 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок рассчитан на 2 часа. Цель: повторить, обобщить и систематизировать изученное по теме глагол в 6 классе. (использованы "Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы В.Н.Пташкина и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie_glagoliya.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие. Обобщение. Тема «Глагол».
Рассчитано на 2 часа.
Класс: 6
Цели:
-повторить, обобщить, систематизировать изученный материал по теме «Глагол»;
- воспитывать любовь к родному языку;
- развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
- – Мы заканчиваем изучение глагола. Значит, вы сможете ответить на мои вопросы: что такое глагол, какие морфологические признаки, синтаксическая роль, и поможете мне сформулировать тему урока: Обобщение по теме «Глагол».
- Какую цель мы перед собой поставим?
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Глагол».
- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.
- По мнению учёных, самыми употребительными глаголами являются следующие: сказать, мочь, хотеть, пойти, дать, владеть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, сделать.
- Действительно, глаголы передают движение, различные действия и состояния.
- Давайте попробуем представить портрет глагола. (Ученики устно предлагают картинку глагола).
2. Я приглашаю вас в путешествие по лингвистической стране Глаголии.
Свой путь мы начнём из города Неопределённой формы. Как вы думаете, почему?
- Вопросы неопределённой формы.
- Чтобы отправиться в дорогу, нужно приобрести билеты. Чтобы купить билет, нужно выполнить задание. (Для каждого свой именной билет - приложение)
Задание типа: заменить существительное однокоренными глаголами, поставив их в неопределённую форму; поставить глаголы в неопределённую форму.
- С другой стороны билета: Путеводитель – записаны все станции – ученики на каждой станции ставят себе оценку.
- Билеты приобрели. Теперь в путь.
Первая остановка в городе Вид.
- Что такое вид глагола? (Законченное, незаконченное действия)
- Расставьте 12цифр на листах.
Я читаю глаголы, а вы пишите только одну букву С или Н.
Журчит, запели, поют, прилетели, приносят, зацветают, умылись, подпевают, проснулись, шумят, тает, пробилась.
Оцените себя в путеводителе: (учитель читает правильные ответы)
0 ошибок – 5
1-2 ошибки – 4
3 и более – 3
А на пути залив Переходность.
- Что такое переходные и непереходные глаголы?
И чтобы переплыть такой залив, нужно справиться с таким заданием: определить переходность/непереходность глаголов: переползти, строить, умывать.
Переведите переходный глагол в непереходный: ползти, строиться, умываться.
А мы подплываем к озеру Спряжение. Здесь мы видим два района. Почему? Что за жители живут в первом районе, во втором? Посмотрите, чем занимаются жители этих районов.
В первом спряжении: пишут, поют, пашут поля и железо куют.
А во втором: никогда не грустят! Мчатся в музеи, учиться хотят.
- Карточки с заданием: прочитайте словосочетания. Что можно о них сказать? (это фразеологические обороты) (Приложение)
- Читаем, объясняем значение. Распределить обороты на две группы в зависимости от спряжения: игра…т в прятки, мороч…т голову, сид…т сложа руки, плю…т в потолок, счита…т ворон, леж…т на печи, обвод…т вокруг пальца, вод…т за нос, втира…т очки, валя…т дурака, заговарива…т зубы. (Глаголы в ед.ч.)
Выполнение – взаимопроверка (правильные ответы раздаются ученикам)
Наш поезд Знаний не стоит на месте. И впереди – пролив Наклонение. Пролив нужно пройти по маленьким островкам (на листочках нарисованы 7 кружочков). Я читаю предложение, а вы определяете наклонение глагола из предложения и пишите на островке нужного номера буквы: И – изъявительное, У – условное, П – повелительное.
- Дружба любит дело.
- Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
- За дружбу дружбой платят.
- И лес шумит дружней, когда деревьев много.
- Залез бы в богатство, забыл бы и братство.
- Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
- Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
Ещё одно испытание мы прошли успешно. Но впереди бурная река Времени. Какие три времени есть у глагола? Чтобы переплыть реку Времени, нужно построить лодку на двух человек. В группах составить рассказ о том, как построить лодку. В рассказе должны быть употреблены все три времени глагола. Чтение, оценивание друг друга.
Мы попадаем в Орфографический лес.
- Что изучает орфография?
- Какие орфограммы мы изучали в глаголе?
Продолжаем работать в тех же лодках. Парам даётся задание на карточках: собрать текст из перепутанных предложений (Каждое предложение на отдельном листочке). Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Объяснить орфограммы.
Проверка: группы по очереди читают предложения – комментируют. (Самооценка, взаимоценка).
А мы подъезжаем к Занимательному городу. Жители этого города очень любят кроссворды, шарады, загадки. И нам они предлагают магический квадрат. В нём спрятались шесть глаголов (по горизонтали и вертикали). Найдите их за 30 секунд.
л | е | т | е | т | ь | с | с |
й | к | ц | ф | ъ | м | й | п |
У | н | ч | д | е | о | е | р |
П | р | а | я | с | щ | х | о |
Л | о | в | и | т | ь | э | с |
Ы | ж | э | ю | ь | и | ф | и |
Т | и | з | х | к | ш | р | т |
ь | в | е | р | т | е | т | ь |
Лететь, ловить, вертеть, уплыть, есть, спросить.
Оценивание задания: за 5-6 глаголов – «5», за 3-4 – «4», за 1-2 – «3».
Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Глаголия и мы добрались до дворца Глаголов. Но, чтобы в него войти, мы должны проанализировать свою работу. Просмотрите свой путеводитель и отметьте знаками каждую остановку.
+ - всё было понятно.
? – появились вопросы, до конца не разобрался.
- - ничего не понял.
А теперь поставьте себе оценку за всё путешествие в дворце Глаголов.
Рефлексия. У вас есть цветы. Я предлагаю украсить страну Глаголию цветами. Если урок понравился – красный цветок, если вам в чём-то было неуютно – зелёный, если не понравился совсем – синий.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
– Прочитайте словосочетания. Что вы можете о них сказать?
Игра…т в прятки, мороч..т голову, сид..т сложа руки, плюёт в потолок, счита…т ворон, леж…т на печи, обвод…т вокруг пальца, вод…т за нос, втира…т очки, валя…т дурака, заговарива…т зубы.
Самопроверка.
Ι спряжение ΙΙ спряжение
играет в прятки морочит голову
плюёт в потолок сидит сложа руки
считает ворон лежит на печи
втирает очки обводит вокруг пальца
валяет дурака водит за нос
– Прочитайте словосочетания. Что вы можете о них сказать?
Игра…т в прятки, мороч..т голову, сид..т сложа руки, плюёт в потолок, счита…т ворон, леж…т на печи, обвод…т вокруг пальца, вод…т за нос, втира…т очки, валя…т дурака, заговарива…т зубы.
Самопроверка.
Ι спряжение ΙΙ спряжение
играет в прятки морочит голову
плюёт в потолок сидит сложа руки
считает ворон лежит на печи
втирает очки обводит вокруг пальца
валяет дурака водит за нос
На лугах вблизи лесных опушек ход.. т, в такт шагам покачива..т головой, пестрая хохлатая птица - удод.
Длинный изогнутый клюв сует в сухую траву, под камни: ищ..т насекомых.
А найдет – (не)глота.. т: подброс.. т жука вверх и лов.. т открытым ртом.
Клюв удода длинный, а язык короткий.
Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он вт..нуть в клюв не мож.. т
Вот и приход..(т,ть)ся удоду жонглир..вать всякий раз, когда он ест.
На лугах вблизи лесных опушек ход.. т, в такт шагам покачива..т головой, пестрая хохлатая птица - удод.
Длинный изогнутый клюв сует в сухую траву, под камни: ищ..т насекомых.
А найдет – (не)глота.. т: подброс.. т жука вверх и лов.. т открытым ртом.
Клюв удода длинный, а язык короткий.
Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он вт..нуть в клюв не мож.. т
Вот и приход..(т,ть)ся удоду жонглир..вать всякий раз, когда он ест.
На лугах вблизи лесных опушек ход.. т, в такт шагам покачива..т головой, пестрая хохлатая птица - удод.
Длинный изогнутый клюв сует в сухую траву, под камни: ищ..т насекомых.
А найдет – (не)глота.. т: подброс.. т жука вверх и лов.. т открытым ртом.
Клюв удода длинный, а язык короткий.
Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он вт..нуть в клюв не мож.. т
Вот и приход..(т,ть)ся удоду жонглир..вать всякий раз, когда он ест.
БИЛЕТ (первая сторона)
Билет в страну Глаголия Шалагина Владимира
Задания (в зависимости от подготовки ученика): 1. Заменить имена существительные однокоренными глаголами в неопределенной форме. 2. Поставить глаголы в неопределенную форму.
Билет (вторая сторона)
Г. Неопределенная форма
Г. Вид
З. Переходность
О. Спряжение
П. Наклонение
Р. Времени
Орфографический лес
Занимательный город
ДВОРЕЦ ГЛАГОЛА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок "Путешествие в литературную страну"
Закрепление изученного материала, прививать любовь к родной природе, чтению....
Урок - путешествие "Путешествие по стране Морфемии. Корни - ЛАГ-, -ЛОЖ"
Урок проводится в форме путешествия по острову Морфемия. Соответстствует требованиям ФГОС. Помогает в увлекательной и динамичной форме изучить тему " Корни -ЛАГ-,-ЛОЖ"...
Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 5а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект ...
Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект ...
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...
Нетрадиционный урок-путешествие по технологии для 7 класса "Путешествие в страну рукоделия" (раздел "Художественные ремесла").
Данную разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия, повышающего интерес обучающихся 7 класса к предмету технология и подготавливающего младших школьников к изучению предмета ...