Урок - путешествие "Путешествие по стране Морфемии. Корни - ЛАГ-, -ЛОЖ"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок проводится в форме путешествия по острову Морфемия. Соответстствует требованиям ФГОС. Помогает в увлекательной и динамичной форме изучить тему " Корни -ЛАГ-,-ЛОЖ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
План - Конспект урока
« Путешествие по стране Морфемии…»
(Правописание букв О - А в корнях с чередованием - ЛАГ-,-ЛОЖ-)
- ФИО учителя: Бубова Наталия Валерьевна
- Место работы: МБОУ СОШ № 41 г. Краснодар
- Должность: учитель русского и литературы
- Предмет: русский язык
- Класс: 5 класс
- Тема : « Путешествие по стране Морфемии…» ( правописание букв О-А в корнях с чередованием -ЛАГ-,ЛОЖ-).
- Учебник: русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012.
- Цель урока: сформировать начальное понятие о написании О-А в корнях -ЛАГ-,-ЛОЖ-.
- Задачи урока:
- Образовательные:
- знать правило написания О- А в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-
- осуществлять поиск информации (по словарям), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм),
- находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне лаг – лож, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.
- совершенствовать орфографические умения.
- Развивающие:
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных)
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку через проведение урока - путешествия;
-воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных и личностных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
- Тип урока: урок формирования новых знаний
- по характеру деятельности – проблемно-диалогический с элементами образовательной системы «Школа 2100»;
- по ведущему методу – урок- путешествие.
- Формы работы учащихся: коллективная , групповая
- Необходимое техническое оборудование: ПК; мультимедийный проектор
- Подготовительная работа: до урока дети разделились на 3 команды, выбрали капитана, придумали эмблемы и названия команд
( «Знатоки», «Всезнайки», «Искатели». Парты в классе поставлены треугольниками ( эмитируют три корабля). Класс украшен под корабль и море ( флажки, фуражки у капитанов, на доске и по классу рисунки островов с названиями , пальм, на доске тема
« Путешествие в страну Морфемию…») , презентация « Путешествие по стране Морфемии». Дети ведут « Путевые дневники».
- Структура и ход урока
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Название ЭОР | Виды работ | Формируемые УУД | Время |
1. | Оргмомент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Создание атмосферы взаимопонимания на уроке. | Самоопределение | Фронтальная работа | Личностные: 1.Развитие внимания, уважения к сверстникам; 2.Самооценка готовности к уроку. 3.Включение учащихся в учебную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: мобилизация сил и энергии. | 1 мин | |
2 | Актуализация знаний. | - Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Морфемии. Мы с вами уже были на острове корней. Кто вспомнит, о чем мы тогда говорили? - Правильно, ребята! А сегодня наше путешествие продолжается. Каждая команда уже заняла место на своем корабле. Капитаны, займите место у штурвала. Страна Морфемия скрывает множество секретом, побываем на разных островах, архипелагах и полуостровах страны, и каждая команда наполнит свой рюкзак знаний. В конце путешествия вы сами оцените результат , так как за правильные ответы король каждого острова даст вам свой цветок знаний. - Вперед, навстречу знаниям! | - Мы говорили об однокоренных словах, безударных гласных в корне. | Слайд 1 | Групповая работа | Личностные: 1.Развитие внимания, уважения к сверстникам; 2.Самооценка готовности к уроку. 3.Включение учащихся в учебную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: мобилизация сил и энергии. | 1 мин |
3 | Формулирование темы урока | - Ребята, наши корабли подошли к первому острову. Это остров Догадок На доску выведены слова для наблюдения . Слайд 3-4 1. На слайде слова: положение сложить предлагать излагать – Что их объединяет? Назовите корень. Что вы заметили? Какова тема нашего урока? | Дети обсуждают слова на доске, отвечают на вопросы. Дети формулируют тему и записывают ее в свои Путевые дневники. | Презентация « -ЛАГ-,-ЛОЖ- в корнях с чередованием» Слайд 2 Слайд 3-4 | Групповая работа Команды отвечают после командного обсуждения и получают Цветок знаний. | Познавательные : 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Коммуникативные: 1. Свободно излагать свои мысли 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | 7 мин |
4 | Постановка целей и задач. | 2. По клику мыши появляются слова в другом столбике.
– Прочитайте слова парами. Как бы вы назвали второе слово в каждой паре? (Проверочным.) Почему? (Гласный звук находится под ударением.) – Что вас удивило? (Подсказка: Сравните две последние пары.) положить – положит сложить – сложит предлагать – предложить излагать – изложит – Работает ли здесь проверочное слово? – Какую проблему будем решать? | Ученики фиксируют расхождение гласных букв в корне под ударением и в безударном положении. (По клику мыши эти буквы выделяются шрифтом или цветом.) Ученики формулируют проблему.
- Как выбрать букву о,а в корнях с чередованием ЛАГ,ЛОЖ, если нельзя подобрать проверку? | Презентация « -ЛАГ-,-ЛОЖ- в корнях с чередованием Слайд 3-4 | Фронтальная работа Ученик , ответивший полнее, приносит своей команде Цветок знаний. | Регулятивные: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. Коммуникативные: 1. Свободно излагать свои мысли 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | 7 мин |
5 | Решение проблемы. Открытие новых знаний | 1.Поиск решения проблемы - Мы прибыли на архипелаг Новых знаний. - Ребята, каждая команда попробует заполнить свой рюкзак знаний новыми идеями (на доске всплывает картинка с рюкзаком ) На доске появляются слова Излагать изложить Слагать сложение Полагать приложение Учитель корректирует деятельность учащихся - Проанализируйте слова в левой и правой колонке, выделите корень. --Сформулируйте правило по наблюдениям ( в группах) - Проверьте себя ( всплывающая подсказка слайд 6) 2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров. - Сделаем вывод. Какая идея оказалась верной в вашей корзине? 3. Уточнение и углубление понимания правила учащимися с помощью вопросов: – По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы а–о в корне лаг – лож»? – Назовите условия выбора букв а–о в корне лаг – лож. Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора. (Выделен корень, подчёркнута буква г или ж двумя чертами, поставлено ударение.) 4.Работа с обобщённой графической моделью Составление кластера Слайд 7 5.Углубление знаний. – Можно ли применить правило к словам ложь, благо? Почему, ведь в них тоже есть сочетания лож, лаг? (Под ударением, другое значение, не корень.) – Какое общее значение однокоренных слов заключает в себе корень лаг (лож)? (Действие.) | Ученики обсуждают задания в командах. Ученики по наблюдениям самостоятельно формулируют правило, обсуждая его в группах Ученики в группах проверяют свои выводы, открывают новые знания, делятся идеями с другими учениками Ученики читают правило в учебнике , делают вывод, обсуждают свои идеи. Выступление групп. Ученики отвечают на вопросы учителя. - Ребята, мы открыли новые знания и получили Цветок. Поплывем дальше.Вот полуостров Нарисуй-ка. Дети в группах составляют кластер, обсуждение наиболее удачные схем. Дети отвечают на проблемный вопрос. | Слайд 5-6 | групповая работа прием «Корзина идей». Полнее ответившая команда получает Цветок знаний. фронтальная Составление кластера. Групповая работа Лучший кластер обсуждается и записывается в Путевые дневники. Команда получает Цветок знаний. | Регулятивные : 3. Искать пути решения проблемы. 4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм) 3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 4.Коммуникативные УУД 2. Свободно излагать свои мысли 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. | 10 мин |
6 | Физкультминутка | -Ребята, мы хорошо поработали, давайте немного отдохнем перед дальнейшим путешествием. - Молодцы, ведь побеждают самые умные и здоровые! | Звучит песня , дети повторяют движения за персонажем на доске. | Презентация «Физкультминутка» | |||
5. | Практическая деятельность учащихся. Закрепление знаний. | 1. - Вот и остров Напиши-ка. Закрепим наши знания. Для этого все команды поработают вместе по цепочке. Ведь мы дружные ребята! Упр. 433 – развивается умение видеть в словах орфограмму – букву а–о в корне лаг (лож), отличать слова с этой орфограммой от фонетически сходных написаний, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм. Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания): 1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных. 2) Выделить звукосочетание [лаг/ж]. 3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова. 4) Определить, какой согласный в корне: [г] или [ж], подчеркнуть букву согласного двумя чертами. 5) Подчеркнуть орфограмму – букву о или а. 2. - Молодцы, зайдем в замок Словарей. Работа со словарем учебника. совершенствуются навыки работы со словарём: поиск, анализ информации о корнях лаг(лож), выводы; на основе заданий и полученной информации формируется навык культуры речи – употреблять слова с корнем лаг, лож только с приставками. Работа в группах с самостоятельным подбором слов и выводами. От группы готовится выступление сообщение. | Ученики работают по учебнику, графически выделяют орфограмму, объясняют, анализируют. Группы работают со словарем, выписывают слова с изучаемой орфограммой, делают вывод, готовят сообщения | Слайд 8 | Работа с учебником № 433 - по цепочке Групповая работа За лучшее выступление команды получают Цветок. | Познавательные УУД 4. Учиться действовать по составленному алгоритму. 5. Извлекать информацию из словаря. 6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Регулятивные УУД 3. Искать пути решения проблемы. 4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. | 10 мин |
6 | Рефлексия. Оценивание. | – Найдите «третье лишнее»: предложение, благодарность, слагаемое. - Ребята, вот и завершилось наше морское путешествие. Мы покидаем страну Морфемию, но « конечно, еще в неё вернемся! Пересчитайте свои Цветы знаний. ( награждение победившей команды, обсуждение и награждение активных участников урока оценками) – Что удалось на уроке, было самым интересным? – Какие трудности встретились? – Что помешало при выполнении задания? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? - Как чувствовали себя в роли капитанов? - Что-нибудь мешало работе в команде? – Оцените свои знания. -Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите этот смайл: - А если не поняли – такой смайлик ( раздаточный материал) ( Учитель определяет, кому из учеников требуется помощь на следующем уроке)
| Ребята делают выводы, капитаны выступают от групп. Осуществление рефлексии и оценивание. Дети отвечают на вопросы учителя, оценивают понимание темы, свою работу. | Слайд 9 | За лучший ответ команда получает Цветок. | Коммуникативные УУД 1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, излагать свои мысли. 2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. | 2 мин |
10. | Д/З | 1.Составить ( скороговорку, стихотворение на выученное правило ) (В) 2. Упр. 435. (Н) вставить буквы , объяснить графически. | Разноуровневое Д/З | 2 мин |
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» | презентация |
Приложение 2
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Первоначальное знание правила «ЛАГ-ЛОЖ в корнях с чередованием»
Осуществление поиска информации (по словарям),развитие умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм),
Развитие первоначальных умений находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне лаг – лож, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.
Метапредметные:
Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
Личностные:
Воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму и разнообразные виды работы.
Умение работать в группе, находить общие решения.
Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Остров Догадок
положить сложить предлагать разлагать Прочитайте слова. Что их объединяет? Сравните результаты . Корни с чередованием – ЛАГ-,-ЛОЖ- Определяем тему и проблему урока положит сложит предложит разложит Что вы заметили в корнях однокоренных слов? Прочитайте слова парами из каждого столбика. Чем они различаются? пол о жить сл о жить предл а гать разл а гать
Что вас удивило? (Сравните две последние пары слов.) Обсудите командой. пол о жить сл о жить предл а гать разл а гать пол о / жит сл о / жит предл о / жит разл о / жит «Работает» ли здесь проверочное слово? Какую проблему будем решать на уроке? Почему пишутся разные буквы а – о в корне - лаг -/- лож -? Как выбрать букву безударного гласного в корне - лаг -/- лож -, если нельзя проверить?
Архипелаг Новых Знаний
• Проанализируйте слова в левой и правой колонке. • Попробуйте установить закономерность в написании букв а – о в корне - лаг -/- лож - . Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте слова. Обсудите и выполните по группам. Сформулируйте правило самостоятельно и сравните с формулировкой в учебнике (текст в рамке) . изл а гать сл а гать прил а гательное изл о жить сл о жение прил о жение Корень - лаг -/- лож - называется корнем с чередованием! Проверочное слово к нему подбирать нельзя! Проверьте себя. изл а г ать сл а г ать прил а г ательное изл о ж ить сл о ж ение прил о ж ение
Полуостров Нарисуй-ка
Остров Напиши-ка Замок Словарей
Выполните задания. Сравните с ответом. 1. Какую букву выбрать: а или о ? а) предл…гать б) выл…жить в) пол…жение г) сл…гаемое Выпишите только слова с а . 2. Найдите « лишнее » слово. а) предложение, б) ложный в) сложить, г) приложение 1. а) предл а гать; г) сл а гаемое. 2. Найдите « лишнее » слово: а) предложение; б) ложный; в) сложить; г) приложение. Рефлексия
Спасибо за путешествие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 5 классе "Морфема-наименьшая значимая часть слова" с использованием ИКТ
Изучение нового материала в 5 классе по теме "Морфема - наименьшая значимая часть слова" с использованием мультимедийной программы СD Программа 1C: «Морфемика. Словообразование» 5-6 класс....
Презентация к уроку "Город, где живут морфемы"
Презентация содержит материал для проведения урока- экспедиции "Город, где живут морфемы"...
Приложение к уроку "Город, где живут морфемы"
приложение содержит дидактический текстовый материал к уроку "Город, где живут морфемы" ....
Самоанализ урока "Город, где живут морфемы".
Самоанализ урока...
Урок - путешествие по стране "Морфемика" 6 класс ( правописание гласных с чередованием в корнях) по ФГОСу
В конспекте урока показаны некоторые методы и приёмы системно -деятельностного подхода в обучении детей с ДЦП , используемые на уроках русского языка в 6 классе....
Конспект элемента урока по русскому языку «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов»
Элемент урока по русскому языку проведён к классе для учащихся с ОВЗ...