Урок - путешествие "Путешествие по стране Морфемии. Корни - ЛАГ-, -ЛОЖ"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Бубнова Наталия Валерьевна

Урок проводится в форме путешествия по острову Морфемия. Соответстствует требованиям ФГОС. Помогает в увлекательной  и динамичной форме изучить тему " Корни -ЛАГ-,-ЛОЖ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                 

План - Конспект урока

« Путешествие по стране Морфемии…»

(Правописание букв О - А в корнях с чередованием - ЛАГ-,-ЛОЖ-)

  1. ФИО учителя: Бубова Наталия Валерьевна
  2. Место работы: МБОУ СОШ № 41 г. Краснодар
  3. Должность: учитель русского и литературы
  4. Предмет: русский язык
  5. Класс: 5 класс   
  6. Тема :  « Путешествие по стране Морфемии…» ( правописание букв О-А в корнях с чередованием -ЛАГ-,ЛОЖ-).
  7. Учебник: русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных  учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012.
  8. Цель урока: сформировать начальное понятие о написании О-А в корнях -ЛАГ-,-ЛОЖ-.
  9. Задачи урока:
  1. Образовательные:

- знать  правило написания О- А в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-

- осуществлять поиск информации (по словарям), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм),

- находить слова с  буквами чередующихся гласных а–о в корне ­лаг­ – ­лож­, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.

- совершенствовать орфографические   умения.

  1. Развивающие:

             - развитие критического мышления;

        - развитие внимания;

        - формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных)

   - развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

   - развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

   - развивать умение применять новые знания;

   -  развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  1. Воспитательные:

           - воспитание интереса и уважения к родному языку через проведение урока - путешествия;

                 -воспитание ценностного отношения к слову;

           - развитие коммуникативных и личностных УУД:

           - создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

           - взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

  1. Тип урока: урок формирования новых знаний

-   по характеру деятельности – проблемно-диалогический с элементами образовательной системы «Школа 2100»;

            -  по ведущему методу –  урок- путешествие.

  1. Формы работы учащихся: коллективная , групповая
  2. Необходимое техническое оборудование: ПК; мультимедийный проектор
  3. Подготовительная работа: до урока дети разделились на 3 команды, выбрали капитана, придумали эмблемы и названия команд

( «Знатоки»,  «Всезнайки»,  «Искатели». Парты в классе поставлены треугольниками ( эмитируют три корабля). Класс украшен под корабль и море ( флажки, фуражки у капитанов, на доске и по классу рисунки островов с названиями , пальм,  на доске тема

« Путешествие в страну Морфемию…») , презентация  « Путешествие по стране Морфемии». Дети ведут  « Путевые дневники».

  1. Структура и ход  урока

Структура и ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Название ЭОР

Виды работ

Формируемые УУД

Время

1.

Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Создание атмосферы взаимопонимания на уроке.

Самоопределение

Фронтальная работа

Личностные:

1.Развитие внимания, уважения к сверстникам;

2.Самооценка готовности к уроку.

3.Включение учащихся  в учебную деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: мобилизация сил и энергии.

1 мин

2

Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Морфемии. Мы с вами уже были на острове корней. Кто вспомнит, о чем мы тогда говорили?

- Правильно, ребята! А сегодня наше путешествие продолжается. Каждая команда уже заняла место на своем корабле. Капитаны, займите место у штурвала. Страна Морфемия скрывает множество секретом, побываем на разных островах, архипелагах и полуостровах страны, и каждая команда наполнит свой рюкзак знаний. В конце путешествия вы сами оцените результат , так как за правильные ответы король каждого острова даст вам свой цветок знаний.

- Вперед, навстречу знаниям!

- Мы говорили об однокоренных словах, безударных гласных в корне.

Слайд 1

Групповая работа

Личностные:

1.Развитие внимания, уважения к сверстникам;

2.Самооценка готовности к уроку.

3.Включение учащихся  в учебную деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: мобилизация сил и энергии.

1 мин

3

Формулирование темы урока

- Ребята, наши корабли подошли к первому острову. Это остров Догадок

На доску выведены слова для наблюдения . Слайд 3-4

1. На слайде слова:

                положение

                сложить

                предлагать

                излагать

Что их объединяет? Назовите корень. Что вы заметили? Какова тема нашего урока?

Дети обсуждают слова на доске, отвечают на вопросы.

Дети формулируют тему и записывают ее в свои Путевые дневники.

Презентация

« -ЛАГ-,-ЛОЖ- в корнях с чередованием»

Слайд 2

Слайд 3-4

Групповая работа

Команды отвечают после командного обсуждения и получают Цветок знаний.

Познавательные :

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои  мысли

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

7 мин

4

Постановка целей и задач.

2. По клику мыши появляются слова в другом столбике.

         

Прочитайте слова парами. Как бы вы назвали второе слово в каждой паре? (Проверочным.) Почему? (Гласный звук находится под ударением.)

– Что вас удивило? (Подсказка: Сравните две последние пары.)

положить – положит

сложить – сложит

предлагать – предложить

излагать – изложит    

– Работает ли здесь проверочное слово?

 Какую проблему будем решать?

Ученики фиксируют расхождение гласных букв в корне под ударением и в безударном положении. (По клику мыши эти буквы выделяются шрифтом или цветом.)

Ученики формулируют проблему.

 

- Как выбрать букву о в корнях с чередованием ЛАГ,ЛОЖ, если нельзя подобрать проверку? 

Презентация

« -ЛАГ-,-ЛОЖ- в корнях с чередованием

Слайд 3-4

Фронтальная работа

Ученик , ответивший полнее, приносит своей команде Цветок знаний.

Регулятивные:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои  мысли

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

7 мин

5

Решение проблемы.

Открытие новых знаний

1.Поиск решения проблемы

- Мы прибыли на архипелаг Новых знаний.

- Ребята, каждая команда  попробует заполнить свой  рюкзак знаний новыми идеями (на доске всплывает картинка с рюкзаком )

На доске появляются слова

Излагать  изложить

Слагать    сложение

Полагать   приложение

Учитель корректирует деятельность учащихся

- Проанализируйте слова в левой и правой колонке, выделите корень.
-  Попробуйте установить закономерность в написании букв
ао в корне -лаг-/- лож-.

--Сформулируйте правило по наблюдениям ( в группах)

- Проверьте себя

( всплывающая подсказка слайд 6)

2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров.

- Сделаем вывод. Какая идея оказалась верной в вашей корзине?

3. Уточнение и углубление понимания правила учащимися с помощью вопросов:

– По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы а–о в корне ­лаг­ – ­лож­»?

– Назовите условия выбора букв а–о в корне ­лаг­ – ­лож­. Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора. (Выделен корень, подчёркнута буква г или ж двумя чертами, поставлено ударение.)

4.Работа с обобщённой графической моделью

Составление кластера

Слайд 7

5.Углубление знаний.

– Можно ли применить правило к словам ложь, благо? Почему, ведь в них тоже есть сочетания лож, лаг? (Под ударением, другое значение, не корень.)

– Какое общее значение однокоренных слов заключает в себе  корень ­лаг­ (­лож­)? (Действие.)

 Ученики обсуждают задания в командах.

Ученики по наблюдениям самостоятельно формулируют правило, обсуждая его в группах

Ученики в группах проверяют свои выводы, открывают новые знания, делятся идеями с другими учениками

Ученики читают правило в учебнике ,  делают вывод, обсуждают свои идеи.

Выступление групп.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

- Ребята, мы открыли новые знания и получили Цветок. Поплывем дальше.Вот полуостров Нарисуй-ка.

Дети в группах составляют кластер, обсуждение наиболее удачные схем.

Дети отвечают на проблемный вопрос.

Слайд 5-6

групповая  работа

прием «Корзина идей».

Полнее ответившая команда получает Цветок знаний.

фронтальная

Составление кластера.

Групповая работа

Лучший кластер обсуждается и записывается в Путевые дневники.

Команда получает Цветок знаний.

Регулятивные :

3. Искать пути решения проблемы.

4. Работать  по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Познавательные УУД

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм)

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

4.Коммуникативные УУД

2. Свободно излагать свои  мысли

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

10 мин

6

Физкультминутка

-Ребята, мы хорошо поработали, давайте немного отдохнем перед дальнейшим путешествием.

- Молодцы, ведь побеждают самые умные и здоровые!

Звучит песня , дети повторяют движения за персонажем на доске.

Презентация «Физкультминутка»

5.

Практическая деятельность учащихся.

Закрепление знаний.

1.

- Вот и остров Напиши-ка. Закрепим наши знания. Для этого все команды поработают вместе по цепочке. Ведь мы дружные ребята!

 Упр. 433 – развивается умение видеть в словах орфограмму – букву а–о в корне ­лаг­ (­лож­), отличать слова с этой орфограммой от фонетически сходных написаний, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.

Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):

1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.

2) Выделить звукосочетание [лаг/ж].

3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

4) Определить, какой согласный в корне: [г] или [ж], подчеркнуть букву согласного двумя чертами.

5) Подчеркнуть орфограмму – букву о или а.

2. 

- Молодцы, зайдем  в замок Словарей.

Работа со словарем учебника.

 совершенствуются навыки работы со словарём: поиск, анализ информации о корнях ­лаг­(­лож), выводы; на основе заданий и полученной информации формируется навык культуры речи –  употреблять слова с корнем ­лаг­, ­лож­ только с приставками.

Работа в группах с самостоятельным подбором слов и выводами. От группы готовится выступление­ сообщение.

Ученики работают по учебнику, графически выделяют орфограмму, объясняют, анализируют. 

Группы работают со словарем, выписывают слова с изучаемой орфограммой, делают вывод, готовят сообщения

Слайд 8

Работа с учебником

№ 433 - по цепочке

Групповая работа

За лучшее выступление команды получают Цветок.

Познавательные УУД

4. Учиться действовать по составленному алгоритму.

5. Извлекать информацию из словаря.

6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Работать  по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

10 мин

6

Рефлексия.

Оценивание.

– Найдите «третье лишнее»: предложение, благодарность, слагаемое.

- Ребята, вот и завершилось наше морское путешествие. Мы покидаем страну Морфемию, но « конечно, еще в неё вернемся!

Пересчитайте свои Цветы знаний.

( награждение победившей команды, обсуждение и награждение активных участников урока оценками)

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Как чувствовали себя в роли капитанов?

- Что-нибудь мешало работе в команде?

– Оцените свои знания.

-Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите этот смайл:

- А если не поняли – такой смайлик ( раздаточный материал)

( Учитель определяет, кому из учеников требуется помощь на следующем уроке)

   

Ребята делают выводы, капитаны выступают от групп.

Осуществление рефлексии и оценивание.

Дети отвечают на вопросы учителя, оценивают понимание темы, свою работу.

Слайд 9

За лучший ответ команда получает Цветок.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, излагать свои мысли.

2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

2 мин

10.

Д/З

1.Составить  ( скороговорку, стихотворение на выученное правило ) (В)

2. Упр. 435. (Н) вставить буквы , объяснить графически.

Разноуровневое Д/З

2 мин

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

презентация

http://festival.1september.ru

Приложение 2

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

                                 Первоначальное знание правила «ЛАГ-ЛОЖ в корнях  с чередованием»

                     Осуществление  поиска информации (по словарям),развитие умения преобразовывать информацию из одной формы в       другую (текст в схему, алгоритм),

                Развитие первоначальных умений находить слова с  буквами чередующихся гласных а–о в корне ­лаг­ – ­лож­, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.

     Метапредметные:

               Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),

         последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

              Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

   Личностные: 

             Воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму и разнообразные виды работы.

             Умение работать в группе, находить общие решения.

            Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в страну Морфемию … •

Слайд 2

Остров Догадок

Слайд 3

положить сложить предлагать разлагать Прочитайте слова. Что их объединяет? Сравните результаты . Корни с чередованием – ЛАГ-,-ЛОЖ- Определяем тему и проблему урока положит сложит предложит разложит Что вы заметили в корнях однокоренных слов? Прочитайте слова парами из каждого столбика. Чем они различаются? пол о жить сл о жить предл а гать разл а гать

Слайд 4

Что вас удивило? (Сравните две последние пары слов.) Обсудите командой. пол о жить сл о жить предл а гать разл а гать пол о / жит сл о / жит предл о / жит разл о / жит «Работает» ли здесь проверочное слово? Какую проблему будем решать на уроке? Почему пишутся разные буквы а – о в корне - лаг -/- лож -? Как выбрать букву безударного гласного в корне - лаг -/- лож -, если нельзя проверить?

Слайд 5

Архипелаг Новых Знаний

Слайд 6

• Проанализируйте слова в левой и правой колонке. • Попробуйте установить закономерность в написании букв а – о в корне - лаг -/- лож - . Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте слова. Обсудите и выполните по группам. Сформулируйте правило самостоятельно и сравните с формулировкой в учебнике (текст в рамке) . изл а гать сл а гать прил а гательное изл о жить сл о жение прил о жение Корень - лаг -/- лож - называется корнем с чередованием! Проверочное слово к нему подбирать нельзя! Проверьте себя. изл а г ать сл а г ать прил а г ательное изл о ж ить сл о ж ение прил о ж ение

Слайд 7

Полуостров Нарисуй-ка

Слайд 8

Остров Напиши-ка Замок Словарей

Слайд 9

Выполните задания. Сравните с ответом. 1. Какую букву выбрать: а или о ? а) предл…гать б) выл…жить в) пол…жение г) сл…гаемое Выпишите только слова с а . 2. Найдите « лишнее » слово. а) предложение, б) ложный в) сложить, г) приложение 1. а) предл а гать; г) сл а гаемое. 2. Найдите « лишнее » слово: а) предложение; б) ложный; в) сложить; г) приложение. Рефлексия

Слайд 10

Спасибо за путешествие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 классе "Морфема-наименьшая значимая часть слова" с использованием ИКТ

Изучение нового материала в 5 классе по теме "Морфема - наименьшая значимая часть слова" с использованием мультимедийной программы СD Программа 1C: «Морфемика. Словообразование» 5-6 класс....

Презентация к уроку "Город, где живут морфемы"

Презентация содержит материал для проведения урока- экспедиции "Город, где живут морфемы"...

Приложение к уроку "Город, где живут морфемы"

приложение  содержит дидактический текстовый материал к уроку "Город, где живут морфемы" ....

Урок - путешествие по стране "Морфемика" 6 класс ( правописание гласных с чередованием в корнях) по ФГОСу

В конспекте урока показаны некоторые методы и приёмы системно -деятельностного подхода в обучении детей с ДЦП , используемые на уроках русского языка в 6 классе....