Урок русского языка в 7 классе. Тема "Союз"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Кологрив Елена Владимировна

Урок проведен в рамках районного ресурсного центра по рейтинго-накопительной системе с применением технологии критического мсышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_soyuzu1.doc125 КБ
Office presentation icon prezentaciya_soyuz11.ppt1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1.  Понятие о союзе.

Цели урока: Знать: 1) понятие союза

Понимать: 1) как отличать союз от предлога

Уметь: 1) видеть союзы в предложении

             3) правильно расставлять знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях

             4) структурировать теоретический материал

Анализ: 1)уметь определить роль союза в предложении

Синтез: 1)уметь составлять сложные  предложения. Используя различные союзы

  1. Организационный момент.

Приветствие. Знакомство с листком самоконтроля (технологической картой урока).

  1. Вызов.  Морфологическая путаница. Распределить слова на две группы.

Из-под, из-за, потому что, в течение, чтобы, за, на, из, если, когда, но, в продолжение.        Проверка

- Какие группы можно  выделить?  Предлоги и союзы

        3.   Озвучивание  целей урока:  дети, как, по-вашему,  что мы должны сделать

- познакомиться с союзом как части речи,

- определить его роль в предложении,

- уметь конструировать предложения, используя различные союзы,

- составлять схемы предложений.

         4. «Мозговая атака». А теперь вспомните все, что вы знаете о союзе.    КЛАСТЕР

        5.  Этап № 1  «Знание». Работа с  теоретическим текстом. Читая очень внимательно текст, на полях отмечайте значками:   +  - это я знаю,  --   - это для меня новое,     ? -  хочу спросить.

                                              Текст  для чтения  «Союз»

В  предложениях  В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море    и   Сегодня море спокойное,  и в отдалении оно лежит темно-синей полосой, чуть  подернутой дымкой  есть союз И. В первом предложении он соединяет однородные сказуемые, во втором – части сложного предложения.

Союзы – это служебные  слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.

Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения.

По значению  и употреблению в речи союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы  (и; а; но; да;  или; то…то; не только,  но и;  ни…ни,  …..  и другие)  соединяют

  1. Однородные члены.

Пример: Заря бывает  не только утренняя, но и вечерняя.

  1. Части сложного предложения.

Пример: День еще не совсем угас, но уже стала надвигаться темнота.    

                Подчинительные союзы (что; чтобы;, потому что; будто; как;  так как; Как будто; если    и другие) соединяют только части  сложноподчиненного предложения.

                       Пример: Мой первый друг, мой друг бесценный. И я судьбу благословил, КОГДА мой двор уединенный глубоким снегом занесенный твой колокольчик огласил.

Продолжить работу с кластером. Внести дополнения.

6. Этап № 2  «Понимание».  Лингвистический  эксперимент.

Вставить подходящие по смыслу союзы и определить их роль в предложениях.

А. К. Саврасов - один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Еще недавно казалось, что морозы надолго сковали пруд, что он не сможет освободиться ото льда. Но чуть пригрело солнышко, и в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега, талая вода пропитала потемневшие сугробы и наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, но голубизна уже проглядывает сквозь облака.

 Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, которые уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется , что их радостный гомон, крик и шум от взмахов крыльев разносится по всей округе.

 Пейзаж прост, но за этой простотой чувствуется душа художника, которому  все это дорого и близко.

7.Этап № 3«Умение»

Уровень 1.По картине А. Саврасова  «Грачи прилетели»  составьте 2 предложения с союзом, в одном из которых союз соединяет однородные члены в простом предложении, а в другом – части сложного предложения.

 Начертить схемы предложений.

Уровень 2. По картине А.  Саврасова  «Грачи прилетели» составьте 2 сложных предложения:

А) с сочинительным союзом,

Б) с подчинительным союзом.

Начертить схемы предложений.

8. Этап № 4 « Анализ». Исследование.

Проведите наблюдения в предложении, используя союзы  И, А, КОГДА, ЧТОБЫ.

Лес загадочно шумел,      мы любовались его таинственной красотой.

9. Этап № 5 «Синтез»   Синквейн

10. Рефлексия

Закончите фразы, используя разные синтаксические конструкции.

Сегодня на уроке я узнал……

Я научился ………………..

На занятии я конструировал …………….   ?    составлял к ним ………………

- Какие предложения у вас получились?

Технологическая карта  урока

№№

Этапы урока

Мои баллы

Примечание

1.

Морфологическая путаница

- выполнил без ошибок  (2 балла),

- выполнил с ошибками  (1 балл),

2.

Составление (кластера)

- составил самостоятельно (2б.).

- составил с помощью класса (1б)

3.

Лингвистический эксперимент

- выполнил без ошибок  ( 2 балла),

- выполнил с ошибками  ( 1 балл),

4.

Конструирование предложений

- выполнил самостоятельно и без ошибок  ( 3 балла),

- выполнил самостоятельно, но с ошибками  (2 балл),

- выполнил с помощью учителя(класса) – 1 балл

5.

Исследование

-составил предложения (1б.)

-составил предложения и сделал выводы (3б.)

6.

Составил синквейн самостоятельно – 3 балла

Составил синквейн с помощью учителя(класса) – 1 балл

                                        Рабочая карта к уроку № 1

  1. Морфологическая путаница. Распределить слова на две группы.

Из-под, из-за, потому что, в течение, чтобы, за, на, из, если, когда, но, в продолжение.       

 Работа с  теоретическим текстом. Читая очень внимательно текст, на полях отмечайте значками:   +  - это я знаю,  --   - это для меня новое,     ? -  хочу спросить.

                                              Текст  для чтения  «Союз»

В  предложениях  В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море    и   Сегодня море спокойное,  и в отдалении оно лежит темно-синей полосой, чуть  подернутой дымкой  есть союз И. В первом предложении он соединяет однородные сказуемые, во втором – части сложного предложения.

Союзы – это служебные  слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.

Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения.

По значению  и употреблению в речи союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы  (и; а; но; да;  или; то…то; не только,  но и;  ни…ни,  …..  и другие)  соединяют

  1. Однородные члены.

Пример: Заря бывает  не только утренняя, но и вечерняя.

  1. Части сложного предложения.

Пример: День еще не совсем угас, но уже стала надвигаться темнота.    

                Подчинительные союзы (что; чтобы;, потому что; будто; как;  так как; Как будто; если    и другие) соединяют только части  сложноподчиненного предложения.

                       Пример: Мой первый друг, мой друг бесценный. И я судьбу благословил, КОГДА мой двор уединенный глубоким снегом занесенный твой колокольчик огласил.

6. Этап № 2  «Понимание».  Лингвистический  эксперимент. Вставить подходящие по смыслу союзы и определить их роль в предложениях.

А. К. Саврасов - один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, ……………….. она испытывает ранней весной. Еще недавно казалось, …….. морозы надолго сковали пруд, ………… он не сможет освободиться ото льда. Но чуть пригрело солнышко, ……. в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега, талая вода пропитала потемневшие сугробы ………наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, ……голубизна уже проглядывает сквозь облака.

         Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, ……………………….. уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется , ………….. их радостный гомон, крик ………..шум от взмахов крыльев разносится по всей округе.

Пейзаж прост, ……….. за этой простотой чувствуется душа художника, …………………..  все это дорого и близко.

7.Этап № 3«Умение»

Уровень 1. Составьте 2 предложения с союзом, в одном из которых союз соединяет однородные члены в простом предложении, а в другом – части сложного предложения. Начертить схемы предложений.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Уровень 2. Составьте 2 сложных предложения:

А) с сочинительным союзом,

Б) с подчинительным союзом.

Начертить схемы предложений.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8. Этап № 4 « Анализ». Исследование.

Проведите наблюдения в предложении, используя союзы  И, А, КОГДА, ЧТОБЫ.

Лес загадочно шумел,      мы любовались его таинственной красотой.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9. Этап № 5 «Синтез»   Синквейн

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Рефлексия

Закончите фразы, используя разные синтаксические конструкции.

Сегодня на уроке я узнал……

Я научился ………………..

На занятии я конструировал …………….   ?    составлял к ним ………………


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...