Конспект урока развития речи в 9 классе "Обучение сжатому изложению"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Цели.
Учащиеся должны
знать:
- понятия тема, идея текста, ключевые слова, микротема, абзац,
- композиционные части текста,
- приемы компрессии текста (исключение, обобщение, упрощение);
понимать:
- о чем текст,
- главную мысль текста (идею),
- отличие абзаца от микротемы,
- особенности каждого приема сжатия;
уметь:
- адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте,
- определять тему, идею текста,
- уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию,
- определять микротемы текста,
- создавать текст, используя приемы сжатия,
- соединять содержание микротем в текст, используя лексические и лексико-грамматические средства соединения текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_szhatomu_izlozheniyu.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Шурыгина Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Новониколаевская СОШ № 3»
Конспект урока развития речи в 9 «А» классе (2 часа)
Тема урока: «Обучение сжатому изложению».
Цели.
Учащиеся должны
знать:
- понятия тема, идея текста, ключевые слова, микротема, абзац,
- композиционные части текста,
- приемы компрессии текста (исключение, обобщение, упрощение);
понимать:
- о чем текст,
- главную мысль текста (идею),
- отличие абзаца от микротемы,
- особенности каждого приема сжатия;
уметь:
- адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте,
- определять тему, идею текста,
- уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию,
- определять микротемы текста,
- создавать текст, используя приемы сжатия,
- соединять содержание микротем в текст, используя лексические и лексико-грамматические средства соединения текста.
Ход урока.
I. Мотивационный компонент.
(Слово учителя, постановка целей урока. Подготовка к восприятию текста, создание необходимого эмоционального настроя.)
- Творчество Юрия Васильевича Бондарева занимает значительное место в русской литературе XX века. Тема его ранних произведений война глазами рядового участника. Наверное, вы смотрели такие фильмы о войне, как «Батальоны просят огня», «Горячий снег». Эти картины сняты по мотивам произведений Ю.Бондарева. Писатель создал также книги литературных статей «Поиск истины», «Хранители ценностей». Много интересного мы узнаем и о Л.Н.Толстом, и о А.П. Чехове из произведений Бондарева.
Слайд 1, 2.
- Сегодня на уроке мы будем работать с одним из его очерков «Главная книга». Мы не просто прочтем текст (отрывок), но и напишем сжатое изложение.
Слайд 3.
- Скажите, какова задача изложения?
(Задача сжатого изложения – кратко в обобщенной форме передать содержание текста.)
- Давайте вспомним, какие особенности имеет работа над сжатым изложением. Как определить тему, идею текста, какие композиционные части текста бывают, как определить количество абзацев, микротемы? Необходимо уметь применять приемы сжатия текста.
II. Работа с текстом.
- Я прочитаю сейчас текст. Внимательно слушайте, стремитесь понять его содержание, следите за рассуждениями, сосредоточьтесь только на воспринимаемом тексте.
Первое чтение текста.
Главная книга.
У каждого писателя есть главная, та единственная, ненаписанная книга, которая терпеливо-медленно оформляется, будто выкристаллизовывается по частям, по страницам из накопленного душевного опыта. Это как бы вторая жизнь писателя, внутренняя, сложная, мучительная. Здесь на каждом шагу возникают опасения и колебания: а это ли главное, выношенное, нужное людям? А может быть, то, что ты знаешь, чувствуешь, что накопилось в тебе и рвется на бумагу, - лишь тусклый отблеск необъятной в своих вариантах жизни, неясный отпечаток человеческой правды?
Если бы писателю удалось однажды написать эту Главную книгу, высказав в ней все, он, вероятно, больше бы не писал ничего, ибо высказал самое нужное, самое сокровенное. Но человеческой жизни часто не хватает для этой Главной книги.
Под Главной книгой, должно быть, надо понимать произведение (роман, повесть, дневник, записки, стихи), освещенное ярким индивидуальным чувством художника, где люди в событиях и события в людях, - рассказ о нашей эпохе, о неповторимых чертах ее.
Главная книга - это откровение о себе и это книга, в которой ясно и подкупающе должны проступать все черты характера пишущего. Это необычный взлет высокой души и это исповедь и писателя и его поколения. Это фиксирующее проникновение в настоящее и добрый взгляд вперед, ради чего было и прошлое и есть настоящее. Главная книга - это книга самой большой помощи людям, это сердце, положенное на бумагу: смотрите, я люблю людей, я воюю и борюсь за добро, возьмите меня, это должно вам помочь...
Эта книга может охватывать всю нашу эпоху или одну страничку ее, один абзац. Дело не в объеме, не в размере - ведь речь идет о самом главном.
(По Ю.Бондареву)
254 слова
1. Этап определения темы.
- Какого стиля и типа этот текст?
(Стиль – публицистический, тип речи - рассуждение.)
- О чем этот текст? Что вам помогает определить его тему?
(Заглавие текста, начало текста, ключевые слова помогают определить тему.)
- Найдите в тексте повторяющиеся слова, помогающие понять, что же это за Главная книга.
Слайд 4.
(Один учащийся выделяет маркером на интерактивной доске ключевые слова: главная книга, вторая жизнь писателя, главное, нужное людям, самое сокровенное, произведение о нашей эпохе, откровение о себе, исповедь писателя и поколения, самое главное.)
Итак, о чем же этот текст?
(Текст о ненаписанной Главной книге писателя, рассказывающей о самом сокровенном, нужном людям, о самом главном.)
- Почему слово «Главная» с большой буквы?
(Это книга жизни писателя.)
2. Этап определения идеи текста.
- Что поможет нам сформулировать идею текста?
(Настроение, которое вызывает прочтение текста, наличие в тексте тезиса, формулирующего основную мысль.)
- Зачем автор написал такой текст? Какую мысль хотел выразить Ю. Бондарев?
(Этот текст – размышление. Ю.Бондарев показывает, как сложен труд писателя, какие сомнения и трудности возникают при написании книги. Идея текста: «Чтобы написать Главную книгу, писателю приходится многое пережить, ему нужно уметь выразить на страницах весь накопленный опыт, рассказать о своей жизни и поколении, быть нужным людям». Для того чтобы написать Главную книгу, порой не хватает целой жизни: так много хочется писателю сказать сокровенного, нужного людям.)
3. Этап определения структуры текста.
- Вы уже знаете, на какие композиционные части делится текст.
(Вступление, основная часть, заключение.)
- Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. Вспомните, тезис – это… (положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.)
- Вы помните, что формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста. Какие приемы сжатия вы знаете?
Слайды 5, 6.
Ответы учащихся:
Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются: разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации, свертывание исходной информации за счет обобщения.
Выделяют три основных языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение.
- Исключение повторов, одного или нескольких из синонимов, уточняющих и поясняющих конструкций, фрагмента предложения, одного или нескольких предложений.
- Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием, гипонимов гиперонимом, предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
- Упрощение: слияние нескольких предложений в одно, замена предложения или его части указательным местоимением, сложноподчиненного предложения простым, фрагмента предложения синонимичным выражением.
- Какие приемы сжатия текста будете использовать, записывая вступление, основную часть, заключение?
- Обратимся к 1 абзацу. Выделите здесь ключевые слова.
(1 ученик работает у доски.)
- Какой прием сжатия здесь примените?
Вступление.
У каждого писателя есть главная книга, которая оформляется из накопленного душевного опыта.
(Применили исключение уточняющих слов, нескольких предложений.)
Аналогичная работа с 2 – 5 абзацами. Слайды 7 – 11.
Основная часть.
Если бы писателю удалось все высказать в Главной книге, то он бы больше ничего не писал.
Главная книга – это произведение о нашей эпохе с ярким индивидуальным чувством художника.
Главная книга – это взлет души и исповедь писателя и его поколения.
(Использовали исключение и упрощение, обобщение.)
Заключение.
В книге речь идет о самом главном.
(Использовали исключение, упрощение, обобщение.)
(51 слово)
- Обратите внимание на эти предложения. Охарактеризуйте их.
(Первые два предложения – СПП с придаточным определительным и условным. 3, 4 предложения простые с пропуском глагола-связки в составном именном сказуемом, поэтому в предложениях тире.)
Второе чтение текста.
Учитель читает второй раз текст.
IV. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы.
- Вы внимательно следили за интонационными паузами. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев (5).
Работа в группах (5 групп).
- Определите микротему каждого абзаца по ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Не забывайте о том, что при написании сжатого изложения необходимо разграничивать предложения микротемы на основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.). К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы. Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения. Примените приемы сжатия. (Схема на доске.)
(Каждая группа записывает кратко микротемы, фиксирует способ сокращения текста.)
1 группа: 1 абзац – 1 микротема.
У каждого писателя есть главная книга, которая медленно оформляется по страницам из накопленного душевного опыта. Писателя мучают сомнения: нужны ли его знания, чувства людям?
(24 слов)
2 группа: 2 абзац – 2 микротема.
Если бы писателю удалось все высказать в Главной книге, он бы больше ничего не писал. Но человеческой жизни для книги может не хватить.
(23 слова)
3 группа: 3 абзац – 3 микротема.
Главной книгой является прочувствованное художником произведение о нашей эпохе.
(9 слов)
4 группа: 4 абзац – 4 микротема.
Главная книга – это откровение писателя о себе, взлет высокой души, исповедь писателя и его поколения. Познание настоящего и взгляд в будущее. Книга большой помощи людям, любящее и доброе сердце.
(29 слов)
5 группа: 5 абзац – 5 микротема.
Книга может охватывать всю эпоху или ее часть. Но речь не об этом, а о самом главном.
(17 слов)
102 слова
- Какие приемы сжатия вы использовали?
1 группа.
- Исключение поясняющих слов, фрагмента предложения (У каждого писателя есть главная, та единственная, ненаписанная книга, которая терпеливо-медленно оформляется, будто выкристаллизовывается по частям, по страницам из накопленного душевного опыта.)
- Исключение 2-ого предложения.
- Упрощение: слияние 3, 4 предложений в одно бессоюзное сложное.
- Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием, замена гипонимов гиперонимом (Опасения и колебания – сомнения. А это ли главное, выношенное, нужное людям? – Нужны ли эти знания людям?)
2 группа.
- Исключение одного предложения (последнее предложение 2 абзаца), повторов (самое нужное, самое сокровенное), вводного слова «вероятно», деепричастного оборота «высказав в ней все».
3 группа.
- Исключение уточняющих конструкций (должно быть; освещенное ярким индивидуальным чувством художника; роман, повесть, дневник, записки, стихи).
- Упрощение: замена СПП простым предложением.
4 группа.
- Упрощение: замена СПП простым предложение (Главная книга – это откровение писателя о себе.), слияние нескольких предложений в одно.
- Исключение фрагмента предложения.
5 группа.
- Исключение (Дело не в объеме, не в размере).
- Обобщение (страничка, абзац – часть).
5. Этап моделирования сжатого изложения.
- Как соединить содержание микротем в текст?
(Надо использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста. Лексические средства: повтор, однокоренные слова, синонимы. Лексико-грамматические средства: местоимения, наречия, союзы, частицы.)
- Проверьте все, что вы написали. Обратите внимание на строение предложений (встречаются СПП, простые предложения), на пунктуацию в сложных предложениях и в простых (например, тире при пропуске глагола-связки в составном именном сказуемом; двоеточие стоит между частями БСП, где вторая часть объясняет, раскрывает содержание 1 части (1 микротема).
Лексическая работа. Слайд 12.
- Объясните смысл слов: сокровенное, откровенное, исповедь, опыт.
(Сокровенное – свято хранимое и тайное.
Откровение – то, что неожиданно открывает истину, вносит ясность, понимание.
Исповедь – откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.
Опыт – совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений.)
Словарная работа. Слайд 13
- Обратите внимание на написание слов. Объясните.
Ненаписанная (книга)
неповторимые (черты)
медленно
накопленный
сокровенное
положенное на бумагу
сердце
исповедь
любящее
- Отредактируйте свою работу. Перепишите в тетрадь по развитию речи.
III. Итог урока.
Возможный текст сжатого изложения.
У каждого писателя есть главная, ненаписанная книга, которая медленно оформляется по страницам из накопленного душевного опыта. Художника мучают сомнения: нужны ли его знания и чувства людям?
Если бы писателю удалось высказать все сокровенное в Главной книге, то он бы больше ничего не писал. Но человеческой жизни для нее может не хватить.
Вероятно, Главной книгой является прочувствованное художником произведение о нашей эпохе, о неповторимых ее чертах.
Главная книга – это откровение писателя о себе, взлет высокой души и исповедь автора и его поколения. Познание настоящего и взгляд в будущее. Книга большой помощи людям, а также любящее и доброе сердце.
Эта книга может охватывать всю эпоху или ее часть. Но речь идет не об этом, а о самом главном.
(116 слов)
Литература.
- Бондарев, Ю.В. Главная книга // Ю.В. Бондарев. Публицистика. Собрание сочинений в 4-х томах – М.: «Молодая гвардия», 1973. – Т.2.
- Вялкова, Г.М. Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы: Рабочая тетрадь / Г.М. Вялкова. – Волгоград: Издательство ВГАПК РО, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по развитию речи.Обучение сжатому изложению
Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа. В начальных классх учащиеся в основном пересказывают тексты подробно, так как объем их маленький. А в сред...
"Развитие речи. Способы сжатия изложения текста".
Урок русского языка в 9-ом классе на тему: "Развитие речи. Способы сжатия изложения текста"....
Конспект урока развития речи в 4 классе "Почтальон". Подготовка к изложению
Почтальон. Подготовка к изложению...
Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."
Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."...
Урок развития речи "Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева "Старый пень" (Подготовка к ОГЭ) 5 класс
Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказкеВ.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)5 классТип урока: урок развития речиЦель: Формировать умения писать сжатое изложен...
Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева «Старый пень» 5 класс
Урок нацелен на формирование у учащихся умения сжато передавать информацию, применяя приёмы сжатия....
Урок развития речи . Написание сжатого изложения.
Материал урока поможет учителю подготовить обучающихся к первой части ОГЭ, сжатому изложению....