Конспект урока развития речи в 4 классе "Почтальон". Подготовка к изложению
план-конспект урока по теме

Дронова Галина Юрьевна

Почтальон. Подготовка к изложению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochtalon_izlozhenie.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОШ V вида № 573

ЮОУО ДО г. Москвы

Конспект урока развития речи в 4 классе

по теме

«Подготовка к изложению. Почтальон»

Учитель:

Дронова Галина Юрьевна


Цель: развивать устную и письменную связную речь

Задачи:

Образовательные:

- закреплять умение пересказывать текст

- развивать  умение  устанавливать причинно-следственные связи

- развивать  умение  письменно излагать содержание текста

Коррекционно-развивающие:

- развивать память и внимание

- развивать словесно – логическое мышление

- расширять словарный запас

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру

Здоровьесберегающие

- предупреждать зрительное переутомление

Оборудование:

- картинка с изображением трясогузки, почтового ящика

- текст (на каждого учащегося)

- тетради

- опорные слова

 

Ход занятия

Этапы

занятия

Виды работы

на этапе

Деятельность

педагога

Деятельность

учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения этапов урока

Речевой материал

1. Орг. момент

Проверка готовности к занятию.

Ребята, у нас сегодня гости. Поприветствуем их кивком головы и начнём урок.

Учащиеся приветствуют гостей.

1. Организовать детей.

2. Настроить детей на занятие.

2. Основной

2.1. Актуализация знаний

Ответы на вопросы

На доске картинка почтового ящика.

Ребята, что изображено на картинке?

Почему ящик называется почтовым?

Как называют человека, приносящего почту?

 (На доску выставляются слова:

                     Почтовый

                     Почта

                     Почтальон)

Узнайте птицу по описанию:

Маленькая серо-белая птица, живущая на лугу, часто встречается и в городе. У нее длинный хвостик, которым она постоянно трясет.

На картинке изображен почтовый ящик.

Ящик называется почтовым потому, что в него кладут почту.

Человека, который разносит почту, называют почтальоном.

Это трясогузка.

Развитие связной речи.

Развитие мышления, словарного запаса и памяти

Почтовый ящик

Почта

Почтальон

Трясогузка

2.2 Изучение нового материала

Работа с текстом

Прочитать отдельные части текста.

О чём говорится в каждой части?

На доске записывается главная мысль каждой части.

Трясогузка – почтальон.

Гнездо в почтовом ящике.

Чем питается барсук.

Письмо пришло.

(У каждого ученика на парте лежат части текста).

Трясогузку мы прозвали Почтальоном. Птичка поселилась в почтовом ящике. Пичуга приносила и опускала в ящик разные бумажки.

Весной полетала по саду трясогузка – тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком. Поискала место для гнезда. Вспорхнула на почтовый ящик и устроила там гнездо.

Встретит барсук лягушку или мышку – не пропустит. Но ест и насекомых, отыскивает их в земле и вытаскивает сильными медвежьими лапами с длинными когтями. Иногда добывает маленьких зайчат.

К ящику подходил настоящий почтальон и опускал письмо. Перепуганная трясогузка вылетала из ящика. Она долго бегала по крыше, махала хвостиком и пищала. И мы знали: тревожится птица – есть нам письмо.

Развитие мышления, умения находить основную мысль

2.3 Закрепление изученного материала

Работа с текстом

О ком говорится в этом тексте?

Кто такая трясогузка?

Где трясогузка устроила себе гнездо?

Почему птичку назвали Почтальоном?

Как владельцы почтового ящика узнавали, что им пришло письмо?

О ком еще говорится в тексте?

Как вы думаете, какая часть здесь лишняя?

Как по-разному называют трясогузку в тексте?

В этом тексте говорится о трясогузке.

Трясогузка – это перелетная птица.

Трясогузка устроила себе гнездо в почтовом ящике.

Птичку назвали Почтальоном потому, что она поселилась в почтовом ящике и стала приносить туда разные бумажки.

Трясогузка бегала по крыше и пищала.

Говорилось о барсуке.

О барсуке часть – лишняя, потому что во всех частях говорится о птице.

Развитие мышления, умения устанавливать логическую последовательность при работе с частями текста

Птичка – пичуга – почтальон - трясогузка

Физ. минутка (Пальчиковая гимнастика)

Упражнения

  1. «Заяц под сосной»
  2. «Цепочка»
  3. «Дождь в лесу»
  4. Упражнения для глаз

Развивать мелкую моторику.

2.4 Контроль знаний и умений.

Ответы на вопросы

Самостоятельная работа

С какой части вы думаете лучше начать рассказ?

Что было после этого?

Чем закончится наш рассказ о птице?

Составление плана пересказа.

План.

  1. Гнездо в почтовом ящике.
  2. Трясогузка  – почтальон.
  3. Письмо пришло.

Пересказ текста по частям по плану.

Учащиеся определяют последовательность частей текста.

Запись плана в тетрадях.

Ученики пересказывают текст по частям.

Обсуждение и восстановление последовательности событий.

Активизация словарного запаса

3. Итог занятия

Оценивание работы учащихся.

Д/з: пересказ текста.

Пересказ (разные уровни):

  1. По плану.
  2. По вопросам.
  3. По вопросам с опорой на текст.

.

Трясогузку мы прозвали Почтальоном. Птичка  поселилась в почтовом ящике. Пичуга приносила и опускала в ящик разные бумажки.

Весной полетала по саду трясогузка – тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком. Поискала место для гнезда. Вспорхнула на почтовый ящик и устроила там гнездо.

Встретит барсук лягушку или мышку – не пропустит. Но ест и насекомых, отыскивает их в земле и вытаскивает сильными медвежьими лапами с длинными когтями. Иногда добывает маленьких зайчат.

К ящику подходил настоящий почтальон и опускал письмо. Перепуганная трясогузка вылетала из ящика. Она долго бегала по крыше, махала хвостиком и пищала. И мы знали: тревожится птица – есть нам письмо.

  1. Где устроила трясогузка себе гнездо?
  2. Как назвали трясогузку?
  3. Что приносила трясогузка в почтовый ящик?
  4. Что делал настоящий почтальон?
  5. Что делала трясогузка?
  6. Что понимали владельцы почтового ящика?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.

Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся.  При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в...

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...

Конспект урока развития речи в 8 классе «Подробное изложение повествовательного текста»

Цели урока:1. Знакомство учащихся с историей памятника Второй мировой войны.2. Развитие творческих способностей, умения воспринимать и осмысливать текст, организовывать собственные мысли после чтения....

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели:  развитие умений определять реч...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...

Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к подробному обучающему изложению «Заботливая канарейка»»

Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....