Конспект урока развития речи в 4 классе "Почтальон". Подготовка к изложению
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ СКОШ V вида № 573
ЮОУО ДО г. Москвы
Конспект урока развития речи в 4 классе
по теме
«Подготовка к изложению. Почтальон»
Учитель:
Дронова Галина Юрьевна
Цель: развивать устную и письменную связную речь
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умение пересказывать текст
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи
- развивать умение письменно излагать содержание текста
Коррекционно-развивающие:
- развивать память и внимание
- развивать словесно – логическое мышление
- расширять словарный запас
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру
Здоровьесберегающие
- предупреждать зрительное переутомление
Оборудование:
- картинка с изображением трясогузки, почтового ящика
- текст (на каждого учащегося)
- тетради
- опорные слова
Ход занятия
Этапы занятия | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения этапов урока | Речевой материал |
1. Орг. момент | Проверка готовности к занятию. | Ребята, у нас сегодня гости. Поприветствуем их кивком головы и начнём урок. | Учащиеся приветствуют гостей. | 1. Организовать детей. 2. Настроить детей на занятие. | |
2. Основной 2.1. Актуализация знаний | Ответы на вопросы | На доске картинка почтового ящика. Ребята, что изображено на картинке? Почему ящик называется почтовым? Как называют человека, приносящего почту? (На доску выставляются слова: Почтовый Почта Почтальон) Узнайте птицу по описанию: Маленькая серо-белая птица, живущая на лугу, часто встречается и в городе. У нее длинный хвостик, которым она постоянно трясет. | На картинке изображен почтовый ящик. Ящик называется почтовым потому, что в него кладут почту. Человека, который разносит почту, называют почтальоном. Это трясогузка. | Развитие связной речи. Развитие мышления, словарного запаса и памяти | Почтовый ящик Почта Почтальон Трясогузка |
2.2 Изучение нового материала | Работа с текстом | Прочитать отдельные части текста. О чём говорится в каждой части? На доске записывается главная мысль каждой части. Трясогузка – почтальон. Гнездо в почтовом ящике. Чем питается барсук. Письмо пришло. | (У каждого ученика на парте лежат части текста). Трясогузку мы прозвали Почтальоном. Птичка поселилась в почтовом ящике. Пичуга приносила и опускала в ящик разные бумажки. Весной полетала по саду трясогузка – тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком. Поискала место для гнезда. Вспорхнула на почтовый ящик и устроила там гнездо. Встретит барсук лягушку или мышку – не пропустит. Но ест и насекомых, отыскивает их в земле и вытаскивает сильными медвежьими лапами с длинными когтями. Иногда добывает маленьких зайчат. К ящику подходил настоящий почтальон и опускал письмо. Перепуганная трясогузка вылетала из ящика. Она долго бегала по крыше, махала хвостиком и пищала. И мы знали: тревожится птица – есть нам письмо. | Развитие мышления, умения находить основную мысль | |
2.3 Закрепление изученного материала | Работа с текстом | О ком говорится в этом тексте? Кто такая трясогузка? Где трясогузка устроила себе гнездо? Почему птичку назвали Почтальоном? Как владельцы почтового ящика узнавали, что им пришло письмо? О ком еще говорится в тексте? Как вы думаете, какая часть здесь лишняя? Как по-разному называют трясогузку в тексте? | В этом тексте говорится о трясогузке. Трясогузка – это перелетная птица. Трясогузка устроила себе гнездо в почтовом ящике. Птичку назвали Почтальоном потому, что она поселилась в почтовом ящике и стала приносить туда разные бумажки. Трясогузка бегала по крыше и пищала. Говорилось о барсуке. О барсуке часть – лишняя, потому что во всех частях говорится о птице. | Развитие мышления, умения устанавливать логическую последовательность при работе с частями текста | Птичка – пичуга – почтальон - трясогузка |
Физ. минутка (Пальчиковая гимнастика) | Упражнения | Развивать мелкую моторику. | |||
2.4 Контроль знаний и умений. | Ответы на вопросы Самостоятельная работа | С какой части вы думаете лучше начать рассказ? Что было после этого? Чем закончится наш рассказ о птице? Составление плана пересказа. План.
Пересказ текста по частям по плану. | Учащиеся определяют последовательность частей текста. Запись плана в тетрадях. Ученики пересказывают текст по частям. | Обсуждение и восстановление последовательности событий. Активизация словарного запаса | |
3. Итог занятия | Оценивание работы учащихся. Д/з: пересказ текста. | Пересказ (разные уровни):
| . |
Трясогузку мы прозвали Почтальоном. Птичка поселилась в почтовом ящике. Пичуга приносила и опускала в ящик разные бумажки.
Весной полетала по саду трясогузка – тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком. Поискала место для гнезда. Вспорхнула на почтовый ящик и устроила там гнездо.
Встретит барсук лягушку или мышку – не пропустит. Но ест и насекомых, отыскивает их в земле и вытаскивает сильными медвежьими лапами с длинными когтями. Иногда добывает маленьких зайчат.
К ящику подходил настоящий почтальон и опускал письмо. Перепуганная трясогузка вылетала из ящика. Она долго бегала по крыше, махала хвостиком и пищала. И мы знали: тревожится птица – есть нам письмо.
- Где устроила трясогузка себе гнездо?
- Как назвали трясогузку?
- Что приносила трясогузка в почтовый ящик?
- Что делал настоящий почтальон?
- Что делала трясогузка?
- Что понимали владельцы почтового ящика?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.
Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся. При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в...
Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.
Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...
Урок развития речи 7 класс Подготовка к изложению «Описание внешности Рубинштейна».
Изложение по тексту Куприна "Тапер"...
Конспект урока развития речи в 8 классе «Подробное изложение повествовательного текста»
Цели урока:1. Знакомство учащихся с историей памятника Второй мировой войны.2. Развитие творческих способностей, умения воспринимать и осмысливать текст, организовывать собственные мысли после чтения....
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели: развитие умений определять реч...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...
Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к подробному обучающему изложению «Заботливая канарейка»»
Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....