Урок развития речи "Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева "Старый пень" (Подготовка к ОГЭ) 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке
В.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)
5 класс
Тип урока: урок развития речи
Цель:
Формировать умения писать сжатое изложение повествовательного характера. Развивать умения учащихся работать с текстом; выделять в тексте главную и второстепенную информацию, определять основные композиционные части сказки, выделять микротемы, составлять простой план. Развивать речевую деятельность учащихся – самостоятельных связных высказываний в устной и письменной речи. Воспитывать интерес к слову, добиваться понимания учащимися, поднятых писателем: осуждение высокомерия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Ак-Довурак
Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке
В.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)
5 класс
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурак
Куулар Индра Монгун-ооловна
2019г
Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке
В.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)
5 класс
Тип урока: урок развития речи
Цель:
Формировать умения писать сжатое изложение повествовательного характера. Развивать умения учащихся работать с текстом; выделять в тексте главную и второстепенную информацию, определять основные композиционные части сказки, выделять микротемы, составлять простой план. Развивать речевую деятельность учащихся – самостоятельных связных высказываний в устной и письменной речи. Воспитывать интерес к слову, добиваться понимания учащимися, поднятых писателем: осуждение высокомерия.
Формируемые УУД:
Предметные: знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте); уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавить текст; выделять части текста; составлять простой план, пользоваться орфографическим словарем.
Метапредметные:
Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.
Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Оборудование:
Телевизор, ноутбук, толковые словари С.И.Ожегова, словарь синонимов, задания для групповой работы, тексты изложения, учебник.
Ход урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:
Когда мы улыбаемся,
мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
подарками судьбы. ...
Давайте улыбнёмся друг другу и пусть подарками судьбы станут только отличные оценки. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
У безногой табуретки
Раньше были ствол и ветки (Пень) Слайд 1
Правильно. Это пень. Сказку про этот самый пень написал замечательный советский писатель и поэт В.Катаев. (портрет на Слайде 2).
Сказка В.Катаева «Старый пень» в учебниках на странице 69 упражнение 144.
-Что же мы будем делать с текстом этой сказки? Что в задании в упражнении? Выделенные слова прочитайте. -Написать сжатое изложение.
3. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П. Катаева «Старый пень», упражнение 144. Слайд 3
Запишите число и тему урока.
- Что значит сжато пересказать текст?
-Сокращать те фрагменты, которые несут не главную, а второстепенную информацию.
Отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.
- Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.
Ребята, что называется текстом? (текст – это группа предложений, объединенных в одно целое темой и основной мыслью)
Что такое тема? Основная мысль текста?
4. Подготовка к сжатому изложению по тексту В.П. Катаева «Пень». Работа с текстом.
-Послушайте аудиозапись сказки.
5. Осмысление текста.
- О чем этот текст, т.е. какова тема этого текста? (о старом пне)
- Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел? (осуждение гордого пня)
-Ребята, вам не напоминает эта сказка притчу или басню? Да. Напоминает басню или притчу, в которой осуждается не столько старый пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?
-А значит эта сказка так же, как и басня или притча носит …какой характер? (прочитанная сказка носит поучительный характер так же как басня и притча). То есть эта сказка поучает, чему же учит эта сказка? Какой урок можно извлечь из этой сказки? (не быть гордым, высокомерным, ставить себя высоко)
Старый пень здесь – олицетворение высокомерного человека, ставящего себя выше других, а деревья - гордые люди, которые не унижаются, не пресмыкаются перед другими, имеют чувство собственного достоинства.
- Как бы вы озаглавили этот текст? (Гордый пень, Высокомерный пень, глупый пень).
- Какое название отражает в большей степени основную мысль? (осуждение гордого пня)
Словарно-лексическая работа. Слайд 4
- А какое слово в этом тексте является важным? (гордость)
Слово гордость имеет положительное и отрицательное значение. В сказке В.П.Катаева старый пень возгордился оттого, что все ему кланялись.
-Как вы понимаете значение этого слова?
Давайте обратимся к толковому словарю.
• Работа с толковым словарём. (прочитать только 4 пункт)
Гордость – высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.
-Подберите синонимы к слову гордость. Гордость, зазнайство, высокомерие.
Нам предстоит написать сжатое изложение по данному тексту объемом в 7-8 предложений. Обратимся к памятке «Как готовиться к сжатому изложению» на странице 170 учебника. Прочитайте памятку.
Для того чтобы выполнить данную работу, мы должны будем познакомиться со способами сжатия текста. Но, а теперь отдохнем немножко, проведем физминутку, встали.
Физминутка
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот-
Будет вправо поворот.
Раз хлопок, два хлопок,
Повернись еще разок,
Раз, два, три, четыре-
Плечи выше, руки шире.
Опускаем руки вниз-
И на корточки садись.
Мы сейчас познакомимся с приемами сжатия текста.
Приёмы сжатия: Слайд 6
обобщение
исключение
упрощение
Три основных способа сжатия текста
Исключение | Обобщение | Упрощение |
-исключение повторов; -исключение одного или нескольких из синонимов; -исключение фрагмента предложения; | -замена однородных членов обобщающим словом; -Объединить факты на основе общего; | -слияние нескольких предложений в одно; -замена сложного предложения простым; -Замена прямой речи косвенной |
Пример исключения:
У каждого человека на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
У каждого человека на лице появлялась приветливая улыбка.
Пример обобщения:
Здесь неожиданно началась эпидемия опасного и заразного заболевания –дифтерита.
Здесь неожиданно началась эпидемия тяжелого заболевания – дифтерита.
Пример упрощения:
«У меня надежные собаки» - сказал охотник.
Охотник сказал, что у него надежные собаки.
Выделение микротем и составление плана
-В тексте определяются микротемы. Слайд 7
Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.
- А теперь нужно разделить текст на части, озаглавить их.
На сколько частей можно разделить текст? ( на три)
Проведем работу в группах по рядам: 1 ряд читает и озаглавливает 1 часть, 2 ряд – 2 часть, 3 ряд – 3 часть.
(Учащиеся читают каждую часть и дают ей название).
Коллективное обсуждение составленных планов.
План
1. Грибники вокруг старого пня.
2.Возгордился старый пень.
3.Обыкновенный старый пень.
I часть. Грибники вокруг старого пня.
-Какой пень стоял в лесу? Большой старый пень.
-Какие люди приходили в лес?
Вам, 1 ряд, теперь нужно поработать с 1 частью. Надо сжато пересказать текст, используя приемы сжатия.
II часть. Старый пень возгордился.
-Что значит «возгордиться»?
• Работа с толковым словарём.
Возгордиться - стать гордым, хвастаться.
-Что сказал пень деревьям? Кланяйтесь мне, я ваш царь.
-Почему деревья должны ему кланяться? Потому что пень считал, что даже люди ему кланяются и он теперь в лесу самый главный.
-Вся ли информация важна для раскрытия темы? Нет. Можно убрать повторяющуюся информацию.
Вам, 2 ряд, нужно поработать со 2 частью. Надо сжато пересказать текст, используя приемы сжатия.
III часть. Обыкновенный старый пень.
Какая мысль содержится в 3 части? Главная.
-Кто прилетел на молодую берёзу? Маленькая быстрая синичка.
Вам, 3 ряд, нужно поработать с 3 частью. Надо сжато пересказать текст, используя приемы сжатия.
-Давайте послушаем сжатый пересказ рядов. 1 ряд?
В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
-Что мы сделали? Какой прием сжатия здесь использовали?
Мы объединили 1 и 2 абзац. Обобщение.
2 ряд?
Возгордился старый пень и сказал деревьям, что даже люди ему кланяются. Значит, он в лесу самый главный. Деревья молчали в своей гордой осенней красоте. Рассердился старый пень и стал кричать, чтобы кланялись ему и что он царь.
-Какой прием сжатия? Исключение.
-Почему разозлился старый пень? Деревья ему не кланялись.
-Какой прием сжатия здесь можно использовать?
Упрощение. Замена прямой речи косвенной.
3 ряд?
Прилетела синичка и сказала, что никакой он не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не ему кланяются, а ищут опенки, да и тех не находят.
- Какой прием сжатия мы использовали? Упрощение (замена прямой речи косвенной)
Закрепление.
-А теперь давайте повторим. Назовите основные приемы сжатия.
Итог урока. Подведем итоги урока:
-Чему мы научились на уроке? На уроке мы научились приемам сжатия текста, и тем самым готовились к написанию сжатого изложения В. Катаева «Старый пень».
Рефлексия. Ребята выполняют рефлексию.
Учитель. Поднимите руки те, кто сегодня проявил на уроке активность. А теперь поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке. Поднимите руки, кому всё было понятно на уроке. А кто считает, что урок был интересным и прошёл с пользой?
- Закончите предложения.
Закончи предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Домашнее задание: написать сжатое изложение
Сжатое изложение.
В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и сказал деревьям, что даже люди ему кланяются. Значит, он в лесу самый главный. Деревья молчали в своей гордой осенней красоте. Рассердился старый пень и стал кричать, чтобы кланялись ему и что он царь.
Прилетела синичка и сказала, что никакой он не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не ему кланяются, а ищут опенки, да и тех не находят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи "Сжатое изложение текста публицистического стиля"
В связи с новыми требованиями в российском образовании, которые нацелены на развитие коммуникативно развитой личности, владеющей ключевыми компетенциями, особую важность приобретают уроки ...
Открытый урок по теме "Сжатое изложение"
Урок-практикум "Подготовка к написанию сжатого изложения" предназначен для работы в классах с средними и низкими учебными возможностями....
Развитие речи. Сжатое изложение.
7 класс...
Технологическая карта урока «Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста по тексту В.Г. Бахмутова «Радуга» в 8 классе».
Подготовка обучающихся 8 класса, в т.ч. с ЗПР, к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста....
Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева «Старый пень» 5 класс
Урок нацелен на формирование у учащихся умения сжато передавать информацию, применяя приёмы сжатия....
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ «ВЕЛИКИЙ КОМЕДИОГРАФ Ж.-Б. МОЛЬЕР»
Урок развития речи....
Развитие речи. Сжатое изложение с элементами сочинения «Прощание с Пушкиным»
Сжатое изложение с элементами сочинения...