Урок развития речи . Написание сжатого изложения.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Материал урока поможет учителю подготовить обучающихся к первой части ОГЭ, сжатому изложению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rr_v.i.dal_.docx | 36.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи. Сжатое изложение .
Творчество великого В.И.Даля ( ко Дню рождения лингвиста)
Цели урока:
- познакомить обучающихся с жизнью и творчеством В.И. Даля;
- продолжить подготовку учащихся к части 1 ОГЭ по русскому языку - сжатому изложению;
- обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;
- формировать общеучебные навыки работы с текстом;
- развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.
Задачи:
- Знакомство с жизнью и творчеством В.И. Даля;
- Воспитание интереса к богатству родного языка, привитие к устному народному творчеству
- Планируемые результаты:
Формировать:
- . положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
- . уважительное, бережное отношение к родному языку;
- . умение рационально использовать время.
Корректировать и развивать:
- . познавательные способности;
- . логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать);
- . умение связно и грамотно излагать свои мысли;
- . внимание, память, эмоциональную сферу;
- . коммуникативные качества речи.
- . вспомнить стили и типы речи, их особенности;
- . продолжить работу по формированию умений писать изложение.
Оборудование: презентация, карточки с текстом статьи о В.И.Дале, оформление кабинета русского языка ( выставка книг о В.И. Дале, различные издания «Толкового словаря» )
Ход урока :
- Организационный момент. Слово учителя.
- Ребята, наш урок посвящен подготовке к предстоящему экзамену по русскому языку в форме ОГЭ. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Для этого вспомним, что такое рассуждение, какие есть способы сжатия текста. Также продолжим работу по развитию связной, красивой речи. А чтобы сжать текст , нужно обработать прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали и оставить только самое главное, важное, суть.
- Прочитаем эпиграф к урок.
"Писал его не учитель, не наставник, не тот,
кто знает дело лучше других,
а кто более многих над ним трудился;
ученик, собиравший весь век свой по крупице то,
что слышал от учителя своего,...".
– Ребята, сможете назвать учителя?
- В.И. Даль называл свои учителем Русский язык. 22 ноября 2023 года исполняется 222 года со дня рождения русского этнографа, лингвиста, писателя В.И.Даля. Сегодня мы с вами прикоснемся к его творчеству, поговорим о его жизни.
- Ребята, что явилось делом и смыслом жизни великого В.И.Даля. (Многотомный «Толковый словарь живого великорусского языка» — главное детище лингвиста, его великий труд. Словарь был начат в 1819 году и на его составление ушло 53 года. Он включает порядка двух сотен тысяч слов и тридцати тысяч поговорок, пословиц, присловий и загадок, которые служат для объяснения значения слов.
- Что мы знаем о В.И.Дале? ( выступление инициативной группы , заранее подготовленных учеников, с сообщением о жизни лингвиста)
II. Подготовка к изложению.
- Прочитайте текст.
В. И. Даль был искателем и собирателем слов. Сам образ жизни — постоянные переезды с места на место, встречи с разными людьми — помогал ему стать собирателем слов. «Жадно хватая на лету родные речи, слова и обороты, когда они срывались с языка в простой беседе…записывал их, без всякой иной цели и намеренья, как для памяти, для изучения языка, потому что они мне нравились», — говорил В. И. Даль.
Интерес к русскому языку, русскому быту, фольклору появился у Даля в юности. Ещё учась в Морском корпусе, он составил свой первый словарь, в который вошли 34 слова кадетского жаргона. А в 1819 году 18-летний мичман, направляясь к месту своей службы на Черноморский флот, записал первое заинтересовавшее его слово «замолаживать», которое услышал от ямщика, что значило в новгородских краях «пасмурнеть, заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью». Оно-то и положило начало главному труду всей жизни В. И. Даля — «Толковому словарю живого великорусского языка», которому он отдал более полувека, собрав 200000 слов. Печатался в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Москвитянин».
Владимир Иванович Даль был награжден Ломоносовской премией, а в 1863 году удостоен высокого звания почётного академика Петербургской Академии Наук.(179 слов)
-Чтобы наилучшим образом сохранить в памяти смысл и строй текста, ответим на такие вопросы.
- В чем основная мысль текста?
- На какие части его можно разделить? Озаглавьте каждую часть.
- Напишите план текста.
- Выпишите названия , имена собственные, встречающиеся даты.
- Помните , что сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Работаем с первым абзацем.
- В первом предложении исключите один синоним в ряду однородных членов, сохраните тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
- Попробуем исключить из второго предложения 1 абзаца детали . Какое предложение получилось ?
- Вспомните прием упрощение. Замените предложение с прямой речью в первом абзаце текста косвенной речью.
- Работаем со вторым, третьим абзацами .
- Удалите из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов или деепричастный оборот , поясняющий содержание второго абзаца.
- заменить сложное предложение простым;
- Прочитайте слова В. Д. Берестова. «Читая Словарь Даля как повесть, не только слышишь ритмы, но и любуешься красками языка, будто полярным сиянием» ( слова записаны на доске).
- В какой абзац надо вставить эти слова?
- Перескажите текст, включив в пересказ слова В. Д. Берестова .
IV. Закрепление.
- Применим полученные знания на практике. Написание изложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Урок по развитию речи.Обучение сжатому изложению
Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа. В начальных классх учащиеся в основном пересказывают тексты подробно, так как объем их маленький. А в сред...
"Развитие речи. Способы сжатия изложения текста".
Урок русского языка в 9-ом классе на тему: "Развитие речи. Способы сжатия изложения текста"....
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."
Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."...
Урок развития речи "Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева "Старый пень" (Подготовка к ОГЭ) 5 класс
Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказкеВ.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)5 классТип урока: урок развития речиЦель: Формировать умения писать сжатое изложен...
Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева «Старый пень» 5 класс
Урок нацелен на формирование у учащихся умения сжато передавать информацию, применяя приёмы сжатия....