"Развитие речи. Способы сжатия изложения текста".
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) на тему
Урок русского языка в 9-ом классе на тему: "Развитие речи. Способы сжатия изложения текста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposobi_sjatia_izlojenia_texta.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «ООШ с. Шклово Калининского района Саратовской области»
Открытый урок
по русскому языку в 9-ом классе
на тему:
«Развитие речи. Способы сжатия изложения текста».
Учитель русского языка и литературы: Пугачёва Ирина Петровна.
2010 – 2011 уч. г.
Открытый урок по русскому языку в 9-ом классе
Тема урока: Развитие речи. Способы сжатия изложения текста
(урок – практикум).
Цели урока:
- Закрепить понятие о способах сжатия текста.
- Сформировать умение различать данные способы компрессии текста.
- Потренировать обучающихся излагать прочитанный или прослушанный текст, применяя различные способы компрессии текста.
- Развивать творческие способности обучающихся.
- Воспитывать действенное отношение к родному языку.
Тип урока: развитие речи.
Оборудование: тетради, информационный плакат, раздаточный материал, орфографические словари, толковый словарь, портрет Д.С.Лихачёва, портреты выдающихся композиторов, художников, писателей, поэтов, певцов.
Словарная работа: нравственность, талант, деградация.
Эпиграф:
Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.
(Гораций, древнеримский поэт)
Ход урока:
- Организационный момент.
- Повторение
- Лексико-орфографическая работа: тезис (тэ), компрессия-сжатие, свёртывание.
- Общие требования к написанию сжатого изложения (стр.15, сборник текстов изложений под ред. Н.А.Сениной, ФИПИ):
- Сохраняется тип (повествование, описание); стиль (научный, публицистический);
- Сохраняется количество абзацев;
- Сохраняется микротема каждого абзаца;
- Приёмы сжатия исходного текста изложения (слайд):
- Исключение;
- Слияние;
- Упрощение;
- Обобщение.
- Сообщение темы и целей урока.
- Практическая работа.
Учитель читает текст на доске:
Чудо родной речи необъяснимо. Только родное слово, познанное и постигнутое в детстве, может напоить душу, пробудить в человеке первые истоки национальной гордости.
Детство не только славная пора, детство-ядро будущей человеческой личности. Именно в детстве закладывается подлинное знание родной речи, именно тогда начинаешь ощущать принадлежность к своей культуре.
Задания:
- Сжать текст, используя метод исключения (устно).
- Сформулировать микротемы абзацев, записать их на доске (выполняет один ученик у доски).
- Проверка выполнения задания.
- Работа с текстами по вариантам (раздаточный материал):
Задания:
1 вариант - использовать метод слияния:
Москва с беспечной щедростью уступила Пушкина Петербургу. Пушкин пришёлся там ко двору. Не к царскому двору. К большому общему двору российской столицы. Сюда входили люди разных сословий, чина и звания. Всех их объединяло то, что они были читателями и почитателями Пушкина.
2 вариант - использовать метод упрощения:
В России много подлинных гениев. Одним из них был Шаляпин. Господь щедро наградил его голосом – единственным в мире по силе и красоте, внешностью необыкновенною, умом острым, талантами разнообразными.
Проверка: зачитываются получившиеся тексты каждого варианта вслух.
- Коллективная работа (раздается всем один и тот же текст):
Талант накапливается в человеке по капельке, передаваясь по наследству от поколения к поколению, как цвет волос, черты лица или характера. Он пробирается по родословной, чтобы однажды, в каком-нибудь поколении, разразиться ослепительным взрывом.
Никто не знает, что такое талант, где его искать в человеке. Ясно одно, что талант- какая-то удивительная, редкая особенность, доставшаяся одному человеку и не доставшаяся другому, как достались ни за что ни про что удивительные дарования великим писателям, поэтам, музыкантам, художникам.
Самопроверка (сжатый текст – слайд):
Талант накапливается в человеке, передаваясь по наследству. Пробираясь по родословной, однажды ярко он проявится в каком-то поколении.
Талант никто не может объяснить. Это редкая способность, которая достаётся не каждому. Такое дарование досталось многим великим людям.
(Учитель показывает портреты известных музыкантов, композиторов, художников, поэтов, писателей и др.).
- Самостоятельная письменная работа – подготовка к ГИА (задание С1), (предварительно раздаются листки контроля).
- Чтение текста учителем вслух 2 раза (с интервалом в 5 минут).
Культура речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный уровень – образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать людей иных культур, восприимчивость к произведениям искусства, скромность... По тому, как человек строит речь, подбирает слова, можно судить о его нравственных и деловых качествах. Чем выше общая культура говорящего, тем больше его речь будет соответствовать нормам литературного языка.
В последнее десятилетие обнаружилась крайне низкая культура речи:
люди оказались неспособны ясно и вразумительно излагать свои мысли. На нас хлынула лавина ошибок - грамматических, стилистических, синтаксических. Как сказал в одном из своих последних интервью великий русский просветитель академик Д.С.Лихачёв, «общая деградация нас как нации сказалась на языке, прежде всего».
- Листки контроля с чистовыми вариантами сжатого текста сдаются учителю на проверку.
- Заключительное слово учителя.
Язык улицы – брань, матерные слова – теперь не редкость и в литературных произведениях, и в публичных выступлениях. Об этом с болью говорил Дмитрий Сергеевич: «Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создаёт ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».
Сегодня мы не случайно вспомнили слова академика Д.С.Лихачёва. Образцом и самым ярким примером человека, владеющего высокой культурой речи, был Д.С.Лихачёв, с его скромностью, предельно искренним уважением к людям (и к собеседнику, в частности), с его высочайшей общей культурой, с его пониманием и любовью к подлинным сокровищам изобразительного и музыкального искусства.
Диктор Центрального телевидения И.Кириллов так сказал о речи академика Лихачёва: «Если бы меня попросили привести пример образца русской речи, я бы, не задумываясь, назвал речь Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Она, как я часто говорю, льющаяся, свободная, рождающаяся тут же у тебя на глазах».
Вопрос к обучающимся: А что вы думаете по этому поводу?
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия. Как вы оцените свою работу на уроке?
- Выставление оценок учителем.
- Домашнее задание: Написать сочинение- рассуждение на тему: Можно ли обойтись в нашей жизни без «языка улиц»?
Индивидуальное задание:
Создать презентацию: «Академик Д.С.Лихачёв»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи "Сжатое изложение текста публицистического стиля"
В связи с новыми требованиями в российском образовании, которые нацелены на развитие коммуникативно развитой личности, владеющей ключевыми компетенциями, особую важность приобретают уроки ...
Урок по развитию речи.Обучение сжатому изложению
Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа. В начальных классх учащиеся в основном пересказывают тексты подробно, так как объем их маленький. А в сред...
Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."
Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели: развитие умений определять реч...
Урок развития речи "Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева "Старый пень" (Подготовка к ОГЭ) 5 класс
Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказкеВ.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)5 классТип урока: урок развития речиЦель: Формировать умения писать сжатое изложен...
Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева «Старый пень» 5 класс
Урок нацелен на формирование у учащихся умения сжато передавать информацию, применяя приёмы сжатия....
Урок развития речи . Написание сжатого изложения.
Материал урока поможет учителю подготовить обучающихся к первой части ОГЭ, сжатому изложению....