Урок развития речи с использованием новых технологий."Репортаж как газетный жанр"(8 класс)
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Плановый урок развития речи. На уроке использованы приёмы технологии РКМЧП: кластер, синквейн, групповая работа.Прослеживается движение от информационной хроники- к заметке, от заметки- к репортажу, что помогает понять особенности каждого жанра, их сходство и отличие. Критический подход к информации достигается при сопоставлении разных текстов, анализе их содержания и формы. Исследовательская работа помогает не только найти новое в изучаемом явлении, но и закрепить результаты работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Плановый урок развития речи в 8 классе. | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Теоретико - методический комментарий к уроку
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо предусматривает преобладание на занятии самостоятельной работы учащихся. Работа в интерактивном режиме вызывает активную умственную деятельность и порождает обратный информационный поток, от ученика к учителю. Цель этого урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся. В основе такого урока – организация практического исследования проблемы, темы или поставленной задачи. В данном случае это особенности текста информационного жанра. Учащиеся на уроке сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями.
Индивидуальные и групповые задания (домашние и во время урока) направлены не только на отработку полученных навыков и умений и самостоятельное получение определённого объёма информации, но и на критическое осмысление её, применение.
Технологический алгоритм урока (вызов-осмысление-рефлексия)
даёт возможность не просто получить знания, а развивать их в течение занятия, при этом сохраняя интерес учащихся. На стадии вызова и осмысления использован кластер. Данный приём позволяет охватить большое количество информации, систематизировать материал, помочь при усвоении новых знаний.
Синквейн применён на стадии рефлексии с целью синтезировать новую информацию.
В течение урока учащиеся принимают участие во всех видах речевой деятельности: они слушают, читают, говорят, пишут.
Тема заметки и репортажа была предложена из жизни самих учащихся в целях актуализации личностного интереса к изучению темы. Кроме того, учащиеся имели возможность выбора при выполнении работы: каждый сам выбрал то мероприятие из проведённых в школе за этот учебный год, которое ему понравилось больше всего.
Прослеживается движение от информационной хроники- к заметке, от заметки- к репортажу, что помогает понять особенности каждого жанра, их сходство и отличие. Критический подход к информации достигается при сопоставлении разных текстов, анализе их содержания и формы. Исследовательская работа помогает не только найти новое в изучаемом явлении, но и закрепить результаты работы на уроке.
Урок был разработан в соответствии с показателями здоровьесберегающей направленности занятия: с учётом особенности аудитории, созданием благоприятного психологического фона на уроке, использованием приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, созданием условий для самовыражения учащихся, инициацией разнообразных видов деятельности.
Газетные информационные жанры. Репортаж.
Класс: 8
Тип урока: Урок развития речи. Работа с информационным текстом
Цель урока: Систематизация знаний о газетных информационных жанрах, обучение определению формально-структурных элементов репортажа.
Задачи:
1.Создать условия для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся.
2.Формировать умение учащихся работать с текстами публицистического стиля, анализировать и сопоставлять их, добывая нужную информацию, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
3.Совершенствовать умения вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника, выразительно читать собственный текст.
4.Воспитывать уважение к слову, к русскому языку.
5.Сохранение психического и физического здоровья учащихся.
Оформление класса, наглядность: схема наличия/отсутствия оценки автора в информационных жанрах, выставка газет, выписываемых школой, компьютер с проектором. Плакат с эпиграфом урока:
Репортаж- это глаза и уши читателя.
Г.Я.Солганик
Технологическая карта урока
1. Стадия вызова. | 2. Стадия осмысления. | 3. Стадия рефлексии. |
Инвентаризация | Работа с информационным текстом | Создание собственного текста |
Ход урока.
Организационный момент. Цель: настроить учащихся на учебную деятельность и тему урока.
Учитель. Добрый день! Ребята, сейчас мы напишем диктант, состоящий из слов, которые не раз будут звучать на сегодняшнем занятии.
Словарный диктант с самопроверкой.
Информация, газета, корреспонденция, корреспондент, публицистический стиль, фельетон, интервью, очевидец, репортёр, комментатор.
После написания открывается текст диктанта на экране, учащиеся исправляют ошибки (если есть).
- Стадия вызова. Инвентаризация. Цель: актуализация имеющихся знаний об изучаемом стиле речи и информационных жанрах; создание мотивации к дальнейшей работе; постановка цели урока. Деятельность учащихся: воспроизведение прошлых знаний по изучаемому вопросу и их систематизация, постановка цели учебной деятельности.
Учитель: Когда мы писали словарный диктант, вы, конечно, догадались, о чём пойдёт разговор на сегодняшнем уроке? (Ученики говорят, что скорее всего мы будем говорить о публицистическом стиле и, в частности, об информационных жанрах). Для систематизации наших знаний о публицистическом стиле и его жанрах составим кластер.
Кластер графически систематизирует большое количество информации и даёт возможность пользоваться ею в течение урока.
На доске в центре записывается: Публицистический стиль. На экран выводится схема речевой ситуации данного стиля:
один - много
Речевая ситуация официально
воздействие на массы
и план - схема для характеристики стиля: Цели
Сфера употребления
Особенности структуры и лексики
Жанры
Пользуясь схемами и прошлыми знаниями, учащиеся называют особенности публицистического стиля. Все высказывания записываются и соединяются с центральной записью, затем обсуждаются, что-то убирается. Должно получиться примерно следующее:
воздействие на политические экономические культурные
читателя отношения отношения отношения
Цель Сфера употребления
информирование
убеждение читателя Публицистический общедоступность
стиль Особенности
побуждение читателя Жанры
к чему-либо
ораторская речь образность
очерк оценочность
призывность
логичность
хроника достоверность эмоциональность
интервью заметка
Учитель. На прошлом уроке мы много говорили о публицистическом стиле и написали информационную хронику и заметки в газету. Дома вы должны были отредактировать свои заметки в соответствии с замечаниями, сделанными вам вашими товарищами.
Чтение хроники и заметок, подготовленных дома, тема- участие детей в мероприятиях районного масштаба в этом учебном году (т.к. класс малочисленный, а объём работ маленький, читают все желающие). Учащиеся комментируют каждую работу, оценивают её. Затем к комментариям присоединяется учитель, дополняет их, ставит отметку за домашнюю работу в журнал. Тем учащимся, кто не изъявил желания выступить на уроке, оценка будет поставлена позже, после проверки тетрадей.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что хроника у всех получилась практически одинаковой, а заметки отличаются. Почему? Учащиеся должны сказать, что в хронике содержится только информация о факте (Что? Где? Когда?), факты были одни и те же у всех ребят, поэтому и работы почти совпадают. А в заметке должно присутствовать отношение к событиям автора, его оценка происходящего (Что? Где? Когда? Как?). Так как мнение о мероприятиях разное, отличается и манера выражения каждого ученика, то и тексты получились разные. Данная работа помогает и проверить домашнее задание, и перейти к теме сегодняшнего занятия.
Стадия осмысления. Цель: сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому, получение новой информации.
Деятельность учащихся: ученик слушает текст, использует предложенные учителем активные методы чтения, составляет план текста, осмысливая новую информацию.
На доске рисуется неполная схема наличия/ отсутствия оценки автора в информационных жанрах:
Учитель. Обратимся к схеме, с которой мы начали работать на прошлом уроке. Что объединяет эти информационные жанры?
Учащиеся. Главная их цель - оперативно сообщать о том или ином важном факте, событии, явлении.
Учитель. В чём отличие данных жанров?
Учащиеся. В хронике содержится только сообщение о факте; в заметке уже присутствует отношение автора к событию.
Предлагается послушать текст из газеты и попытаться определить его жанр. Читает репортаж учитель (был прочитан «Репортаж из глубинки», газета «Школьная страна», № 14, ноябрь, 2010 – название не озвучивалось, см. Приложение). Учитель. Можно ли отнести данный текст к известным вам газетным жанрам?
Учащиеся. Нет, в заметке лишь сообщается о событии как о свершившемся факте, а здесь отношение автора имеет очень большое значение, автор как будто находится на месте события и описывает всё, что происходит перед ним.
Учитель констатирует, что это информационный жанр, о котором мы будем говорить на этом уроке, - репортаж.
Работа с учебником (с 212-214,215). Чтение статьи с попутным составлением плана в вопросной форме. Это учит вдумчивому чтению, умению выделять главное, сворачивать информацию и задавать вопросы.
Примерный план текста из учебника:
!.Что такое репортаж?
2.Что общего и в чём различия между репортажем и заметкой?
3.Как построен репортаж?
4.Как раскрывается в репортаже отношение автора к событию?
Можно предложить учащимся составить план текста с разграничением «тонких» и «толстых» вопросов. Тогда к первому типу отнесём 1 и 3 вопросы, ко второму- 2, 4 вопросы.
На основе этого плана, текста из учебника и кластера, составленного в начале урока, разрабатывается инструкция для начинающего репортёра. Пример:
1.Точное указание места, времени, участников события (документальность).
2. Личное присутствие автора («эффект присутствия»).
5.Изложение хода события, чаще всего в форме настоящего времени («репортажное настоящее»).
4.Выражение впечатлений автора, оценка.
Работа с готовыми текстами. Приём «Зигзаг». Учащиеся делятся на две группы. Групповые задания направлены не только на отработку полученных навыков и умений и самостоятельное получение
определённого объёма информации, но и на её критическое осмысление.
Работа проводилась в классе, где обучаются 4 учащихся, поэтому приём «Зигзаг»был применён в усечённом варианте. У каждой группы - свой текст. Они знакомятся с предложенным им текстом, исследуют его особенности: структуру его построения, наличие авторского присутствия, изложение материала, делают записи (Тексты из учебника Разумовской М.М., 1) с.216, 2) с.218 ). Сначала учащиеся работают в группе со своим текстом, потом объединяются, делятся собранным материалом друг с другом, находя точки соприкосновения репортажей, написанных на разные темы, и выводят общее для двух текстов. Работая с текстами, учащиеся пользуются кластером, который был составлен в начале урока, вопросным планом и инструкцией для начинающих репортёров.
Учитель. Какие из признаков публицистического стиля мы видим в данных текстах? Что указывает, что перед нами именно репортажи?
Учащиеся обсуждают результаты исследования, например, отмечают, что текст состоит из вступления, главной части и заключения, у каждой части - своя роль; точное указание места, времени, участников события; автор рассказывает нам о событии так, как будто видит это именно сейчас, и его впечатление имеет очень важное значение в тексте; язык живой, эмоциональный и т.д.
Стадия рефлексии. Цель: обобщить информацию и создать собственный текст.
Действия учащихся: обмен мнениями о новой информации;; соотнесение новой информации и имеющихся знаний; резюмирование информации(синквейн).
После того как тексты обсуждены по группам и классом сделаны обобщающие выводы, учитель предлагает вновь обратиться к схеме наличия/отсутствия оценки автора в тексте, изображённой на доске в начале урока, и дополнить её вновь изученным информационным жанром. Учащиеся обращают внимание, что репортаж несёт больше информации, чем хроника и заметка, поэтому его необходимо поместить в основание треугольника. И, конечно же, часть этой фигуры, обозначающая присутствие автора, тоже будет занимать больше места. Схема дорисовывается.
Затем название вновь изученного жанра добавляется в кластер.
Учащимся предлагается создать стихотворение, где информация, полученная на уроке, будет изложена в лаконичной форме. Приём синквейн. На экран выводится Памятка написания синквейна и его схема.
Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания письма как наиболее эффективного средства обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк Это очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат.
Схема:
Пример синквейна: Существительное. Репортаж.
Прилагательное, прилагательное. Документальный,динамичный.
Глагол, глагол, глагол. Излагает, комментирует,оценивает.
Предложение - отношение к теме. Репортаж- глаза и уши читателя.
Синоним к первой строке. Информация.
Учитель. Итак, мы сегодня узнали, как писать репортаж с места событий. Как вы думаете, пригодится ли вам это в дальнейшей жизни?
Ученики высказываются. Учитель:
- Да, это умение может вам не раз пригодиться, ведь впереди столько интересного. И вы сможете поделиться своими впечатлениями со всем миром.
Домашнее задание даётся с целью закрепить полученные на уроке знания и умения и, пользуясь ими, создать собственный текст. Написать репортаж, переработав текст своей заметки согласно составленной на уроке инструкции.
Учитель. Все вы были не только очевидцами, но и участниками описываемых мероприятий, поэтому попытайтесь отразить ваши личные впечатления, передать атмосферу мероприятия и дать ему оценку.
Использованная литература
1. Заир- Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская.- М.: Просвещение, 2011.
2. Нугайбекова М.А.. Актуальные проблемы современного образования/ Учебно - методическое пособие.- Самара, 2011.
3. «Репортаж из глубинки»/ газета «Школьная страна», № 14, ноябрь, 2010.
4. Русский язык. 8 кл. :учеб. для общеобразовательных учреждений/М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М.Разумовской ,П.А. Леканта- М.: Дрофа, 2007.
5. Уроки русского языка в 8 классе: Поурочные планы по программе М.М. Разумовской./ Сост. О.А. Финтисова.- Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи с использованием картины И.Э. Грабаря "Февральска лазурь"
Уроки развития речи с использованием картин И.Э. Грабаря "Февральска лазурь" Научить детей работать с разными видами словарей, развить ассоциативное мышление. Цели: 1) рассмотреть речетворческую гл...
Урок развития речи с использованием картины А.А Рылова "Зелёный шум"
Цели: 1) рассмотреть речетворческую глубину слова «ветер» 2) описать картину И.Э.Грабаря «Зелёный шум» 3) подготовиться к самостоятельной творческой работе 4) развить воображение учащихся, ассоциа...
Урок развития речи с использованием предметной технологии "РКМЧП": сочинение-рассуждение о книге.
Урок развития речи по СОТ "РКМЧП", в основе урока использован технологический приём ПОПС-формула....
Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО (соответствует ФГОС)
Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО /Активные методы обучения/. 6 класс. Подробный конспект образовательного мероприятия, презентация, карточки, для ...
Доклад: "Личностно- ориентированная направленность развития обучающихся посредством использования новых технологий"
Доклад на тему:«Личностно –ориентированная направленность развитияобучающихся посредством использования новых технологий.»Выполнила: Крылова Л.Г. Итак, какие же личностные качес...
Доклад "Коррекционная работа по развитию речи с использованием логопедических технологий на уроках письма и чтения у обучающихся с ОВЗ"
Задача коррекционной школы-подготовить ученика к самостоятельной трудовой жизни. тема доклада- практический характер обучения в коррекционной школе, в том числе и письму и развитию речи....
Урок развития речи с использованием ИКТ, проектной и здоровьесберегающей технологий. Тема: Письмо Деду Морозу.
Тема: Письмо Деду МорозуЦели и задачи:1.Познакомить с понятием «письмо», правилами его написания.2.Формировать умение создавать собственный текст (письмо).3.Развить общеучебные умения: ста...