Урок развития речи с использованием ИКТ, проектной и здоровьесберегающей технологий. Тема: Письмо Деду Морозу.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Лисина Екатерина Михайловна

Тема: Письмо Деду Морозу

Цели и задачи:

1.Познакомить с понятием «письмо», правилами его написания.

2.Формировать умение создавать собственный текст (письмо).

3.Развить общеучебные умения: ставить и решать учебную задачу, выполнять действия в определенной последовательности (в соответствии с образцом), умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

4.Развить у учащихся языковое чутьё.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний (вводная беседа).

 

Я начну стихи сейчас.

Хором дружно отвечайте.

И узнаем мы о чём,

Речь сегодня поведём.

 

  1. На дворе снежок идёт, Скоро праздник… (Новый год)
  2. Мягко светятся иголки, Хвойный дух идёт от …(ёлки)
  3. Белый пух лег на дороги, На ступеньки и пороги. Знает каждый человек – Этот пух зовется… (снег)
  4. Все лето стояли, Зимы ожидали, Дождались поры, Помчались с горы (санки)
  5. Зацепилась за карниз

И растет, как шишка, вниз (сосулька)

  1. С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки, Белые … (Снежинки)

  1. Кто приходит в каждый дом
    В Новый год с большим мешком?
    Шуба, шапка, красный нос,
    Это Дедушка... (Мороз)
  2. Дед мороз пришел к нам в гости
    С хрупкой, белоснежной гостьей.
    Он назвал ее дочуркой.
    Эта девочка…(Снегурка)
  3. На Новый год ей каждый рад,

Хотя колюч её наряд  (Ёлка)

  1. Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички — Шерстяные… (Рукавички)

  1. Он приходит в зимний вечер
    Зажигать на елке свечи.
    Бородой седой оброс,
    Кто же это? (Дед Мороз – ДМ)

 

3. Постановка цели.

Очень скоро придёт самый любимый праздник взрослых и детей – Новый год. Нас ждут весёлые утренники, волшебные фейерверки и подарки.

 -А кто самый главный на новогодних праздниках? 

-А завтра тоже праздник – день рождения… Только вот чей? Может, кто-нибудь знает? 

Ребята, 18 ноября – день рождения ДМ! (записать в тетрадь)

 

-А кто знает, где живет зимний волшебник? /В городе Великий Устюг/  А в каком городе живём мы? (записать в тетрадь)

Красивая усадьба  ДМ находится прямо на берегу реки Сухона в сосновом бору.  Терем построен из дерева и украшен яркими расписными узорами. В нем у волшебника – 12 комнат по числу месяцев в году. 

Главное помещение – тронный зал. Посидеть на Морозовом троне может каждый. За троном стоит самая пушистая ель России. Все игрушки, что висят на ней, подарены детьми и очень дороги ДМ. В комнате желаний под звон хрустального колокольчика можно крепко-крепко зажмурить глаза и загадать самое заветное и доброе желание. Оно непременно сбудется. Есть у ДМ и спальня. Спит он на большой резной кровати. Каждый завиток на ней имеет свое значение. В изголовье – солнышко, в ногах – месяц ясный. Покрывало его морозным узором расшито, а матрас туго набит снегом. Подушек у ДМ семь, как дней в неделе, и по размеру они одна меньше другой. В понедельник он спит на самой маленькой подушке, а в воскресенье на самой большой. Все подушки – волшебные: в каждой хранятся ваши, ребята, мечты и желания. Во сне ДМ старается их исполнить. В комнате подарков у ДМ собраны дары, которые преподнесли ему маленькие и большие друзья. В столовой у ДМ все в русских традициях: стол со скатертью и самоваром. Есть в тереме комната елочек, комната детских выставок. Есть и рабочий кабинет. Там, за своим рабочим столом, ДМ сидит и читает детские письма. На центральной стене кабинета висит герб зимней сказки со словами «Твори добро».

Гости у ДМ бывают круглый год, он им всегда рад. А еще он с нетерпением ждет от вас писем, которые он получает на почте в своей резиденции. Напишите ему о своих делах, поделитесь с ним своими успехами и мечтами. И он обязательно вам ответит.

 

-Кому из вас приходилось писать письмо ДМ? Сбывались ли ваши желания?

 

-Но чтобы ДМ выполнил нашу просьбу, надо письмо написать грамотно.

-Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

4. Работа по теме урока

- А вы знаете, что такое письмо?

Определение «письмо». Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (записать в тетрадь)

Ежегодно в адрес Деда Мороза поступает более 200 тысяч писем из России, ближнего и дальнего Зарубежья. (Пример письма Настеньки)

Структура письма.

Можно ли считать письмо текстом? Почему?

-Можно, потому что предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль.

Письмо имеет адресата.

            Адресат - тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка. (записать в тетрадь)

 

5. Физкультминутка.

Игра «Кто такой Дед Мороз?»

— Устали? Поиграем в игру «Кто такой Дед Мороз?». Ваша задача в конце каждого предложения, если вы согласны говорить «ДА» и хлопать в ладоши, если не согласны говорить «НЕТ» и топать ножками.

 

Дед Мороз известен всем?

Он приходит ровно в семь?

Дед Мороз — старик хороший?

Носит шляпу и калоши?

Скоро Дед Мороз придет?

Он подарки принесет?

Дед Мороз боится стужи?

Со Снегурочкой он дружит?

Что ж ответы даны на вопросы,

Знаете вы всё про Деда Мороза.

Структура письма.

- Как и другой текст, письмо имеет три части: начало, основную часть, и концовку.  (записать в тетрадь)

 

1 часть — Приветствие, пожелание (с красной строки)

-В письмо включены приветствие, прощание, обращение. Пример

—  Письмо  всегда начинается с приветствия.  Обязательно поздоровайтесь с волшебником. Это должно быть доброе и вежливое приветствие: Какими словами мы можем поприветствовать ДМ.

Здравствуй... Добрый день... Уважаемый... Любимый... Дорогой волшебник... ДМ... Дедушка Мороз

— Обратите внимание на слова – ДМ и Дедушка Мороз пишутся с заглавной буквы .

После приветствия следует  указать, кто написал письмо:

Фамилия, имя, дата и место написания + (записать в тетрадь своё ФИ).

 

2 часть – Основная часть (с красной строки)

— Поприветствовали Дедушку Мороза, а теперь представьтесь ему, коротко расскажите о себе, о своих увлечениях, о друзьях, семье. Чем любите заниматься.

— Обо всем можно не рассказывать, выберите самое главное, самое интересное.

— А вот теперь напишите свою просьбу о подарке. Не забудьте про волшебные слова.

 

3 часть – Концовка (с красной строки)

— Как можно попрощаться?

До свидания, милый дедушка! До скорой встречи! С уважением …Ты всё можешь! Спасибо!

Здесь же можно передать через ДМ привет его помощникам и внучке Снегурочке.

— Письмо для Деда Мороза готово!

 

Правила написания письма:

1.Писать письмо на обрывке бумаги или листочках, небрежно вырванных из тетради – это признак дурного тона. Письма пишут на чистом листе бумаги.

2. Письмо следует писать разборчиво, грамотно, аккуратным почерком, без исправлений.

3.Каждую новую часть письма начинать с красной строки с большой буквы.

4. Письмо можно украсить рисунком.

5. Свои мысли излагать чётко, правильно, последовательно.

 

6. Практическая часть (написание письма). Самостоятельная работа.

7.Рефлексия.

Скажите, пожалуйста, поможет ли в жизни это умение писать письма?

8. Итог урока.

 -Хлопните в ладоши над головой те ребята, которые согласны с утверждением:

Я узнал много нового о Дедушке Морозе.

Я понял, что Новый год – праздник добра.

Я узнал, что и как писать Деду Морозу.

Захотелось творить, рисовать, сочинять.

Урок оставил меня равнодушным.

Я доволен своей работой.

 

9. Домашнее задание: Дописать письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi._pismo_dedu_morozu.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

           Урок развития речи с использованием ИКТ,

проектной и здоровьесберегающей технологий

 

Тема: Письмо Деду Морозу

Цели и задачи:

1.Познакомить с понятием «письмо», правилами его написания.

2.Формировать умение создавать собственный текст (письмо).

3.Развить общеучебные умения: ставить и решать учебную задачу, выполнять действия в определенной последовательности (в соответствии с образцом), умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

4.Развить у учащихся языковое чутьё.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний (вводная беседа).

Я начну стихи сейчас.

Хором дружно отвечайте.

И узнаем мы о чём,

Речь сегодня поведём.

  1. На дворе снежок идёт, Скоро праздник… (Новый год)
  2. Мягко светятся иголки, Хвойный дух идёт от …(ёлки)
  3. Белый пух лег на дороги, На ступеньки и пороги. Знает каждый человек – Этот пух зовется… (снег)
  4. Все лето стояли, Зимы ожидали, Дождались поры, Помчались с горы (санки)
  5. Зацепилась за карниз

И растет, как шишка, вниз (сосулька)

  1. С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки, Белые … (Снежинки)

  1. Кто приходит в каждый дом
    В Новый год с большим мешком?
    Шуба, шапка, красный нос,
    Это Дедушка... (Мороз)
  2. Дед мороз пришел к нам в гости
    С хрупкой, белоснежной гостьей.
    Он назвал ее дочуркой.
    Эта девочка…(Снегурка)
  3. На Новый год ей каждый рад,

Хотя колюч её наряд  (Ёлка)

  1. Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички — Шерстяные… (Рукавички)

  1. Он приходит в зимний вечер
    Зажигать на елке свечи.
    Бородой седой оброс,
    Кто же это? (Дед Мороз – ДМ)

3. Постановка цели.

Очень скоро придёт самый любимый праздник взрослых и детей – Новый год. Нас ждут весёлые утренники, волшебные фейерверки и подарки.

 -А кто самый главный на новогодних праздниках? 

-А завтра тоже праздник – день рождения… Только вот чей? Может, кто-нибудь знает? 

Ребята, 18 ноября – день рождения ДМ! (записать в тетрадь)

-А кто знает, где живет зимний волшебник? /В городе Великий Устюг/  А в каком городе живём мы? (записать в тетрадь)

Красивая усадьба  ДМ находится прямо на берегу реки Сухона в сосновом бору.  Терем построен из дерева и украшен яркими расписными узорами. В нем у волшебника – 12 комнат по числу месяцев в году. 

Главное помещение – тронный зал. Посидеть на Морозовом троне может каждый. За троном стоит самая пушистая ель России. Все игрушки, что висят на ней, подарены детьми и очень дороги ДМ. В комнате желаний под звон хрустального колокольчика можно крепко-крепко зажмурить глаза и загадать самое заветное и доброе желание. Оно непременно сбудется. Есть у ДМ и спальня. Спит он на большой резной кровати. Каждый завиток на ней имеет свое значение. В изголовье – солнышко, в ногах – месяц ясный. Покрывало его морозным узором расшито, а матрас туго набит снегом. Подушек у ДМ семь, как дней в неделе, и по размеру они одна меньше другой. В понедельник он спит на самой маленькой подушке, а в воскресенье на самой большой. Все подушки – волшебные: в каждой хранятся ваши, ребята, мечты и желания. Во сне ДМ старается их исполнить. В комнате подарков у ДМ собраны дары, которые преподнесли ему маленькие и большие друзья. В столовой у ДМ все в русских традициях: стол со скатертью и самоваром. Есть в тереме комната елочек, комната детских выставок. Есть и рабочий кабинет. Там, за своим рабочим столом, ДМ сидит и читает детские письма. На центральной стене кабинета висит герб зимней сказки со словами «Твори добро».

Гости у ДМ бывают круглый год, он им всегда рад. А еще он с нетерпением ждет от вас писем, которые он получает на почте в своей резиденции. Напишите ему о своих делах, поделитесь с ним своими успехами и мечтами. И он обязательно вам ответит.

-Кому из вас приходилось писать письмо ДМ? Сбывались ли ваши желания?

-Но чтобы ДМ выполнил нашу просьбу, надо письмо написать грамотно.

-Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

4. Работа по теме урока

- А вы знаете, что такое письмо?

Определение «письмо». Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (записать в тетрадь)

Ежегодно в адрес Деда Мороза поступает более 200 тысяч писем из России, ближнего и дальнего Зарубежья. (Пример письма Настеньки)

Структура письма.

Можно ли считать письмо текстом? Почему?

-Можно, потому что предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль. 

Письмо имеет адресата.

        Адресат - тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка. (записать в тетрадь)

5. Физкультминутка.

Игра «Кто такой Дед Мороз?»

— Устали? Поиграем в игру «Кто такой Дед Мороз?». Ваша задача в конце каждого предложения, если вы согласны говорить «ДА» и хлопать в ладоши, если не согласны говорить «НЕТ» и топать ножками.

Дед Мороз известен всем?

Он приходит ровно в семь?

Дед Мороз — старик хороший?

Носит шляпу и калоши?

Скоро Дед Мороз придет?

Он подарки принесет?

Дед Мороз боится стужи?

Со Снегурочкой он дружит?

Что ж ответы даны на вопросы,

Знаете вы всё про Деда Мороза.

Структура письма.

- Как и другой текст, письмо имеет три части: начало, основную часть, и концовку.  (записать в тетрадь)

1 часть — Приветствие, пожелание (с красной строки) 

-В письмо включены приветствие, прощание, обращение. Пример

—  Письмо  всегда начинается с приветствия.  Обязательно поздоровайтесь с волшебником. Это должно быть доброе и вежливое приветствие: Какими словами мы можем поприветствовать ДМ.

Здравствуй... Добрый день... Уважаемый... Любимый... Дорогой волшебник... ДМ... Дедушка Мороз

— Обратите внимание на слова – ДМ и Дедушка Мороз пишутся с заглавной буквы .

После приветствия следует  указать, кто написал письмо:

Фамилия, имя, дата и место написания + (записать в тетрадь своё ФИ).

2 часть – Основная часть (с красной строки)

— Поприветствовали Дедушку Мороза, а теперь представьтесь ему, коротко расскажите о себе, о своих увлечениях, о друзьях, семье. Чем любите заниматься.

— Обо всем можно не рассказывать, выберите самое главное, самое интересное.

— А вот теперь напишите свою просьбу о подарке. Не забудьте про волшебные слова.

3 часть – Концовка (с красной строки)

— Как можно попрощаться?

До свидания, милый дедушка! До скорой встречи! С уважением …Ты всё можешь! Спасибо! 

Здесь же можно передать через ДМ привет его помощникам и внучке Снегурочке.

— Письмо для Деда Мороза готово!

Правила написания письма:

1.Писать письмо на обрывке бумаги или листочках, небрежно вырванных из тетради – это признак дурного тона. Письма пишут на чистом листе бумаги.

2. Письмо следует писать разборчиво, грамотно, аккуратным почерком, без исправлений.

3.Каждую новую часть письма начинать с красной строки с большой буквы.

4. Письмо можно украсить рисунком.

5. Свои мысли излагать чётко, правильно, последовательно.

6. Практическая часть (написание письма). Самостоятельная работа.

7.Рефлексия.

Скажите, пожалуйста, поможет ли в жизни это умение писать письма?

8. Итог урока.

 -Хлопните в ладоши над головой те ребята, которые согласны с утверждением:

Я узнал много нового о Дедушке Морозе.

Я понял, что Новый год – праздник добра.

Я узнал, что и как писать Деду Морозу.

Захотелось творить, рисовать, сочинять.

Урок оставил меня равнодушным.

Я доволен своей работой.

 

9. Домашнее задание: Дописать письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с использованием новых технологий."Репортаж как газетный жанр"(8 класс)

Плановый урок развития речи. На уроке использованы приёмы технологии РКМЧП: кластер, синквейн, групповая работа.Прослеживается движение от информационной хроники- к заметке, от заметки- к репортажу, ч...

Урок развития речи с использованием предметной технологии "РКМЧП": сочинение-рассуждение о книге.

Урок развития речи  по СОТ "РКМЧП",  в основе урока использован технологический приём ПОПС-формула....

Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО (соответствует ФГОС)

Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО /Активные методы обучения/. 6 класс. Подробный конспект образовательного мероприятия, презентация, карточки, для ...

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по теме "Сочинение-письмо"

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по теме "Сочинение-письмо". Урок сопровождается презентацией....

Открытое интегрированное мероприятие на тему: Письмо Деду Морозу.

Интегрированное мероприятиена тему: Письмо деду Морозу«Говорят под новый год, что не пожелается, то всегда произойдет, то всегда сбывается!»Цель: написать письмо Деду Морозу, изготови...

Урок развития речи по русскому языку для 7 класса по теме: "Письмо бойцу: от прошлого к современности".

Данный урок развивает навыки у учащихся по составлению поздравительных и дружеских писем. Урок строится на исторической основе: учащиеся получают возможность проследить как развивался эпистолярный жан...

Урок развития речи в 6 классе.(после изучения раздела «Лексика».)Тема: Подготовка и презентация проектных работ. Проект «Слово о слове»

Планируе    ПланируеПланируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвов...