Урок развития речи с использованием ИКТ, проектной и здоровьесберегающей технологий. Тема: Письмо Деду Морозу.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Тема: Письмо Деду Морозу
Цели и задачи:
1.Познакомить с понятием «письмо», правилами его написания.
2.Формировать умение создавать собственный текст (письмо).
3.Развить общеучебные умения: ставить и решать учебную задачу, выполнять действия в определенной последовательности (в соответствии с образцом), умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.
4.Развить у учащихся языковое чутьё.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний (вводная беседа).
Я начну стихи сейчас.
Хором дружно отвечайте.
И узнаем мы о чём,
Речь сегодня поведём.
- На дворе снежок идёт, Скоро праздник… (Новый год)
- Мягко светятся иголки, Хвойный дух идёт от …(ёлки)
- Белый пух лег на дороги, На ступеньки и пороги. Знает каждый человек – Этот пух зовется… (снег)
- Все лето стояли, Зимы ожидали, Дождались поры, Помчались с горы (санки)
- Зацепилась за карниз
И растет, как шишка, вниз (сосулька)
- С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки, Белые … (Снежинки)
- Кто приходит в каждый дом
В Новый год с большим мешком?
Шуба, шапка, красный нос,
Это Дедушка... (Мороз) - Дед мороз пришел к нам в гости
С хрупкой, белоснежной гостьей.
Он назвал ее дочуркой.
Эта девочка…(Снегурка) - На Новый год ей каждый рад,
Хотя колюч её наряд (Ёлка)
- Свяжет бабушка их внучке,
Чтоб зимой не мерзли ручки.
Сохранят тепло сестрички — Шерстяные… (Рукавички)
- Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это? (Дед Мороз – ДМ)
3. Постановка цели.
Очень скоро придёт самый любимый праздник взрослых и детей – Новый год. Нас ждут весёлые утренники, волшебные фейерверки и подарки.
-А кто самый главный на новогодних праздниках?
-А завтра тоже праздник – день рождения… Только вот чей? Может, кто-нибудь знает?
Ребята, 18 ноября – день рождения ДМ! (записать в тетрадь)
-А кто знает, где живет зимний волшебник? /В городе Великий Устюг/ А в каком городе живём мы? (записать в тетрадь)
Красивая усадьба ДМ находится прямо на берегу реки Сухона в сосновом бору. Терем построен из дерева и украшен яркими расписными узорами. В нем у волшебника – 12 комнат по числу месяцев в году.
Главное помещение – тронный зал. Посидеть на Морозовом троне может каждый. За троном стоит самая пушистая ель России. Все игрушки, что висят на ней, подарены детьми и очень дороги ДМ. В комнате желаний под звон хрустального колокольчика можно крепко-крепко зажмурить глаза и загадать самое заветное и доброе желание. Оно непременно сбудется. Есть у ДМ и спальня. Спит он на большой резной кровати. Каждый завиток на ней имеет свое значение. В изголовье – солнышко, в ногах – месяц ясный. Покрывало его морозным узором расшито, а матрас туго набит снегом. Подушек у ДМ семь, как дней в неделе, и по размеру они одна меньше другой. В понедельник он спит на самой маленькой подушке, а в воскресенье на самой большой. Все подушки – волшебные: в каждой хранятся ваши, ребята, мечты и желания. Во сне ДМ старается их исполнить. В комнате подарков у ДМ собраны дары, которые преподнесли ему маленькие и большие друзья. В столовой у ДМ все в русских традициях: стол со скатертью и самоваром. Есть в тереме комната елочек, комната детских выставок. Есть и рабочий кабинет. Там, за своим рабочим столом, ДМ сидит и читает детские письма. На центральной стене кабинета висит герб зимней сказки со словами «Твори добро».
Гости у ДМ бывают круглый год, он им всегда рад. А еще он с нетерпением ждет от вас писем, которые он получает на почте в своей резиденции. Напишите ему о своих делах, поделитесь с ним своими успехами и мечтами. И он обязательно вам ответит.
-Кому из вас приходилось писать письмо ДМ? Сбывались ли ваши желания?
-Но чтобы ДМ выполнил нашу просьбу, надо письмо написать грамотно.
-Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
4. Работа по теме урока
- А вы знаете, что такое письмо?
Определение «письмо». Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (записать в тетрадь)
Ежегодно в адрес Деда Мороза поступает более 200 тысяч писем из России, ближнего и дальнего Зарубежья. (Пример письма Настеньки)
Структура письма.
Можно ли считать письмо текстом? Почему?
-Можно, потому что предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль.
Письмо имеет адресата.
Адресат - тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка. (записать в тетрадь)
5. Физкультминутка.
Игра «Кто такой Дед Мороз?»
— Устали? Поиграем в игру «Кто такой Дед Мороз?». Ваша задача в конце каждого предложения, если вы согласны говорить «ДА» и хлопать в ладоши, если не согласны говорить «НЕТ» и топать ножками.
Дед Мороз известен всем?
Он приходит ровно в семь?
Дед Мороз — старик хороший?
Носит шляпу и калоши?
Скоро Дед Мороз придет?
Он подарки принесет?
Дед Мороз боится стужи?
Со Снегурочкой он дружит?
Что ж ответы даны на вопросы,
Знаете вы всё про Деда Мороза.
Структура письма.
- Как и другой текст, письмо имеет три части: начало, основную часть, и концовку. (записать в тетрадь)
1 часть — Приветствие, пожелание (с красной строки)
-В письмо включены приветствие, прощание, обращение. Пример
— Письмо всегда начинается с приветствия. Обязательно поздоровайтесь с волшебником. Это должно быть доброе и вежливое приветствие: Какими словами мы можем поприветствовать ДМ.
Здравствуй... Добрый день... Уважаемый... Любимый... Дорогой волшебник... ДМ... Дедушка Мороз
— Обратите внимание на слова – ДМ и Дедушка Мороз пишутся с заглавной буквы .
После приветствия следует указать, кто написал письмо:
Фамилия, имя, дата и место написания + (записать в тетрадь своё ФИ).
2 часть – Основная часть (с красной строки)
— Поприветствовали Дедушку Мороза, а теперь представьтесь ему, коротко расскажите о себе, о своих увлечениях, о друзьях, семье. Чем любите заниматься.
— Обо всем можно не рассказывать, выберите самое главное, самое интересное.
— А вот теперь напишите свою просьбу о подарке. Не забудьте про волшебные слова.
3 часть – Концовка (с красной строки)
— Как можно попрощаться?
До свидания, милый дедушка! До скорой встречи! С уважением …Ты всё можешь! Спасибо!
Здесь же можно передать через ДМ привет его помощникам и внучке Снегурочке.
— Письмо для Деда Мороза готово!
Правила написания письма:
1.Писать письмо на обрывке бумаги или листочках, небрежно вырванных из тетради – это признак дурного тона. Письма пишут на чистом листе бумаги.
2. Письмо следует писать разборчиво, грамотно, аккуратным почерком, без исправлений.
3.Каждую новую часть письма начинать с красной строки с большой буквы.
4. Письмо можно украсить рисунком.
5. Свои мысли излагать чётко, правильно, последовательно.
6. Практическая часть (написание письма). Самостоятельная работа.
7.Рефлексия.
Скажите, пожалуйста, поможет ли в жизни это умение писать письма?
8. Итог урока.
-Хлопните в ладоши над головой те ребята, которые согласны с утверждением:
Я узнал много нового о Дедушке Морозе.
Я понял, что Новый год – праздник добра.
Я узнал, что и как писать Деду Морозу.
Захотелось творить, рисовать, сочинять.
Урок оставил меня равнодушным.
Я доволен своей работой.
9. Домашнее задание: Дописать письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi._pismo_dedu_morozu.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи с использованием ИКТ,
проектной и здоровьесберегающей технологий
Тема: Письмо Деду Морозу
Цели и задачи:
1.Познакомить с понятием «письмо», правилами его написания.
2.Формировать умение создавать собственный текст (письмо).
3.Развить общеучебные умения: ставить и решать учебную задачу, выполнять действия в определенной последовательности (в соответствии с образцом), умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.
4.Развить у учащихся языковое чутьё.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний (вводная беседа).
Я начну стихи сейчас.
Хором дружно отвечайте.
И узнаем мы о чём,
Речь сегодня поведём.
- На дворе снежок идёт, Скоро праздник… (Новый год)
- Мягко светятся иголки, Хвойный дух идёт от …(ёлки)
- Белый пух лег на дороги, На ступеньки и пороги. Знает каждый человек – Этот пух зовется… (снег)
- Все лето стояли, Зимы ожидали, Дождались поры, Помчались с горы (санки)
- Зацепилась за карниз
И растет, как шишка, вниз (сосулька)
- С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки, Белые … (Снежинки)
- Кто приходит в каждый дом
В Новый год с большим мешком?
Шуба, шапка, красный нос,
Это Дедушка... (Мороз) - Дед мороз пришел к нам в гости
С хрупкой, белоснежной гостьей.
Он назвал ее дочуркой.
Эта девочка…(Снегурка) - На Новый год ей каждый рад,
Хотя колюч её наряд (Ёлка)
- Свяжет бабушка их внучке,
Чтоб зимой не мерзли ручки.
Сохранят тепло сестрички — Шерстяные… (Рукавички)
- Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это? (Дед Мороз – ДМ)
3. Постановка цели.
Очень скоро придёт самый любимый праздник взрослых и детей – Новый год. Нас ждут весёлые утренники, волшебные фейерверки и подарки.
-А кто самый главный на новогодних праздниках?
-А завтра тоже праздник – день рождения… Только вот чей? Может, кто-нибудь знает?
Ребята, 18 ноября – день рождения ДМ! (записать в тетрадь)
-А кто знает, где живет зимний волшебник? /В городе Великий Устюг/ А в каком городе живём мы? (записать в тетрадь)
Красивая усадьба ДМ находится прямо на берегу реки Сухона в сосновом бору. Терем построен из дерева и украшен яркими расписными узорами. В нем у волшебника – 12 комнат по числу месяцев в году.
Главное помещение – тронный зал. Посидеть на Морозовом троне может каждый. За троном стоит самая пушистая ель России. Все игрушки, что висят на ней, подарены детьми и очень дороги ДМ. В комнате желаний под звон хрустального колокольчика можно крепко-крепко зажмурить глаза и загадать самое заветное и доброе желание. Оно непременно сбудется. Есть у ДМ и спальня. Спит он на большой резной кровати. Каждый завиток на ней имеет свое значение. В изголовье – солнышко, в ногах – месяц ясный. Покрывало его морозным узором расшито, а матрас туго набит снегом. Подушек у ДМ семь, как дней в неделе, и по размеру они одна меньше другой. В понедельник он спит на самой маленькой подушке, а в воскресенье на самой большой. Все подушки – волшебные: в каждой хранятся ваши, ребята, мечты и желания. Во сне ДМ старается их исполнить. В комнате подарков у ДМ собраны дары, которые преподнесли ему маленькие и большие друзья. В столовой у ДМ все в русских традициях: стол со скатертью и самоваром. Есть в тереме комната елочек, комната детских выставок. Есть и рабочий кабинет. Там, за своим рабочим столом, ДМ сидит и читает детские письма. На центральной стене кабинета висит герб зимней сказки со словами «Твори добро».
Гости у ДМ бывают круглый год, он им всегда рад. А еще он с нетерпением ждет от вас писем, которые он получает на почте в своей резиденции. Напишите ему о своих делах, поделитесь с ним своими успехами и мечтами. И он обязательно вам ответит.
-Кому из вас приходилось писать письмо ДМ? Сбывались ли ваши желания?
-Но чтобы ДМ выполнил нашу просьбу, надо письмо написать грамотно.
-Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
4. Работа по теме урока
- А вы знаете, что такое письмо?
Определение «письмо». Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (записать в тетрадь)
Ежегодно в адрес Деда Мороза поступает более 200 тысяч писем из России, ближнего и дальнего Зарубежья. (Пример письма Настеньки)
Структура письма.
Можно ли считать письмо текстом? Почему?
-Можно, потому что предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль.
Письмо имеет адресата.
Адресат - тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка. (записать в тетрадь)
5. Физкультминутка.
Игра «Кто такой Дед Мороз?»
— Устали? Поиграем в игру «Кто такой Дед Мороз?». Ваша задача в конце каждого предложения, если вы согласны говорить «ДА» и хлопать в ладоши, если не согласны говорить «НЕТ» и топать ножками.
Дед Мороз известен всем?
Он приходит ровно в семь?
Дед Мороз — старик хороший?
Носит шляпу и калоши?
Скоро Дед Мороз придет?
Он подарки принесет?
Дед Мороз боится стужи?
Со Снегурочкой он дружит?
Что ж ответы даны на вопросы,
Знаете вы всё про Деда Мороза.
Структура письма.
- Как и другой текст, письмо имеет три части: начало, основную часть, и концовку. (записать в тетрадь)
1 часть — Приветствие, пожелание (с красной строки)
-В письмо включены приветствие, прощание, обращение. Пример
— Письмо всегда начинается с приветствия. Обязательно поздоровайтесь с волшебником. Это должно быть доброе и вежливое приветствие: Какими словами мы можем поприветствовать ДМ.
Здравствуй... Добрый день... Уважаемый... Любимый... Дорогой волшебник... ДМ... Дедушка Мороз
— Обратите внимание на слова – ДМ и Дедушка Мороз пишутся с заглавной буквы .
После приветствия следует указать, кто написал письмо:
Фамилия, имя, дата и место написания + (записать в тетрадь своё ФИ).
2 часть – Основная часть (с красной строки)
— Поприветствовали Дедушку Мороза, а теперь представьтесь ему, коротко расскажите о себе, о своих увлечениях, о друзьях, семье. Чем любите заниматься.
— Обо всем можно не рассказывать, выберите самое главное, самое интересное.
— А вот теперь напишите свою просьбу о подарке. Не забудьте про волшебные слова.
3 часть – Концовка (с красной строки)
— Как можно попрощаться?
До свидания, милый дедушка! До скорой встречи! С уважением …Ты всё можешь! Спасибо!
Здесь же можно передать через ДМ привет его помощникам и внучке Снегурочке.
— Письмо для Деда Мороза готово!
Правила написания письма:
1.Писать письмо на обрывке бумаги или листочках, небрежно вырванных из тетради – это признак дурного тона. Письма пишут на чистом листе бумаги.
2. Письмо следует писать разборчиво, грамотно, аккуратным почерком, без исправлений.
3.Каждую новую часть письма начинать с красной строки с большой буквы.
4. Письмо можно украсить рисунком.
5. Свои мысли излагать чётко, правильно, последовательно.
6. Практическая часть (написание письма). Самостоятельная работа.
7.Рефлексия.
Скажите, пожалуйста, поможет ли в жизни это умение писать письма?
8. Итог урока.
-Хлопните в ладоши над головой те ребята, которые согласны с утверждением:
Я узнал много нового о Дедушке Морозе.
Я понял, что Новый год – праздник добра.
Я узнал, что и как писать Деду Морозу.
Захотелось творить, рисовать, сочинять.
Урок оставил меня равнодушным.
Я доволен своей работой.
9. Домашнее задание: Дописать письмо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи с использованием новых технологий."Репортаж как газетный жанр"(8 класс)
Плановый урок развития речи. На уроке использованы приёмы технологии РКМЧП: кластер, синквейн, групповая работа.Прослеживается движение от информационной хроники- к заметке, от заметки- к репортажу, ч...
Урок развития речи с использованием предметной технологии "РКМЧП": сочинение-рассуждение о книге.
Урок развития речи по СОТ "РКМЧП", в основе урока использован технологический приём ПОПС-формула....
Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО (соответствует ФГОС)
Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО /Активные методы обучения/. 6 класс. Подробный конспект образовательного мероприятия, презентация, карточки, для ...
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по теме "Сочинение-письмо"
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по теме "Сочинение-письмо". Урок сопровождается презентацией....
Открытое интегрированное мероприятие на тему: Письмо Деду Морозу.
Интегрированное мероприятиена тему: Письмо деду Морозу«Говорят под новый год, что не пожелается, то всегда произойдет, то всегда сбывается!»Цель: написать письмо Деду Морозу, изготови...
Урок развития речи по русскому языку для 7 класса по теме: "Письмо бойцу: от прошлого к современности".
Данный урок развивает навыки у учащихся по составлению поздравительных и дружеских писем. Урок строится на исторической основе: учащиеся получают возможность проследить как развивался эпистолярный жан...
Урок развития речи в 6 классе.(после изучения раздела «Лексика».)Тема: Подготовка и презентация проектных работ. Проект «Слово о слове»
Планируе ПланируеПланируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвов...
- Мне нравится (1)