Урок развития речи с использованием картины А.А Рылова "Зелёный шум"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Герасина Татьяна Александровна

Цели:
1) рассмотреть речетворческую глубину слова «ветер»
2) описать картину И.Э.Грабаря «Зелёный шум»
3) подготовиться к самостоятельной творческой работе
4) развить воображение учащихся, ассоциативное мышление, творческие способности учащихся.
5)Научить детей работать с разными видами словарей, развить ассоциативное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_.doc663 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕТВОРЧЕСКАЯ  ГЛУБИНА СЛОВА

Уроки развития речи

Разработчик -  учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №5 г.Ржева

Герасина Т.А

Урок 2.

ТЕМА    Речетворческая  глубина слова «ВЕТЕР» (с использованием картины А.А.Рылова

                 «Зелёный  шум»)

Цели:

1) работа над речетворческой глубиной слова «ветер» работа со словарями.

      2) описать картину  А.А.Рылов «Зелёный  шум»

3) развитие творческих способностей учащихся

4) подготовка к самостоятельной творческой работе над осмыслением слова ветер

Ход работы.

I. Сегодня мы работаем над творческим осмыслением слова ветер по следующим аспектам:

лексическое

перцептивное                                              индивидуально-авторское

            символическое               ветер               этимологическое                                         

ассоциативное                                                      мифологическое

художественное

Лексическое значение. По толковому словарю ветер. Движение в горизонтальном направлении.

Фразеология. Ветер в голове. Какой ветер занёс или ветром занесло. Ветер свистит в карманах. Бросать (кидать, швырять ) деньги на ветер; говорить на ветер. Держать нос по ветру. Пустить на ветер. Куда ветер дует. Ищи ( догоняй) ветра в поле. Подбитый ветром. Как (словно, точно ) ветром сдуло.

-Какова же суть ветра? (Движение, действие, динамика).

Перцептивное значение. Это значение, связанное с субъективным, конкретно- чувственным восприятием того, что обозначает слово, значение, связанное с отражением вещей в сознании через органы чувств.

  ЗАДАНИЕ: Наполните слово «ветер» звуком, цветом, запахом, характером и т. д. Определите его перцептивное значение.

НАПРИМЕР

ЦВЕТ -    прозрачный, невидимый, розовый, голубой, чёрный, белый, бесцветный, серый,                                                          

                 яркий, цвет далёких гор, цвет холодного неба.

ЗВУК –    скрежет, гул, шорох, шелест, шум, музыка танца, свист, стучащие ставни,    

                  шёпот, стон, мольба, убаюкивание, звук колокольчиков, звон, эхо

ЗАПАХ –    цветочный, лёгкий, запах свободы, горный, пьянящий, свежий, запах моря.

                     дождя, запах воли, запах пыли, свежесть

ХАРАКТЕР – вольный, сумасшедший, сильный, порывистый, обволакивающий,

                        очаровывающий, волнующий, захватывающий, неугомонный,

                        безжалостный, дикий, необузданный, игривый, бесшабашный, энергичный,      

                        беспокойный, безумный, беспечный, свободный, разгульный, шальной,    

                         неудержимый, невыносимый.

Индивидуально-авторское (ученическое)

НАПРИМЕР

Хвастливый;

мёртвый;

старый и одинокий;

ветер летает по свету и ,как копилка, собирает запахи, звуки, стоны, плач, смех – всё;

суровый старик с длинной седой бородой;

наивный мальчишка;

ветер, как юноша, спешит на первое свидание и боится опоздать, лихач;

синий ветер моего детства (лёгкий, тихий, успокаивающий);

чёрный ветер – страх (громкий, раздирающий);

белый ветер – моя юность (трепетный, быстрый, стремительный).

Ассоциативное значение ( слова-реакции на слово «ветер»)

Лёгкость, радость, стремление, надежда, листва, холодно, ураган, дом;

страх, крик души, моя жизнь, стремление вперёд;

свобода, простор, холод, облака, пропасть, солнце;

дорога, даль, прошлое, глаза, сон;

чистота, сила, прозрачность;

окно, форточка, дверь, приветствие, помощь;

шторм, движение, холод;

пыль, сильный, дикий, холодный;

море, шторм, одинокий корабль

Этимологическое значение (по словарю)

Ветер – поэтический образ ожившего духа, чьё воздействие можно увидеть, услышать, но который сам остаётся невидимым. ВЕТЕР, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. ВЕТРЫ выступают как божественные посланники и как силы, управляющие направлениями космоса. Отсюда происхождение голов с раздутыми щеками, изображающих ветер. ВЕТРЫ часто персонифицировались как неистовые и непредсказуемые силы.

В более общем смысле ВЕТЕР – мощный символ изменений, непостоянства, пустого бахвальства и эфемерности – таковы его основные значения в XX столетии.1 

Мифологическое значение ( по словарю)

ВЕТЕР. В народных представлениях наделяется свойствами демонического существа. Могущество ветра, его разрушительная … или благотворная сила…вызывают необходимость задабривать ветер: ласково с ним разговаривать, «кормить» и даже приносить ему жертву. Характерно и деление ветров на «добрые»( например, такие ,как «святой дух» - благоприятный попутный ветер )  и на «злые», наиболее ярким воплощением которых является вихрь.2


    1 Трессидер Дж. Словарь символов. – М. 2001 – с.39 – 40

      2  Славянская мифология. – Энциклопедический словарь. – М., 1995. – с.86

Художественное (образное) значение

    Определяется в художественном тексте.

  Значения слов в художественных текстах преобразуются и осложняются.

2. РАБОТА В ГРУППАХ

ЗАДАНИЕ: выявите  поведение слова ВЕТЕР в художественных текстах

     Даются  3 текста

ТЕКСТ 1.

         Наступила осень, такая же сырая и грязная, как и прошлогодняя.  На дворе стояло серое, слезливое утро. Тёмно-серые, точно вымазанные, облака всплошную  заволакивали небо и своею неподвижностью наводили тоску. Казалось, не существовало солнца; оно в продолжение целой недели  ни разу не взглянуло на землю, как бы боясь опачкать свои лучи в жидкой грязи…

         Дождевые капли барабанили в окна с особенной силой, ветер плакал в трубах и выл, как собака, потерявшая хозяина. …Не видно было ни одной физиономии, на которой нельзя было бы прочесть отчаянной скуки.

                                                                                                         ( А.П. Чехов)

ЗАДАНИЕ: Найдите средства художественной выразительности в предложении

   Ветер плакал в трубах и выл, как собака, потерявшая хозяина (олицетворение,сравнение)

ТЕКСТ 2.

     Время было близко к ночи.

      В кабаке дяди Тихона  сидела компания извозчиков и богомольцев. Их загнал в кабак осенний ливень и неистовый мокрый ветер, хлеставший по лицам, как плетью.  Промокшие и уставшие путники сидели у стен на скамьях и, прислушиваясь к ветру, дремали. На лицах была написана скука. У одного извозчика, малого с рябым, исцарапанным лицом, лежала на коленях мокрая гармоника: играл и машинально перестал.

      Над дверью, вокруг тусклого, засаленного фонарика, лежали дождевые брызги. Ветер выл волком, визжал и, видимо, старался сорвать с петель кабацкую дверь. Со двора слышалось фырканье лошадей и шлёпанье по грязи. Было сыро и холодно.

                                                                                                       ( А.П.Чехов )

ТЕКСТ 3

           По дороге из дома.

                                                                          Душа ведь может, как ты стонать.

Люблю ветер. Больше всего на свете.          Но так ли может за себя постоять?

Как воет ветер! Как стонет ветер!                Безжизнен, скучен и ровен путь.

Как может ветер выть и стонать!                  Но стонет ветер! Не отдохнуть…

Как может ветер за себя постоять!                                          ( Н.М.Рубцов )

О ветер, ветер! Как стонет в уши!

Как выражает душу!

Что сам не можешь, то может ветер

Сказать о жизни на целом свете.

Спасибо, ветер! Твой слышу стон.

Как облегчает, как мучит он!

Спасибо, ветер! Я слышу, слышу!

Я сам покинул родную крышу…

3. Работа  с картиной.

Теперь обратимся к картине А.А.Рылова  «Зелёный шум

Художник в поисках сюжетов для своих картин внимательно вглядывается в окружающую его жизнь, чутко постигая её тайны. Но источником вдохновенья для живописца может быть и литературное произведение.  Так, картина пейзажиста И.И.Шишкина «На Севере диком…» заставляет вспомнить стихотворение М.Ю.Лермонтова.  Этот путь повторил мастер пейзажа Аркадий Александрович Рылов  (1870 – 1939 ), дав одному из своих полотен название «ЗЕЛЁНЫЙ ШУМ» и сблизив его тем самым со знаменитым некрасовским стихотворением, в котором поэт возвеличивает красоту русской природы, окрашивая звук (шум ветра) в цвет весенней зелени:

ЗЕЛЁНЫЙ ШУМ1

Идёт- гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Играючи, расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнёт кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: всё зелено,

И воздух и вода!


  1  Так народ называет пробуждение природы весной. ( Прим. Н.А.Некрасова ) /  Н.А.Некрасов Собр. сочинений в 3-х томах.- М. – 1959. – с.303

Эти некрасовские строки нашли изобразительное воплощение в полотне художника. Лучшие пейзажи Рылова всегда насыщены движением, пронизаны светом, отличаются ярким колоритом.  Картина «Зелёный шум» воспевает красоту земли и весеннее обновление природы, которая на холсте художника исполнена силы, дышит свежестью и первозданной чистотой.

Вопросы на восприятие:

- Как бы вы назвали эту картину?

- Что подвластно ветру на картине?

- Что хотел поведать нам живописец, создавший пейзаж «Зелёный шум»?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Создать свой текст о ветре (рассказ, описание картины, эссе)

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с использованием картины И.Э. Грабаря "Февральска лазурь"

Уроки развития речи с использованием картин И.Э. Грабаря "Февральска лазурь" Научить детей работать с разными видами словарей, развить ассоциативное мышление. Цели: 1) рассмотреть речетворческую гл...

Урок развития речи. Сочинение по картине О.Яновской "Ждут"

Урок развития речи ставит своей целью подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. На слайдах презентации представлены сведения о художнике, словарная работа, материал для сочинения....

урок развития речи. Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского "Сирень"

Натюрморт П.П.  Кончаловского «Сирень» - высокохудожественное произведение, изображающее хорошо знакомые учащимся цветы, доступно им и вызывает у детей положительные эмоции. На картин...

Урок развития речи. Сочинение по картине К.Ф.Юона "Мартовское солнце"

Описываем картину К.Ф.Юона "Мартовское солнце", при этом учимся использовать безличные предложения....

Урок развития речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Летом".

Уроки развития речи (сочинения-описания по картине) - уроки творчества. Это одни из самых сложных и самых интересных уроков русского языка в моей практике. Сложных в плане подготовки, интересных...

Урок развития речи. Сочинение по картине С.Григорьева "Вратарь" (технологическая карта урока)

Тип урока. Урок развития речиДидактическая цель урока: создать условия для развития речи учащихся средствами личностно - деятельностно - коммуникативной технологии и ИКТ.Цели урока по содержаниюОбразо...