Доклад "Коррекционная работа по развитию речи с использованием логопедических технологий на уроках письма и чтения у обучающихся с ОВЗ"
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Лобозева Наталья Александровна

Задача коррекционной школы-подготовить ученика к самостоятельной трудовой жизни.  тема доклада- практический характер обучения в коррекционной школе, в том числе и письму  и развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_lobozevoy_n.a._na_mo_logopedov_2019-_2020g.docx63.25 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Актуальность проблемы.

Коррекционная работа по развитию речи обучающихся  в специальной коррекционной школе занимает важное место в процессе развития умственно отсталого ребенка. Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности, нередко осложненное недоразвитием  речеслухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Между тем у школьников с нарушением интеллекта отмечается органическое поражение коры головного мозга, что приводит к возникновению разнообразных речевых расстройств. В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора такие дети долго не различают звуки речи, не разграничивают слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимают речь окружающих.

Развитие моторики, в том числе и речевой, у детей с нарушением интеллекта, протекает замедленно. Как слуховой, так и кинестетический  контроль  за речевыми движениями оказывается неточным. Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы контроля   за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

2.Исторические сведения.

Недостаточная   сформированность  устной речи ведет к нарушениям письменной речи. Современная психология, рассматривая письмо как один из видов речевой деятельности, представляет его как более сложный психический акт, нежели устная речь. Психофизиологическую структуру процесса письма изучали А.Р. Лурия,  Л.С.Цветкова. Зависимость между нарушениями письма, с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха с другой, изучали: М.Е. Боскис , Р.Е.Левина, Ф.А. Рау,  М.Е. Хватцев. Нарушение письменной речи у младших школьников изучали: Л.Н. Ефименкова,  И.Н. Садовникова,  Р.И. Лалаева,  А.Н.Корнев и другие. В настоящее время этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. В 30 годах XX столетия нарушение письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи. В этот период подчеркивается определенная зависимость между этими нарушениями, с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха – с другой (Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев). Р.Е. Левина в своих ранних работах недостатки чтения и письма считала результатом фонематического недоразвития. В дальнейшем определение методологических подходов к преодолению нарушений письма строилось на изучении психологического строения речевой функции в целом и процесса письма. В основу понимания механизмов письма и организации коррекционно-логопедической работы были положены учения о функциональных системах, представления о психических процессах как функциональных системах, о деятельности мозга в процессе психической деятельности ( А.Н. Корнев , Р.И. Лалаева,  А.Р. Лурия ,  Р.Е. Левина). Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь – это основное средство формирования мысли и форма её выражения. Наряду с игрой, учением, трудом речевое общение является важнейшим видом деятельности.

3.Из опыта работы.

I.Преподаванию письма, чтения и развития речи принадлежит исключительно важное место в общей системе учебно - воспитательной работы в  школе.

 Письмо и развитие речи, чтение и развитие речи  являются одними из основных предметов и в нашей  школе. Работая более 40 лет с обучающимися  с ОВЗ, понимаю, что от успешного усвоения языка детьми с интеллектуальными нарушениями  во многом зависит их успеваемость по всем другим школьным предметам.

Задача коррекционной школы заключается в том, чтобы подготовить учеников к самостоятельной трудовой жизни. Поэтому следует говорить о практическом характере обучения в ней, в том числе и письму  и развитию речи.

Наряду с общим и речевым развитием обучающихся большое внимание уделяю коррекции их психических недостатков при использовании сохранных возможностей. Исходя из этого, задачи преподавания письма, чтения  и развития речи в коррекционной школе формулирую следующим образом:

  1. повысить уровень общего развития обучающихся;
  2. научить их правильно и осмысленно читать;
  3. вырабатывать у них навык аккуратного, разборчивого и грамотного письма;
  4. вооружить обучающихся умениям последовательно и понятно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  5. быть социально адаптированными, готовыми к посильному участию в производственном труде.
  6.  Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

II. Дидактические игры как средство коррекции при изучении грамматики в старших классах.

Трудности в усвоении учебного материала приводят к снижению их интереса к учению. Для этого надо пробудить у школьников интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.

С этой целью в своей работе я использую разнообразные методы и приемы преподавания. Учащихся привлекает красочно оформленный, дидактический наглядный материал.

Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу школьников.

Я стараюсь в своей работе организовать желание детей играть так, чтобы решались определенные коррекционные задачи. Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. В дидактической игре, я стараюсь создать такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации. Это особенно важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

При отборе дидактических игр я прежде всего преследую коррекционные цели и учитываю особенности развития детей с нарушением интеллекта.

Проводимые игры и упражнения развивают у детей внимание, зрительное восприятие, имеют наглядно-действенное значение, а так же значение в элементах логического мышления. Не меньшее значение имеет и проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, различать многие важные объекты.

Другая сторона слухового восприятия связана с развитием речи, так называемого «речевого слуха». Трудности здесь связаны в первую очередь с состоянием фонематического слуха, со способностью различать и воспринимать фонемы родного языка, с усвоением систем фонем.

Таким образом, игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у умственно отсталых детей.

Важным в психическом развитии ребенка является формирование мышления. Правильная  и  организованная работа по формированию всех видов мышления, приобретает особое значение. При подборе игр для уроков языка я выделяю в них содержание (словарные, речевые, грамматические игры) и форму (вопросно-ответные, графические), учитываю, что участвовать в игре будет весь класс. Любая словесная игра имеет целью помочь ученикам овладеть знаниями, умением самостоятельно подбирать речевой материал и свободно пользоваться грамматическими терминами. Игры и игровые упражнения провожу на разных этапах уроков языка: при проверке домашних заданий, при повторении, углублении знаний по изученной теме.

Использование интересных форм игры дает возможность развивать, обогащать речь учеников, активизировать ее, углублять и закреплять знания, полученные на уроках  письма и чтения. Условия игр требуют от обучающихся   сообразительности, пытливости, умения  пользоваться словарем.

При выборе игр учитываю так же и уровень усвоенных речевых умений и навыков, степень готовности обучающихся к выполнению условий игры, пробелы в знаниях детей, интересы обучающихся класса. Начинаю игру, только убедившись в том, что ученикам все понятно.

 Для использования на моих уроках в 5 – 9 классах обучающихся с ОВЗ  я отобрала игры по темам из разделов «Фонетика» и «Морфология»: «Алфавит», «Двойные согласные», «Безударные гласные», «Состав слова» и «Части речи».

 Приведу несколько фрагментов уроков письма и развития речи с использованием игровых ситуаций при изучении грамматического материала.

 При повторении темы «Двойные согласные» я использовала на уроке игру «Пропущенные буквы». На доске вывешиваю таблицу со словами, в которых пропущены двойные согласные. Детям предстояло их вставить. Для более сильных учеников задания несколько усложняю: даю слова, в которых двойные согласные занимали не совсем привычное место в словах:

ва а         гру   а

кла         то   а

су   а       дро и

ка  а        мета

Вставляющие слова: ванна, тонна, сумма, касса, группа, класс, дрожжи, металл.

Вызванные к доске ученики заполняли таблицу, объясняя какие буквы в данном слове удваиваются.

Все использованные мною игры включали грамматические задания, и, кроме того, обязательно требовалось объяснение выполненного действия. Проводились же они как соревнование.

Кроме описанных выше игр я вводила в уроки языка шарады. Эти сложные игровые упражнения развивают внимание, память.

Шарада 1. Из первых слогов данных слов составить слово (Работа проводится под руководством учителя).

Десять, резеда, вода, (дерево);

Банан, работа, банка (барабан).

Когда ученики научились составлять новые слова из начальных слогов других слов, я проводила эту же игру, но с наборами карточек, которые давала каждому ученику. Чтобы облегчить самостоятельное выполнение задания, я предложила детям сначала заключать нужный слог в квадратик. Например, квадратиками обводились первые слоги в следующих словах: долина, рога, гараж. При выполнении задания, ребята проговаривали обведенные слоги, а потом зачитывали полученные слова. Выполнив задание по словообразованию, ученики раскрывали лексическое значение исходного слова и вновь полученного. Шарады, неверно составленные учениками, анализировались.

 Обучающимся я давала простые ребусы, объясняла, что ребус- это загадка, в котором значение слова представлено в виде рисунков, при этом могут быть использованы слоги, цифры.

7 я (семья)

100 ляр (столяр)

Сева 100 поль (Севастополь)

Ще. (щеточка)

  • Игра «Третий лишний».

-Определите, какое слово лишнее: на кроват…, из морковк..., в тумбочк… . (По склонению – на кровати, по окончанию – в тумбочке, по падежу – из морковки).

  • Игра «Вспоминай-ка!».

-Назовите одушевлённые существительные, обозначающие названия животных, в которых есть сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ? Прилагательные? Кто больше? (Ёжик, чайка, жираф, щука; жирный, широкий, чужой, частый, чудесный и др.).

К разминкам-хитринкам также можно отнести применение всевозможных ребусов, загадок, иллюстрирующих орфографические правила и заставляющих учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы задуматься, найти ответ и удивиться.

Например, к теме «Имена числительные»:

-Здесь спрятано очень важное правило правописания числительных. Прочитайте его.

5ь – 20ь, 30ь

5ь0 – 8ь0

5ь00 – 9ь00

-Какие слова зашифрованы в ребусах?

Р1на, смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, ви3на, па3от, о5, 7я, 40а, 100рона, пи100лет, 100п (л, н, г, к), 100рож, 100янка.

-Попробуйте сами придумать подобные слова.

В практике моей работы были случаи, что учащиеся заинтересовались этим видом грамматических игр и с моей помощью составляли их сами.

Программа по письму, чтению и развитию речи составлена с учетом особенностей познавательной деятельности школьников, способствует их умственному развитию, направлена на всестороннее развитие личности учащихся и содержит материал, помогающий детям достичь того уровня знаний и умений, который необходим для социальной адаптации.

III. Использование наглядного материала как средство коррекции памяти и мышления, восприятия.

Руководствуясь рекомендациями программы, содержанием материала учебника, при составлении тематических планов по классам, я предусматриваю применение наглядных средств обучения на уроках по каждой теме с учетом коллективной, индивидуальной и самостоятельной работы учащихся. Урок будет эффективным и достигает цели лишь в том случае, если планируя его, педагог приготовит для применения наглядный материал.Каждое наглядное пособие стараюсь оформить ярко, красочно, в цвете.

«Проблемная ситуация на уроке».

      Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы –  важнейший  фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.

На каждом уроке привлекаю учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяют существенные признаки предмета или явления. Главное в решении познавательной проблемы – привлечь школьников к решению данной проблемы, заинтересовать их новой деятельностью.

     Создание проектов

     Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы школьников и педагога, подразумевает их сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Каждый ученик вкладывает в свой проект  знания, творчество и большой труд. Это могут быть и инд

ивидуальные работы, и групповые, и коллективные.

Информационные технологии

    Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе школу.

         Использование ИКТ на моих уроках помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

          Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:

•        на высоком эстетическом и эмоциональном уровне

•        обеспечивает наглядность

•        привлекает большое количество дидактического материала

•        повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5  раза

•        обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

Как я провожу работу по составу слова. Работа по составу слова начинается с определения корня слова. Любое грамматическое понятие и орфографическое правило об этой части слова отвлечённо и не вызывает у школьника интереса. Даже заучив правило, ученик далеко не всегда способен применить его на практике. Следовательно, только наглядное обучение поможет побудить учащихся к умственной активности.

При закреплении понятия «корень слова» учащимся помогает такой рассказ: «Жил-был много тысяч лет назад корень ЛЕТ. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди корень ЛЕТ, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий. Много ростков появилось от корня ЛЕТ. Все они на корень похожи, но и свое в каждом есть».

Рассказ дополняется рисунком на доске или бумаге, каждый росток надписывается родственными словами: отлёт, перелёт, полёт и другие.

После того, как учащимся дано четкое представление о понятии «корень слова», дается последовательный переход к объяснению понятия об окончании, приставке, суффиксе.

В закреплении всех этих понятий использую карточки для индивидуальной работы с учащимися.

Состав слова.

3 14 2

1-корень 2-окончание 3-приставка 4-суффикс

Такая очередность способствует лучшему восприятию, изучаемого материала и дает положительные результаты.

Работе над словом уделяю самое пристальное внимание,, так как именно слово является важнейшим элементом письма и развития речи.

Когда я на уроке использую поэтические примеры, то интерес к изучаемой теме значительно повышается. Яркое представление о родственных словах создает у школьников прослушивание стихотворения Е.Измайлова:

«Как растут слова?

Как-то много лет назад Посадили странный сад Не был сад фруктовым—

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло- Стало много новых слов Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом,

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно Гулять в саду словесном.

Такие стихи стараюсь подобрать к каждой изучаемой теме. Для самостоятельной работы учащихся использую карточки с заготовкой основой-заданием.

Мир

Подбор родственных слов

Сад

Стол

Свет


Такие же заготовки составлены к темам: перенос слов, анализ слов. Всё заготавливаю по количеству учащихся в классе, по вариантам, что позволяет многократно использовать данный вид задания.

  3. Поэтическая минутка.

Это выразительное чтение мной  стихотворений с целью развития у детей умения слушать и понимать стихотворную речь, формирования образного мышления, чувства ритма, воспитания интереса к поэзии.

Варианты применения.

  • Работу над смысловым содержанием стихотворения Э.Асадова «Дачники» (5-ый класс) можно дополнить слушанием стихотворения того же автора «Стихи о рыжей дворняге».
  • На этапе закрепления темы «Изменение имён существительных по падежам» (5-ый класс) было бы уместно послушать стихотворение-шутку Г.Граубина «Ленительный падеж».

Без сомнения, стихотворения должны быть заранее выучены учителем наизусть, чтобы не был нарушен зрительный контакт с учениками, чтобы у учителя сохранялась возможность улавливать малейшие эмоциональные реакции учащихся. После прочтения необходимо выдержать паузу, а потом можно предложить детям ответить на некоторые вопросы.

Например, к стихотворению Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге» вопросы могут быть следующими:

-Как вы понимаете выражение «сердце чистейшей породы»?

-Как вы думаете, что заставило хозяина оставить собаку?

-Как нужно было поступить ему, на ваш взгляд?

А к стихотворению Г.Граубина «Ленительный падеж» вопросы могут быть такими:

-Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? Почему?

-Можно ли по тем падежам, которые придумал Лежебокин, склонять существительные?

-А какие бы названия падежей придумали бы вы?

  1. Эмоциональная зарядка.

Это выразительное чтение всеми учащимися одновременно ярких высказываний о русском языке, способствующее развитию навыка хоровой декламации, внимания, эмоциональной сферы учащихся. Учитель дирижирует произносительным оркестром, дети с увлечением повторяют слова о русском языке, постепенно запоминают их (развитие памяти) и учатся выразительному чтению (совершенствование навыков чтения).

Образцы высказываний.

  • Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

(И.Тургенев)

  • Нет на свете оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места. Словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества.

(К.Станиславский)

  • Слова то шелестят, как трава, то бормочут как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд.

(К.Паустовский)

  • Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

(А.Толстой)

  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.

(Н.Гоголь)

  • Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

(К.Паустовский)

5. Двигательная минутка.

Это упражнение с мячом на развитие ловкости, внимания позволяет быстро актуализировать знания учащихся по изучаемому материалу.

Примером может служить тема «Неопределённая форма глагола» (7-ой класс). Учитель называет глагол и бросает мяч. Ученик должен поймать его и назвать неопределённую форму данного глагола. Поймал, но не знает ответа - бросает тому, кто знает.

По тому же принципу можно отвечать на вопросы учителя на этапе закрепления изучаемого материала, подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными и пр.

  1. Музыкальная встреча.

На уроках чтения, письма и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школы  я  широко использую образцы классической музыки (произведения Вивальди, Моцарта, Чайковского и др. композиторов), а также звуки живой природы (пение птиц, журчание ручейков, шум дождя и пр.). Музыка вселяет в учеников веру в собственные возможности, пробуждает лучшие стороны их души, обладает здоровьесберегающим  эффектом.

Варианты применения.

  • При работе над произведением К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (6-ой класс) в качестве музыкальной иллюстрации к тексту звучит «Утро» Э.Грига.
  • К поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила» (9-ый класс) – «Марш Черномора» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».
  • А к «Сказке о царе Салтане…» А.Пушкина (7-ой класс) такими иллюстрациями будут отрывки из одноименной оперы Н.Римского-Корсакова.
  • При написании самостоятельной работы положительный настрой, «ситуацию успеха» создаёт негромкое, умиротворяющее пение птиц.
  1. Минутка прикладного творчества.

Это включение в урок чтения, письма и развития речи элементов предметно-практической, изобразительной деятельности (рисования, лепки, конструирования). Такая работа может проводиться в разных формах (индивидуальное задание, работа в паре, коллективная композиция). Она способствует снятию статического напряжения, развитию мелкой моторики учащихся, позволяет детям почувствовать радость творчества, обогащает их эмоциональную жизнь.

Варианты заданий.

1.Раскрашивание (как правило, иллюстраций к литературным произведениям).

2.Рисование по опорным точкам (зрительным ориентирам).

3.Собственно рисование (портрет персонажа литературного произведения, портрет Имени Существительного…) Используются разнообразные материалы для включения в работу разных групп мышц: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, мел, восковые мелки, акварель, гуашь и пр.

4.Рисование музыки.

  • Цикл «Времена года. Зима» (А.Вивальди).

-Какое время года изображает музыка?

-Придумайте для неё название.

-Ещё раз послушайте музыку и попробуйте её нарисовать.

  • «Утро» (Э.Григ).

-Подберите краски, которые вам помогут зарисовать музыку.

-Какую часть суток изобразил Э.Григ в своей музыкальной композиции?

  • «Марш Черномора» (М.Глинка).

-Представьте себе колдуна Черномора.

-Назовите слова и выражения, характеризующие этого персонажа поэмы.

-Какие краски нам помогут нарисовать его портрет? Почему?

5.Обрывная аппликация.

Например, коллективная работа по созданию новогоднего костра, у которого грелись 12 братьев-месяцев (С.Маршак «Двенадцать месяцев», 6-ой класс). Костер выполняется из обрывков цветной бумаги красного цвета разных оттенков, приклеиваемых на общий лист.

6.Лепка. Используется глина или пластилин разных цветов.

Задания:

-Вылепи безударные гласные; Золотую рыбку из сказки А.Пушкина…

 Регулярно проводимые такие задания способствуют развитию памяти, и интереса к изучаемой теме.

Письмо - одежда устной речи. Оно передаёт «изображает» устную речь. Слово является важнейшим средством общения, средством восприятия окружающего. Только учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, можно воспитать у него уверенность в себе и вызвать интерес к изучению родного языка, что, в свою очередь, создаёт условия для овладения учащимися письменной и устной речью.

Дар речи - великое счастье человека. Любить свой язык, хорошо знать его, уметь пользоваться им - это обязанность, и радость человека.

Эту радость должны испытывать и получить и учащиеся коррекционной школы.

Таким образом, вводимые на уроках элементы занимательной грамматики, предполагая обучающее значение, становятся средством формирования познавательных интересов учащихся, развития памяти и внимания, обогащения их словарного запаса.

Знание большого количества слов и правильное употребление их необходимое условие для речевого общения. Речь наша состоит из слов или частей речи. Изучение частей речи в коррекционной школе имеет большое значение для

повышения грамотности учащихся, для расширения активного словаря, для коррекции устной и письменной речи.

Следует отметить, что в словарном запасе учащихся больше всего имен существительных. Но в основном это сугубо бытовые слова с конкретным значением. Задачей учителя является необходимость введения в речь школьников слов- существительных отвлечённого характера, при этом грамматически и стилистически правильно оформленных. Выделяя существительные как части речи, учащиеся должны научиться составлять предложения с существительными, зная наиболее распространённые правила правописания, т.е. определение рода, числа, падежа, склонения существительных.

Такие задания, наглядный и занимательный материал я использую при изучении темы: «Определение существительных, оканчивающихся на шипящий» и другие.

Учащиеся, следя за таблицей, прослушивают читаемое учителем четверостишие и запоминают слова, оканчивающиеся на шипящую:

Ребята пишут стенгазету,

Принес Сережа кисточки и тушь.

В ответ на расторопность эту Они, шутя, ему сыграли туш.

Тушь-краска (она, моя- ж.р.)

Туш- музыкальный марш (он, мой- м.р.)

На доске составляется схема:

Ж , ш , ч , щ .

Жен. род (-ь) муж. Р. (-)

Затем вниманию учеников предлагаю загадки, отгадки на которые содержат в конце слов шипящий звук, так заполняется отгадками-существительными таблица.

Эффективны и интересны при изучении данной темы задания, при подборе слов по образцу:

а) ключик—ключ мышка—мышь;

б) на замену слов синонимами: родник—ключ;

в) на замену слов с антонимами: смех—плач, правда—ложь.

Способствуют преодолению пассивности учащихся на уроках загадки—шутки: «Что стоит посредине земли?), «Что

находится в начале книги?», «В каком имени 30 гласных? (Зоя)».

Для того, чтобы развивать речевые умения и навыки, слуховому восприятию учащихся предлагаю небольшие стихи, которые дети должны закончить именами существительными, руководствуясь рифмой и смыслом:

«Ученик учил уроки, у него в чернилах (щёки)».

«И у девушки коса цвета спелого .... (овса)».

И более трудными для восприятия учащимися будут ребусы и кроссворды, вызывающие у детей стремление первыми решить предлагаемые занимательные игры. Ребусы и кроссворды оформляю на отдельных листах, а при необходимости, зарисовываю на доске мелками.

Также использую разнообразные таблицы, задания, упражнения, правила в стихах, занимательный и наглядный материал при изучении и других частей речи.

IV. Виды работы по коррекции нарушений письменной речи.

В коррекции речевого развития умственно отсталых учеников особая роль принадлежит урокам письма, чтения и развития речи, на которых соответствующая работа носит особенно целенаправленный характер, по- разному осуществляясь на всех этапах обучения.

На уроках письма, чтения и развития речи решаются важнейшие вопросы совершенствования устной речи учащихся, формирование у них письменной речи - сложной психической деятельности, которая представляет собой активное выражение мыслей средствами той или иной письменности (письмо) и понимание того, что написано (чтение). Потребность в общении с помощью письменной речи возникает повседневно, в самых различных ситуациях. Овладение письмом и чтением представляет для обучающихся с ОВЗ большую сложность. Это вызывается рядом причин, первая из них- необходимость овладеть исторически сложившейся системой средств, особой символической системой знаков, условно обозначающих звуки и слова чужой речи, по выражению Л.C. Выготского—«....символом второй степени».

Вместе с тем обучение письменной речи чрезвычайно важно для умственно отсталого ребенка, так как оно вызывает к жизни целые новые, чрезвычайно сложные циклы развития таких психических процессов, возникновение которых означает столь же принципиальные проявления в общем духовном облике ребенка, как и обучении речи при переходе от младенческого возраста к раннему детству.(Л.С. Выготский, 1956г).

Письменная речь играет огромную роль в дальнейшем развитии ребенка. Под её воздействием совершенствуется мышление ученика, перестраиваются и обогащаются устная речь и другие виды психической деятельности. Овладение письменной речью значительно расширяет возможности трудоустройства выпускников коррекционной школы и, таким образом способствует их социальной адаптации.

Речь, устная и письменная, служит базой, на которой в дальнейшем строится воспитание и обучение учащихся коррекционной школы. Она обуславливает возможность более глубокого усвоения других учебных дисциплин. От уровня вербального развития ребенка в значительной мере зависит успешность усвоения всего программного материала.

У детей с нарушением интеллекта  развитие речи обусловлено обогащением их жизненного опыта, общением с окружающими. Из-за общего недоразвития психики процесс расширения опыта протекает у них замедленно и ущербно, что тормозит формирование новых потребностей и интересов.

Проведение систематической работы, направленной на развитие речи детей в коррекционной школе предусматривается на всех годах обучения и осуществляется на уроках и во внеурочное время. Она чрезвычайно важна для продвижения учащихся в общем развитии, для коррекции присущим недостатков познавательной деятельности для формирования положительных черт личности.

Основными видами развития связной письменной речи являются изложения и сочинения. Они помогают развивать логическое мышление, способность осмысленно воспринимать окружающую действительность, выделять из общего частное, синтезировать явления, выделять главное, выражать суждения. Работа над изложением дисциплинирует мышление и речь ученика.

Описательно- повествовательная речь  обучающихся с нарушением интеллекта  отличается неполнотой и непоследовательностью, что обусловлено различными причинами. Развить ее можно путём систематических, разнообразных упражнений.

Умение передать в связной форме чужие мысли вырабатывается прежде всего на основе упражнений в устных и письменных пересказах (изложениях), и умение связно изложить собственные мысли - на основе главным образом разного рода устных и письменных упражнений.

Остановлюсь на некоторых видах работ, которые помогают формированию навыков связной письменной речи.

Работа над предложением, проводимая на протяжении всего обучения в коррекционной школе способствует формированию связной письменной речи.

а) Распространение рассказа по вопросам с помощью готовых ответов.

б) Распространение рассказа по вопросам с помощью опорных слов и словосочетаний.

в) Распространение рассказа по вопросам без опорных слов.

г) Распространение рассказа без опорных слов и вопросов.

  1. Подготовительной степенью к развитию умения логически последовательно излагать мысли может служить работа учащегося по составлению рассказа из деформированного текста.

Начинаю работу над деформированным текстом коллективно, постепенно предоставляю большую самостоятельность. Здесь важно не только установить последовательность предложений, но и объяснить, почему она должна быть такой. Неправильные ответы разбираем, и я разъясняю, в чем ошибка.

Для самостоятельной работы даю дидактический материал в виде карточек, на которых написаны отдельные предложения рассказа. Это даёт учащимся возможность по- разному расположить карточки- предложения и наглядно убедиться, какая последовательность предложений будет наиболее правильной.

  1. Следующим видом работы является коллективная работа над составлением плана. Картинный план, как известно самый простой вид плана. С ним учащиеся познакомились ещё в младших классах. Поэтому эта работа над таким планом служит первым этапом в обучении составления плана.

Прослушав текст целиком, а затем по частям, учащиеся говорят, какие картинки можно нарисовать к каждой части. Вопросы к каждой картинки представляют собой план.

Затем работу над планом усложняю. По вопросам типа: О чем вы будете писать сначала? О чем вы будете писать дальше? Учащиеся учатся делить текст на части.

Следующий этап работы. Я читаю текст по частям. После разбора содержания каждой прочитанной части предлагаю подумать о том, что является главным в этой части, какова её главная мысль. К каждой части учащиеся подбирают заголовки, которые коллективно анализируют и наиболее удачные записывают на доске. Эти заголовки в совокупности своей и образуют план прочитанного текста.

На следующем этапе обучения учащиеся делят текст самостоятельно на части и каждую часть озаглавливают.

  1. Более высокой стадией в подготовке письма изложения является свободный диктант. После вводной беседы учитель читает текст целиком и несколькими вопросами уточняет содержание прочитанного, раскрывая его идею. После этого учитель читает текст по логически законченным частям, учащиеся их пересказывают и записывают часть за частью.

Перед тем как приступить к написанию свободного диктанта, предупреждаю учащихся, что запоминать текст наизусть не нужно, необходимо понять смысл прочитанной части и написать её своими словами. Опыт показывает, что очень часто дети воспроизводят слова подменные. Но и то немногое, что ученик добавляет своего, служит развитию речи и мышления.

И так изложение.

В развитии письменной речи очень важную роль играют изложения - письменные пересказы текстов. Работа над письменным изложением развивает и укрепляет навыки грамотного письма. Особенно следует подчеркнуть, что этот вид работы, очень распространённый в коррекционной школе, обогащает речь обучающихся новыми словами и оборотами, развиваем их звуковое чутье, повышает культуру речи учащихся. Выбирая текст для изложения, руководствуюсь следующими требованиями:

  1. Тексты изложения должны быть написаны достаточно хорошим литературным языком.
  2. Тексты должны выполнять образовательно- воспитательные функции.
  3. Содержание текста должно быть понятно и интересно для учащихся.
  4. Тексты для изложений должны соответствовать по объему тому количеству слов, которое предусмотрено по каждому плану программой.
  5. Особое внимание необходимо обратить на простоту построения текста.
  6. Словарь текста должен быть доступен умственно отсталым учащимся.
  7. Следует избегать употребления в текстах грамматических конструкций, неизвестных учащимся.

В зависимости от класса и от вида изложения, методика проведения урока изложения может меняться, но в основном она включает следующие этапы:

  1. Сообщение темы урока.
  2. Краткая предварительная беседа о том, чему посвящено изложение.
  3. Чтение текста.
  4. Беседа по содержанию текста.
  5. Работа над планом.
  6. Словарная работа.

Записываю на доске словарь. В этот словарь входят слова, которые желательно включить в письменные изложения, слова, которые требуют предварительной орфографической работы.

  1. Орфографическая подготовка.

В некоторых словах, не проверяемых правилами, буква, на которую надо обратить внимание подчеркивается. Разбираются орфограммы, вспоминаются правила.

  1. Повторное чтение всего текста.
  2. Пересказ по плану. Сначала учащиеся пересказывают текст коллективно, (каждый ученик передает содержание одного пункта, а затем один ученик пересказывает текст целиком).
  3. Письменное изложение текста. В то время, как учащиеся пишут изложения,  я оказываю помощь нуждающимся в ней: помогаю наводящими вопросами соблюдать последовательность в изложении, устанавливать границы предложений.

От класса к классу усложняется работа над изложением: уменьшается количество опорных слов, каждому пункту плана соответствует большее число предложений, становится большим объем текстов, вводится более сложная лексика. Увеличивается самостоятельность учащихся при составлении плана. Написание изложений постепенно становится более самостоятельным.

Из всех видов наиболее простым является подробное изложение. Такие изложения легко сравнительно выполняются умственно отсталыми учащимися. Этот вид работы наиболее полезен и в орфографическом отношении.

Работа над сжатыми изложениями - шаг к написанию сочинений. Как и при работе над сочинением, учащимся приходится отбирать нужный материал, по- своему располагать его, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

Сжатые изложения требуют от учащихся умение выделять главную мысль, разбить рассказ на части, отбросить все несущественное в каждой части, но так, чтобы изложение было последовательно и связно, отражало основное содержание рассказа.

Обучающимся с нарушением интеллекта трудно научится писать сжатые изложения. В качестве подготовительных упражнений предлагаю выписать из текста предложения, которые являются ответами на поставленные мною вопросы. Из этих ответов получается сжатый пересказ. Победную работу начинаю проводить с 6-го класса.

Бывают ещё и изложения с грамматическим заданием. Например, с изменением лица, числа и времени глагола.

Грамматические упражнения, связанные с развитием речи, повышают активное внимание учащихся, т.е. они достаточно разнообразны. Этим упражнения пробуждают интерес к слову, развивают самостоятельность.

Учащиеся переписывают на уроке изложение, учитывая сделанные учителем замечания (те из учащихся, кто справился с работой на предыдущем уроке, получают индивидуальное задание). И только после этого выставляется оценка с учетом всего процесса выполнения работы, т.е. средняя. Такой подход к исправлению изложений пробуждает интерес учащихся к этому виду работы, у  них исчезает боязнь трудностей.

Урок работы над ошибками начинаю с общей оценки работ класса. При этом, особое внимание уделяю уровню усвоения грамматических тем. Зачитываю одну из лучших работ и обращаю внимание на её достоинства: четкость, последовательность, удачные меткие выражения, грамотность. Затем провожу фронтальную работу над ошибками в построении предложений. Вся работа над ошибками ведется в рабочих тетрадях, что даёт возможность при необходимости вернуться к проделанной работе. Перенести данный опыт на другую работу. Для организации коллективного анализа ошибок можно использовать текст одного из учеников класса, не называя его фамилии. Текст пишется на доске. Школьники прочитывают его, отмечают неточности, пропуски или искажения в передаче смысла, предлагаю пути к исправлению ошибок. Параллельно отмечается неправильный порядок слов, их неточное употребление, повторение одних и тех же слов в рядом стоящих предложениях. Исправленное предложение записывается на другой стороне доски. После ошибочный и исправленный варианты сравниваются. Здесь поощряются попытки учащихся объяснить, за счёт чего достигнуто улучшение текста. Дети переписывают исправленную работу в тетрадь.

V. Коррекционная работа по преодолению трудностей при изучении словарных слов на уроках письма и развития речи.

Речь учащихся коррекционных школ примитивна, недостаточно точна. Особенно беден и ограничен словарь. Подобное несовершенство речи вызывается недостаточным развитием различных анализаторов у умственно отсталых детей. Поэтому, развивая речь детей, мы тем самым способствуем развитию и коррегированию их познавательной деятельности.

Бедный запас слов, неправильное употребление слов умственно отсталыми детьми препятствуют и изучению ими грамматики, ибо «изучение грамматического строя языка без учёта лексической стороны, без учёта взаимодействия лексических и грамматических значений невозможна».

Программой по письму и развитию речи в коррекционной школе для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение учащимися их написание достигается путём частого употребления в различных заданиях и упражнениях связанных с изучаемой темой.

Словарная работа в коррекционной школе представляет собой совокупность целенаправленных и систематических проводимых упражнений, способствующих усвоению лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

В зависимости от того, какие трудности возникают у учащихся при работе над словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию и преследовать различные цели.

Словарная работа может:

  1. быть направлена на изучение лексического значения нового слова и тем самым на расширение и уточнение словаря;
  2. преследовать грамматические цели;
  3. проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.

У каждого ученика складывается определённая система занятий по усвоению правописаний словарных слов. Мне хотелось бы поделиться своим опытом такой работы.

Каждый из учеников ведет свой словарик, по нему он повторяет написание словарных слов. Чтобы работа была интересной и давала нужный результат, стараюсь её разнообразить.

При изучении любого слова с непроверяемым написанием прежде всего, если это возможно, показываю картинку, затем объясняю значение слова. Анализируется его звукобуквенный состав, ставится ударение, выделяется непроверяемая безударная гласная. Дети составляют с этим словом предложение, лучшее из которых записывается.

В каждом классе словарные слова делаю по темам. Практикую задания: выписать из словарика слова на одну из тем ( «Школа», «Труд», «Вежливые слова» и др.), запомнить их написание.

Один- два раза в неделю провожу игру под названием «Ответственный». Игра проводится следующим образом. От каждого ряда назначается ответственный, и, таким образом, трое учеников выходят к доске. Они записывают столбиком слова из словарика (5- 6 слов) по предложенным темам. Затем начинается проверка записи. Если в слове допущена ошибка, раздаётся хлопок. Если ученик не находит ошибку, то ему помогают, сидящие в том же ряду, что и он. Выигрывает тот ряд, чей ответственный не получил ни одного хлопка, т.е. не допустил ни одной ошибки в словах.

Использую выборочные диктанты. Из произнесённых мною предложений, например: ( Хирург выписал больному рецепт. Лекарство получают в аптеке.), ученики выписывают словарные слова: хирург, рецепт, лекарство.

Составляю вопросы, ответом на которые является словарное слово.

Например:

-- как вы называете засушенные растения? (гербарий)

— тех, кто живет рядом с вами? (соседи)

-- дорогу, покрытую асфальтом? (шоссе)

-- ягоды черного цвета? (смородина)

Даю предложения, в которых требуется дописать слово.

У ученика красивый ....(почерк).

Поезд подошёл к ... (платформе).

У больного высокая ... (температура).

С целью развития связной речи использую словарные слова для составления небольшого рассказа.

  1. Зима, мороз, коньки, каток.
  2. Завод, рабочие, работа, машина.
  3. Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, почерк.

Прошу найти «потерявшийся» слог. Это упражнение выглядит так: ...чина (мужчина), ... женер (инженер), ... монавт (космонавт), ... шина (женщина).

Предлагаю собрать слоги: ти, сан, метр (сантиметр) та, пла, не (планета) си, ве, пед, ло (велосипед)

С целью закрепления правописания словарных слов и развития зрительного восприятия провожу игру «Кто как голос подает?» На доске в столбик укрепляются таблички с названием животных, в которых пропущены безударные гласные (к.р.ва, с.бака, п.тух, с.рока, в.р.бей). Дети прочитывают несколько раз эти слова, объясняют их правописание, запоминают, в каком порядке они записаны. Затем слова закрываются, остаются видны только порядковые номера. На отдельных карточках записаны слова- действия (мычит, лает, кукарекает, стрекочет, чирикает). По вызову учителя ученик берет карточку с написанным на ней словом, обозначающим действие и укрепляет её рядом с соответствующим словом, обозначающим предмет. Эту игру использую при прохождении тем «Нераспространенные предложения», «Части речи».

На доске помещаю следующее изображение:

пфбктхешсрчёщзцз

и предлагаю детям выполнить задание: «Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной фигуре, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово? (береза)

Этот прием обеспечивает увеличение объема и углубления сосредоточенности внимания, его определенное распределение, развитие аналитико- синтетического мышления и оперативной памяти.

Вы прочитаете новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова:

л

б

а

о

к

Какое слово вы прочитали и каким образом вы это осуществили? Возможный ответ: «Мы прочитали слово корабль. Начали с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. Он самый маленький. Далее искали прямоугольники более высокие и соединяли буквы, которые в них написаны.

Следующее упражнение: «Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке:

к к к Ж А & -к

ОЗАБВТЕРАДК

к Ж -к "к

Какие это слова? Как вы их нашли? Возможный ответ: «Сегодня на уроке мы познакомимся со словами завтрак и обед. Чтобы их определить, надо соединить буквы, над которыми вверху стоят точки. Затем соединить буквы, под которыми внизу поставлены точки».

С помощью этих упражнений продолжается дальнейшее совершенствование познавательных интересов, заставляют детей напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизовать свою волю, сообразительность, наблюдательность, развивает их речь.

Работа по введению новых слов в активный словарь детей на основе фольклорного материала является логическим

продолжением словарной работы. На базе фольклорного материала повышается самостоятельность учащихся в определении смысла пословиц, поговорок.

Например, при ознакомлении со словом ОГОРОД, предлагаю детям определить значение двух фразеологических оборотов: огород городить; в огороде бузина. А в Киеве дядька. Прочитайте фразеологические обороты со словом огород.

Определите значение каждого из них.

В случае затруднения предлагаю сопоставить фразеологические обороты с их значениями:

а) совершать поступки, приводящие к сложным результатам, последствиям;

б) бессмыслица.

Используется фольклорный материал, как дополнительный источник для определения качеств предмета, обозначенного изучаемым словом из словарика. Например, при знакомстве со словом овес, предлагаю детям прочитать ряд пословиц и определить, о каких новых качествах этого растения в них идет речь:

Сей овёс в грязь, будешь князь.

Овёс любит хоть в воду, но в пору.

Сей овёс, когда босая нога на пашне зябнет.

С ознакомлением других словарных слов этот вид словарной работы усложняю. При ознакомлении со словом ЯГОДА, прошу определить, можно ли данные пословицы объединить в одну группу и по какому признаку:

Гриб не хлеб, а ягода не трава.

С одной ягоды сыт не будешь.

Ягоду не видел сорок два года, а хоть бы и век, так нужды нет.

Д. Эти пословицы можно объединить в одну группу по смыслу: ягода- не основная пища для человека.

У. Верно. Ягода- это вкусная пища и очень полезная. В ней много витаминов и других полезных веществ. Но для человека она не самая важная. Одними ягодами накормить человека нельзя.

Одну из данных пословиц, в которой есть слово ягода, и глагол в единственном числе, напишите по памяти.

Обстоятельно организованная, продуманная, систематическая словарно- орфографическая работа такого плана является эффективным средством развития

интеллектуальных качеств умственно отсталых детей и базовой для успешного проведения следующих этапов уроков письма и развития речи. Эта работа положительно влияет на общее развитие учащихся.

Для проверки качества знаний, умений и навыков учащихся были даны контрольные диктанты по письму и развитию речи.

Анализ контрольных работ показал, что все учащиеся справились с предложенными заданиями.

Выводы.

1.Развивая речь учащихся, мы развиваем мышление ребёнка, обогащаем его словарь, осуществляем коррекцию недостатков.

2. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся познавательные возможности, совершенствуем психические функции.

3. Практика показывает, что систематическая работа по развитию словесной речи на уроках письма значительно повышает продуктивность обучения данному предмету, развивает творческие способности учащихся, повышает качество образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи с использованием новых технологий."Репортаж как газетный жанр"(8 класс)

Плановый урок развития речи. На уроке использованы приёмы технологии РКМЧП: кластер, синквейн, групповая работа.Прослеживается движение от информационной хроники- к заметке, от заметки- к репортажу, ч...

Урок развития речи с использованием предметной технологии "РКМЧП": сочинение-рассуждение о книге.

Урок развития речи  по СОТ "РКМЧП",  в основе урока использован технологический приём ПОПС-формула....

Презентация. Упражнения по развитию речи старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках письма.

Основным методическим вопросом  на уроках письма и развития речи, является вопрос о том, как научить детей с нарушением интеллекта использовать язык как средство общения. Речь тесно связана с про...

Использование метода проектов на уроках письма и чтения в коррекционной школе

•Проект по чтению и развитию речи «Мир вокруг нас»;•Проект по письму и развитию речи «Правила русского языка»;•Проект по чтению и развитию речи «Расскажем нашим детям о войне»...

Здоровьесберегающие технологии на уроках письма и чтения в специальной (коррекционной) школе

Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, а тем более в работе с детьми с ОВЗ, поэтому необходимо уделять должное внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с дина...

Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках письма и чтения в коррекционной школе"

Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях. Эффективность и каче...