Подготовка к ЕГЭ. Анализ текста Д.С. Лихачёва.
тест по русскому языку (11 класс) по теме
Работа предназначена для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Мною взят текст из книги Д.С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном" - письмо девятое "Когда следует обижаться?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_teksta.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ текста
1) Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. 2) Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться?
3)Не сердясь, выяснить недоразумение – и все.
4)Ну, а если хотят обидеть? 5)Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? 6)Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.
7)Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. 8)Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. 9)Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. 10)Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т. д. 11)Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. 12)До известных пределов, конечно.
13)В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. 14)Будьте умны.
15)Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. 16)На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. 17)Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность – это будет красиво и благородно.
18)Это если «обижают» вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? 19)В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. 20) Обидчивость ведь очень мучительная черта характера.
(Д.С. Лихачёв)
А1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
- Д.С. Лихачёв считает, что обижаться нужно тогда, когда вас хотят обидеть.
- Д.С. Лихачёв считает, что, прежде чем обидеться, нужно подумать.
- Д.С. Лихачёв считает, что нужно обижаться на невнимательность и забывчивость.
- Д.С. Лихачёв считает, что нужно быть очень внимательным к обидчивым людям.
А2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
- Предложение 11 подтверждает суждение, высказанное в предложении 7.
- Тезис, высказанный в предложении 1, доказывается в предложении 15.
- В предложениях 13-14 представлено рассуждение.
- Предложение 6 представляет собой повествование.
А3. В каких предложениях содержатся синонимы?
- 5, 6
- 8, 10
- 16, 17
- 17, 19
В1. Определите способ образования слова благороднее из предложения 11.
В2. Из предложений 15-16 выпишите все частицы.
В3. Из предложений 8-10 выпишите словосочетание со связью примыкание.
В4. Среди предложений 15-17 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 3-12 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
В6. Среди предложений 5-10 найдите сложноподчинённое с придаточным местоимённо-определительным. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 15-20 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
В8. Размышляя над проблемой текста, Д.С. Лихачёв применяет синтаксическое средство … (предложения 2, 4, 6). Для усиления смыслового оттенка автором используется такой стилистический приём, как … (предложение 12). Авторское отношение к некоторым понятиям, связанным с темой и проблемой текста, выражается через тропы … (предложения 10, 17, 20). А использование тропа … ( предложения 5, 6) делает текст ярким и выразительным.
Список терминов:
- ряды однородных членов
- вопросно-ответная форма изложения
- эпитеты
- парцелляция
- инверсия
- метафора
- цитирование
- риторический вопрос
- противопоставление
Ответы:
А1 – 3
А2 – 4
А3 – 2
В1 – суффиксальный
В2 – только, не
В3 – отчасти виноваты
В4 – 15
В5 – 3; 11
В6 – 9
В7 – 17
В8 – 8; 4; 3; 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ текста Д.С Лихачёва « Человек должен быть интеллигентен».
Лингвокультурологический анализ текста. Цель урока: предоставить старшеклассникам возможность повторить и закрепить знания о тексте, способах связи предложений в тексте; о стилях речи; закрепит...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)
Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...
Урок – практикум с использованием презентации. Тема урока: Подготовка к ЕГЭ (часть С). Анализ текста Д.С.Лихачёва «Интеллигент: кто он?»
План урока предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказы...
Подготовка к ОГЭ. Анализ текста. Феликс Кривин «Волк на Елке».
Подготовка к ОГЭ. Анализ текста. Феликс Кривин «Волк на Елке». В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал свое одиночество. Увязая в снегу, продираясь ск...
Комментированный пересказ эпизода как важный этап формирования читательской грамотности на уроках литературы и подготовки к проблемному анализу текста.
Методические рекомендации к уроку литературы....
Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения»
Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения» предназначены для 10 и 11 классов....